Территориальная организация машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом.
Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Значение машиностроительного комплекса РФ……………………………………………..4
2.Факторы, определяющие размещение отрасли машиностроения………………………….5
3.Анализ размещения отрасли по территории России……………………………………….7
3.1.Тяжелое машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных пунктов машиностроительного комплекса…………………………………………………...11
3.2.Общее машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных пунктов машиностроения……………………………………………………………………...13
3.3.Среднее машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных пунктов машиностроительного комплекса…………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 42.70 Кб (Скачать файл)

6. Центрально-Черноземный  экономический район. Ведущей  отраслью в этом районе является  металлургическая промышленность. С развитием черной металлургии  в промышленности комплекса повысился  удельный вес машиностроения. Машиностроение - важная отрасль промышленности  района. На его заводах производят  горное оборудование, экскаваторы,  сельскохозяйственные машины. И  нужно отметить, в последние годы  машиностроение развивается более  высокими темпами, чем в среднем                  по стране. Перспективная отрасль машиностроения в районе - авиационная промышленность. Большое внимание уделяется развитию машиностроения в ряде средних и малых городов, где имеются резервы трудовых ресурсов. Преимущественное развитие отраслей машиностроения ориентировано на неметаллоемкие производства вследствие отсутствия собственной металлургической базы.     

7. Северо-Кавказский  экономический район. Он расположен  на юге европейской части Российский  Федерации. Выгодное транспортно-географическое  положение создает необходимые  предпосылки для развития хозяйственного  комплекса района. Но неурегулированность политической             и межнациональной обстановки, проявления сепаратизма отражаются   на развитии производительных сил Северного Кавказа.      

 Важной отраслью специализации  промышленности Северного Кавказа  является машиностроение. В составе  машиностроительного комплекса  насчитывается более 20 отраслей. В 1999 году среднесписочная численность промышленного персонала, занятых на предприятиях машиностроения составляла 0,7 млн. человек. В Ростове-на-Дону и Таганроге концентрируются уникальные мощности по выпуску зерновых комбайнов             в России. Но в последние годы выпуск такой техники снижается. В первую очередь это связано с нарушением экономических связей. Также в этом районе выпускаются электровозы (Новочеркасск). В городе Шахты действует завод электротранспортного машиностроения.      

Северный  Кавказ специализируется также на развитии энергетического машиностроения. В  Волгодонске налажено производство атомных реакторов, в Таганроге  паровых котлов. Здесь же производиться  теплообменное оборудование для  атомных электростанций общей мощностью 4,56 млн. кВт.     

В Краснодарском крае развито транспортное машиностроение. Предприятия используют сталь и прокат, поступающие с  металлургических заводов Сулина и  Таганрога. Наиболее мощный промышленный потенциал концентрируется в  Ростовской области. Она сохраняет  ведущую роль                   в развитии транспортного и энергетического машиностроения.     

8. Поволжский  экономический район. Основу территориальной  организации Поволжского экономического  района составляет ряд межотраслевых  комплексов - топливно-энергетический, машиностроительный, химический и  нефтехимический, агропромышленный, транспортный строительный и  др.     

Основными отраслями специализации промышленного  района являются машиностроение (31,0% от общего объема промышленного производства), химическая и нефтехимическая промышленность (15,7%) .     

Машиностроительный  комплекс - одна из самых крупных  и сложных по структуре отраслей промышленности Поволжья. На его долю приходиться не менее 1/3 всей промышленной продукции района. Отрасль в целом  характеризуется малой металлоемкостью (коэффициент металлоемкости здесь ниже среднероссийского и вдвое меньше уральского). Машиностроение работает преимущественно на металлопрокате соседнего Урала; очень малая часть потребности покрывается собственной металлургией. Машиностроительный комплекс объединяет разнообразные машиностроительные производства. Поволжское машиностроение выпускает широкую номенклатуру машин и оборудования: автомобили, станки, тракторы, счетно-решающие устройства, приборы, моторы, подшипники, электротехнические изделия, оборудование для различных отраслей промышленности и сельскохозяйственных предприятий. Особое место   в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, велосипедов, судов. Авиационная промышленность возникла          в годы войны в городах Самаре и Саратове. В настоящее время заводы специализируются на производстве реактивных самолетов (Самара)  и самолетов ЯК-40 (Саратов).     

Одни  отрасли развиваются в связи  с потребностями самого района в соответствующей продукции (нефтеаппаратура, нефтеналивные суда) и наличием квалифицированных кадров рабочих (производство часов, счетной техники), другие - в силу благоприятного транспортно-географического положения, условий кооперирования поставок деталей узлов (автомобилестроение).     

Поволжье - крупнейший в стране производитель автомобилей. Для развития этой отрасли имеются  все необходимые предпосылки: район  находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен  транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет  организовать широкие связи по кооперированию. Волжский автомобильный завод был  построен в Тольятти за 3,5 года (1967 - 1971 гг.) и по технической оснащенности цехов, уровню автоматизации и механизации является ведущим в автомобилестроении страны. ВАЗ имеет обширные связи по кооперации. Более 90% получаемых заводом материалов и комплектующих изделий изготавливается по специальным техническим условиям.

