Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:12, реферат
Повышение надежности механических систем решается путем выбора износостойких материалов пары трения и подбора к ним смазочных материалов. Если вопросы применения износостойких материалов с целью повышения надежности узлов трения изучались более интенсивно и в этой области достигнуты определенные успехи при проектировании механических систем, то выбор смазочного материала для различных машин и механизмов, работающих в большом интервале нагрузок, скоростей и температур относится к наиболее сложным задачам. Это вызвано тем, что в одном механизме применяется один смазочный материал, а узлы трения выполнены из материалов с широким диапазоном механических свойств. Кроме того, на рынке существует большое количество масел, применение которых для тех или иных механизмов практически необоснованно.
В соответствии с современными требованиями моторные масла должны обладать противоизносными, противозадирными, вязкостными, моющими, противокоррозионными и антиокислительными свойствами. Кроме того, моторные масла, используемые в зимнее время в условиях холодного климата, должны иметь низкую температуру застывания. При низкой температуре окружающей среды рабочая температура (вследствие интенсивного охлаждения) значительно ниже, а вязкость выше, чем в теплое время, поэтому зимние сорта моторного масла должны обладать пониженной кинематической вязкостью. Моторные масла выбирают с учетом степени форсирования двигателя. Масла групп А, Б и В предназначены соответственно для нефорсированных, мало- и среднефорсированных двигателей. Для высокофорсированных двигателей применяют масла группы Г, при работе двигателя в тяжелых условиях — масла группы Д (табл. 2 ).
Моторные масла, имеющие в маркировке индекс «1», предназначены для бензиновых двигателей, индекс «2» — для дизелей. Маркировка масел представляет сочетание букв, цифр и индексов
Таблица 2 Классификация моторных масел
Для современных дорожных и строительных машин наиболее широко применяют моторные масла группы Г2, содержащие композиции присадок, которые обеспечивают моющие, антиокислительные, противоизносные и противопенные свойства масел. В зимние сорта масел дополнительно вводят депрессорные присадки для уменьшения температуры застывания.
В целях нейтрализации
Трансмиссионные масла. Эти масла применяют для коробок передач, редукторов и элементов механических передач дорожных и строительных машин. Они работают в условиях высоких давлений и поэтому должны обладать повышенной смазочной способностью, т.е. хорошими противоизносными и противозадирными свойствами. Трансмиссионные масла имеют более высокую вязкость, чем моторные. Если эти масла используют в жаркой, теплой и умеренной климатической зоне, их кинематическая вязкость при температуре 100 °С должна быть 14... 16 мм2/с, если в холодной климатической зоне — 8... 10 мм2/с.
Особые требования предъявляют к трансмиссионным маслам, используемым при отрицательной температуре. С повышением вязкости масла возрастает предел прочности на сдвиг и, соответственно, увеличиваются потери на преодоление сил внутреннего трения.
В зависимости от степени и характера нагружения сопряжений трансмиссионные масла подразделяют на три группы:
первая — для цилиндрических и конических передач машин, которые работают при умеренных давлениях 1 ...2 ГПа и температурах до 120 °С;
вторая — для передач со спирально-коническими шестернями, работающими при давлении выше 2 ГПа и температуре, превышающей 120 °С;
третья — для передач с гипоидным зацеплением, для которого характерна высокая степень относительного проскальзывания рабочих поверхностей и большие удельные нагрузки.
Для улучшения эксплуатационных свойств трансмиссионных масел в их состав вводят противоизносные, противозадирные, антиокислительные и депрессорные присадки.
Масла, используемые в гидромеханических передачах, должны обладать повышенной плотностью, высокой физико-химической стабильностью, низкой вспениваемостью, хорошими противокоррозионными свойствами. В масла для гидромеханических передач добавляют моющие, противоизносные, антиокислительные, противокоррозионные присадки.
Для элементов гидромеханических передач применяют масла марки А (для гидротрансформаторов и автоматических коробок передач) и марки Р (для гидроусилителей рулевого привода и гидрообъемных передач).
Основные показатели эксплуатационных свойств трансмиссионных масел, используемых в дорожных, строительных и сельскохозяйственных машинах, приведены в табл. 3.
Таблица 3 Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
Показатель |
ТМ-3-18 |
ТМ-4-18 |
Гипоидное для грузовых автомобилей |
ТМ-5-18 |
ТМ-2-9 |
ТМ-4-9 |
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с |
14...16 |
14,5... 15,5 |
14 |
17,5 |
10 |
9 |
Температура застывания, "С, не выше |
-20 |
-25 |
-25 |
-25 |
-40 |
-50 |
Содержание механических примесей, %, не более |
0,03 |
0,01 |
0,01 |
0,02 |
0,05 | |
Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже |
180 |
180 |
180 |
200 |
130 |
160 |
Нагрузка сваривания, Н, не менее |
36 |
36 |
38 |
38 |
37 |
35 |
Рабочие жидкости гидросистем. В качестве рабочих жидкостей гидравлических систем машин используют индустриальные масла, обогащенные специальными присадками. В зависимости от вязкости эти масла подразделяют на легкие, средние и тяжелые. Вязкость масел первых двух групп нормирована при температуре 50 °С, последней — при 100 °С. В маркировке индустриальных масел буква «Г» означает, что масло получено методом гидрирования. Масла, прошедшие селективную очистку, имеют букву «С», щелочную — букву «В», сернокислотную — только цифру, которая во всех случаях означает среднее значение кинематической вязкости.
