Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:23, реферат
Накануне ВОВ советский народ жил мирным созидательным трудом. Народное хозяйство уверенно набирало темпы производства. На транспорт как на отрасль материального производства ложились ответственные задачи, связанные с подъёмом экономики нашей страны. Планомерное развитие транспорта, его коренная реконструкция имели не только большое народно-хозяйственное значение, но и способствовали повышению обороноспособности страны. Основным видом транспорта, связывающим все регионы нашей необъятной родины, был железнодорожный. Немаловажную роль в грузообороте страны сыграл водный транспорт.
История транспорта
Тема: «Транспорт и организация перевозок
в период Великой Отечественной Войны (1941-1945) в СССР»
Выполнил курсант:
Группа: ОП-11
Военно-экономическая
После первой мировой войны
и гражданской войны в
Протяжённость железных дорог в СССР выросла к 1940 году до 105,3 тыс. км против 58,5 тыс. км, которыми располагала дореволюционная Россия. Железные дороги были технически реконструированы, а их пропускная способность возросла. Среднесуточная погрузка на железных дорогах увеличилась с 27,4 тыс. вагонов в 1913 году до 97,9 тыс. вагонов в 1940 году. Реконструированный транспорт СССР в период Отечественной войны стал прочной основой военной экономики.
Накануне ВОВ советский народ жил мирным созидательным трудом. Народное хозяйство уверенно набирало темпы производства. На транспорт как на отрасль материального производства ложились ответственные задачи, связанные с подъёмом экономики нашей страны. Планомерное развитие транспорта, его коренная реконструкция имели не только большое народно-хозяйственное значение, но и способствовали повышению обороноспособности страны. Основным видом транспорта, связывающим все регионы нашей необъятной родины, был железнодорожный. Немаловажную роль в грузообороте страны сыграл водный транспорт.
В самостоятельный вид
Но в мире было не спокойно.
Экономика Германии была целиком
поставлена на военные рельсы. Увеличилось
производство самолётов, танков, орудий.
Непрерывным потоком появлялись
новые корабли, подводные лодки.
Рос численный состав немецкой армии.
Готовилась к войне и транспортная
система Германии: увеличивался объём
воинских перевозок к границам Советского
Союза. Понимая, что война с Германией
неизбежна, наше командование постоянно
укрепляло боеготовность войск.
Воинское мастерство повышалось в ходе
проводимых учений. Училась вся армия,
учились и военные
В период Отечественной войны в результате временной оккупации немцами ряда экономических районов страны эксплуатационная длина железнодорожной сети уменьшилась на начало 1943 года по сравнению с 1941 годом на 40%. Парк паровозов уменьшился за это же время на 15%, а парк товарных вагонов — на 20%, несмотря на то, что значительная часть подвижного состава на оккупированной сети железных дорог была эвакуирована в восточные районы СССР. Число самоходных речных судов вследствие оккупации ряда речных систем уменьшилось в 1942 году на 20% по сравнению с 1940 годом; число несамоходных речных судов уменьшилось за то же время на 25%, а число морских судов уменьшилось вдвое.
Центральной задачей военного хозяйства СССР, связанной в период Отечественной войны с новым размещением производительных сил и грузооборота, явилось преодоление узких мест в развитии транспорта, особенно в развитии железнодорожного транспорта.
Преодоление этих своеобразных
трудностей военной экономики СССР,
прежде всего на уральских и западносибирских
железных дорогах, осуществлялось путём
увеличения пропускной способности
важнейших железнодорожных
Не менее важной задачей развития железнодорожного и водного транспорта в период военной экономики в условиях почти полного прекращения выпуска новых паровозов и вагонов явилась проблема ремонта подвижного состава и флота, производства запасных частей и восстановления разрушенных гитлеровской Германией средств транспорта — паровозов и вагонов, а также речного и морского флота.
