Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 18:02, курсовая работа
Днем рождения электрической тяги принято считать 31 мая 1879 г., когда на промышленной выставке в Берлине демонстрировалась первая электрическая железная дорога длиной 300 м, построенная Вернером Сименсом. Электровоз, напоминавший современный электрокар, приводился в движение электродвигателем мощностью 9,6 кВт (13 л. с.). Электрический ток напряжением 160. В передавался к двигателю по отдельному контактному рельсу, обратным проводом служили рельсы, по которым двигался поезд - три миниатюрных вагончика со скоростью 7 км/ч, скамейки вмещали 18 пассажиров. В том же 1879 г. была пущена внутризаводская линия электрической железной дороги протяженностью примерно 2 км на текстильной фабрике Дюшен-Фурье в г. Брейль во Франции.
Введение. Цель и задачи работы……………………………………………….2
Краткая характеристика тягового электродвигателя ТЛ-2К…..…………..
1.1Назначение и технические данные ТЛ-2К…………………………………….
1.2 Принцип работы…………………………………………………………….
1.3 Устройство ТЛ-2К…………………………………………………………..
2 Ремонт якоря в объеме ТР-3……........................………….……....………..
2.1 Очистка якоря ..........................................…………………… …..…………
2.2 Дефектировка ......................…………………………………………….….
2.3 Осмотр и ремонт механической части якоря .....................................……
2.4 Осмотр и ремонт коллектора .....................................……………………..
2.5 Ремонт обмотки якоря ..........………………………………………………
3 Техника безопасности при ремонте электрооборудования……………….
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….
Тяговый двигатель ТЛ-2К
имеет глухие подшипниковые щиты
с выбросом охлаждающего воздуха
через специальный патрубок.Он состоит
из остова, якоря, щеточного аппарата
и подшипниковых щитов (рис.1). Остов
двигателя 3 представляет собой отливку
из стали марки 25Л цилиндрической
формы и служит одновременно магнитопроводом.
К нему крепятся шесть главных 34
и шесть дополнительных 4 полюсов,
поворотная траверса 24 с шестью щеткодержателями
1 и щиты с роликовыми подшипниками,
в которых вращается якорь 5 двигателя.
С наружной поверхности остов
имеет два прилива 27 для крепления
букс моторно-осевых подшипников, прилив
и съемный кронштейн для
Якорь (рис. 33, 34) электродвигателя состоит из коллектора, обмотки, вложенной в пазы сердечника 5 (см. рис. 33), набранного в пакет из лакированных листов электротехнической стали марки 1312 толщиной 0,5 Мм, стальной втулки 4, задней 7 и передней 3 нажимных шайб, вала 8. В сердечнике имеется один ряд аксиальных отверстий для прохода вентилирующего воздуха. Передняя нажимная шайба 3 одновременно служит корпусом коллектора. Все детали якоря собраны на общей втулке 4 коробчатой формы, напрессованной на вал 8 якоря, что обеспечивает возможность его замены.
Рис. 33. Якорь тягового электродвигателя ТЛ-2К1
Якорь имеет 75 катушек 6 и 25 секционных уравнительных соединений 2. Соединение концов обмотки и клиньев с петушками коллекторных пластин 1- выполнено припоем ПСР-2,5 ГОСТ 19738—74 на специальной установке токами высокой частоты.
Каждая катушка имеет 14 отдельных проводников, расположенных по высоте в два ряда, и по семь проводников в ряду. Они изготовлены из медной ленты размерами 0,9X8.0 мм марки ЛММ и изолированы одним слоем с перекрытием в половину ширины стеклослюдинитовой ленты ЛСЭК-5-СПл толщиной 0,09 мм. Каждый пакет из семи проводников изолирован также лентой стекло-слюдинитовой ЛСЭК-5-СПл толщиной 0,09 мм с перекрытием в половину ширины ленты. Корпусная изоляция пазовой части катушки состоит из шести слоев стеклослюдинитовой ленты ЛСЭК-5-СПл размерами 0,01X20 мм, одного слоя ленты фторопластовой толщиной 0,03 мм и одного слоя стеклоленты ЛЭС толщиной 0,1 мм, уложенных с перекрытием в половину ширины ленты.
Уравнители секционные изготовляют из трех проводов размерами 1X2,8 мм марки ПЭТВСД. Изоляция каждого провода состоит из одного слоя стеклослюдинитовой ленты ЛСЭК-5-СПл размерами 0,1X20 мм и одного слоя ленты фторопластовой толщиной 0,03 мм. Вся изоляция уложена с перекрытием в половину ширины ленты. Изолированные провода соединяют в секцию одним слоем стеклоленты, уложенной с перекрытием в половину ширины ленты. В пазовой части обмотку якоря крепят текстолитовыми клиньями, а в лобовых частях — стеклобандажом.
