Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 21:25, реферат
Автотранспорт - материальная основа процесса обращения, в котором перемещение грузов является одновременно и производственным процессом и продукцией. Продукция автотранспорта измеряется тонно-километрами, представляющими произведение количества перемещаемых тонн груза на расстояние в определенный период времени.
Производственные процессы автотранспортного и любого другого предприятия резко отличаются друг от друга. Автотранспорт не имеет дела с сырьем; предмет его труда - груз - поступает на транспорт из вне в готовом виде, и никаких новых продуктов при этом не создается. Но, как и любая отрасль материального производства, он создает новые стоимости.
Введение
Автомобильный транспорт представляет собой один из важнейших обслуживающих подкомплексов агропромышленного комплекса (АПК). Он выполняет роль связующего звена в единой технологической цепи агропромышленного производства. Обеспечивая материальные потоки разнообразных производственных ресурсов, промежуточной и конечной сельскохозяйственной продукции на всех стадиях и этапах её воспроизводства, автомобильный транспорт выступает как интегратор производственной деятельности сельскохозяйственных, перерабатывающих, обслуживающих строительных предприятий. В этом коренное его отличие от других подкомплексов АПК.
Очевидно, что хорошо налаженная система автотранспортного обслуживания - непременное условие успешной деятельности любого агропромышленного формирования. Влияние автотранспорта на ход эффективности и конечные результаты агропромышленного производства через уровни транспортных издержек транспортного обслуживания.
Хотя в системе АПК есть немало автотранспортных предприятий и подразделений, которые работают хорошо, в целом эффективности и качество транспортного обслуживания не отвечает современным требованиям. Из-за этого АПК и все народное хозяйство ежегодно несут огромные потери в связи со снижением объемов производства сельскохозяйственной продукции, неудовлетворительным ее качеством, высокой стоимостью. Недостаточно эффективная работа автомобильного транспорта существенным образом тормозит решение задачи полного удовлетворения потребности страны продуктах питания и сырья для легкой промышленности.
Имеется целый ряд причин того, что в течение многих лет транспортное обслуживание остается одним из наиболее узких мест в организации агропромышленного производства, что в диспропорции, давно возникшие в этой сфере на почве ведомственной разобщенности ни только не устранены, но продолжают возрастать, ни смотря на определенные усилия центральных и местных органов АПК по их устранению. Однако первоосновой негативных тенденций и процессов на автомобильном транспорте АПК служит то, что сформировавшиеся здесь хозяйственных механизм в целом и особенно его центральное звено - экономический механизм хозяйствование - вошли в глубокое противоречие с современными организационными формами, масштабами и программно целевыми установками агропромышленного производства.
Автотранспорт - материальная основа процесса обращения, в котором перемещение грузов является одновременно и производственным процессом и продукцией. Продукция автотранспорта измеряется тонно-километрами, представляющими произведение количества перемещаемых тонн груза на расстояние в определенный период времени.
Производственные процессы автотранспортного и любого другого предприятия резко отличаются друг от друга. Автотранспорт не имеет дела с сырьем; предмет его труда - груз - поступает на транспорт из вне в готовом виде, и никаких новых продуктов при этом не создается. Но, как и любая отрасль материального производства, он создает новые стоимости. Изменение потребительской стоимости автотранспортного предмета труда вызывается материальным изменением его положения в пространстве. Новые стоимости создаются в результате прибавления к первоначальной стоимости автотранспортируемого предмета стоимости его транспортировки.
Автотранспортный процесс или процесс перевозок состоит из трех основных элементов:
- погрузка грузов на подвижной состав в пунктах отправления;
- перемещение (передвижение) грузов по дорогам между пунктами отправления и назначения;
- выгрузка грузов в пунктах назначения.
Автотранспорт при любой форме собственности имеет присущую ему организацию, располагая основными и оборотными средствами. Осуществление автомобильных перевозок связанно с расходами автомобильного топлива и смазочных материалов, выплатой заработной платы и другими расходами. Работа автотранспортного предприятия оценивается по данным месячного, квартального и годового бухгалтерских отчетов и балансов, в которых аккумулируются результаты его финансово-хозяйственной деятельности в денежном выражении. Хозяйственно-финансовая деятельность автотранспортного предприятия осуществляется на принципах полного хозяйственного расчета с целью получения прибыли. Сущность заключается в том, что создаваемая в процессе автомобильных перевозок транспортная продукция должна полностью компенсировать материальные, трудовые и денежные ресурсы, затраченные на ее образование и дополнительно обеспечить получение прибыли.
