Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 00:41, лекция
Основные требования, предъявляемые к автомобильным дорогам - это соответствие геометрических параметров поперечного профиля, плана и продольного профиля дороги требования СНиП, состояния покрытия и прочности дорожной одежды, ровности и сцепных качеств покрытий, состояния обочин, габаритов и грузоподъемности мостов и путепроводов, интенсивности и состава транспортных потоков, а также безопасности движения.
Раковина – местные углубления, образующиеся в результате недостаточной прочности цементобетона при воздействии касательных нагрузок транспортных средств, выбивающие и выдергивающие каменные частицы из бетона.
Поверхностные трещины над арматурой – образуются в результате недостаточной толщины защитного слоя бетона.
Обнажение арматуры – технологический дефект, обусловленный несоблюдением толщины защитного слоя, применением некачественных цементобетонных смесей, коррозией цементобетона (применение антигололедных материалов).
Дефекты комбинированных дорожных одежд.
К комбинированным дорожным одеждам относятся конструкции с а/б покрытием на ц/б основании, в том числе на основании из «тощего» бетона.
Основным специфическим дефектом таких конструкций является «отраженные» трещины в асфальтобетонном слое, образующиеся над швами и трещинами в ц/б основании и повторяющие их конфигурацию. Эти трещины возникают в результате концентрации напряжений в местах швов и трещин в цементобетонных плитах.
Конструкции с использованием в качестве основания «тощий» бетон (укладываемый без температурных швов) поперечные трещины в основаниях образуются хаотично и из-за отсутствия швов в а/б покрытиях также возникает концентрация температурных напряжений и образуются отраженные трещины.
Кроме отражающих трещин, комбинированным дорожным одеждам присущи дефекты, образующиеся в местах, где были дефекты в цементобетонных плитах.
В асфальтобетонном слое комбинированных дорожных одежд могут также возникнуть все дефекты, характерные для асфальтобетонных покрытий.
7. Оценка прочности нежёстких дорожных одежд.
Прочность дорожной одежды представляет собой один из важнейших показателей транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог. Снижение прочности связано с появлением остаточных деформаций дорожной одежды, вызывающих ухудшение ровности проезжей части, уменьшение средней скорости движения автомобилей; снижение безопасности движения, ухудшение условий движения.
Оценка прочности дорожной одежды осуществляется следующим образом:
- предварительное визуальное обследование дорожной одежды на всем ее протяжении для выявления участков, требующих детального инструментального испытания прочности;
- на выявленных участках, требующих детальных испытаний, проанализировать результаты инструментальных измерений ровности;
- участки, на которых визуальная оценка прочности дает неудовлетворительный результат и измеренный показатель ровности выходит за допустимые пределы, необходимо в обязательном порядке произвести инструментальные измерения прочности.
Прочность дорожных одежд
оценивается коэффициентом
- упругому прогибу
под нагрузкой всей
- по прочности на
сдвиг в грунте земляного
- по прочности на растяжение при изгибе в слоях из монолитных материалов, определяется отношением предельно допустимого растягивающего напряжения материала слоя с учетом усталостных явлений к растягивающему напряжению от автомобильной нагрузки в рассматриваемом слое (Кпр=Rpu / δr.);
Инструментальная оценка по второму и третьему критериям представляет собой сложную задачу, поэтому эксплуатационная оценка прочности производится по первому критерию прочности (упругому прогибу) с введением поправочных коэффициентов, учитывающих условия прочности по двум другим критериям.
Прочностные испытания дорожных одежд производятся двумя методами:
- измерением упругого прогиба при статистическом нагружении дорожной одежды;
- измерением упругого
прогиба при динамическом
Существующие дороги общего пользования рассчитаны на нагрузку группы А (100 кН на ось) или группы Б (60 кН на ось). Поскольку большинство дорог пропускают или в перспективе будут пропускать нагрузку, соответствующую группе А, на эту нагрузку следует ориентировать оборудование для оценки прочности дорожных одежд.
Основные характеристики нагрузки группы А, принимаемые при расчете, следующие:
Нормированная нагрузка Q, передаваемая дорожной одежде колесом автомобиля, кН:
¾ динамическая 65
¾ статическая 50
Среднее расчетное удельное давление колеса на покрытие 0,6 МПа.
Расчетный диаметр D следа колеса автомобиля, м:
¾ при динамической нагрузке 0,37
¾ при статической нагрузке 0,33.
Динамическое нагружение
можно производить падающим грузом
(установки динамического нагру
Установки динамического нагружения с жестким штампом снабжено подвижным грузом, при сбрасывании которого на амортизатор в виде стальной пружины или прокладки из упругого материала (например, специальная резина) возникает динамическое усилие, которое через круглый штамп, равновеликий отпечатку колеса расчетного автомобиля, воздействует на дорожную одежду.
В установках динамического нагружения с гибким штампом подвижной груз при своем падении на амортизатор передает динамическое усилие дорожной одежде через траверсу и пневматическое колесо, которое одновременно играет роль и основного амортизатора, и гибкого штампа.
В практике Российской Федерации, в основном, применяются установка динамического нагружения с жестким штампом (типа ДИНА) и с гибким штампом (УДН-НК).
Для измерения прогибов дорожной одежды при статическом нагружении применяют рычажные прогибомеры (наиболее распространен длиннобазовый прогибомер КП-204). В результате испытаний статической нагрузкой получают статические модули упругости, которые при оценке прочности следует сравнивать с общими расчетными модулями, вычисленными, исходя из требуемого статического модуля.
