Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:13, контрольная работа
Транспортный комплекс Республики Беларусь объединяет шесть видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, городской электрический. Кроме того, он включает в себя транспортную инфраструктуру, к которой отнесены:
- транспортные коммуникации: автомобильные дороги, железнодорожные и водные пути сообщения, трубопроводные трассы, троллейбусные и трамвайные линии, линии метрополитена, транспортная и аэронавигационная системы;
- инженерные сооружения, обеспечивающие деятельность видов транспорта (вокзалы, станционные сооружения, аэропорты, речные и морские порты и пристани, мосты, путепроводы, средства производства, здания и сооружения транспортных предприятий и др.;
Введение
Состав и структура транспортного комплекса.
Проблемы развития и направления совершенствования транспортной системы Республики Беларусь.
Структура и роль отрасли связи в производственно-хозяйственной деятельности общества.
Развитие систем связи и информатизации на современном этапе. Реализация программы «Электронная Беларусь».
Заключение
Список литературы
Тема 18 Транспорт и связь Республики Беларусь
План работы
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Транспортный комплекс Республики Беларусь объединяет шесть видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, городской электрический. Кроме того, он включает в себя транспортную инфраструктуру, к которой отнесены:
- транспортные коммуникации:
автомобильные дороги, железнодорожные
и водные пути сообщения,
- инженерные сооружения,
обеспечивающие деятельность
- предприятия по проектированию,
строительству, обслуживанию и
ремонту транспортных
- учреждения государственного
регулирования и управления
Транспортный комплекс республики имеет исключительно важное значение в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. Численность работающих на предприятиях транспортного комплекса составляет 6,8 % от общей численности населения республики. Транспортный комплекс объединяет 17,4 % производственных Фондов Республики Беларусь и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 10 % всех капитальных вложений республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно - знергетических ресурсов, им ежегодно используется от общего объема потребления в Республике Беларусь более 5% электроэнергии, около 84 % бензина, 54 % дизельного топлива, 7 % природного газа. Его вклад в экономику определен валовым доходом отрасли, который превысил 2,7 млрд, долларов США, а отчисления предприятий транспорного комплекса в бюджет республики составили около 1 млрд. долларов США. Максимальную долю отчислений в бюджет дают налоги на доходы от транспортнои деятельности. Также значительную долю доходов республика получает от транзитных перевозок , через ее территорию автомо6ильным и железнодорожным транспортом, использования нефте- и газопроводов, а также за счет использования аэронавигационного оборудования иностранными авиакомпаниями
1 Состав и структура транспортного комплекса.
Транспортный комплекс Республики
Беларусь занимает исключительно важное
место в жизнеобеспечении ее многоотраслевой
экономики и реализации социальной
политики государства. Устойчивое и
эффективное его
На предприятиях транспортного комплекса занято около 5% от общей численности работающих в республике. Он объединяет около 17% производственных фондов и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 11% всех капитальных вложений республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Ежегодно от общего объема потребления в республике им используется около 5% электроэнергии, 75% бензина и 54% дизельного топлива. Его удельный вес в валовом внутреннем продукте составляет более 8%.
В Республике Беларусь перевозки грузов и пассажиров осуществляются шестью видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным, городским электрическим (троллейбусы, трамваи, метро) и трубопроводным. Действует 381 транспортное предприятие.
В 2000 г. удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме перевезенных грузов составил 76,0%; железнодорожного - 23,3%; речного и воздушного - 0,7%, а грузооборот соответственно 22,6%; 77,1% и 0,3%.
Удельный вес автомобильного транспорта в общей численности перевозимых пассажиров составил 33,6 %; железнодорожного - 64,5 %; воздушного и водного - около 2 %.
Парк грузовых автомобилей в республике составляет около 220,0 тыс. единиц, из них автобусов - более 36,0 тыс., легковых автомобилей - более 1,2 млн.
В Беларуси, так же, как и в зарубежных странах, перевозка пассажиров осуществляется транспортом общего и индивидуального пользования.
Пассажирский транспорт общего пользования для республики имеет исключительно важное социальное значение. Он перевозит 76% пассажиров (ежегодно более 2,5 млрд. человек).
Для перевозки пассажиров на автотранспорте общего пользования организовано 732 городских регулярных автобусных маршрута, 2585 регулярных пригородных маршрутов, 500 регулярных маршрутов в междугородном и 82 - в международном сообщении.
Городскому электрическому транспорту уделяется приоритетное внимание. Широкое внедрение этого вида транспорта позволит значительно улучшить экологическое состояние в 17 самых крупных городах, где проживает более 5 млн. жителей и свыше 70% городского населения республики, а также уменьшить финансовую нагрузку на местные бюджеты за счет более низкой себестоимости перевозки пассажиров по сравнению с автобусами.
Общая протяженность эксплуатационной
одиночной троллейбусной линии
в республике составляет более 900 км.
В Минске работает метро, строительство
которого продолжается. Транспортный
комплекс Республики Беларусь занимает
исключительно важное место в
жизнеобеспечении ее многоотраслевой
экономики и реализации социальной
политики государства. Устойчивое и
эффективное его
На предприятиях транспортного комплекса занято около 5% от общей численности работающих в республике. Он объединяет около 17% производственных фондов и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 11% всех капитальных вложений республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Ежегодно от общего объема потребления в республике им используется около 5% электроэнергии, 75% бензина и 54% дизельного топлива. Его удельный вес в валовом внутреннем продукте составляет более 8%.
