Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 11:49, реферат
Водный транспорт используется для перевозки людей и нескоропортящегося груза. Невзирая на историческую важность морских перевозок, они потеряли свой вес из-за увеличения объемов коммерческой авиации, хотя до сих пор используются для перевозок и круизных поездок. Современный водный транспорт, безусловно, медленнее авиационного, но он более эффективен при перевозке больших количеств груза.
Только в 2005 году по морю было перевезено более шести миллиардов тон груза. На море проходят также научные путешествия и гонки водного транспорта любого типа. К тому же, переезд по воде стоит намного меньше, чем по воздуху. По своей природе водный транспорт всегда был международным.
1.Введение
2.История возникновения
3.Виды судов и др. водных транспортов
4.История возникновения пароходов и яхт
5.Парусные суда (типы)
6.Водный транспорт: морской и речной
История развития парусного судоходства насчитывает примерно пять тысяч лет. Паруса применялись на гребных транспортных и военных судах в качестве вспомогательного источника движущей силы в Древнем Риме, Древней Греции, Древнем Египте и других странах.
К середине ХIХ века парусный флот достиг своего наивысшего развития. В настоящее время парусные суда используют как спортивные, учебные или прогулочные. Построены и ряд коммерческих парусных судов, в конструкции которых соблюдены все самые жесточайшие современные требования, направленные на охрану окружающей среды.
В основе классификации парусных судов лежит парусное вооружение и рангоуты.
На этом основании все парусные суда принято делить на две категории: малые парусные суда – с бизань-мачтой и грот-мачтой, или с одной единственной мачтой; большие парусные суда – с фок-мачтой и грот-мачтой.
Фрегат – это судно как минимум с тремя мачтами и прямыми парусами на них. Барк представляет собой судно с тремя мачтами (не менее) и прямыми парусами на грот-мачтах и на фок-мачте, но косыми - на бизань-мачте.
Бриг – это судно
с двумя мачтами и прямыми
парусами на них. Встречаются и суда,
имеющие смешанное парусное вооружение.
К ним относятся Баркентина(
Морской транспорт — вид
водного транспорта. К морскому транспорту
относится любое судно, способное
передвигаться по водной поверхности
(морей, океанов и прилегающих
акваторий),а также просто находиться
на плаву и выполнять при этом определенные
функции, связанные с перевозкой, перевалкой,
хранением, обработкой различных грузов;
перевозкой и обслуживанием пассажиров.
Морским транспортом перевозится большая
часть грузов по всему миру. Особенно это
касается наливных грузов, таких как сырая
нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и
продукты химической промышленности наливом.
Второе место по объему перевозок морским
транспортом занимают контейнеры. Суда-контейнеровозы
вытеснили с рынка универсальные суда,
так как в стандартный 20- или 40-футовый
контейнер может быть помещен любой груз
от иголок до автомобилей. Притом время
обработки таких судов снижено в десятки
раз, благодаря унификации транспортной
системы всего мира в отношении контейнерных
перевозок. Немалую роль играет механизация
и информационное обеспечение транспортных
процессов. Также к специализированным
судам, которые предназначены для перевозки
одного или нескольких видов груза, можно
отнести суда-автомобилевозы,
Трамповые суда (англ. tramp —
бродяга составляют половину единиц мирового
флота, занимаются свободной перевозкой
случайных, попутных грузов. Они не привязаны
к определенным географическим точкам
и не обременены долгосрочными контрактами
на перевозку. Пассажирские суда и паромы
занимают отдельную нишу в перевозках
морским транспортом. Чаще всего являются
линейными. К ним со стороны контролирующих
органов предъявляются очень высокие
требования по конструкции и снабжению.
