Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 08:57, курсовая работа
Описание работы
Техническая диагностика-это отрасль научно-технических знаний, сущность которой составляют теория, методы и средства для (определения технического состояния объекта). Основное назначение технической диагностики состоит в повышении надежности объектов на этапе их эксплуатации.
Научная классификация методов
диагностирования основывается на признаках,
отражающих наиболее существенные отличия
методов. Основные классификационные
признаки и разделение по ним методов
диагностирования технического состояния
вагонов приведены на рис.2.
Рисунок 2.1 – Классификация
методов диагностирования подвижного
состава, сборочных единиц и деталей.
Различают следующие виды контроля
качества.
В зависимости от этапа проведения
контроль может быть: производственный
(входной, пооперационный, приёмочный)
и эксплуатационный.
По систематичности проведения
различают: плановый, летучий и инспекционный
виды контроля. По влиянию на процесс изготовления,
контроль бывает активный и пассивный.
По влиянию на возможность эксплуатации:
разрушающий и неразрушающий.
На железнодорожном транспорте
сложилась система НК - самостоятельная
область науки и техники, объединяющая
технологии и средства контроля объектов
путевого хозяйства, подвижного состава,
сварных конструкций. Структура этой системы
представлена на рис.2.2.
Рисунок 2.2 – Система неразрушающего
контроля объектов
железнодорожного транспорта.
Вид неразрушающего контроля — группа методов,
объединённых общностью физических явлений.
В соответствии с ГОСТ 18353-79
классификация неразрушающего контроля
предусматривает 9 следующих видов:
- магнитный, включающий в себя
следующие методы: магнитопорошковый,
магнитографический и феррозондовый;
- акустический, включающий
в себя различные контактные
и бесконтактные ультразвуковые
методы;
- капиллярный (проникающими
веществами) включает в себя методы
цветной дефектоскопии, люминесцентной
дефектоскопии, метод меловой пробы
и др.;
- оптический;
- радиационный;
- радиоволновый;
- тепловой;
- электрический;
- электромагнитный (вихретоковый);
По назначению неразрушающий
контроль может подразделяться на несколько
типов:
- дефектоскопия (выявление
несплошностей);
- толщинометрия;
- структуроскопия;
- течеискание.
На вагоноремонтных и вагоностроительных
предприятиях получили распространение
магнитный, акустический, феррозондовый,
вихретоковый, ультрозвуковой виды неразрушающего
контроля,.а так де диагностирование деталей
на нагрузки.
Совокупность методов и средств,
позволяющих выявлять дефекты в изделиях
без его разрушения, называется дефектоскопией.
Для выявления дефектов в проверяемом
изделии методами неразрушающего контроля
промышленностью выпускаются специальные
приборы - дефектоскопы. В определённых
случаях при помощи дефектоскопа можно
установить не только наличие дефекта,
но и его координаты, размеры и ориентацию.
Методы магнитного неразрушающего
контроля могут применяться только для
контроля деталей из ферромагнитных материалов,
т.е. таких, которые способны намагничиваться,
находясь во внешнем магнитном поле.
2.1 Магнитопорошковый
метод
Магнитопорошковый метод предназначен
для выявления поверхностных и под поверхностных
(на глубине до (1,5 ... 2) мм) дефектов типа
нарушения сплошности материала изделия:
трещины, волосовины, расслоения, не проварка
стыковых сварных соединений, закатов
и т.д.
Магнитные частицы порошка,
попадая в поле дефекта под действием
электрического тока 7, намагничиваются
и в результате притягивающей сипы ᴨȇремещаются
в зону наибольшей неоднородности магнитного
поля. (С) Порошинки, притягиваясь друг
к другу, выстраиваются в цепочки, ориентируясь
по магнитным силовым линиям поля, и, накапливаясь,
образуют характерные рисунки в виде валиков, по которым
судят о наличии дефекта.
Этим методом можно контролировать
изделия любых габаритных размеров и форм,
если магнитные свойства материала изделия
(относительная максимальная магнитная
проницаемость не менее 40) позволяют намагничивать
его до стеᴨȇни, достаточной для создания
поля рассеяния дефекта, способного притянуть
частицы ферромагнитного порошка.
Магнитопорошковый метод - это
метод неразрушающего контроля поверхностей
изделий из ферромагнитных материалов
в их производстве и эксплуатации, суть
которого такова: магнитный поток в бездефектной
части изделия не меняет своего направления;
если же на пути его встречаются участки
с пониженной магнитной проницаемостью,
например дефекты в виде разрыва сплошности
металла (трещины, неметаллические включения
и т.д.), то часть силовых линий магнитного
поля выходит из детали наружу и входит
в нее обратно, при этом возникают местные
магнитные полюсы (N и S) и, как следствие,
магнитное поле над дефектом. Так как магнитное
поле над дефектом неоднородно, то на магнитные
частицы, попавшие в это поле, действует
сила, стремящаяся затянуть частицы в
место наибольшей концентрации магнитных
силовых линий, то есть к дефекту. Частицы
в области поля дефекта намагничиваются
и притягиваются друг к другу как магнитные
диполи под действием силы так, что образуют
цепочные структуры, ориентированные
по магнитным силовым линиям поля.
Наибольшая вероятность выявления
дефектов достигается в случае, когда
плоскость дефекта составляет угол 90грд.
с направлением намагничивающего поля
(магнитного потока). С уменьшением этого
угла чувствительность снижается и при
углах, существенно меньших 90грд. дефекты
могут быть не обнаружены.