Фактический общий модуль упругости определяется по формуле Ефобщ=((Р*D)/1)*(l-μ), где Р - среднее удельное давление, передаваемое нагрузкой испытательной установки, D – диаметр штампа, l – измеряемый при испытаниях прогиб дорожной одежды, μ – коэффициент Пуассона.
Результаты прочности испытаний дорожных одежд, проведенных в различные периоды года, за исключением зимнего, должны быть приведены к расчетному периоду.
Расчетный фактический общий модуль упругости дорожной одежды в каждой точке i определяется по формуле Ефiобщ= Ефобщ*Крi, где Ефобщ - фактически модуль упругости дорожной одежды в i точке, Крi - коэффициент приведения к расчетному модулю упругости, определяется от типа влажности грунта.
Обработка результатов измерений: определяется среднее значение модуля упругости дорожной одежды на обследуемом участке по результатам испытаний; определяется среднеквадратичное отклонение σ; определяется коэффициент вариации v; определяется расчетное значение фактического модуля упругости дорожной одежды на обследуемом участке Ерфр.
Требуемый расчетный модуль упругости дорожной одежды (с учетом всех критериев прочности, а также с учетом ровности покрытия) определяется по формуле Етр.р=(Етр*К/пр*Кs+Δ)*Кк*Км, где Етр.р- требуемый модуль упругости для данного вида нагружения, К/пр- нормативный коэффициент прочности дорожной одежды, Кs- коэффициент учитывающий необходимость обеспечения требуемой ровности, Δ- поправка учитывающая обеспечение по сдвигу в грунте земляного полотна, Кк- коэффициент учитывающий обеспечение прочности по сдвигу песчаного слоя, Км- коэффициент учитывающий обеспечение прочности верхних асфальтобетонных слоев на растяжение при изгибе.
После определения Ерфр и Етр.р. определяется фактический коэффициент прочности. При коэффициенте прочности Кпр<1 назначаются ремонтные работы; при Кпр>1 – работы по содержанию дороги.
8. Классификация работ по ремонту и содержанию дорог. Задачи дородной эксплуатационной службы.
Классификация предусматривает следующие виды работ по ремонту и содержанию дорог: капитальный ремонт, ремонт и содержание, своевременное и полное выполнение которых необходимо, чтобы сохранять и поддерживать транспортно-эксплуатационное состояние дороги в течение всего срока эксплуатации на уровне, обеспечивающем установленные для данной категории требования к потребительским свойствам дороги.
Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ, при котором производится восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия, земляного полотна и дорожных сооружений, осуществляется смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и
долговечные, в необходимых случаях повышаются геометрические параметры дороги с учётом роста интенсивности движения и осевых нагрузок автомобилей в пределах норм, соответствующих категории, установленной для ремонтируемой дороги, без увеличения ширины земляного полотна на основном протяжении
дороги. Задача капитального ремонта состоит в полном восстановлении и повышении транспортно-эксплуатационного состояния дороги до уровня, позволяющего обеспечить нормативные требования к потребительским свойствам в период до очередного капитального ремонта при интенсивности движения, соответствующей расчётной для данной категории дороги, при превышении которой необходима реконструкция дороги с переводом в более высокую категорию. Критерием для назначения капитального ремонта является такое транспортно- эксплуатационное состояние дороги, при котором прочность дорожной одежды снизилась до предельно допустимого значения или параметры и характеристики других элементов дороги и дорожных сооружений не удовлетворяют возросшим требованиям движения настолько, что невозможно или экономически
нецелесообразно приводить их в соответствие с указанными требованиями посредством работ по ремонту и содержанию. Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по воспроизводству её первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений
дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организации и обеспечения безопасности движения. При этом под первоначальными понимаются транспортно- эксплуатационные характеристики и потребительские свойства дороги и дорожных сооружений в момент сдачи в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта.
Задача ремонта состоит в восстановлении транспортно-эксплуатационного состояния дороги и дорожных сооружений до уровня, позволяющего обеспечить выполнение нормативных требований к их потребительским свойствам в период до очередного ремонта при интенсивности движения, не превышающей расчётную для данной категории дороги. Критерием для назначения ремонта дороги является такое состояние дорожного покрытия, при котором его ровность и сцепные качества снизились до предельно допустимых значений или когда на других элементах дороги и дорожных сооружениях накопились деформации и разрушения, устранение которых работами по содержанию дороги невозможно или экономически нецелесообразно.
Содержание автомобильной дороги - выполняемый в течение всего года (с учётом сезона) на всём протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги. Задача содержания состоит в обеспечении сохранности дороги и дорожных сооружений и поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года.
Зимнее содержание дороги - работы и мероприятия по защите дороги в зимний период от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями.
Озеленение дороги - работы по созданию лесных насаждений и посеву трав в полосе отвода, необходимых для защиты от снежных и песчаных заносов, ветровой и водной эрозии, для эстетического и архитектурно-художественного оформления дороги, а также работы по уходу за элементами озеленения.
Дорожную службу организуют для содержания и ремонта дорог и дорожных сооружений, обеспечивающих безопасное и удобное движение автомобилей с заданными скоростями и нагрузкой.
Основные задачи дорожной службы:
- обеспечение круглогодичного, бесперебойного, безопасного и удобного движения грузовых и легковых автомобилей;