Транспортная инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:48, реферат

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотреть транспортную инфраструктуру на примере Тюменской области.
В соответствие с целью выделяются следующие задачи:
1. Изучить понятие транспортной инфраструктуры
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу системы регулирования транспортной инфраструктуры
3. Выделить проблемы управления транспортной инфраструктурой
4. Охарактеризовать транспортную инфраструктуру Тюменской области
5. Выделить проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения на примере Тюменской области

Файлы: 1 файл

транспортная инфраструктура.docx

— 70.94 Кб (Скачать файл)

В частности, согласно Программе, на железнодорожном транспорте предусматривается:

поэтапное обновление и модернизация основных производственных фондов, повышение безопасности движения и качественного обеспечения  платежеспособного спроса на перевозки  пассажиров и грузов; внедрение информационно-управляющих  систем, модернизация устройств автоматики, телемеханики, связи и энергоснабжения;

рационализация  взаимодействия с другими видами транспорта, развитие мультимодальных  перевозок и совершенствование  информационного обеспечения и  др. Для решения поставленных в  подпрограмме задач должны быть построены  или реконструированы 1,7 тыс. км железнодорожных  линий, построены 2,7 тыс. км дополнительных главных путей;

электрифицированы 3,4 тыс. км железнодорожных линий; построены  или и модернизированы устройства автоблокировки на 1,4 тыс. км железнодорожных  линий и др.

В дорожном хозяйстве  предусматривается: увеличить протяженность  автомобильных дорог до 611,1 тыс. км и дорог высших (I и II) общего пользования (в действующей классификации) категорий  до 36 тыс. км; довести удельный вес  протяженности федеральных автодорог, соответствующих нормативным требованиям, с 39 до 55 процентов, территориальных  дорог 

- с 20 до 30 процентов  и др. Для достижения поставленных  в подпрограмме задач должны  быть построены, реконструированы  или модернизированы 6,1 тыс. км  федеральных, 43,7 км муниципальных автомобильных дорог; более 3,1 тыс. тыс. км территориальных и 8,1 тыс. населенных пунктов должны быть обеспечены постоянной связью по дорогам с твердым покрытием; отремонтированы (в том числе капитально) 45,3 тыс. км федеральных, 197 тыс. км территориальных и 137 тыс. км муниципальных автомобильных дорог.

Таким образом, государство  собирается вложить в развитие транспортной инфраструктуры немалые средства. Однако непрозрачность процесса реализации проектов ставит эффективность предлагаемых мер под вопрос. Кроме того, не до конца очевидно распределение  обязанностей между федеральным  и региональным уровнями, так как  в ряде субъектов федерации существуют собственные программы развития транспортной согласовывать с соседними территориями, чтобы инфраструктуры, которые необходимо избежать неравномерного развития отрасли. [1]

 

Глава 2. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области

 

2.1 Характеристика транспортной инфраструктуры

 

Тюмень была поставлена на древней  караванной дороге из Средней Азии в Поволжье, на так называемом «Тюменском волоке», за который шла вековая  борьба кочевников южной Сибири. Водные артерии связывали Тюмень с землями  Крайнего Севера и далёкого Востока. Первоначальное население города соответствовало  его пограничному положению. Первое место среди жителей Тюмени принадлежало служилым людям: боярам, стрельцам, казакам. В первые годы город подвергался  нападениям татар и калмыков. В  Тюмени находилась первая в Сибири Ямская слобода, основанная в 1605 году. Постепенно, с исчезновением военной  угрозы, первоочередным занятием горожан  становятся ремёсла. Широкого развития достигло кузнечное, колокольное, кожевенное производство.

В XIX веке одновременно с упадком  Тобольска город входит в полосу расцвета. Особый импульс его развитию придало проведение через город  Транссибирской магистрали. Неслучайно граф Посьет, настоявший на тюменском  маршруте железной дороги, был удостоен звания почётного гражданина города.

Начиная с 1918 года Тюмень претендует и на административные функции, окончательно закреплённые за нею в 1944 году созданием  Тюменской области. В годы Великой  Отечественной войны значительно  вырос и промышленный потенциал  города за счёт эвакуированных из Европейской  части СССР предприятий. Любопытно, что в Тюмень в годы войны было эвакуировано также тело Ленина; функции  Мавзолея временно исполняло здание нынешней Тюменской государственной  сельскохозяйственной академии.

