Технология перегрузки лесных грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 09:39, реферат

Описание работы

Лесные грузы, которые перевозятся морским транспортом, можно разделить на круглый лес, пиломатериалы, изделия из дерева и технологическую щепу.
Круглый лес делят на: длинномерный (3 м и более) и короткомерный (до 3 м). К длинномерному относят: пиловочник, строительный лес, транспортируемый в виде бревен, сваи и кряжи ценных пород древесины. Короткомерный круглый лес включает: балансы и пропсы (рудничная стойка). Круглый лес перевозят с поштучной укладкой, в пучках и пакетах.

Файлы: 1 файл

технология перегрузки лесных грузов.docx

— 83.63 Кб (Скачать файл)

Глава 10

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕГРУЗКИ ЛЕСНЫХ И ОСОБЫХ ГРУЗОВ 

 

55. ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСНЫХ ГРУЗОВ  И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПЕРЕГРУЗКИ

Лесные грузы, которые  перевозятся морским транспортом, можно разделить на круглый лес, пиломатериалы, изделия из дерева и  технологическую щепу.

Круглый лес делят на: длинномерный (3 м и более) и короткомерный (до 3 м). К длинномерному относят: пиловочник, строительный лес, транспортируемый в виде бревен, сваи и кряжи ценных пород древесины. Короткомерный круглый лес включает: балансы и пропсы (рудничная стойка). Круглый лес перевозят с поштучной укладкой, в пучках и пакетах.

Пиломатериалы — это доски, брусья и шпалы. Длина их может  быть разной, но чаще бывают длинномерные. Пакетирование досок, брусьев и  шпал более распространено, чем круглого леса.

Круглый лес и пиломатериалы  пакетируют в невозвратных и многооборотных пакетообразующих средствах. С этой целью применяют деревянные рамы, скрепленные проволочными хомутами или сварными трубчатыми угольниками; гибкие обвязки, обеспечивающие самороспуск пакета при установке в вагон, трюм или на склад, и полужесткие стропы.

Круглый лес и пиломатериалы  в торговых портах чаще всего перегружают  на универсальных комплексах с большими открытыми складскими площадками, обслуживаемыми поворотными портальными кранами. На тыловых складах можно использовать большепролетные козловые краны  и комбинированные перегружатели, представляющие собой козловой кран, по верхнему поясу которого перемещается тележка с поворотной частью портального  крана. Пиломатериалы и короткомерный  лес можно также хранить и  в складах-навесах.

Плитки кровельные и облицовочные, паркет, клепку бочковую и ящичную, фанеру, древесно-стружечные плиты  и т.д. перевозят обычно в пачках, как некоторые генеральные грузы. Для некоторых изделий из дерева' необходимо крытое хранение Перегрузку этих грузов в морских торговых портах, как правило, осуществляют вместе с генеральными на универсальных комплексах с открытыми и крытыми складами. Технология перегрузочных работ с изделиями из дерева имеет много общего с технологией перегрузки тарно-штучных грузов.

Щепа технологическая  по своим свойствам, коренным образом  отличается от остальных лесных грузов. Она является основным видим сырья из древесных отходов, используемых для целлюлозно-бумажного и гидролизного производства, а также для изготовления древесно-стружечных плит. Образуется щепа в результате дробления кусковых отходов лесозаготовок и лесопиления; имеет размеры до 35 мм. Специфические свойства щепы: небольшая плотность — 320—360 кг/мпри средней влажности 40%, смерзаемость в зимних условиях и склонность к уплотнению.

По железной дороге щепу перевозят в полувагонах, а по автодорогам — автопоездами из тягачей  с прицепами и полуприцепами. Для того чтобы предотвратить  сдувание щепы, во время перевозки  используют сетки, которыми накрывают  полувагоны и автоприцепы. Морем  щепу перевозят на специальных судах - щеповозах. В портах ее перегружают, как правило, на специальных комплексах, но могут использоваться и универсальные.

56. КРУГЛЫЙ ПЕС

Круглый лес может прибывать  в порт по железной дороге в полувагонах, по реке в баржах и на плаву в  плотах, морем на лесовозах и универсальных  сухогрузных судах.

