Транспорт и окружающая среда. Влияние различных видов тарнспорта на окружающую среду. Виды загрязнений. Морской и речной транспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 05:00, реферат

Описание работы

Проблема охраны окружающей среды является одной из наиболее актуальных, поскольку от ее решения зависят жизнь на Земле, здоровье и благосостояние человека. Эта проблема обострилась в XX в., когда интенсивное развитие промышленности и транспорта, а также несовершенство технологических процессов привели к загрязнению атмосферы, воды и почвы. Ежегодно мировое хозяйство выбрасывает в атмосферу 350 млн. т окиси углерода, более 50 млн. т различных углеводородов, 150 млн. т двуокиси серы. В атмосфере накапливается углекислый газ, уменьшается количество кислорода.

Содержание работы

1 Характеристика влияния негативных факторов на окружающую среду………………………………………………………………………… 3
2 Характеристика способов снижения негативного влияния на окружающую среду………………………………………………………… 6
3 Влияние различных видов транспорта на окружающую среду……….. 12
3.1 Воздействие железнодорожного транспорта на экосистемы………….. 12
3.1.1Оценка воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду………………………………………………………… 14
3.1.2 Источники и виды загрязнений окружающей среды железнодорожным транспортом………………………………………………………………… 15
3.1 Воздушный транспорт…………………………………………………….. 18
3.2 Водный транспорт………………………………………………………….. 19
4 Виды загрязнений…………………………………………………………. 20
4.1 Акустические загрязнения…………………………………………………. 22
4.2 Загрязняющие вещества…………………………………………………… 23
Список литературы…………………………………………………………. 25

Файлы: 1 файл

КР экономическая география транспорта вариант 11.docx

— 65.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспорт и окружающая среда. Влияние различных видов тарнспорта на окружающую среду. Виды загрязнений.

Морской и речной транспорт

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1

Характеристика  влияния негативных факторов на окружающую среду…………………………………………………………………………

3

2

Характеристика  способов снижения негативного влияния  на окружающую среду…………………………………………………………

6

3

Влияние различных видов транспорта на окружающую среду………..

12

3.1

Воздействие железнодорожного транспорта на экосистемы…………..

12

3.1.1

Оценка  воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду…………………………………………………………

14

3.1.2

Источники и виды загрязнений окружающей среды железнодорожным транспортом…………………………………………………………………

15

3.1

Воздушный транспорт……………………………………………………..

18

3.2

Водный  транспорт…………………………………………………………..

19

4

Виды  загрязнений………………………………………………………….

20

4.1

Акустические  загрязнения………………………………………………….

22

4.2

Загрязняющие  вещества……………………………………………………

23

 

Список  литературы………………………………………………………….

25


 

 

 

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛИЯНИЯ  НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ  СРЕДУ 

 

Проблема охраны окружающей среды является одной из наиболее актуальных, поскольку от ее решения зависят жизнь на Земле, здоровье и благосостояние человека. Эта проблема обострилась в XX в., когда интенсивное развитие промышленности и транспорта, а также несовершенство технологических процессов привели к загрязнению атмосферы, воды и почвы. Ежегодно мировое хозяйство выбрасывает в атмосферу 350 млн. т окиси углерода, более 50 млн. т различных углеводородов, 150 млн. т двуокиси серы. В атмосфере накапливается углекислый газ, уменьшается количество кислорода.

Первым виновником порчи  атмосферного воздуха является детище научно-технического прогресса - автомобиль. Поглощая столь необходимый для  жизни кислород, он интенсивно “обогащает”  воздушную среду токсичными компонентами, наносящими вред всему живому и неживому/

Угарный газ и окислы азота, выделяемые из глушителя автомобиля, выступают причинами головных болей, усталости, немотивированного раздражения, низкой трудоспособности. Сернистый  газ воздействует на святая святых — генетический аппарат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам. Все эти факторы ведут к стрессам, нервным проявлениям, стремлению к уединению, безразличию к самым близким людям. В больших городах широко распространены заболевания органов кровообращения и дыхания, инфаркты, гипертония и новообразования. “Вклад” автомобильного транспорта в атмосферу составляет 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота. Автомобиль добавляет в почву и воздух тяжелые металлы, другие вредные вещества,

В результате сжигания жидкого  топлива в воздух ежегодно выбрасывается, по разным оценкам, от 180 тыс. до 260 тыс. т свинцовых частиц, что в 60—130 раз превосходит естественное поступление свинца в атмосферу при вулканических извержениях (2—3 тыс. т/год). /В некоторых крупных американских, европейских и японских городах, переполненных автомобилями, содержание свинца в атмосфере уже достигло опасной для здоровья человека концентрации или приближается к ней. При вдыхании городского воздуха крупные свинцовые аэрозоли задерживаются в бронхах и носоглотке, а те, что имеют диаметр менее 1 мк (их примерно 70— 80%), попадают в легкие, а затем проникают в капилляры и, соединяясь с эритроцитами, отравляют кровь. Причем известно, что “свинцовый воздух” вреднее “свинцовой воды”. Признаки свинцового отравления - анемия, постоянные головные боли, мышечная боль - проявляются при содержании в крови свинца 80 мкг/100 мл. Это опасный рубеж, начало болезни.