После открытия в Тюменской области  в 1960-х годах крупных месторождений  нефти и газа вся жизнь города была подчинена выполнению нефтесервисных и транспортных функций, необходимых  для обеспечения потребностей Тюменского Севера. [18: http://tumenn.ru/]

Область расположена на перекрестке  важнейших транспортных коридоров, идущих с Запада на Восток и связывающих  регионы Европейской части России, Урала с Сибирью и Дальним  Востоком, и с Севера на Юг, связывающих  северные автономные округа - крупнейшие районы добычи нефти и газа –  с остальными регионами РФ и обеспечивающие выход на страны Центральной Азии.

На территории области  развит железнодорожный, автомобильный  транспорт, расположена сеть магистральных  нефте- и газопроводов, имеются продуктопроводы  по поставке ШФЛУ (углеводородное сырье) на Тобольский нефтехимический комбинат из северных автономных округов и  по поставке нефтепродуктов, соединяющий  г. Тюмень с сетью нефтепродуктопроводов  компании «Транснефтепродукт». Реки Обь-Иртышского речного бассейна (Тура, Тобол, Иртыш) с развитой портовой инфраструктурой  обеспечивают выход на Северный Морской  путь. В Тюмени расположен международный  аэропорт «Рощино».

Через территорию современной  Тюменской области исторически  проходили важнейшие транспортные пути по которым осуществлялось освоение и заселение Сибири и Дальнего Востока. В конце XIX-начале ХХ века была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, прошедшая по территории области. С середины ХХ века началось формирование сети автомобильных дорог. [6]Транспортная инфраструктура

  • Область является перекрестком дорог, идущих с Запада на Восток, с Юга на Север.

Основные автомобильные магистрали:

  • Дорога «Москва-Владивосток», которая войдет в формирующийся транснациональный коридор «Берлин-Пекин»;
  • Федеральная автомобильная магистраль, соединяющая юг Тюменской области с ХМАО-Югра и ЯНАО.

Грузооборот крупных и средних предприятий автомобильного транспорта Тюменской области в первом полугодии 2007 года составил 61,2 млн. тонно-км.

– Реки Обь-Иртышского речного бассейна с развитой портовой инфраструктурой  обеспечивают выход на Северный Морской  путь.

– В Тюменской области расположены 2 речных порта – в г. Тюмени и  в г. Тобольске, второй из которых  выполняет главную роль в системе  речных пассажирских и грузовых перевозок  между севером и югом области.

– Общий грузовой оборот Тобольского  речного порта составил около 3 млн. тонн в 2007 г. Порт имеет 8 механизированных причалов протяженностью 800 м, оборудованных 23 портальными кранами. Общая площадь крытых складов составляет более 7 000 м2, открытых – более 45 000 м2.

– Навигация составляет 6 месяцев  в году.

– На территории Тюменской области, включая автономные округа, функционируют 5 международных аэропортов.

– Международный аэропорт «Рощино» в г. Тюмени выступает в роли узлового регионального аэропорта для  связи Севера и Юга области. Кроме  того, географическое положение его  благоприятно для промежуточных  посадок самолетов на магистральных  маршрутах Европа – Китай, Европейская  часть России – Дальний Восток, Сибирь.

– Тюмень в железнодорожной сети области выполняет роль связующего звена между севером и югом области, через город также проходит северная ветка транссибирской магистрали, связывающая Центральную часть  России с Сибирью и Дальним  Востоком.

– С началом реализации проекта  «Обход Республики Казахстан», по строительству  ветки Курган-Ишим роль г. Ишима, как  узловой железнодорожной станции сильно возрастет не только на областном, но и общенациональном уровне. [14]

Автомобильный общественный транспорт

Для Тюменской области автомобильный  транспорт имеет большое значение, являясь основным фактором, обеспечивающим экономическую и социальную стабильность общества, мобильность населения, развитие территории области.

Пассажирское обслуживание населения  юга Тюменской области осуществляют 22 автотранспортных предприятия различной  организационно-правовой формы собственности. Этими предприятиями обслуживаются 543 маршрута, в том числе: 164 междугородных, 283 пригородных и 96 городских маршрутов. В большинстве районов юга  области нет альтернативы автобусным перевозкам.

Автобусный парк, задействованный  на регулярных маршрутах, насчитывает 1145 единицы, в том числе частной  собственности – 202, муниципальной  – 351, областной – 592 единицы.

Также в городах Тюмень, Тобольск, Заводоуковск, Ишим и Ялуторовск привлечено для работы на городских маршрутах 1067 единиц подвижного состава (338 автобусов и 729 микроавтобусов), принадлежащих индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям.

В 2006 году автомобильным транспортом  общего пользования с учетом индивидуальных предпринимателей, занимающихся коммерческими  перевозками, перевезено 267,3 млн. человек. Пассажирооборот составил 2075,7 млн. пасс.-км. За 2007 год по оперативным  данным автомобильным транспортом  общего пользования перевезено 263,5 млн. человек.