Коллектор электродвигателя
с диаметром рабочей
Обмотка якоря имеет следующие данные: число пазов 75, шаг по пазам 1—13, число коллекторных пластин 525, шаг по коллектору 1—2, шаг уравнителей по коллектору 1 —176.
Рис. 34. Схема соединения
катушек Рис. 35. Уплотнение якорных под-якоря
и уравнителей с коллектор- шипников и подвод
к ним смазки нымн пластинами тягового
электро- тягового
Якорные подшипники электродвигателя
тяжелой серии с
Общие сведения. Перед постановкой электровоза на канаву для технического обслуживания или текущего ремонта продуйте тяговые электродвигатели сжатым воздухом.
Уход за тяговыми электродвигателями осуществляют согласно Правилам текущего ремонта и технического обслуживания электровозов постоянного тока ЦТ/3745. При наружных осмотрах проверяют исправность действия замков, крышек коллекторных люков, болтовые крепления: моторно-осевых букс, кожухов зубчатой передачи, главных и дополнительных полюсов.
2.1 Очистка якоря
Перед осмотром и ремонтом якорь очищают. При работе тягового двигателя для улучшения отвода тепла от нагретой обмотки якорь постоянно обдувается потоком охлаждающего воздуха, подаваемого в двигатель от вентиляторов под некоторым напором. Воздух несет с собой частицы пыли, а также продукты износа электрощеток. С охлаждающим воздухом внутрь двигателя проникает влага, снег. Эти загрязнения и влага попадают в зазоры между шинками секций обмотки у петушков коллектора, в межламельные промежутки коллектора и вентиляционные каналы сердечника якоря, а также скапливаются на поверхности якоря, в углублениях между катушками на выходе их из паза, на изолированном конусе коллектора особенно тогда, когда его глянцевая поверхность обожжена круговым огнем. Наличие щеточной пыли и других загрязнений на изолированных поверхностях якоря значительно снижает устойчивость двигателя к перебросам, а также электрическую прочность изоляции обмоток и коллектора. Пыль, смешанная с влагой, накапливается также на стенках вентиляционных каналов сердечника; при этом живое сечение каналов уменьшается и ухудшается теплоотвод от сердечника. Это приводит к увеличению нагрева обмоток в эксплуатации, снижению их надежности и срока службы. Пыль и загрязнения при пропитке якорей могут попадать в пропиточный лак и вместе с ним проникать в изоляцию обмотки, что значительно снижает изоляционные характеристики обмоток и способствует их повреждению. Следовательно, очистку якорей следует рассматривать как одну из важнейших операций при их ремонте и поэтому необходимо следить за тем, чтобы производилась она тщательно. Все щели, в которых возможны скопления загрязнений, продувают и очищают пылесосом, а поверхностные загрязнения удаляют продувкой и протиркой поверхности сначала увлажненными в бензине (изоляционные поверхности, коллектор) или керосине (другие металлические поверхности), а затем сухими техническими салфетками. Вентиляционные каналы прочищают специальными щетками-ершами. В настоящее время с целью повышения эффективности очистки якорей проводят работы по изысканию составов синтетических моющих средств, а в отдельных депо осуществляют практические шаги по их применению. Такими средствами являются водные растворы «Концентрат-Термос» («Термос-К»), МЛ-80, отходы производства синтамида и др. В состав «Термос-К» и других синтетических моющих средств входят поверхностно-активные вещества, которые способствуют хорошей очистке загрязненных поверхностей. Целесообразно применение этих веществ осуществлять в моечных машинах. Преимуществом этих средств является также возможность их регенерации, т. е. при накоплении в моющих растворах загрязнений сверх установленных норм они могут подвергаться очистке и вновь использоваться. Синтетические моющие средства необходимо применять в соответствии с действующей инструкцией.