В настоящее время морской транспорт является
неотъемлемой частью мировой транспортной
системы. Морской транспорт и его деятельность
регулируется как национальными законами,
так и международными нормативными документами,
конвенциями и правилами, выполнение и
соблюдение которых строго контролируется
со стороны всех стран-участников, подписавших
определенные обязательства. Особенно
большое внимание уделяется экологии
и безопасности мореплавания. Учитывая
тот объем груза, который может перевезти
одно судно за один раз, морской транспорт
нельзя назвать медленным. Пример: 300000
тонн сырой нефти за один раз может быть
перевезено из восточных портов Великобритании
в один из портов США на восточном берегу
за десять дней. Крупные контейнеровозы
(до 5000 контейнеров), выходя из порта Роттердам
(Нидерланды), достигают Шанхая (Китай)
за 18 дней. Преимущества и недостатки морского
транспорта.Преимущества:
Морской транспорт особенно эффективен при перевозке больших объёмов. Недостатки: требует наличия оборудованных портов; низкая скорость передвижения.
История речного транспорта насчитывает не одну тысячу лет. Считается, что первые крупные речные суда стали строить в Древнем Египте ещё в четвёртом тысячелетии до н. э. Древние речные суда были гребными или парусными. Позднее стали применять тягу при помощи шедших по берегу лошадей людей (бурлаков). Существовали также суда, приводящиеся в движение лошадьми, находящимися на самом судне (см. Коноводное судно).В XIX веке на внутренних водных путя начали использоваться пароходы, а первый речной теплоход (и вообще первый теплоход в мире) был построен в 1903 году в России.
Так как скорость грузовых речных судов составляет 10-20 км/ч, по внутренним водным путям перевозят в основном грузы, нетребующие быстрой доставки — стройматериалы (например, песок), уголь, зерно и т. п. Перевозят по рекам также нефть и нефтепродукты. Существуют также суда, перевозящие грузовые автомобили вместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы. Для грузовых перевозок используют либо самоходные суда, либо толкаемые буксиром баржи (буксиры-тягачи для проводки барж уже практически не используются). используются в основном для насыпных грузов. Самые крупные грузовые речные суда иметь длину более ста метров и брать на борт около пяти тысяч тонн грузов. Например, российские суда типа «Волго-Дон» имеют длину 138,5 м, ширину 16,7 м, осадку 3,5 м и грузоподъёмность 5000 тонн. Однако такие крупные суда могут использоваться далеко не везде.
Западной Европе довольно распространены (прежде всего, во Франции, Бельгии и сравнительно небольшие грузовые суда, называемые пенишами. Они построены в соответствии с минимальными размерами шлюзови каналов, принятыми во и, следовательно, могут использоваться почти всех водных путях этой страны. Максимальные размеры пениша — длина 40 м, ширина 5,2 м, осадка 2,5 м и высота самой высокой части судна над ватерлинией — 3,5 м. Пениш берётборт 300—400 тонн грузов. Как правило, экипаж пениша состоит из двух человек — мужа и жены, которые являются одновременно и владельцами судна. Они постоянно живут на судне и обзаводятся жильём на берегу только выходя на пенсию.
Крупные пассажирские суда в наши дни практически всегда используются для перевозки туристов (речные круизы), а также для перевозки пассажиров в труднодоступные районы, с которыми отсутствует автомобильное и железнодорожное сообщение. Суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке могут развивать скорости до 80 км/ч, однако они отличаются высоким расходом топлива, а, следовательно, и высокой стоимостью перевозок. Традиционные (без воздушной подушки или подводных крыльев) суда небольших размеров (так называемые «речные трамваи») используются в режиме общественного транспорта для городских и пригородных перевозок. Главным преимуществом речного транспорта является низкая себестоимость перевозок; благодаря ей он продолжает занимать важное место в транспортной системе, несмотря на низкие скорости и сезонность. В то же время доля перевозок пассажиров речным транспортом очень низка.
Связано это с тем, что, будучи очень дешёвым при низких скоростях (20-30 км/ч), себестоимость перевозок речным транспортом значительно увеличивается при перевозках со скоростями в 50-60 км/ч, которые позволяют конкурировать с другими видами транспорта (автомобильным и железнодорожным).