Рис 66 Перегрузка круглого леса специальным грейфером через  торцеватель бревен


Из полувагонов пакеты выгружают по ярусно краном со специальной крюковой подвеской — по одному пакету в подъеме. Застропку осуществляют за проушины пакетообразующих средств. Круглый лес россыпью выгружают краном с лесным грейфером (рис. 66), но верхний слой груза («шапку») снимают с помощью стропов. Застропку производят «в удав» роликовыми скобами. Стропы заводят под «шапку» с помощью проволочных крючьев.

При подъеме круглого леса из воды, если он поступил пучками с  обвязкой, ее снимают после обжатия  пучка грейфером

Пучок можно расформировывать и на плаву, бревна с помощью багров выравнивают в сторцованный ряд  и захватывают грейфером.

На складе пакеты в ПС останавливают в четыре ряда с  уступом по периметру штабеля  в соответствии с ПБТП Формирование, и расформирование штабеля осуществляют поярусно. Штабель бревен россыпью крепят с двух сторон подпорными стенками. Формируют его краном с лесным грейфером, а при снятии «шапок» с полувагонов — стропами, расформировывают краном с грейфером.

Перед погрузкой в полувагон  или на судно грейфером или  стропами бревна, при необходимости, опускают краном в торцеватель, где торцы выравнивают (см. рис. 66) В подпалубное пространство груз перемещают с помощью судовой лебедки со шкентелем и канифас блоков Для этого груз краном с грейфером или со стропами подают на просвет люка и укладывают на шкентель До раскрытия грейфера или ослабления стропов шкентель заводят «в удав» и подтягивают лебедкой. Только после этого освобождают грейфер или стропы

Штабель на палубе и в  трюме на просвете люка расформировывают краном с грейфером При глубине подпалубных пространств 3 м и более выгрузку производят с помощью стропов. Из подпалубного пространства груз доставляют судовой лебедкой со стропами. На просвете люка стропы перецепляют от лебедки к крану.

Рис 68 Прижимная подвеска для перегрузки пакетов балансов в полужестких стропах

Рис 67 Загрузка полувагона пакетами леса в полужестких стропах

Рис 69 Самозатягивающаяся подвеска


Бревна россыпью в полувагоны и на автомашины грузят краном с  грейфером. «Шапку» формируют на причале и устанавливают в  полувагон с помощью стропов.

Кряжи краны перегружают  только двумя стропами по одному бревну в «подъеме» с застропкой «в удав». Заводку стропов под бревно производят с предварительным подрывом. С помощью вспомогательного стропа краном приподнимают один конец и под него заводят основные стропы баграми или проволочными крючьями. Далее кряж опускают и стропят основными стропами. Перевозят и хранят на складе кряжи только россыпью Производительность технологической линии при перегрузке кряжей в 1,1—1,5 раза ниже, чем при работе с круглым длинномерным лесом по соответствующим технологическим схемам (комплексно-механизированным)

Балансы и пропсы при перевозке  пакетами в ПС (рис 67) без расформирования  перегружают комплексно механизированным способом с использованием для застропки груза специальной подвески с прижимной рамкой (Рис. 68)

При перевозке россыпью перегрузка балансов и пропсов связана с  применением тяжелого ручного труда  по формированию и расформированию  пакетов. В качестве пакетообразующих средств используют кроме полужестких стропов также увязочные пояса и стальные стропы. В мерных станках пакеты формируют на заранее уложенных стропах, которых может быть два (при длине балансов более 1,3 м) или один (при длине балансов менее 1,3 м). При поступлении груза россыпью в полувагонах станок устанавливают краном или погрузчиком непосредственно в полувагон Груз с помощью багров вручную укладывают в станок и после его заполнения стропят самозатягивающейся подвеской (рис. 69), затем выгружают краном из полувагона.

Штабелирование на складе осуществляют непосредственно краном или автопогрузчиком с безблочной стрелой. Груз хранят пакетами в ПС, увязочных поясах или стропах. Для погрузки на судно увязочные пояса снимают на причале; штабель в трюме и на палубе формируют послойно с поштучной укладкой груза.

Погрузку балансов и пропсов  в полувагоны россыпью можно производить  грейфером с разравниванием вручную  с помощью багров.