 

 

 

 

    1. Тяжелое машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных пунктов машиностроительного комплекса

Эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, электроемкости и малой трудоемкостью. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического, подъемно - транспортного  оборудования, тяжелых станков и  кузнечно-прессовых машин, крупных  морских и речных судов, локомотивов  и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых  секций.

Затраты на сырье и материалы  здесь составляют от 40 до 85 %, затраты  на зарплату 8-15 %, затраты на транспорт  от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %. Поэтому заводы тяжелого машиностроения размещаются вблизи металлургических баз, и в районах потребления  готовой продукции.

К основным районам и центрам  тяжелого машиностроения относятся:

- Уральский экономический  район (завод "Уралмаш", Нижний  Тагил)

- Сибирь (производство металлургического  и горношахтного и горно рудного оборудования в городах Иркутск, Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск Красноярск, производство турбин в г.Новосибирске)

- Санкт-Петербург - исторически  сложившийся центр энергетического  машиностроения (заводы «Электросила» и «Металлический», выпускающие турбогенераторы, паровые котлы)

- крупный центр, связанный  с производством атомных реакторов  сформировался в г.Волгодонске - завод "Атоммаш".

Производство металлургического  оборудования - оборудования для добычи руды, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов, сложилось в крупных районах производства металла, и вне этих районов.

Производство крупного энергетического  оборудования возникло вне металлургических баз в крупных центрах развитого  машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов  этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для электростанций дают Северо-Западный, Уральский и Западно-Сибирский районы. В этих районах и центрах производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, для разного типа ГЭС. Быстрое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах. Высокопроизводительные котлы производят в Центральном районе (Подольск), Западно-Сибирском (Барнаул). Энергетическое оборудование - мощные дизели для судов выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Н.Новгороде, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Коломне.

В развитых центрах машиностроения развивается производство тяжелых  станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями  и нередко по индивидуальным заказам  для отечественных и зарубежных заводов. (Западно-Сибирский (Новосибирск), Центральный (Коломна, Иваново), и т.д.

Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных  угольных районах страны (Западно-Сибирский - Прокопьевск; Уральский).

Вне металлургических баз  размещается большинство предприятий  судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого количества неудобных для транспортировки  профилей металла. Судостроительные заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с разными типами судовых двигателей. В судостроении сильно развиты кооперированные связи с многочисленными предприятиями-смежниками, поставляющими не только оборудование, но и целые агрегаты и секции судов. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр - Санкт-Петербург.

Железнодорожное машиностроение - одна из старейших отраслей машиностроения. Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные вагоны являются не только материалоемкой продукцией, использующей разнообразные конструкционные  материалы - черные и цветные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и  оснащены сложным оборудованием

Поэтому производство локомотивов  и вагонов, возникнув у металлургических баз и в важных центрах первых железнодорожных магистралей, все  еще сохраняет главные черты  своего первоначального размещения.

    1. Общее машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных пунктов машиностроения

Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины.

Предприятия общего машиностроения - одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих районах страны.

Затраты на зарплату стоимости  продукции здесь составляют от 12 до 33 %, затраты на сырье и материалы  в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 4 - 8 %.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного  производства:

- производство зерновых  комбайнов - на Северном Кавказе;

- производство картофелеуборочных  машин - в Центральном районе.

3.3. Среднее машиностроение, отраслевая структура и особенности размещения основных пунктов машиностроительного комплекса

Оно объединяет предприятия  малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными  технологическими процессами в среднем  машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эти предприятия узко специализированы, имеют широкие связи по кооперативным  поставкам. Их продукция массовая и  крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних  и небольших металлорежущих станков  и кузнечно-прессовых машин, насосов  и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для  легкой, пищевой, полиграфической промышленности.

Автомобильная промышленность - сильно развитая, типичная для среднего машиностроения отрасль. Она включает в свой состав кроме выпуска машин - производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые  выпускаются на самостоятельных  предприятиях.

Станкостроительная промышленность - база научно – технического прогресса  всего машиностроения. Расходы металла  в ней невелики, большая часть  заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с другими заводами чаще всего  сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий, электрооборудования. На их размещение большое влияние  оказывает трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно-технического персонала  и конструкторов.

Предприятия отрасли оснащены сложным оборудованием. Увеличение выпуска более современных станков - полуавтоматов и автоматов, фрезерных, шлифовальных, агрегатных станков с  программным управлением, станочных  линий и, наконец, автоматизированных цехов и заводов - усилило в  размещении станкостроения роль крупных  научных и конструкторских центров.

В авиационной, самой сложной  отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия практически  всех отраслей тяжелой промышленности, и особенно самого машиностроения, поставляющие разнообразные конструкционные  материалы из черных и цветных  металлов, химических материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое оборудование. Предприятия авиационной  промышленности отличаются исключительно  высоким уровнем классификации  инженерно-технических кадров, рабочих.

Производство слаботочной  аппаратуры, точных машин, инструментов связано со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой деталей, сборкой деталей, узлов  и агрегатов. Преобладает массово-поточная организация производства, в котором  заняты высококвалифицированные кадры, используется в большом количестве рабочая сила. Сложность и точность выпускаемой продукции предъявляет  очень высокие требования к культуре производства, оснащению техникой.

Информация о работе Территориальная организация машиностроения