Рентабельность работы автотранспортного предприятия очень важный экономический показатель, так как от него зависит размер получаемой прибыли.
В общих затратах труда на производство сельскохозяйственной продукции доля транспортных и погрузочно-разгрузочных работ составляет около 40%. третья часть затрат, связанных с приобретением и обслуживанием техники, приходится на транспортные и погрузочные средства.
Из требований, предъявляемых сегодня к транспортно-погрузочным средствам, можно выделить следующие: получение экономического эффекта у сельских товаропроизводителей при снижении удельной материале - и энергоемкости, повышение надежности, снижение затрат труда и вредного воздействия на почву.
Цель курсовой работы экономически обосновать направления повышения организации и оплаты труда работникам автотранспорта А также выявить наиболее эффективное использование автомобильного транспорта при перевозке сельскохозяйственных грузов.
Предметом исследования является транспортное обслуживание АПК. Объектом исследования является автомобильный парк АОА Завьяловская «Сельхозтехника».
1. Теоретические основы организации труда и заработной платы на предприятии
1.1 Основные формы организации труда на предприятии, факторы, определяющие организацию труда
Труд играет исключительную роль в жизни человека и общества, создании национального богатства, научно-техническом и социальном прогрессе. Имеется много определений труда. Наибольшее распространение в отечественной экономической науке получила, отмеченная выше, характеристика труда как целесообразной деятельности человека, направленной на преобразование предметов природы и приспособление их для удовлетворения своих потребностей. Это определение базируется на высказываниях о труде К. Маркса. Но и многие современные, в том числе и западные экономисты придерживаются его или близкого к нему понятия. Так, французский экономист Барр Р. дает следующую дефиницию: «труд есть сознательная деятельность». Вместе с тем среди западных экономистов широкое распространение имела и встречается сегодня трактовка труда как субъективной жертвы, приносимой рабочими (тягостность, усталость и т.д.) и капиталистами (воздержание от потребления, удовольствий). Имеются и другие представления о данном виде занятости.
Следует различать труд индивидуума, индивидуальный труд, и совокупный труд общества, общественный труд. Последний представляет собой целесообразное функционирование совокупности отдельных индивидуумов, взаимосвязанных между собой разделением, обменом, специализацией и кооперацией труда, направленное на создание материальных и духовных благ, предназначенных для удовлетворения полезных человеку и обществу потребностей.
Исходной методологической предпосылкой изучения общественного труда является рассмотрение процесса труда как взаимодействий двух сторон: организационно-технической (материально-вещественной) и социально-экономической. Чтобы выяснить структуру труда и ее изменение, необходимо раскрыть каждую из сторон и их взаимосвязи. Собственно выделение двух сторон уже представляет в наиболее общем виде структуру общественного труда. Под структурою понимают: систему объективных элементов (компонентов), обладающую той или иной степенью устойчивости. При этом свойства целостной системы определяются природой исходных компонентов, их количеством, а также способом связи или взаимодействия между ними.
Материально-вещественная сторона труда отражает отношение человека к природе, характеризует его как элемент производительных сил. Изменения в материально-вещественной стороне связаны с изменениями в предметах труда, орудиях труда, организации и условиях труда, квалификации работников.
Социально-экономическую сторону труда выражают отношения людей друг к другу по поводу создания - вещей, формирования и развития работника. Кардинальные изменения в социально-экономических отношениях приводят к изменению классовой структуры общества.
Взаимосвязь этих сторон прежде всего заключается в том, что социально-экономические; отношения создают определенные - стимулы к развитию вещественных элементов труда и самого человека, работника. Вместе с тем создание более сложных технических систем, повышение уровня образования, культуры, квалификации работников вызывает необходимость совершенствования или замены социально-экономических отношений на новые. В диалектическом взаимодействии этих сторон осуществляется прогресс общества.
