Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:55, реферат
Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.
Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.
Огромные пространства и
суровый климат предопределили первостепенное
значение для России всепогодных
видов наземного транспорта —
железнодорожный и
Подавляющая часть пассажирооборота приходится на четыре вида транспорта: воздушный (30 %), автобусный (29 %), железнодорожный (29 %) и метрополитен (9 %). Тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.
Современное состояние транспортной
системы характеризуется низким
техническим уровнем
По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам). Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год)]. Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице[
Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций — перевозчиков и посредников — с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 1990-е годы.
Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям.
На сравнительно небольшой территории Европейского Юга (355 тыс. км2) проживает 19 млн чел. (13% российского населения). Средняя плотность населения поэтому весьма значительна — 50 чел./км2. Однако не везде она высока и уменьшается по мере продвижения в горы.
По карте атласа определите территории района с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Объясните эти различия.
Европейский Юг — единственный
район России, где население до
1990-х гг. достаточно быстро увеличивалось.
Во-первых, здесь всегда был высокий
естественный прирост. Сейчас в целом
по району он сменился убылью. Однако в
большинстве республик (кроме Северной
Осетии—Алании) рождаемость по-прежнему
превышает смертность Таблица 47 . Особенно
велик естественный прирост в
Ингушетии и Чеченской
Во-вторых, этот регион всегда привлекал жителей из других районов страны. (Почему?) И сейчас миграционный прирост населения идет повсеместно, кроме Чеченской Республики, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
В районе, особенно в его
республиках, очень остра проблема
занятости. Не имеет работы значительная
часть экономически активного населения.
В Ингушетии уровень
Доля горожан на Европейском
Юге невысока (56%). Это связано
со значительной ролью агропромышленного
комплекса в его экономике. Но
роль городов, особенно крупных, в формировании
географии населения и
Европейский Юг — самый
многонациональный район
Многонационалыюсть — следствие сложной и длительной истории формирования района. Задолго до нашей эры по его равнинам кочевали скифы. В горах жили многочисленные оседлые племена. Полный перечень исконно проживавших и приходивших сюда народов был бы очень обширным: греки и гунны, монголы и половцы, адыги и аланы, хазары и меоты. Славяне, преобладающие сейчас на равнинных территориях, появились здесь в IX в. н. э. Они основали здесь крупный город Тмутаракань (Тамань).
Настоящая русская колонизация Европейского Юга началась в конце XV в. В результате массового бегства крестьян из Центральной России здесь образовалось Донское войско. Окончательно Северный Кавказ был присоединен к России в результате почти 50-летней Кавказской войны.
В советский период была предпринята
попытка провести административно-
Невозможно учесть интересы каждого народа при подобном их многообразии.