В трудных условиях военного
времени происходило в период
Отечественной войны
Опыт организации
В первый период Отечественной войны железнодорожные и водные перевозки серьёзно сократились. Среднесуточная погрузка на железнодорожном транспорте в 1942 году сократилась в 2,3 раза по сравнению с уровнем погрузки 1940 года на всей сети железных дорог СССР. Перевозки грузов внутренним водным транспортом за тот же период снизились в 1,8 раза. Уменьшение грузооборота на железных дорогах и водных путях было связано с временной оккупацией немцами большой сети железных дорог, многих речных систем и значительной части Балтийского и Чёрного морей. Уменьшение грузооборота было связано также с сокращением подвижного железнодорожного состава и тоннажа водного транспорта в результате разрушений и разграблений, произведённых немецкими оккупантами.
В 1943 году в работе транспорта СССР наступило серьёзное улучшение. Эксплоатационная длина железных дорог увеличилась за год на 19 тыс. км, парк паровозов увеличился на 2 тыс. единиц и парк товарных вагонов — на 56 тыс. единиц. Среднесуточная погрузка на железных дорогах в 1943 году увеличилась по сравнению с 1942 годом на 3 тыс. вагонов в сутки. Перевозки грузов по внутреннему водному транспорту увеличились за 1943 год на 556 млн. тонно-километров.
Рост железнодорожных перевозок был обеспечен прежде всего преодолением узких мест в пропускной способности железных дорог, связанных с изменением размещения производительных сил и изменением грузопотоков. Развитие пропускной способности действующих железных дорог осуществлялось за счёт следующих направлений и выходов:
Развитие пропускной способности
железных дорог осуществлялось в
период военной экономики также
путём строительства новых
Весьма показательно сравнение уровня работы железнодорожного транспорта дореволюционной России в период первой мировой войны с работой транспорта СССР в период второй мировой войны. В 1943 военном году железнодорожный транспорт СССР перевёз грузов в 2,8 раза больше, чем железнодорожный транспорт дореволюционной России в 1915 военном году по сети дорог почти одинаковой протяжённости. В успешной работе железнодорожного транспорта в период Отечественной войны сказались технико-экономические
преимущества и
Нельзя, однако, сказать, что
в период военной экономики СССР
железнодорожный транспорт
Точно так же, как уменьшение
продолжительности
Замедление оборота грузового
вагона потребовало для осуществления
прежнего объёма перевозок на восточных
и центральных железных дорогах
СССР увеличения в 1943 году примерно в 1,5
раза парка товарных вагонов по сравнению
с 1940 годом. Уменьшение времени оборота
грузовых вагонов путём улучшения
технических показателей
Мобилизовать эти резервы
— задача советских железнодорожников.
Для её разрешения необходимо восстановить
техническое состояние
Одним из решающих условий, обеспечивших удовлетворение нужд фронта и военного хозяйства СССР в перевозках, явился перевод транспорта на военное положение. Устав о дисциплине рабочих и служащих транспорта СССР, переведённого в период военной экономики на военное положение, устанавливает, что воинская дисциплина на транспорте состоит в сознательном исполнении рабочими и служащими своих обязанностей, беспрекословном и точном выполнении приказов и распоряжений своих начальников и имеет целью укрепить в каждом работнике транспорта сознательное отношение к труду, как «делу чести, делу славы, делу доблести и геройства».
Воинская дисциплина, предусмотренная
уставом, обязывает каждого работника
транспорта СССР точно исполнять
возложенные по службе обязанности;
неуклонно соблюдать требования
законов, распоряжений и правил, действующих
на транспорте; хорошо знать своё дело
и постоянно в нём
Согласно уставу о дисциплине рабочих и служащих транспорта СССР, переведённого на военное положение, приказ начальника на транспорте — закон для подчинённого. Он должен быть выполнен безоговорочно, точно и в срок. Всякое нарушение дисциплины на транспорте влечёт за собой дисциплинарное взыскание или предание суду военного трибунала. Работники транспорта за преступления по службе отвечают наравне с военнослужащими Советской Армии. Дела о всех преступлениях, совершённых на транспорте, рассматриваются в военных трибуналах по законам военного времени. Рабочие и служащие транспорта за преступления по службе по решению военного трибунала увольняются с работы с направлением на фронт в штрафные роты, если они не подлежат более суровому наказанию.