Токсичные вещества нарушают и рост растений, способствуя снижению урожаев, потерям в животноводстве, постепенной гибели деревьев. В растениях  может аккумулироваться значительное количество свинца.

Как показали многочисленные эксперименты, концентрация токсичных  газов, которые проникают в прилегающие  к автодорогам здания, в 2—3 раза меньше в сравнении с их концентрацией  снаружи. Токсичные вещества, содержащиеся в отработанных газах автомобильных  двигателей, могут сохраняться в  атмосфере в течение длительного  времени и переноситься на значительные расстояния. Первичные загрязнители в атмосфере при соответствующих  условиях могут взаимодействовать  друг с другом, образуя новые токсичные  вещества: сульфаты, нитраты, кислоты, фотооксиданты и др. Атмосферный воздух следует рассматривать как вторичный реактор до образования вредных веществ, токсичность которых в некоторых случаях значительно превышает токсичность первичных компонентов.

Ддя предупреждения загрязнения воздушного бассейна в нашей стране в законодательном порядке установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере. Для каждого вещества, загрязняющего атмосферный воздух, установлены разовые и среднесуточные ПДК.

Разовая ПДК устанавливается  при кратковременном воздействии (до 20 мин) загрязнения, а среднесуточная — при постоянном, ПДК устанавливается  на основе высокочувствительных методов  анализа, позволяющих определить физиологические  пределы приспособления организма; коэффициент запаса при этом изменяется от 2 до 100 в зависимости от токсичности  конкретного элемента.

Следует заметить, что ПДК  разработаны только применительно  к организму человека, хотя от загрязнения  атмосферы страдает все живое. Предпринимаются  попытки разработать новый показатель — предельно допустимую экологическую  нагрузку (ЦДЭН) на окружающую среду, который  позволит учитывать воздействия  на любой живой организм.

В настоящее время экологическая  ситуация во многих регионах достигла крайней напряженности. Россия в  этом плане не является исключением. Во многих крупных городах страны предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе  превышены в 10 и более раз. Состояние  большинства водных источников не отвечает установленным нормативам, идет опасное  загрязнение подземных вод, растет объем токсичных промышленных отходов, основная часть которых вывозится  на свалки бытовых отходов. Острой, особенно в городах, является проблема транспортного шума.

По экспертным оценкам, более  чем в 150 городах России преобладающее  влияние на загрязнение воздушного бассейна оказывает именно автотранспорт. В этот список попадают Сочи, Анапа, Ессентуки, Кисловодск, Нальчик, Пятигорск, Минеральные Воды и ряд крупнейших центров с населением

Представляют интерес  и объемные показатели выбросов автотранспортом  вредных веществ. По различным субъектам  Российской Федерации диапазон колебаний  их величин достаточно широк: от 16 тыс. т/год до примерно 2 млн. т/год. Рекорд принадлежит Тюменской области, где выбросы составляют свыше 1 951,8 тыс. т.

Выбросы в объеме свыше  полумиллиона тонн в год наблюдались  в Краснодарском крае, Московской области, Башкортостане, Алтайском  и Красноярском краях. Ростовской области  и в самой Москве.

Результаты всероссийской  операции “Чистый воздух”, ежегодно проводимой в крупных городах, показали, что из-за неисправностей или неправильных регулировок систем питания и  зажигания ДВС экологическим  нормам не соответствует 25—30 % автомобилей, находящихся в эксплуатации, а показатель выбросов вредных веществ отечественных автомобилей в эксплуатации примерно в 2 раза выше аналогичного показателя в Германии. Неудовлетворительное техническое состояние подвижного состава и автодорог не способствует энергосбережению на автотранспорте и в конечном счете его экологической безопасности.