Перспективы совершенствования  технологии перегрузки круглого леса связаны с широким развитием  перевозок в пакетах и блок-пакетах, прекращением использования судов с подпалубными пространствами и повсеместным применением грейферов при перевозке груза россыпью, а также укрупнением грузов в лихтерах для перевозки судами - лихтеровозами.

57. ПИЛОМАТЕРИАЛЫ

В отличие от круглого леса пиломатериалы перевозят в настоящее  время только пакетами, что позволило  комплексно механизировать процесс  их перегрузки. Краны перемещают пиломатериалы  с помощью парных стропов, если пакеты сформированы в проволочной обвязке, или четырехкрюковьгх подвесок, если в качестве пакетообразующего средства использованы полужесткие стропы ПС. Для застропки груза в полувагоне или в трюме на просвете люка, если пакеты уложены без прокладок или прижаты друг к другу или к бортам, применяют предварительный «подрыв» с помощью вспомогательного стропа. Его заводят под один из концов пакета «на люльку» и груз приподнимают краном за одну сторону так, чтобы можно было вставить прокладки или завести основные стропы.

Погрузчики перегружают  пакеты пиломатериалов на складах и  в трюмах вилами с удлинителями или  без них. Как правило, используют погрузчики грузоподъемностью 5—16 т. Для  внутрипортового транспортирования  часто применяют трейлеры и ролтрейлеры, двухосные прицепы и полуприцепы длиной 12 м.

Из полувагонов груз выгружают  кранами, штабелируют тут же на складе или отвозят автопогрузчиком. Перед  загрузкой судна пакеты краном или  погрузчиком грузят на внутрипортовые транспортные средства и доставляют на причал, а иногда тыловые краны  непосредственно передают пиломатериалы  причальным. На просвете люков пакеты штабелируют кранами, а в подпалубном пространстве — погрузчиками. Разгрузку судов и загрузку полувагонов производят в обратной последовательности, но для перемещения груза из подпалубного пространства на просвет люка применяют лебедки или краны с канифас-блоками, если выполнить эту операцию погрузчиками не возможно.

Перспективы совершенствования  технологии перегрузки пиломатериалов связаны с развитием массовых перевозок в блок - пакетах и  с укрупнением груза в лихтерах.

58. ИЗДЕЛИЯ ИЗ  ДЕРЕВА

Технология перегрузки каждого  вида изделий из дерева имеет свою специфику. Связано это с разными  формами и размерами, а также  способами упаковок. Фанеру упаковывают  в пачки по несколько листов и  перевозят по железной дороге в крытых вагонах. Технология грузовых работ  имеет много общего с технологией  перегрузки тарно-штучных грузов.

Древесно-стружечные плиты  перевозят стопками по несколько  штук без обвязки в полувагонах. С точки зрения технологии грузовых работ древесно-стружечные плиты  напоминают пиломатериалы. Плитки паркета  упаковывают в малогабаритные (400Х  ХЗООХ250 мм) обвязанные пачки массой 20 кг. По железной дороге паркет перевозят  в полувагонах, а перегружают  вручную, формируя и расформировывая  «подъемы».

Разгрузку и загрузку вагонов  с фанерой ведут малогабаритными  погрузчиками, на вилы которых надеты удлинители. На рампе пачки укладывают на подкладки. На склад пачки фанеры перевозят погрузчиком с вилами. При больших размерах пачек (1525Х1525 мм и более) используют удлинители. «Подъем» складского погрузчика состоит  из 6—12 пачек. Штабелирование на складе осуществляют на прокладках.

Загрузку-разгрузку просвета люка производят непосредственно краном с самозатягивающейся подвеской. Подпалубные пространства обрабатывают погрузчиками. Автомашины загружают и разгружают кранами.

Древесно-стружечные плиты  из-за больших размеров перевозят  в полувагонах с укрытием специальной  защитной крышей из лесоматериалов, рубероида  и т. д. Перегрузку кранами ведут  на парных растительных стропах (или  комбинированных — со вставками  из пластинчатой цепи). Стропы навешивают на крюки подвески с распорной  траверсой. В одном «подъеме»  перемещают две-три плиты. Если в  полувагоне или трюме на просвете люка плиты уложены без прокладок  или вплотную друг к другу, а также  к бортам, застропку - осуществляют, предварительно подрывая одну сторону с помощью вспомогательного стропа. Плиты погрузчиками перегружают на вилах с удлинителями.