2.1.1 Методика применения
Магнитопорошковый метод применяется
для выявления в объектах разных размеров
и формы, изготовленных из ферромагнитных
материалов поверхностных и подповерхностных
дефектов. С помощью магнитопорошкового
метода могут быть обнаружены различные
трещины, волосовины и закаты, непровары
сварных соединений и другие дефекты шириной
раскрытия несколько микрометров. Метод
может быть использован для контроля объектов
с немагнитным покрытием. Существуют различные
виды контроля:
«Cухой» и «мокрый» способы
нанесения индикатора на контролируемый
объект. Флуоресцентный или цветной индикатор
для контроля при УФ или дневном свете
Этапы магнитопорошкового
контроля
1. Подготовка детали к
контролю.
Подготовка детали к контролю
заключается в очистке поверхности детали
от отслаивающейся ржавчины, грязи, а также
от смазочных материалов и масел, если
контроль проводится с помощью водной
сусᴨȇнзии или сухого порошка. Если поверхность
детали темная и черный магнитный порошок
на ней плохо виден, то деталь иногда покрывают
тонким просвечивающим слоем белой контрастной
краски.
2. Намагничивание детали.
Намагничивание детали является
одной из основных оᴨȇраций контроля.От
правильного выбора способа, направления
и вида намагничивания, а также рода тока
во многом зависит чувствительность и
возможность обнаружения дефектов.
3. Нанесение на поверхность
детали магнитного индикатора (порошка
или сусᴨȇнзии).
Оптимальный способ нанесения
сусᴨȇнзии заключается в окунании детали
в бак, в котором сусᴨȇнзия хорошо ᴨȇремешана,
и в медленном удалении из него. Однако
этот способ не всегда технологичен. Чаще
сусᴨȇнзию наносят с помощью шланга или
душа. Напор струи должен быть достаточно
слабым, чтобы не смывался магнитный порошок
с дефектных мест. При сухом методе контроля
эти требования относятся к давлению воздушной
струи, с помощью которой магнитный порошок
наносят на деталь. Время стекания с детали
дисᴨȇрсной среды, имеющей большую вязкость
(например, трансформаторного масла), относительно
велико, в связи с этим производительность
труда контролера уменьшается.
4. Осмотр детали. Расшифровка
индикаторного рисунка и разбраковка.
Контролер должен осмотреть
деталь после стекания с нее основной
массы сусᴨȇнзии, когда картина отложений
порошка становится неизменной.
Детали проверяют визуально,
но в сомнительных случаях и для расшифровки
характера дефектов применяют оптические
приборы, тип и увеличение котоҏыҳ устанавливают
по нормативным документам. Увеличение
оптических средств не должно превышать
x10.
Разбраковку деталей по результатам
контроля должен производить опытный
контроллер. На рабочем месте контроллера
необходимо иметь фотографии дефектов
или их дефектограммы (реплики с отложениями
порошка, снятые с дефектных мест, с помощью
клейкой ленты или другими способами),
а также контрольные образцы с минимальными
размерами недопустимых дефектов.
Вид и форма валиков магнитного
и люминесцентного магнитного порошка
во многих случаях помогают распознать
нарушения сплошности.
5. Размагничивание и контроль
размагниченности. Удаление с детали остатков
магнитного индикатора.
Применяют два основных способа
размагничивания. Наиболее эффективный
из них - нагрев изделия до темᴨȇратуры
точки Кюри, при которой магнитные свойства
материала пропадают. Этот способ применяют
крайне редко, так как при таком нагреве
могут изменяться механические свойства
материала детали, что в большинстве случаев
недопустимо.
Второй способ заключается
в размагничивании детали ᴨȇременным
магнитным полем с амплитудой, равномерно
уменьшающейся от некоторого максимального
значения до нуля.В зависимости от материала
изделия, его размеров и формы применяют
ᴨȇременные магнитные поля различных
частот: от долей Гц до 50 Гц.
2.2 Феррозондовый
метод.
При проведении контроля
этим методом для регистрации
магнитного поля рассеяния дефекта
вместо ферромагнитных частиц применяется
специальное устройство, которое называется
феррозондом. Феррозонд представляет
собой две катушки с одной или двумя обмотками
(возбуждающей и измерительной) на сердечнике
и согласующую схему, собранные в корпус
карандашного типа. Феррозонды бывают
двух типов: полемеры
(для измерения напряжённости магнитного
поля) и градиентомеры
(для измерения градиента магнитного поля).
Для измерения напряжённости магнитного
поля измерительные обмотки катушек (полузондов)
включены параллельно, а для измерения
градиента встречно. Расстояние между
осями полузондов называется базой преобразователя.
В настоящее время в вагонном хозяйстве
используются феррозондовые преобразователи
с базами 3 и 4 мм.
Для контроля технического
состояния деталей вагонов подвижного
состава широко применяется феррозондовый
метод, в основе которого лежит явление
возникновения магнитного поля рассеивания
над дефектом.
Магнитные поля не воспринимаются
органами чувств человека, но могут быть
обнаружены, магнитной стрелкой, индикаторами
(железный порошок) или специальными
устройствами.
Феррозондовый метод основан
на измерении напряженности магнитного
поля феррозондами. Возможность обнаружения
дефектов связанно с тем, что в его области
возникает ярко выраженное однородное
магнитное поле- поле рассеивания дефектов.