Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:58, курсовая работа
К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Республики Казахстан определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе Республики Казахстан.
Преимущества трубопроводного транспорта:
- возможность повсеместной укладки трубопровода.
- низкая себестоимость транспортировки.
- сохранность качества благодаря полной герметизации трубы.
- меньшая материало и капиталоёмкость.
- полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу.
в Казахстане имеется только ТОО «Казахский институт транспорта нефти и газа» (ТОО «КИТНГ»), который является правопреемником Государственного института по проектированию объектов газовой отрасли «Казгипрогаз», созданного согласно Постановлению Совета министров КазССР №49 от 05.02.1973 года. Учитывая стратегическое значение развития трубопроводного транспорта в Казахстане и растущие требования к безопасности его работы, необходимо усилить научное обеспечение данного сектора транспортной отрасли.
Подготовка кадров в Казахстане для строительства и обслуживания трубопроводной инфраструктуры отсутствует. Имеющиеся профильные учебные заведения в основном ориентированы на подготовку кадров в области добычи нефти и газа (КазНТУ им. К.Сатпаева, КБТУ и Атырауский институт нефти и газа).
Колебания мировых цен на
углеводородное сырье и повышение тарифов
на их транспортировку приводит к мультипликативному
росту цен в системе общественного производства.
Поэтому возрастает значимость повышения
экономической эффективности использования
магистральных трубопроводов, деятельности
трубопроводного транспорта в целом. Определение
экономически оптимального и безопасного
режима транспортировки энергоносителей
в трубопроводах и разработка практических
мероприятий по увеличению вклада отрасли
в решение общегосударственных задач
требует комплексной оценки вклада конструкционно-
В этой связи необходимо усиливать научное обеспечение экономического сектора «трубопроводный транспорт» и повышать качество подготовки квалифицированных кадров для него, т.е. увеличивать инвестиции в человеческий капитал, технологии. Необходимо также продолжить реформировать государственную регуляторную систему, уменьшать бюрократию, выводя государственные услуги на уровень международных информируя благоприятный имидж для инвесторов и партнеров по бизнесу в трубопроводном транспорте.
Обобщая анализ развития трубопроводной инфраструктуры в Казахстане необходимо отметить, что нефтегазовый комплекс Казахстана развивается быстрыми темпами и на международной арене Казахстан позиционируется в качестве крупного и надежного поставщика углеводородного сырья. Однако современный уровень развития трубопроводной инфраструктуры в Казахстане отстает от потребностей нефтегазового комплекса, что влияет на экономику Казахстана в целом.
Основными сдерживающими факторами являются:
– устаревшая производственно-техническая база;
– нарастающий уровень непригодности магистральных трубопроводов, построенных 20 – 30 лет назад;
– отсталость ремонтного оборудования и применяемых технологий;
– недостаток финансовых ресурсов для модернизации и реконструкции имеющихся систем и строительства новых магистральных трубопроводов. Часть вновь построенных экспортных магистральных трубопроводов нуждаются в реконструкции для повышения пропускной способности. Строительство новых потенциальных экспортных трубопроводов сдерживается политическим давлением стран-конкурентов.
В структуре экспорта нефти и нефтепродуктов из Казахстана полностью доминируют поставки сырой нефти. В перспективных планах отрасли не рассматривается хотя бы частичный переход к экспорту обработанных нефтепродуктов. В отрасли недостаточное внимание уделяется повышению экономической эффективности использования имеющихся мощностей, оборудования и технических сооружений магистральных трубопроводов, определению экономически оптимального и безопасного режима транспортировки энергоносителей в трубопроводах, основанных на использовании современных технологий. Результатом являются технологические сбои и аварии, высокие затраты на содержание и эксплуатацию комплекса.
Среди причин такого положения недостаточное научно-техническое обеспечение отрасли, недостаточный уровень квалификации персонала компаний. Высокий уровень цен на энергоносители также не стимулирует напряженных усилий в направлении роста эффективности, соблюдении режима экономии. Воздействие этих негативных факторов проявляется в экономических потерях Казахстана в виде сдерживания экономического развития отрасли, недополученных бюджетных поступлений, социально-экономических потерь республики и регионов.
Серьезным негативным фактором является непрозрачность деятельности, как нефтегазового комплекса, так и состояния трубопроводной инфраструктуры, отсутствие надежной и подробной статистики об их деятельности для выработки обоснованных экономических рекомендаций на перспективу.
Преодоление сложившегося отставания развития отрасли предполагает устранение имеющихся препятствий и решение проблем отрасли. Для этого в целесообразно предпринять следующие меры:
1. Пересмотреть потребности в перспективном строительстве трубопроводов для экспорта нефти и газа с учетом максимально возможного роста переработки нефти и газа в Казахстане для полного обеспечения нужд экономики и потребительского сектора населения в качественных казахстанских нефтепродуктах. Целесообразно рассмотреть также возможность увеличения переработки нефти и газа в Казахстане с учетом возможного их экспорта в государства ЦА и Индию, т.к. экспорт готовых нефтепродуктов многократно эффективнее и прибыльнее экспорта сырой нефти.
2. Разработать ведомственную программу модернизации трубопроводной инфраструктуры с учетом реализации Инновационно-технологической политики «КМГ». Предусмотреть в данной Программе меры по повышению экономической эффективности, экологической безопасности использования трубопроводной инфраструктуры. В рамках Программы целесообразно проработать экономически эффективные альтернативные направления экспортных трубопроводов с учетом потребностей и стратегии развития нефтегазового комплекса Казахстана.
3. Усилить внимание решению социальных проблем населения в регионах прохождения магистральных трубопроводов с целью предупреждения экстремистских акций, краж нефтепродуктов и причинения вреда природе.
4. Предусмотреть меры по максимальному росту утилизации попутного газа с учетом международного опыта для нужд населения Казахстана и для роста экспорта газа.
5. Согласовать тарифы на транспортировку транзитного газа по территории Казахстана с соседними государствами с учетом взаимовыгодного использования газопроводной инфраструктуры и ее модернизации.
6. Укрепить научное обеспечение развития трубопроводного транспорта и повысить качество подготовки квалифицированных кадров для работы на объектах трубопроводной инфраструктуры, что является важнейшим фактором роста эффективности и безопасности деятельности трубопроводного транспорта.
7. Усилить координирующую деятельность со стороны государства за совершенствованием управления трубопроводным транспортом с учетом международного опыта, обеспечения баланса эффективного использования рыночных регуляторов, повышения прозрачности деятельности отрасли.
Список использованной литературы
1. BNews.kz
2. Программа развития нефтегазового комплекса Республики Казахстан на 2005- 2020 гг. / Министерство нефти и газа Республики Казахстан.
3. «Нефть и газ. Добыча, переработка и транспортировка» / Абайылданов К.М., Нурсултанов М.А. г.Алматы 2007 г.
Размещено на Allbest.ru