Техническое обслуживание и ремонт газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

Одной из основных задач автотранспортных предприятий на сегодняшний день являются повышение долговечности и экономичности автомобиля, а также снижение его отрицательного влияния на экологию. Правильная эксплуатация в сочетании с проведением своевременного и качественного технического обслуживания (комплекса операций по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании по назначению, стоянке, хранении или транспортировании) и ремонта (операций по восстановлению исправности или работоспособности и восстановлению ресурса автомобиля или его узлов, агрегатов) существенно повышают эти показатели.

Содержание работы

Введение.
Устройство и назначение газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53.
Техническое обслуживание газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53:
Неисправности, их признаки и причины.
Способы устранения неисправностей.
Техобслуживание, его виды и сроки. Работы, выполняемые при ТО.
Ремонт газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53.
Последовательность разборки механизма. Применяемые инструменты.
Дефектовка деталей.
Выбраковка деталей.
Восстановление деталей.
Последовательность сборки механизма.
Проверка и испытание работы механизма.
Техника безопасности при ремонте и техническом обслуживании.
Используемая литература.

Файлы: 1 файл

ГРМ ГАЗ-3307 двигатель ЗМЗ-53.doc

— 777.00 Кб (Скачать файл)

Для нормальной работы клапанов газораспределительного механизма  необходима герметичность сопряжения седло – рабочая фаска клапана. Этого достигают путем притирки клапанов на станке или вручную. Для притирки используют пасту, основу которой составляют абразивный порошок и масло, смешанные в пропорции 1:5.

Притертые детали клапанного механизма моют и сушат. На втулки впускных клапанов надевают шайбы клапанных пружин плоской стороной к головке блока цилиндров, а на втулки выпускных – механизм вращения клапана. Затем на впускные клапаны надевают резиновые манжеты. При установке пружин на клапаны витки с меньшим шагом располагают ближе к головке цилиндров. Установку клапанов производят при помощи съемника-рассухаривателя. Для этого головку блока цилиндров кладут на ровную поверхность, а под клапан снизу кладут упор, не дающий ему опускаться. На штоки клапанов надевают тарелки. На шпильку крепления оси коромысел навинчивается гайка, под которую поддевается один упор съемника. Другой упор давит на тарелку и сжимает клапанную пружину. Когда тарелка опускается ниже канавки, находящейся в верхней части штока клапана, в эту канавку устанавливают два конических сухарика, смазанных Литолом-24 или солидолом и плавно отпускают рычаг съемника, снимая тем самым усилие сжатия пружин. При этом необходимо следить, чтобы сухарики вошли в конические отверстия тарелок клапанных пружин. После этого ввертывают шпильки в отверстия верхней плоскости и плоскости прилегания впускного и выпускного трубопроводов.

При сборке распределительного вала на его шейку устанавливают  упорный фланец и распорное кольцо, а в шпоночную канавку вставляют сегментную шпонку. Потом на шейку вала надевают распределительную шестерню таким образом, чтобы ее шпоночная канавка совпала со шпонкой на валу. Затем шестерню до упора напрессовывают в распорное кольцо и проверяют легкость вращения фланца. На резьбовой конец распределительного вала надевают шайбу и закручивают до упора гайку.

После этого распределительный  вал устанавливают в блок цилиндров. Зубчатое колесо распределительного вала вводят в зацепление с шестерней  коленчатого вала при совмещении меток на зубьях, контролируя зазор (рис.6). Затем к блоку цилиндров болтами прикрепляют упорный фланец распределительного вала. Проверяют осевой зазор между торцом шестерни и упорным фланцем.

Следом на шпильки  в местах крепления головок блоков цилиндров надевают металлоасбестовые  прокладки. Они необходимы для создания герметичности соединения блок-картер – головка блока цилиндров. Использование прокладки намного уменьшает вероятность утечки охлаждающей жидкости и газов.

Толкатели подбирают  по отверстиям. Верность подбора оценивают  по легкости их перемещения и вращения в соответствующих отверстиях блока. Производят сборку коромысел и их осей, устанавливают их на головку блока цилиндров. Головки блоков цилиндров надевают на шпильки их крепления к блок-картеру двигателя. Затем соединяют концы установленных в толкатели штанг с коромыслами и закрепляют стойки оси коромысел. В таком же порядке собирают вторую головку цилиндров.