2.2 Дефектировка
После очистки для удобства
осмотра якорь устанавливают
на специальную установку, обеспечивающую
возможность его поворота, на которой
проверяют состояние его
2.3 Осмотр и ремонт механической части якоря
Ремонт якоря. Установите якорь концами вала на специальные подставки, затем, вращая его, очистите вентиляционные каналы проволочным ершиком. После этого тщательно продуйте каналы сжатым воздухом. Медленно вращая якорь, очистите его от пыли, грязи и смазки. Осмотрите бандажи, испытайте на междувитковые замыкания, замерьте сопротивление изоляции обмоток якоря относительно корпуса. Простукиванием проверьте плотность посадки пазовых клиньев. Если клинья в пазу ослабли на длине, большей — длины паза, замените их. Проверьте простукиванием затяжку коллекторных болтов. Подтяните ослабшие болты специальным ключом-трещоткой, предварительно нагрев якорь до температуры 160 — 170 °С. Для подтяжки коллекторных болтов якорь поставьте на специальную подставку коллектором вверх. Болты подтягивайте постепенно, с поочередным подвертыванием не более чем на полоборота диаметрально противоположных болтов.
Визуальным осмотром проверьте качество пайки обмотки якоря к петушкам коллектора. Обнаруженные дефекты устраните. Просушите якорь. Проведите обточку коллектора в собственных подшипниках, снимите фаски с продольных ребер коллекторных пластин, а концы пластин разделайте специальным ножом. Продорожьте коллектор на глубину в соответствии с нормами прил. 13. Удалите остатки миканита у боков коллекторных пластин и вручную продорожником прочистите межламельное пространство. Прошлифуйте коллектор, обдуйте сжатым воздухом, испытайте якорь на междувитковое замыкание, а так-же замерьте сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса. Допустимое значение сопротивления изоляции указано в прил. 13. Восстановите покрытие якоря. Если сборка электродвигателя задерживается, то оберните рабочую поверхность коллектора плотной бумагой или закройте брезентовым чехлом. После этого якорь положите на деревянную подставку.
Магнитный контроль шеек и
конусов вала выполняют круглыми
магнитно-порошковыми
После наплавки шов зачищают до металлического
блеска. Никакие дефекты в наплавленном
металле не допускаются. При наплавке
в два слоя первый слой зачищают до металлического
блеска, проверяют, затем наплавляют второй
слой. Наплавку вала начинают на меньшем
диаметре и ведут в направлении к галтели.
После прохода галтели обязательно наплавляют
еще 2—3 витка на участке большего диаметра.
Наплавленные места валов протачивают,
а затем проверяют магнитным дефектоскопом
и упрочняют накаткой. Накатке подвергают
всю наплавленную поверхность и прилегающие
к ней участки вала на длине 30—50 мм, а также
переходные галтели. Перед накаткой поверхности
вала должны быть обточены и иметь шероховатость
по 5-му классу. Накатку выполняют на токарном
станке при помощи двух роликовых приспособлений,
оборудованных автоматическим регулятором
давления, обеспечивающим постоянное
усилие накатки. В приспособлении имеются
два ролика — упрочняющий и сглаживающий
диаметром 100 мм. Профильный радиус упрочняющего
ролика 14 мм, сглаживающего — 50 мм. Усилие
накатки 14 кН (1400 кгс), подача станка 0,2—0,3
об/мин, частота вращения вала 250 об/мин.Уменьшение
диаметра вала после накатки должно быть
в пределах 0,03—0,05 мм. Накатываемую поверхность
смазывают машинным маслом. После накатки
вал шлифуют. Размеры и чистота обработки
восстановленных шеек и конуса вала должны
соответствовать размерам и чистоте обработки,
указанным в чертежах и правилах ремонта.
При ремонте тяговых двигателей, и особенно
двигателей ТЛ-2К1, необходимо внимательно
осматривать якорь, обращая особое внимание
на плотность посадки его элементов, и
не допускать выпуска в эксплуатацию якорей
с указанными дефектами. Очень тщательно
следует проверять плотность установки
пакета сердечника на якорях, у которых
обнаружены обрывы витков обмотки якоря.
Обрывы секций обмотки якоря ухудшают
коммутацию тягового двигателя, и часто
их можно обнаружить по состоянию коллектора
и электрощеток. На коллекторных пластинах,
которые были соединены с оборванными
секциями, и на коллекторных пластинах,
находящихся рядом с ними, обычно имеются
подгары и оплавления, наблюдаются также
подгары на электрощетках. Можно обнаружить
подгары также на коллекторных пластинах,
отстоящих от дефектных (с обрывом секции)
на двойное полюсное деление. В отдельных
случаях в петушках коллекторов с обрывом
секций имеются следы выплавления припоя.
Якоря, имеющие ослабление пакета сердечника
и задней нажимной шайбы, необходимо отправлять
в капитальный ремонт. О наличии таких
дефектов следует обязательно указывать
в техническом паспорте якоря перед его
отправкой на ремонтный завод.
Информация о работе Технология ремонта якоря тягового электродвигателя