Более детально структуру современного общественного труда в рыночной экономике можно представить из следующих элементов:
1. Вещественные элементы
2. Личные элементы производства,
производительных сил (человеческий
фактор) - это прежде всего знания,
опыт и навыки. Они также являются
результатом исторического
3. Цель труда. Она вытекает из
самой сути труда. Цель труда
разная у непосредственных
Сегодня производство все больше организуется на основе научных знаний, что требует от работников постоянного овладения ими, иначе цель конкретных видов деятельности будет отчуждаться от работников, а они - пополнять ряды безработных. Необходимо регулярное совершенствование стимулов к труду.
Главной же целью собственников, предпринимателей является получение прибыли, возрастание дохода. Кроме того, у предпринимателей есть другая цель - реализация предпринимательских способностей.
4. Связь между вещественными
и личными элементами. За последними
стоят их собственники, между
которыми формируются
С позиции неоклассического, либерального направления экономической мысли, базирующего на теории трех факторов производства (французского экономиста Сэя), каждый фактор производства (земля, капитал и труд) получают свом долю дохода и, следовательно, никакой эксплуатации нет. Эта точка зрения господствует среди западных экономистов и, в настоящее время, хотя есть и другие воззрения. Подобный подход получил распространение и среди российских, экономистов.
5. Способы организации труда. Они
зависят от цели производства,
способа связи вещественных и
личных элементов, разделения труда
и конкуренции. Вместо стихийного
разделения и конкуренции в
масштабе капиталистического
6. Отношение к труду. С одной
стороны, труд не является обязательным.
С другой стороны, труд был
и остается для подавляющейся
части людей основным
Таким, образом, структура общественного труда представляет собой срез последнего в конкретный период времени.
Развитие производительных сил, изменение их внутренней структуры определяют объективные пропорции между личными и вещественными факторами производства, распределение работников по секторам экономики, сферам приложения труда. Наиболее подвижным элементом производительных сил являются орудия и предметы труда. Именно их преобразование, совершенствование обеспечивает материальную основу структурных изменений в общественном труде. Конкретные же формы их проявления, социальная направленность, определяется системой экономических отношений.
О структурных изменениях в общественном труде можно судить по структуре занятости населения. Она представляет собой проявление определенной пропорциональности в распределении трудосиссоонсго населения по секторам экономики, отраслям, предприятиям и внутри них.
Более динамичная структура производительных сил предопределяет выполнение общественным трудом определенных функций.
Функции общественного труда. Функции общественного труда выражают изменение его содержания во времени в зависимости от уровня развития производительных сил. Можно выделить следующие функции:
1. Труд как средство к жизни,
как способ и мера
2. Труд как основа существования общества, источник вещественного богатства, фактор общественного прогресса.
3. Труд как фактор развития самого человека, как сфера утверждения личности.
Первая функция самая древняя и важная. Она выступает Основой всех других функций. Человек, прежде чем заниматься духовной и иной возвышенной деятельностью, должен удовлетворить хотя бы минимальные потребности в пище, одежде, жилье и т.п. Главным направлением трудовой деятельности в этом качестве становится обмен веществ между человеком и природой:
По мере удовлетворения потребностей человека труд становится источником вещественного богатства (жилье, заводы, фабрики учебные заведения, больницы, дороги и т.д.), фактором общественного прогресса (движением к более совершенным видам труда; организации производства и общества).
Человек, осуществляя в нормальных условиях труд, испытывает от него определенное удовлетворение, ощущает и осознает необходимость его для общества, благотворное влияние труда на развитие своих качеств. Иначе говоря, труд способствует развитию самого человека. Когда человек создает нечто новое, полезное, не встречающееся в природе, это вызывает у него чувство гордости, выступает сильным побудительным мотивом для новых дел и достижений, оказывает влияние на его социальный и психологический облик, формирует из него творческую личность. Всестороннее развитие личности достижимо при очень высоком уровне развития производительных сил и социально-экономических отношений (компьютеризированное производство, полная занятость, высокие доходы населения, достаточное свободное время, гражданское общество и т.д.).
Информация о работе Теоретические основы организации труда и заработной платы на предприятии