Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:10, реферат
Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом.
Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Значение машиностроительного комплекса РФ……………………………………………..4
2.Факторы, определяющие размещение отрасли машиностроения………………………….5
3.Анализ размещения отрасли по территории России……………………………………….7
3.1.Тяжелое машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных пунктов машиностроительного комплекса…………………………………………………...11
3.2.Общее машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных пунктов машиностроения……………………………………………………………………...13
3.3.Среднее машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных пунктов машиностроительного комплекса…………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………………………………16
6. Центрально-Черноземный
экономический район. Ведущей
отраслью в этом районе
7. Северо-Кавказский
экономический район. Он
Важной отраслью
Северный Кавказ
специализируется также на развитии энергетического
В Краснодарском крае развито транспортное машиностроение. Предприятия используют сталь и прокат, поступающие с металлургических заводов Сулина и Таганрога. Наиболее мощный промышленный потенциал концентрируется в Ростовской области. Она сохраняет ведущую роль в развитии транспортного и энергетического машиностроения.
8. Поволжский
экономический район. Основу
Основными отраслями специализации
Машиностроительный комплекс - одна из самых крупных и сложных по структуре отраслей промышленности Поволжья. На его долю приходиться не менее 1/3 всей промышленной продукции района. Отрасль в целом характеризуется малой металлоемкостью (коэффициент металлоемкости здесь ниже среднероссийского и вдвое меньше уральского). Машиностроение работает преимущественно на металлопрокате соседнего Урала; очень малая часть потребности покрывается собственной металлургией. Машиностроительный комплекс объединяет разнообразные машиностроительные производства. Поволжское машиностроение выпускает широкую номенклатуру машин и оборудования: автомобили, станки, тракторы, счетно-решающие устройства, приборы, моторы, подшипники, электротехнические изделия, оборудование для различных отраслей промышленности и сельскохозяйственных предприятий. Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, велосипедов, судов. Авиационная промышленность возникла в годы войны в городах Самаре и Саратове. В настоящее время заводы специализируются на производстве реактивных самолетов (Самара) и самолетов ЯК-40 (Саратов).
Одни отрасли развиваются в связи с потребностями самого района в соответствующей продукции (нефтеаппаратура, нефтеналивные суда) и наличием квалифицированных кадров рабочих (производство часов, счетной техники), другие - в силу благоприятного транспортно-географического положения, условий кооперирования поставок деталей узлов (автомобилестроение).
Поволжье - крупнейший
в стране производитель автомобилей.
Для развития этой отрасли имеются
все необходимые предпосылки: район
находится в зоне концентрации основных
потребителей продукции, хорошо обеспечен
транспортной сетью, уровень развития
промышленного комплекса
Эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, электроемкости и малой трудоемкостью. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического, подъемно - транспортного оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций.
Затраты на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-15 %, затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %. Поэтому заводы тяжелого машиностроения размещаются вблизи металлургических баз, и в районах потребления готовой продукции.
К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:
- Уральский экономический район (завод "Уралмаш", Нижний Тагил)
- Сибирь (производство
- Санкт-Петербург - исторически
сложившийся центр
- крупный центр, связанный
с производством атомных
Производство
Производство крупного энергетического
оборудования возникло вне металлургических
баз в крупных центрах
В развитых центрах машиностроения развивается производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. (Западно-Сибирский (Новосибирск), Центральный (Коломна, Иваново), и т.д.
Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах страны (Западно-Сибирский - Прокопьевск; Уральский).
Вне металлургических баз
размещается большинство
Железнодорожное машиностроение - одна из старейших отраслей машиностроения. Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные вагоны являются не только материалоемкой продукцией, использующей разнообразные конструкционные материалы - черные и цветные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием
Поэтому производство локомотивов и вагонов, возникнув у металлургических баз и в важных центрах первых железнодорожных магистралей, все еще сохраняет главные черты своего первоначального размещения.
Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины.
Предприятия общего машиностроения - одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих районах страны.
Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %, затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 4 - 8 %.
Сельскохозяйственное
- производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе;
- производство
3.3. Среднее машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных пунктов машиностроительного комплекса
Оно объединяет предприятия
малой металлоемкости, но повышенной
энергоемкости и трудоемкости. Основными
технологическими процессами в среднем
машиностроении являются механическая
обработка деталей, сборка их на конвейерах
в узлы, агрегаты и готовые машины.
Эти предприятия узко специализированы,
имеют широкие связи по кооперативным
поставкам. Их продукция массовая и
крупносерийная, она включает производство
автомобилей и самолетов, тракторов,
комбайнов, двигателей для них, средних
и небольших металлорежущих станков
и кузнечно-прессовых машин, насосов
и компрессоров, машин и различного
технологического оборудования для
легкой, пищевой, полиграфической
Автомобильная промышленность - сильно развитая, типичная для среднего машиностроения отрасль. Она включает в свой состав кроме выпуска машин - производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях.
Станкостроительная
Предприятия отрасли оснащены
сложным оборудованием. Увеличение
выпуска более современных
В авиационной, самой сложной
отрасли современного машиностроения
кооперируются предприятия
Производство слаботочной
аппаратуры, точных машин, инструментов
связано со штамповкой и точной отливкой
заготовок, точной механической обработкой
деталей, сборкой деталей, узлов
и агрегатов. Преобладает массово-поточная
организация производства, в котором
заняты высококвалифицированные кадры,
используется в большом количестве
рабочая сила. Сложность и точность
выпускаемой продукции
Информация о работе Территориальная организация машиностроения