В Республике Беларусь перевозки грузов и пассажиров осуществляются шестью видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным, городским электрическим (троллейбусы, трамваи, метро) и трубопроводным. Действует 381 транспортное предприятие.
В 2000 г. удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме перевезенных грузов составил 76,0%; железнодорожного - 23,3%; речного и воздушного - 0,7%, а грузооборот соответственно 22,6%; 77,1% и 0,3%.
Удельный вес автомобильного транспорта в общей численности перевозимых пассажиров составил 33,6 %; железнодорожного - 64,5 %; воздушного и водного - около 2 %.
Парк грузовых автомобилей в республике составляет около 220,0 тыс. единиц, из них автобусов - более 36,0 тыс., легковых автомобилей - более 1,2 млн.
В Беларуси, так же, как и в зарубежных странах, перевозка пассажиров осуществляется транспортом общего и индивидуального пользования.
Пассажирский транспорт общего пользования для республики имеет исключительно важное социальное значение. Он перевозит 76% пассажиров (ежегодно более 2,5 млрд. человек).
Для перевозки пассажиров на автотранспорте общего пользования организовано 732 городских регулярных автобусных маршрута, 2585 регулярных пригородных маршрутов, 500 регулярных маршрутов в междугородном и 82 - в международном сообщении.
Городскому электрическому транспорту уделяется приоритетное внимание. Широкое внедрение этого вида транспорта позволит значительно улучшить экологическое состояние в 17 самых крупных городах, где проживает более 5 млн. жителей и свыше 70% городского населения республики, а также уменьшить финансовую нагрузку на местные бюджеты за счет более низкой себестоимости перевозки пассажиров по сравнению с автобусами.
2 Проблемы развития и направления совершенствования транспортной системы Республики Беларусь.
Главной целью государственной
транспортной политики является формирование
высокоэффективной национальной транспортной
системы, призванной обеспечить удовлетворение
спроса на перевозки грузов и пассажиров,
повышение их безопасности и качества,
создание условий для финансового
оздоровления предприятий транспорта
за счет инвестиционной активности, повышение
конкурентоспособности
Осуществление государственной транспортной политики предусматривает реализацию закрепленных в Конституции Республики Беларусь прав граждан на свободное передвижение, обеспечение единого экономического пространства и перемещение товаров.
Транспорт всегда был и останется важнейшей составной частью экономики, фактором, обеспечивающим ее единство и целостность. Развитие транспорта и коммуникаций во многом определяет национальную безопасность страны, ее обороноспособность, решение социальных задач.
Устойчивая и эффективная
работа транспорта позволяет другим
отраслям экономики снизить стоимость
товаров и услуг, что стимулирует
рост производства и потребления, а
также способствует расширению международных
связей, интеграции национальной экономики
в мировую экономическую
Транспортная система представляет собой совокупность автомобильного, железнодорожного, наземного и подземного городского электрического, воздушного, водного и иных видов транспорта. В структуру транспортной системы входят транспортные средства и транспортные коммуникации (автомобильные дороги, железнодорожные пути, воздушные трассы, водные пути, информационные и навигационные системы и т.д.), транспортные предприятия и прочие организации и службы, обеспечивающие функционирование транспорта.
Развитие транспорта и коммуникаций связано с привлечением больших финансовых средств, материальных и трудовых ресурсов, но отдача от которых проявляется преимущественно не на самом транспорте, а в обслуживаемых им отраслях производства или сферах деятельности. В этом и заключается специфика транспорта как инфраструктуры производства, для которой характерен ярко выраженный внеотраслевой эффект.
Актуальными являются для государственной транспортной политики и приоритеты, определенные во внешнеэкономической сфере, а именно:
всемерное развитие внешнеэкономических связей на различных уровнях транспортной деятельности и в области совместного использования коммуникаций;
стимулирование экспорта и рационализация импорта, в том числе за счет расширения спектра экспорта услуг, обеспечения на этой основе равновесия торгового и платежного балансов;
создание инфраструктуры
внешнеэкономической
разработка и внедрение механизма защиты отечественных производителей на рынке транспортных работ и услуг и др.
В связи с ростом тарифов
возникли определенные ограничения
в области транспортно-
Следует отметить, что влияние этих факторов сказывается на деятельности транспортных предприятий независимо от того, в какой форме собственности они находятся и к какому виду транспорта относятся. Однако в наибольшей степени эти обстоятельства (спад производства, рост цен и инфляция) сказались на государственных крупных специализированных предприятиях, ранее ориентированных на обслуживание строительства, промышленного производства и других отраслей экономики, в которых произошло резкое сокращение объемов производства.
Несомненно, что в ближайшей перспективе для транспорта, как и для всей экономики Беларуси, главными останутся финансовые проблемы, а основным инструментом государственной политики будет жесткий контроль за всеми видами издержек и антикризисный сбалансированный подход к поиску собственных финансовых источников и привлекаемых инвестиций в виде частного, в том числе иностранного капитала.
К сожалению, на транспорте
до сих пор нет полной ясности,
какие виды транспорта и их предприятия
в большей степени подходят для
функционирования в новых условиях
хозяйствования. Поэтому инвестиции
целесообразно направлять не на реализацию
крупномасштабных проектов, а на приспособление
самого транспорта к нуждам рыночной
экономики. Думается, что здесь необходим
новый механизм инвестирования его
деятельности, ведущим элементом
которого могла бы стать контрактная
основа. Для ее введения прежде всего
целесообразно проведение изучения
состояния и структуры