Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:36, реферат
Транспорт в Якутии — важная составляющая экономики Якутии и всего северо-востока России, обеспечивает перемещение жизненно важных грузов, товаров, людей, играет важнейшую роль в обеспечении так называемого северного завоза и комфортных условий проживания на Севере, обеспечивает бесперебойное снабжение стратегически важных отраслей экономики — предприятий горнодобывающей промышленности и других. Транспортная сеть не только обеспечивает потребность экономики и населения в перевозках, но и служит материальной базой для социально-экономического развития региона.
Транспорт в Якутии — важная
составляющая экономики Якутии и
всего северо-востока России, обеспечивает
перемещение жизненно важных грузов,
товаров, людей, играет важнейшую роль
в обеспечении так называемого
северного завоза и комфортных условий
проживания на Севере, обеспечивает бесперебойное
снабжение стратегически важных
отраслей экономики — предприятий
горнодобывающей промышленности и
других. Транспортная сеть не только обеспечивает
потребность экономики и
Транспорт Якутии — очень
большая отрасль народного
Многообразие. В Якутии представлены практически все виды транспорта — железнодорожный, авиационный, автомобильный, водный (морской и речной) и трубопроводный. Отсутствует электротранспорт — нигде в Якутии нет электрифицированных железных дорог, трамваев и троллейбусов в городах.
Сложная транспортная схема — сезонность и дороговизна транспорта. Дешёвым круглогодичным транспортом охвачен только юг республики, точнее, полоса вдоль АЯМа. Крайний Север, и вообще весь север Якутии, вынужден жить на сезонном обеспечении грузами и использовать дорогие виды транспорта — например, авиационный, что напрямую сказывается на стоимости жизни на Крайнем Севере[3].
Доля транспорта в валовом региональном продукте республики составляет 4,4 %. Годовые объёмы грузоперевозок превышают 40 млн т, а пассажироперевозок составляют около 80 млн чел. Основной объём грузов перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте составляет около 60 %.
В 2004 г. Правительством республики утверждена и реализуется Транспортная стратегия развития Республики Саха (Якутия), основанная на положениях Транспортной стратегии России и определяющая транспортную политику, этапы и направления её реализации на период до 2020 года
Водный транспорт — на сегодняшний день основной вид транспорта в республике, играет очень большую роль в обеспечении северного завоза. Именно во время короткой северной навигации, длительность которой составляет примерно 4,5 месяца (с начала июня по середину октября), происходит основной завоз грузов как в республику, так и внутри неё.
Протяжённость эксплуатируемых водных путей на её территории составляет 21,8 тыс. км, из них на обслуживаемые пути приходится 13,6 тыс. км. Якутия обладает разветвлённой сетью водных путей сообщения: участок Северного морского пути; через всю её территорию протекает р. Лена — главная водная магистраль с притоками рр. Алдан и Вилюй; в северной части республики — реки Анабар, Оленёк, Яна, Индигирка и Колыма. Морской транспорт обслуживает 12 арктических улусов — от Хатангского залива до пункта Певек, а также районы Чукотки. Особенностью СМП как водной транспортной магистрали является его ледовитость и краткость навигационного периода (40-70 дней). Всё это обуславливает необходимость специального технического оснащения магистрали и особую организацию плавания (строительство ледоколов, использование воздушного флота для ледовой разведки, создание специальной метеослужбы, средств навигационного слежения и т. д.).
Сеть водного транспорта республики составляют пять речных портов (Ленский, Олёкминский, Якутский, Нижнеянский, Белогорский) и два морских арктических порта — ОАО «Тиксинский морской порт» и ОАО «Зеленомысский морской порт».
Главным водным перевозчиком
в республике является ОАО «Ленское
объединенное речное пароходство» (ЛОРП)
— одно из ведущих транспортно-
Отличительной особенностью
водного флота республики является
наличие уникального флота
Кроме ЛОРПа, в транспортном комплексе республики оперируют другие юридические лица — водные перевозчики, такие как «Арктическое морское пароходство», «Колымская судоходная компания», «Янское речное пароходство», ХК «Якутский речной порт» с дочерними предприятиями «Судоходная компания „Якутск“», «Судоходная компания „Вилюй“», «Пассажирское райуправление», а также судоходная компания «АЛРОСА — Лена», являющаяся дочерним обществом ОАО «АЛРОСА»[12].