В трюме прочные пачки  правильных размеров, пригодные для  пакетирования на поддонах, формируют  в пакеты и перегружают на склад  краном с подвеской для пакетов  на поддонах, а затем двумя погрузчиками с вилами.

Для отправки по железной дороге пакеты подвозят погрузчиками на ЖГФ, затем подают краном в полувагон  и вручную расформировывают. Часть  пачек паркета в процессе перевозки  морем, погрузки-выгрузки в порту  теряет правильную форму, некоторые  из них рассыпаются. В этом случае перегрузку осуществляют ковшами —  в трюме их вручную наполняют, а на складе и в полувагоне вручную  расформировывают. При отгрузке со склада ковши опять приходится загружать  вручную. Таким образом, технология перевозки и перегрузки паркета  является крайне отсталой и неэффективной. Организация пакетной перевозки  паркета на поддонах или контейнеризация  этого грузопотока является первостепенной задачей.

Перспективы совершенствования  технологии перегрузки изделий из дерева связаны с организацией их перевозки  только пакетами и блок - пакетами, развитием  контейнеризации и лихтеровозного флота.

59. ЩЕПА

В портах щепу хранят обычно на открытых асфальтированных или бетонных площадках. Продолжительность хранения без ухудшения качества целлюлозно-бумажной продукции составляет один год для  древесины хвойных пород и 4 мес. для древесины лиственных пород. На универсальных комплексах полувагоны разгружают и суда загружают портальными  кранами с грейферами (многочелюстными или обычными двухчелюстными).

На складе штабеля формируют  бульдозерами, оборудованными специальными отвалами параболической формы шириной  до 5 м. При отгрузке со склада бульдозеры подгребают груз в зону действия кранов. В каждом штабеле содержится щепа одной породы древесины. При загрузке судов для равномерного распределения щепы по площади трюма и уплотнения груза используют бульдозеры.

На универсальных портовых комплексах с открытыми складскими площадками щепу перегружают кранами  с грейферами, на специальных портовых комплексах — подъемно-транспортными  машинами конвейерного типа и пневмоперегружателями. ЖГФ представляет собой разгрузочную галерею с двумя путями, бурорыхлительной машиной, приемным бункером и отвальным ленточным конвейером. Склад — это несколько открытых площадок, обслуживаемых штабелеобразователями (стаккерами) и бульдозерами. МГФ оснащен двумя судопогрузочными машинами. Между основными технологическими элементами комплекса щепа транспортируется пневмотранспортом по трубопроводам и ленточным конвейерам.

На ЖГФ щепу из полувагонов  с помощью рыхлителей и вибраторов ссыпают через нижние люки в бункер, откуда ленточный конвейер подает ее на центральную пересыпную станцию. Здесь груз поступает в приемную камеру пневмоустановки и далее по трубопроводам транспортируется на причал для погрузки на судно или к штабелеобразователям для складирования. Штабелеобразователи пневматического действия обеспечивают заполнение всех складских площадок. Во время отгрузки со склада бульдозеры сгребают щепу в приемные бункеры, откуда она попадает на ленточные конвейеры, а затем через пересыпную станцию в приемную камеру пневмоустановки. На причал груз подают по трубопроводу пневмотранспортом. Каждый из двух трубопроводов через один из пяти присоединительных отростков может быть подключен к одной из судопогрузочных машин подачей до 400 т/ч каждая. Машины по рельсам перемещаются вдоль судна. По их наклоняющимся консолям проложен трубопровод, заканчивающийся вертикальным участком, опускающимся в трюм и снабженным поворотной насадкой для уплотнения и разброса груза. Судопогрузочная машина подает щепу в трюм и разбрасывает по его площадке. Дополнительно для более равномерного распределения груза и лучшего уплотнения могут использоваться бульдозеры. Работа комплекса автоматизирована.

Информация о работе Технология перегрузки лесных грузов