Для обслуживания пассажиров на междугородных  и пригородных автобусных маршрутах  по югу Тюменской области действуют 7 автовокзалов и 23 автостанции, из них 5 автовокзалов и 15 автостанций входят в состав ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций».

В 2005 году проведена реконструкция  Исетской и Упоровской автостанций, в 2006 году сдана в эксплуатацию Абатская автостанция, в 2007 году завершена реконструкция  Ялуторовского и Тобольского  автовокзалов. В 2008 году планируется  строительство и реконструкция  автовокзалов и автостанций в  г.Ишиме, в селах Казанское, Юргинское  и Ярково.

Общий износ подвижного состава  составляет 65,5 %, в том числе: областной  собственности – 44,3 %, муниципальной  – 58,3 %, собственности предприятий  – 92 %.

Для обновления подвижного состава  проводится капитальный ремонт автобусов  областной собственности, а также  приобретаются новые автобусы.

В настоящее время за счет средств  областного бюджета капитальный  ремонт автобусов проводится на Ялуторовском автомобильном заводе. За период с 2003 по 2006 годы всего отремонтировано 165 автобусов, в 2007 году отремонтировано 68 единиц подвижного состава.

Для пассажирских автотранспортных предприятий  юга области в 2007 году приобретено 166 автобусов, в том числе для  предприятий областного центра 92 единицы.

Железнодорожный транспорт

В Западно-Сибирском регионе, где  осуществляется добыча 90% российского  газа, огромную значимость в обеспечении  народно-хозяйственными грузами северных городов области играет железная дорога. Благодаря железнодорожному транспорту функционируют и добывают углеводородное сырье нефтегазопромыслы в Сургуте, Нижневартовске, Надыме, Новом Уренгое, Ямбурге.

В настоящее время железной дорогой  обеспечивается потребность в перевозке  грузов для уже построенных на севере области городов и градообразующих  предприятий, связанных с переработкой нефти.

Все грузовые и пассажирские перевозки  в области осуществляются Тюменским  и Сургутским отделениями Свердловской железной дороги-филиала ОАО «Российские  железные дороги».

Тюменский железнодорожный узел обеспечивает отправление и приемку грузов и пассажиров как с главного направления  Транссибирской магистрали, так и в направлении Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Крупнейшая сортировочная станция  Войновка отправляет в сутки на север  в среднем по 26 грузовых поездов  и перерабатывает весь поток грузов, идущий с севера.

Направления совместной деятельности Свердловской железной дороги и Правительства  Тюменской области ежегодно определяются социально-экономическим соглашением, которым регламентируются обязательства сторон в вопросах грузовых и пассажирских перевозок, инвестиционной политики, социальной сферы, безопасности движения поездов и экологии.

Водный транспорт

Речной транспорт –  являясь составной частью транспортного  комплекса и одним из старейших  его видов, играет большую роль в  становлении и развитии экономики  области. В период интенсивного освоения нефтегазовых недр Западной Сибири именно речным транспортом осуществлялись доставки строительных материалов, оборудования для обустройства нефтегазовых месторождений, строительства городов и поселков. Огромное значение речной транспорт  сыграл при строительстве магистральных  нефтегазопроводов с их компрессорными и перекачивающими станциями (доставка труб большого диаметра). Речным транспортом  осуществлялись доставки первой нефти  из области на причалы Омского  нефтеперерабатывающего завода.  Протяженность водных путей, обслуживаемых судоходной обстановкой по Обь-Иртышскому бассейну составляет 12150 км, в том числе по Тюменской области 9844 км, из них по югу области – 2209 км.  Для жизнедеятельности региона устойчивое функционирование предприятий водного транспорта и речные перевозки имеют особое значение, водные пути зачастую являются единственными транспортными артериями к населенным пунктам приречных районов области.  За последние годы прослеживается тенденция роста объема грузовых перевозок. Сферой безальтернативного использования внутреннего водного транспорта являются перевозки в районы Крайнего Севера, где отсутствуют или недостаточно развиты железные и автомобильные дороги.

Пассажирские перевозки  водным транспортом на территории юга  области осуществляют:

  • - ОАО «Северречфлот» (г. Ханты-Мансийск) - линию Тобольск – Ханты-Мансийск на участке Тобольск - Бобровка;
  • - ОАО «Речное пароходство Нефтегаза» (г. Тюмень) – линию Тобольск - Малая Бича – Тобольск.

Информация о работе Транспортная инфраструктура