В воднотранспортном комплексе республики в перевозках также участвуют судоходные компании, базирующиеся в других регионах России. Из Иркутской области: ООО «Верхнеленское речное пароходство» (линия Осетрово — Ленск), ОАО «Киренская РЭБ флота», ОАО «Алексеевская РЭБ флота» и ОАО «Осетровский речной порт». Из Мурманской области: ОАО «Мурманское морское пароходство». Из Владивостока: ЗАО «РИМСКО» (завоз Северным морским путем).
На сегодняшний день, большинство грузов в республику поступает по смешанному железнодорожно-водному маршруту Транссиб — БАМ — порт Осетрово — река Лена. В порту Осетрово (г. Усть-Кут Иркутской области) переваливается 80 % грузов для республики. Эта устойчивая, сложившаяся десятилетиями транспортная схема может постепенно поменяться лишь при условии полной достройки Амуро-Якутской железнодорожной магистрали с выходом её в Якутский речной порт и дальнейшим возрастанием роли железной дороги в деле обеспечения грузовых перевозок в республике[13].
Якутский речной порт — важный логистический узел северо-востока России. Современный порт построен в 60-х гг. XX в. Играет важную роль в обеспечении северного завоза. Отсюда в период навигации судами класса «река-море» осуществляется завоз грузов на Колыму, Индигирку и другие северные реки, включая не только Якутию, но и Чукотку, север Красноярского края[14].
Основной объём перевозок
как грузов, так и пассажиров приходится
на внутриреспубликанские
Водный транспорт в Якутии играет также важную роль в пассажирских перевозках, так как зачастую это не только самый удобный, но и единственный способ добраться до места назначения. Судами пассажирских компаний выполняются рейсы СПК («Ракета», «Метеор», «Восход») по Лене — из Якутска по направлениям Якутск — Сангар — Жиганск и Якутск — Олёкминск — Ленск. Благодаря неразвитости дорожной инфраструктуры Якутии летом другой альтернативы нет, пассажиропоток обеспечен. В советское время «Ракеты» ходили также и от Якутска по Лене и Алдану до Хандыги — рейс отменён в 1998 г., а когда на Вилюе была судоходная обстановка (как правило, в начале навигации) — от Якутска по Лене и Вилюю до Вилюйска. Некоторые из этих рейсов превышают 600—700 км (самый дальний — Якутск—Жиганск 771 км). «Ракета», как правило, отправляется из Якутска рано утром, около 5-6 часов и прибывает к месту назначения вечером (см. расписание), то есть для рейса в одну сторону используется почти весь световой день. Все линии обслуживаются теплоходами ещё советского производства, замены которым нет, так как эти серии давно сняты с производства. Эти суда считались далеко не новыми ещё в 80-е годы — на некоторых из них уже тогда стоял второй или третий по счёту двигатель. Якутские речники по сей день поддерживают ресурс судов-ветеранов, чинят и меняют моторы. Проходит одно десятилетие за другим, но скоростное движение на Лене не умирает.
В советское время важную роль в пассажирских перевозках играли также теплоходы типа «Заря», особенно на небольших реках. Таков был их флот на Лене, Вилюе и Алдане:
Якутск — не менее 6 судов
Пеледуй — не менее 4 судов
Ленск — не менее 4 судов
Олекминск — не менее 3 судов
Усть-Кут — не менее 4 судов
Нюрба — не менее 2 судов (действуют в настоящее время)
Усть-Мая — 1 судно
По состоянию на начало 2010-х, подтверждённые данные о работающих т/х «Заря» имеются только из Нюрбы и Усть-Маи. Остальной флот, видимо, уже не существует.
Дальний морской транспорт представлен Северным морским путём. Главный морской порт республики — Тикси. В советское время на СМП наблюдалось оживлённое движение, но с 1987 по 2001 гг. грузооборот порта Тикси сократился в несколько раз[15][16]. В последнее время наметилась тенденция роста грузооборота порта Тикси за счёт увеличения поставок сырой нефти и лесоматериалов на экспорт. В порты республики по СМП завозится около 60 тыс. тонн нефтепродуктов в год из портов Северо-Запада