Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 23:28, реферат
Человек с момента своего рождения приобретает права и обязанности и соответственно в течении всей своей жизни несёт ответственность перед другими гражданами за свои поступки. Именно ответственность обеспечивает защиту прав человека, как его собственных, так и других граждан.
Ответственность – право и обязанность отвечать за свои поступки и действия, взятые на себя обязательства. Ответственность может быть юридическая, административная. Дисциплинарная, уголовная и тд.
В данном реферате мы рассмотрим тему – уголовная ответственность на железнодорожном транспорте.
ВВЕДЕНИЕ
1 Железнодорожное право: система и структура…………………………...4
2 Уголовная ответственность на железнодорожном транспорте………….6
3 Преступность на железнодорожном транспорте………………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.
Уральский государственный университет путей сообщения.
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Транспортное право»
на тему: «Уголовная ответственность на железнодорожном транспорте»
Проверил:
Доцент, канд. техн. наук Студент гр. Мт-618
Плахотич С.А
г. Екатеринбург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Железнодорожное право:
2 Уголовная ответственность на
железнодорожном транспорте…………
3 Преступность на
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе практически невозможно обойтись без железнодорожного транспорта. Каждый человек за свою жизнь неоднократно пользовался услугами железнодорожного транспорта. наличие железнодорожного транспорта дает обществу массу возможностей: перевозку пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иные связанные с перевозкой услуги.
Человек с момента своего рождения приобретает права и обязанности и соответственно в течении всей своей жизни несёт ответственность перед другими гражданами за свои поступки. Именно ответственность обеспечивает защиту прав человека, как его собственных, так и других граждан.
Ответственность – право и обязанность отвечать за свои поступки и действия, взятые на себя обязательства. Ответственность может быть юридическая, административная. Дисциплинарная, уголовная и тд.
В данном реферате мы рассмотрим тему – уголовная ответственность на железнодорожном транспорте.
Система законодательства может быть подразделена на горизонтальную и вертикальную структуры. В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами системы железнодорожного законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования.
Для вертикальной же структуры железнодорожного законодательства характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку - по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации.
По своему содержанию акты, входящие в горизонтальную и вертикальную структуры системы железнодорожного законодательства, делятся на кодификационно - комплексные и простые. К кодификационно - комплексным актам относятся такие акты, которые имеют своим предметом разнородные общественные отношения, что предполагает использование двух или нескольких юридических методов.
Примером таких актов является железнодорожный
устав.
Простыми являются такие акты, которые
не противоречат кодификационным актам
и могут лишь уточнять, дополнять и конкретизировать
их.
Например,
такими актами на железнодорожном транспорте
являются Правила перевозок грузов и пассажиров
на железнодорожном транспорте, которые
уточняют и конкретизируют положения,
закрепленные в УЖТ.
В основе горизонтальной
структуры железнодорожного законодательства
лежит система законодательных актов,
отличающихся большим разнообразием по
содержанию и форме. В эту систему входят
законодательные акты самого высокого
уровня: законы Российской Федерации,
указы Президента Российской Федерации,
постановления Правительства Российской
Федерации, а также акты о транспорте в
целом и непосредственно о железнодорожном
транспорте.21
В систему указанных актов входят также
УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ, так как в ходе железнодорожной
транспортной деятельности возможны правонарушения
- совокупное понятие, охватывающее уголовные
преступления, предусмотренные Главой
27 УК РФ «Преступления против безопасности
движения и эксплуатации транспорта»,
гражданско-правовые деликты и собственно
административные правонарушения, предусмотренные
Главой 11 КоАП. Выделяют также дисциплинарные
проступки - нарушение требований и норм
устава и инструкций.
Регулируются
данные правонарушения в зависимости
от своего характера соответствующими
виду правонарушения законодательными
актами - КоАП, УК, ТК, ГК.
Основным
актом в системе законодательства на железнодорожном
транспорте является Устав железнодорожного
транспорта Российской Федерации, который
регулирует отношения, связанные с перевозкой
грузов и пассажиров, ответственностью
перевозчиков и клиентуры за нарушение
транспортного законодательства. Вместе
с тем следует отметить, что в Уставе урегулированы
не все вопросы и его дополняет целый ряд
нормативных актов.
Всего в
настоящее время на железнодорожном транспорте
действует целый ряд актов, которые регулируют
и развивают отношения, не вошедшие в УЖТ
РФ или регулируемые им недостаточно полно.
Причем принимаемые акты, как правило,
не противоречат Уставу железнодорожного
транспорта.
Каждый вид правонарушения
вызывает свой вид ответственности: уголовную
ответственность (лишение свободы, лишение
специальных прав, штрафы и пр.), дисциплинарную
ответственность (согласно ТК - выговоры
и пр.), административную ответственность
(штрафы и пр.), гражданско-правовую ответственность
(обязанность возместить ущерб) и т. д.
2. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
- Статья 158. Кража
- Статья 166. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения
Раздел 9, глава 24
- Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
- Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава
- Статья 213. Хулиганство
- Статья 214. Вандализм
Раздел 9, глава 27
- Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена
- Статья 263.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах
- Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями
- Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
- Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
Уголовный кодекс Российской
Федерации (1996 г.) предусматривает ответственност
Транспортные преступления посягают на совокупность общественных отношений, содержанием которых выступает нормальная деятельность транспорта в сфере обеспечения его безопасного функционирования. Уголовный кодекс Российской Федерации законодательно закрепил виды транспорта, безопасную деятельность которых он охраняет. Это автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный и трубопроводный транспорт. Специфика различных видов транспортных средств предполагает и различные формы их охраны, что отражено в нормах УК РФ.
Статья 263 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности управления и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. По общему правилу такие нарушения влекут дисциплинарную ответственность. Уголовная ответственность наступает лишь при условии, если такие деяния повлекли причинение по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1) или смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ). В законе прямо указан субъект преступления. Им может быть только лицо, которое в силу выполняемой работы или занимаемой должности было обязано соблюдать эти правила. К этим лицам относятся только работники железнодорожного, воздушного или водного транспорта. В случае, если действующие на этих видах транспорта правила безопасности движения нарушаются иными лицами, ответственность наступает по ст. ст. 267, 268 УК РФ за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Уголовную ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, помимо водителей, работников железнодорожного, водного, воздушного транспорта несут также и иные лица, вовлеченные в сферу участия движения. Закон (ст. 268 УК РФ) четко называет их. Ими могут быть пассажиры, пешеходы или другие участники движения (кроме лиц, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК РФ).
Статья 211 УК РФ формулирует признаки состава преступления, предусматривающего ответственность за угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава. Предметом данного преступления выступают локомотивы, самодвижущиеся железнодорожные единицы, вагоны, морские и речные суда.
Под угоном понимается завладение воздушным, железнодорожным, водным транспортом и осуществление на них поездки, полета, плавания.
Захват может предполагать насилие, не опасное для жизни или здоровья граждан.
Оконченным преступление считается не только, когда произошел угон, но и с момента захвата судна или состава в целях угона.
Преступление может быть совершено только с прямым умыслом лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста.
В качестве отягчающих ответственность
закон предусматривает ряд обст
1) группой лиц по предварительному сговору;
2) неоднократно;
3) с применением насилия,
опасного для жизни или
4) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
5) организованной группой,
а также повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. К иным тяжким последствиям можно отнести длительное нарушение нормальной деятельности транспорта, крупный материальный ущерб, причинение здоровью многих людей тяжкого или средней тяжести вреда и т.п.
В настоящее время железнодорожный транспорт - это наиболее развитой и технически оснащенный вид транспорта, выполняющий более 80% грузооборота всех видов транспорта и 40 % пассажирооборота. «Отраслевые» особенности железнодорожного транспорта определяют некоторые криминологически значимые факторы, накладывающие отпечаток на структуру и иные показатели преступности на данном виде транспорта и, в свою очередь, определяющие ее особенности, делающие железнодорожный транспорт «привлекательным» для преступников. Данные факторы заключаются в следующем:
1. Сосредоточение на объектах железнодорожного транспорте большого количества товарно-материальных ценностей - грузов и багажа. Это в свою очередь, не может не привлекать внимание преступников к объектам железнодорожного транспорта, на которых хранятся и перевозятся грузы. Не случайно, на протяжении длительного времени кражи грузов являлись самыми распространенными преступлениями на железнодорожном транспорте.
2. Нахождение на пассажирских станциях, вокзалах, в пассажирских поездах большого количества пассажиров, имеющих при себе определенные, порой значительные суммы денег и другого имущества, что также привлекает внимание преступников, посягающих на собственность.
3. Достаточно быстрое перемещение грузов и багажа, пассажиров в пространстве и во времени. Нередко подвижной состав (вагоны, цистерны, полувагоны с контейнерами), из которых совершаются хищения, быстро перемещаются от места хищения в другие места, в том числе на другие отделения железных дорог, и даже в другие государства. Это затрудняет определение факта и места совершения преступления, его следов, позволяет преступникам быстро скрываться с места преступления и избегать привлечения к уголовной ответственности.
4. Подвижной состав железнодорожного транспорта (локомотивы, вагоны, как грузовые, так и пассажирские, контейнеры, цистерны) весьма удобны для перевозки предметов, изъятых из гражданского оборота (наркотиков, огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов), а также драгоценных металлов и камней, валюты и других предметов.
Информация о работе Уголовная ответственность на железнодорожном транспорте