Завершающий этап сборки газораспределительного механизма  – затяжка гаек крепления головок  цилиндров к блоку. Их необходимо затягивать в определенной последовательности, прикладывая определенный момент силы. Для этого пользуются динамометрическим ключом и изучают техническую документацию на двигатель. Последовательность затяжки гаек крепления головки к блоку цилиндров для двигателя ЗМЗ – 53 показана на рис.7. Момент затяжки этих гаек для данного двигателя составляет 73 – 79 Н . м.

После завершения данного  процесса проводят регулировку зазоров  в приводе клапанов газораспределительного механизма. Затем устанавливают  крышку головки блока цилиндров  и отправляют двигатель на испытание.

 

Рис.7. Последовательность затяжки гаек крепления головки  к блоку цилиндров.

Проверка и испытание  работы механизма.

 

После сборки головки  цилиндров проводят испытание клапанов на герметичность. Для контроля качества притирки используют стенд. Головку цилиндров устанавливают на него и уплотняют резиновыми прокладками. После установки и зажима головки цилиндров, которая проверяется, головки клапанов смазывают сверху раствором вводно-мыльной эмульсии. Затем во внутреннюю полость головки блока цилиндров подают сжатый воздух под давлением 0,03 МПа. Воздух при этом не должен выходить из-под рабочей фаски клапана. В противном случае притирку клапанов продолжают.

Дальнейшее испытание  проводят после полной сборки и установки  газораспределительного механизма  в блок цилиндров. Оно включает в  себя обкатку на стенде сначала в  холодном состоянии при принудительном вращении коленчатого вала и включении  системы принудительной циркуляции масла, а затем в горячем состоянии при разных частотах вращения коленчатого вала как без нагрузки, так и с ней (с этой целью используют электрический тормоз). Если этот этап обкатки пройден успешно, данный двигатель устанавливают на автомобиль, совершают на нем пробную поездку и выписывают из ремонта.

 

Техника безопасности при  ремонте и техническом обслуживании.

 

