Транспортное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 04:39, контрольная работа

Описание работы

Транспортное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, а также между транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта. В разное время некоторые авторы публикаций предлагали признать самостоятельными отраслями права все транспортное право или его отдельные части. Так, например, в отношении воздушных перевозок был сделан вывод о необходимости признать воздушное право уже на современном уровне его развития самостоятельной отраслью права.

Содержание работы

Введение 3
1.6 Понятие «инфраструктура», «перевозчик», «владелец инфраструктуры» 5
2.6 Обязанности перевозчика по договору перевозки груза 5
3.6 Права перевозчика по договорам перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа 8
4.4 Ответственность перевозчика и грузовладельца за самовольное использование не принадлежащих им вагонов и контейнеров……………. 9
5.4 Основания предъявления претензий и документы, прилагаемые к претензионному заявлению 10
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Контрольная Транспортное дело.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Транспортное право - комплексная отрасль права, совокупность  норм и исследовательная правоведческая дисциплина, регулирующая общественные отношения в области перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое (в области транспорта).

Вопрос о самостоятельности  транспортного права как отрасли  права является спорным. Большинство  исследователей рассматривают его  как комплексную подотрасль предпринимательского права. Сторонники данной точки зрения утверждают, что транспортное право определяется предметом и методом, которые не отражают единых особенностей, характерных только для транспортного права. А там, где методы правового регулирования не трансформируются и не видоизменяются, ещё не созрели условия для появления новой отрасли права. Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что транспортное право, а тем более его части не являются самостоятельными отраслями права. Оно регулирует разные по характеру отношения, которые возникают в процессе взаимоотношений транспортных предприятий с клиентурой, когда такие отношения нуждаются в специальном правовом регулировании из-за их особенностей.

Предметом транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса.

Транспортное право  представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи  с организацией и деятельностью  транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, а также между транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта. В разное время некоторые авторы публикаций предлагали признать самостоятельными отраслями права все транспортное право или его отдельные части. Так, например, в отношении воздушных перевозок был сделан вывод о необходимости признать воздушное право уже на современном уровне его развития самостоятельной отраслью права. Представители морского транспорта в более категоричной форме утверждали, что морское право является самостоятельной отраслью права, содержание которой определяется отношениями, складывающимися на морском транспорте и в торговом мореплавании.

Особенностью транспортного  права является то, что оно сочетает в себе властноорганизационные отношения, регулируемые административным правом, и имущественные отношения, регулируемые гражданским правом. Однако такое сочетание само по себе не является достаточным основанием для выделения транспортного права в самостоятельную отрасль права. Не может служить аргументом и наличие уставов и кодексов на транспорте, а также большое количество нормативного материала, регулирующего отношения на транспорте. Таким образом, транспортное право представляя собой комплексную отрасль российского права, не является самостоятельной отраслью права.

 

1.6 Понятие «инфраструктура», «перевозчик», «владелец инфраструктуры»

В Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» определено:

  • перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
  • инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;
  • владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора;

2.6 Обязанности перевозчика по договору перевозки груза

Правовое регулирование транспортных обязательств осуществляется главой 40, 41 Гражданского кодекса РФ, Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ, Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. № 12, Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 277 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и   грузобагажа   для   личных   (бытовых)   нужд   на федеральном железнодорожном транспорте» и другими нормативными правовыми актами.

Предметом транспортных обязательств является оказание нематериальных услуг перевозчика, в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа, пассажиров. Одной из сторон обязательства является Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

Основаниями возникновения  данных обязательств являются различные договоры:

    • договор перевозки груза,
    • договор перевозки пассажира,
    • договор фрахтования,
    • договор буксировки,
    • договор об организации перевозок.

В зависимости  от вида транспорта договоры перевозки  грузов и пассажиров могут быть классифицированы на:

    • договор воздушной перевозки,
    • договор железнодорожной перевозки,
    • договор морской перевозки,
    • договор перевозки по внутренним водным путям,
    • договор автомобильной перевозки,
    • договор перевозки в прямом смешанном сообщении.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. 
Соглашением сторон не может быть ограничена или устранена ответственность перевозчика, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Договор перевозки груза определен в п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса  РФ.  По  договору  перевозки  груза  перевозчик  обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Провозная плата в соответствии со ст. 790 Гражданского кодекса устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. На железнодорожных перевозках провозная плата за перевозку груза определяется «Тарифами на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2)», утвержденный постановлением ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. № 47-т/5115.

Заключение  договора перевозки груза железнодорожным транспортом подтверждается составлением и выдачей отправителю груза:

  • железнодорожной накладной (при железнодорожных перевозках),
  • или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Обязанности перевозчика:

  • подать отправителю груза транспорт под погрузку в установленный срок (ст. 791 Гражданского кодекса РФ),
  • осуществить погрузку (выгрузку) груза, если это не входит в обязанности грузоотправителя (грузополучателя) (ст. 791 Гражданского кодекса РФ),
  • доставить груз, пассажира в пункт назначения в установленный срок (ст. 792 Гражданского кодекса РФ).

3.6 Права перевозчика по договорам  перевозки пассажиров, багажа и  грузобагажа

Согласно Правилам оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и соответствии с договором перевозки пассажира перевозчик обязан перевезти пассажира в пункт назначения с предоставлением ему места в поезде, а в случае сдачи пассажиром багажа - доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу.

В соответствии с договорами перевозки груза, грузобагажа перевозчик обязан доставить вверенный ему грузоотправителем (отправителем) груз, грузобагаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза, грузобагажа лицу.

Пункт 17 данных правил гласит о том, что перевозчик имеет право отказать пассажиру в продаже проездного документа (билета):

а) при отсутствии свободных  мест в поезде (за исключением поездов  пригородного сообщения, в которых  места не предоставляются);

б) при отсутствии стоянки  поезда для посадки и высадки  пассажира в указанном пассажиром пункте назначения.

Перевозчик имеет право  отказать пассажиру в продаже  проездного документа (билета) с оплатой  стоимости проезда со скидкой  или бесплатного проездного документа (билета) при отсутствии либо предъявлении неправильно оформленного документа, подтверждающего право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда.

4.4 Ответственность перевозчика  и грузовладельца за самовольное  использование не принадлежащих  им вагонов и контейнеров

В случае использования  вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, а также в случае самовольного использования перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (в том числе на праве аренды), виновные физические или юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава за задержку вагонов, контейнеров.

За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под  погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая  железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

5.4 Основания предъявления претензий  и документы, прилагаемые к  претензионному заявлению

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

  • несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;
  • повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения;
  • обнаружение груза, багажа, грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа, грузобагажа;
  • возвращение перевозчику похищенных груза, багажа, грузобагажа;
  • непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Коммерческий  акт составляется:

  • при выгрузке груза, багажа, грузобагажа в местах общего пользования - в день выгрузки груза, багажа, грузобагажа, в необходимых случаях - в день выдачи груза, багажа, грузобагажа грузополучателю, пассажиру, получателю;
  • при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки груза;
  • в пути следования груза, багажа, грузобагажа - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

Информация о работе Транспортное право