 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБОВ  СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ  НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

 

Высокий и очень высокий  уровень загрязнения атмосферного воздуха в  городах, связанный  с ростом транспортных выбросов и  недостаточной эффективностью очистных сооружений в промышленности. В 130 городах  Российской Федерации, где проживает  более 50 % городского населения уровень  загрязнения воздуха, характеризуется  как высокий и очень высокий. Наиболее остро сложилась ситуация в 30 городах с очень высоким  уровнем загрязнения воздуха. К  наиболее крупным из них относятся: Благовещенск (Амурская область), Иркутск (Иркутская область), Красноярск и  Норильск (Красноярский край), Магадан (Магаданская область), Екатеринбург и Нижний Тагил (Свердловская область), Новокузнецк (Кемеровская область), Саратов (Саратовская область), Тюмень (Тюменская область) и др. Вплотную приблизились к уровням очень высокого загрязнения и показатели по г. Москва.

Основной вклад в загрязнение  атмосферного воздуха вносит автомобильный  транспорт (более 40 %); среди отраслей промышленности наибольшая доля выбросов загрязняющих веществ приходится на топливно-энергетический комплекс и металлургию. Наибольший объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух приходится на Уральский и Сибирский федеральные округа; около 20 % выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух приходится на 7 субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации.

Несмотря на определенное снижение выбросов в атмосферный  воздух от стационарных и передвижных  источников, вызванное в том числе снижением промышленного производства в период экономического кризиса 2008 – 2009 гг. (по сравнению с 2007 г), качество воздуха в российских городах существенно отстает от среднего уровня Европейского союза (например, среднегодовая концентрация взвешенных веществ в российских городах более чем в 3 раза превышает концентрацию данных веществ в атмосферном воздухе европейских городов; повышенная концентрация взвешенных веществ в атмосферном воздухе может быть причиной до 40 тыс. дополнительных смертей ежегодно, повышенного уровня заболеваемости органов дыхания, в том числе у детского населения).

Экологические стандарты  являются важным элементом нормативной  базы создаваемой в настоящее  время системы сертификации автотранспорта. Действующие стандарты на токсичность  и дымность отработанных газов предъявляют достаточно жесткие требования к экологическим параметрам автомобильной техники. К сожалению, из-за различия в методиках испытаний практически не представляется возможным сопоставить их со стандартами, действующими в других странах, в том числе с требованиями Правил № 15, 24, 49 ЕЭК ООН. В настоящее время практически решен вопрос о прямом применении в России международных экологических стандартов (соответствующих Правил ЕЭК ООН).

В системе эксплуатации автомобильного транспорта используются два стандарта. Первый устанавливает нормы предельно  допустимого содержания окиси углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработанных газах автомобилей с бензиновыми  двигателями.

Второй стандарт регламентирует требования к автомобилям с дизельными двигателями. Он предусматривает проверку как новых, так и находящихся  в эксплуатации автомобилей на дымность. Проверка осуществляется на стоящем автомобиле при работе двигателя на двух режимах: при ускорении и максимальной частоте вращения на холостом ходу.

Одним из наиболее опасных  параметрических загрязнений окружающей среды является транспортный шум. Эта  проблема находится в поле зрения специалистов автомобилестроения, эксплуатации автомобильного транспорта, организации  дорожного движения, градопланировки и строительства: 60-80% шумов, настигающих человека в жилой застройке, создают транспортные потоки.

В общем случае ограничение  загрязнения атмосферы автотранспортом  сводится к:

1) совершенствованию двигателя  автомобиля и его технического  состояния;

2) рациональной организации  перевозок и движения;

3) сокращению распространения  загрязнения от источника к  человеку.

Одно из основных мероприятий  — совершенствование конструкции  современного двигателя внутреннего  сгорания (ДВС) с искровым зажиганием. Наибольшее влияние на токсичность отработанных газов оказывают изменения, вносимые в систему питания и зажигания ДВС, поскольку они определяют процесс воспламенения и сгорания рабочей смеси.

Работы ведутся в следующих  направлениях:

- улучшение качества смесеобразования  во впускной системе;

- улучшение распыления  топлива в карбюраторе;

- применение регуляторов  принудительного холостого хода;

- обеспечение равномерного  распределения смеси по цилиндрам.

Применение нейтрализаторов  позволяет снизить содержание вредных  веществ в отработанных газах. В  настоящее время наибольшее распространение  получили каталитические нейтрализаторы, в которых используются платина, палладий, радий. Эти вещества позволяют  существенно снизить порог энергии, при котором начинаются окислительно-восстановительные реакции.

Нейтрализаторы бывают восстановительные  и окислительные. В дизелях применяются  только окислительные нейтрализаторы, принцип работы которых заключается  в том, что отработанные газы, проходя  по нейтрализатору, вступают в реакцию  с расположенными там гранулами  дорогих металлов (платина, палладий) и превращаются в другие, не токсичные  вещества.

Информация о работе Транспорт и окружающая среда. Влияние различных видов тарнспорта на окружающую среду. Виды загрязнений. Морской и речной транспорт