  1. Перед началом работы необходимо:
    1. Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов, убрать волосы под плотно прилегающий головной убор. При ремонте автомобилей, работающих на этилированном бензине, надеть резиновые сапоги, нарукавники, резиновые перчатки и соответствующую спец. одежду. Работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях, босоножках) запрещается.
    2. Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в надлежащий порядок, убрать все мешающие работе посторонние предметы.
    3. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не слепит глаза.
    4. При использовании переносной электролампой, проверить есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная трубка. Напряжение переносных электроламп допускается не выше 12 В.
    5. Приготовить подстилку для работы под автомобилем (лежаки или специальные тележки).
    6. Не допускать к своему рабочему месту посторонних лиц.
    7. Приступая к капитальному и среднему ремонту автомобиля, убедиться, что бензобаки и бензопроводы освобождены от остатков бензина.
    8. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты, а именно:
      1. Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не иметь трещин и забоек; губки ключей должны быть строго параллельны и не закатаны; раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях; класть подкладки между губками ключей и головкой болта, а также удлинять рукоятки ключей с помощью труб и болтов или других предметов запрещается.
      2. Слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, не косую и не сбитую, без трещин, поверхность бойка; должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания завершенными клиньями; не должны иметь наклепа.
      3. Рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность и быть сделаны из древесины твердых и вязких пород (кизил, бук, молодой дуб и т.п.)
      4. Ударные инструменты (зубила, бородки, просечки, кернеры и др.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа.
      5. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм.
  2. Во время работы:
    1. Слив масла и воды из агрегатов автомобиля производить только в специальную тару.
    2. Случайно пролитое на пол масло или оброненный солидол немедленно засыпать опилками или сухим песком и собрать в специально отведенное место.
    3. При производстве сварочных работ бензобаки закрывать асбестовыми чехлами.
    4. Влезать под автомобиль и вылезать из-под него только со стороны противоположной проезду. Работая под автомобилем, размещаться между колесами вдоль машины.
    5. При работе лежа под автомобилем использовать лежаки или решетчатые тележки, снабженные для удобства пользования подголовниками, а также надеть защитные очки.
    6. Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять меры, обеспечивающие безопасность работы; затормозить автомобиль и включить низшую передачу, подложить надежные подкладки под колеса, ключ от замка зажигания убрать, а кабину закрыть.
    7. Не работать и не находиться под автомобилем, висящем на тросе грузоподъемного механизма.
    8. При снятии и установке агрегатов (задние и передние мосты, рессоры колеса и т.п.) установить раму автомобиля на специальные металлические козлы, а под колеса автомобиля подложить клинья. Подкладывать кирпичи, обрезки дерева и другие случайные предметы под раму автомобиля или под козлы запрещается. Пользоваться только специальными деревянными подкладками.
    9. При подъеме и установке автомобиля на домкрат устанавливать его только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой или вязкой почве под домкрат подкладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.
    10. Не работать и не находиться под автомобилем, если последний стоит на домкрате без специальных страхующих подставок.
    11. При работе пользоваться только исправным инструментом и приспособлениями. Слесарный инструмент содержать в сухом и чистом состоянии.
    12. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные металлические ящики с крышками.
    13. Если руки или спец. одежда смочены бензином, не подходить к открытому огню, не курить и не зажигать спичек.
    14. Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клети), при этом убедиться в том, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска. Накачка шин сжатым воздухом вне ограждения запрещается.
    15. Для подъема, снятия, установки и транспортирования тяжелых (массой более 16 кг) агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать исправные подъемно-транспортные механизмы с вспомогательными приспособлениями.
    16. При работе с электротельфером, кран-балкой выполнять инструкцию по технике безопасности для лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола.
    17. При работе с переносной электродрелью, гайковертом, шлифовальной машиной соблюдать инструкцию по технике безопасности для работающих с электроинструментом.
    18. Работая шлифовальной или сверлильной машинками, а также гайковертом, строго соблюдать инструкцию по безопасной работе с ручным пневматическим инструментом.
    19. Перед тем как начать работу по ремонту автомобиля, установленного на смотровой канаве, необходимо:
      1. проверить правильность установки колес по отношению направляющих.
      2. Поставить на тормоза или подложить под колеса распорные подкладки.
      3. Убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности лестницы и напольной решетки в канаве.
    20. Находясь в смотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.
    21. Замену рессор производить только после их разгрузки и установке козелков под раму автомобиля. Проверку совпадения отверстия ушка рессоры и серьги производить только с помощью бородка или оправки (не пальцем).
    22. При разборке и сборке рессор пользоваться только специальными слесарными инструментами, зажимными приспособлениями.
    23. При снятии отдельных агрегатов и деталей, требующих физических усилий, а также при неудобствах в работе, связанных со съемом агрегатов и деталей, применять приспособления (съемники), обеспечивающие безопасность работы.
    24. Работая молотком или кувалдой, принять все меры, чтобы не травмировать себя и людей, находящихся рядом.
    25. Не допускать людей и не находиться самому под поднятым кузовом автомобиля без установки специальных подставок, предохраняющих кузов от опускания. Применять вместо специальных подставок случайные предметы (ломы, куски металла и др.) запрещается.
    26. Работая у верстака, следить за тем, чтобы поверхность его была гладкой, обитой листовой сталью, не имела заусенец.
    27. При рубке, чеканке и других подобных работах необходимо надевать защитные очки. Для защиты окружающих людей от отлетающих частиц металла на верстаке должны быть поставлены предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1 м.
    28. Пыль и стружку с верстака, оборудования сметать щеткой или сметкой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать стружку голой рукой запрещается.
    29. При работе на сверлильном станке соблюдать требования, изложенные в инструкции по безопасной обработке металлов на сверлильных станках.
    30. Работая на наждачном точиле, во избежание ранения глаз пользоваться защитным экраном или надевать защитные очки. Следить, чтобы зазор между абразивным кругом и подручником был не более 3 мм, а подручник надежно закреплен. Затачиваемую деталь или инструмент плотно прижать к подручнику и плавно подводить к абразивному кругу.
    31. Не производить ремонта или исправления отдельных частей автомобиля, находящихся в движении, а также не находиться под автомобилем при работающем двигателе.
    32. При работе вблизи крыльчатки вентилятора во избежание несчастного случая снять с него приводной ремень.
    33. Выполняя работу совместно с несколькими лицами, согласовывать действия с товарищами по работе.
    34. При пуске двигателя (в случае необходимости) при открытом капоте не допускать, чтобы люди находились в непосредственной близости от двигателя.
    35. При запуске двигателя держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали эту рукоятку с одной стороны.
    36. При обкатке двигателя на стенде не производить никаких исправлений и не касаться вращающихся частей двигателя.
    37. Во избежание создания загазованности воздуха не допускать продолжительную (более 5 минут) работу двигателя в закрытом невентилируемом помещении.
    38. Не храните на рабочем месте легковоспламеняющуюся жидкость и обтирочный промасленный материал.
    39. Для перегонки автомобиля на стоянку и проверки тор<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-decoration

Информация о работе Техническое обслуживание и ремонт газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53