Рабочие жидкости, применяемые в гидравлических системах дорожно-строительных машин, должны обладать:
Кроме того, гидравлические масла не должны вызывать коррозию металлических деталей, а также не должны оказывать разрушающего воздействия на детали из неметаллических материалов (манжеты, уплотнения и др.).
Для рабочих жидкостей гидросистем необходимо обеспечить чистоту масел в процессе транспортирования, хранения и использования. Это обусловливается высокой точностью элементов гидропривода, малыми зазорами в сопряжениях и необходим мостью обеспечить высокую долговечность прецизионных деталей сборочных единиц, работающих в условиях трения и изнашивания.
Показатели основных эксплуатационных свойств рабочих жидкостей гидросистем дорожных и строительных машин приведены в табл.4.
Таблица 4. Эксплуатационные свойства рабочих жидкостей
Показатель |
МГ-15-13 |
МГ-40-Б |
МГ-22-Б |
МГ-15-Б |
И-12А |
И-20А |
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре, °С: 100 50 -15 |
4 10 150 |
6,3 30 4000 |
3,9 12 650 |
4,5 10 |
12 |
20 |
Индекс вязкости, не менее |
130 |
85 |
— |
130 |
85 |
85 |
Температура застывания, "С, не выше |
-60 |
-35 |
-45 |
-60 |
-30 |
-15 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более |
0,05 |
0,06 |
0,07 |
0.05 |
0,05 |
0,05 |
Плотность при 20 "С, г/см3 |
0,855 |
0,855 |
0,855 |
0,855 |
— |
— |
Пластичные смазочные
Одним из важнейших требований, предъявляемых к ПСМ, является водостойкость. Они не должны растворяться в воде, смываться, поглощать воду в процессе работы сопряжения. Для обеспечения длительного срока службы пластичных смазочных материалов в условиях интенсивного динамического нагружения и изменения температуры в широком интервале они должны обладать высокой механической, коллоидной и химической стабильностью.
Пластичные смазочные
Эксплуатационные свойства пластичных смазочных материалов, как и у масел, обеспечиваются с помощью соответствующих присадок. Основные показатели свойств ПСМ, применяемых в дорожно-строительных, автотранспортных и сельскохозяйственных машинах, приведены в табл. 5.
Таблица 5 Показатели свойств пластичных смазочных материалов.
4.Присадки к смазочным материалам
Для улучшения эксплуатационных свойств смазочных масел и пластичных материалов в их состав вводят присадки. Содержание присадки в смазочном материале колеблется в зависимости от типа масла или ПСМ от 0,01 до 20 % и более. Присадки классифицируют по назначению и составу.
По назначению различают следующие присадки:
Адгезионные присадки предназначены для повышения липкости и нерастекаемости масел. В эту группу входят полярно-активные вещества, повышающие адгезионные силы притяжения пленки масла к твердой поверхности детали.
Моющие присадки служат для предотвращения отложений и нагарообразования на поверхностях деталей, работающих при повышенной температуре.
Деэмулъгаторы — присадки, разрушающие водомасляные эмульсии и, таким образом, способствующие снижению содержания воды в смазочном материале.
Антиокислительные присадки используют для замедления процессов старения и окисления масел.
Депрессорные присадки предназначены для снижения температуры застывания и, как правило, входят в состав масел, рекомендуемых для применения в зимнее время и условиях холодного климата.
Назначение присадок остальных типов очевидно из их наименования.
противопенные,
вязкостные,
противокоррозионные,
приработочные,
фрикционные ,
противозадирные ,
противоизносные,
многокомпонентные.
Для улучшения эксплуатационных свойств масел в их состав вводят композицию нескольких присадок — так называемые многокомпонентные присадки, которые обеспечивают противоизносные, антиокислительные, противокоррозионные и моющие свойства. Состав композиции зависит от назначения присадок и совместимости компонентов.
По составу различают серо-, фосфор- и азотсодержащие присадки. Кроме этих элементов в состав присадок могут входить кислород, хлор, свинец, бор и др.
Механизм действия серосодержащих заключается в том, что молекула дисульфида RSSR сначала адсорбируется на поверхности металла. В результате химического взаимодействия присадки с металлом происходит разрыв связей S —S с образованием молекул меркаптида RSM.
Механизм действия фосфорсодержащих присадок основан на хемосорбции. Первой стадией противозадирного действия диалкилфосфитов, входящих в состав присадки, является образование фосфорных кислот, которые при взаимодействии с металлом трущейся поверхности образуют соли фосфорных кислот.
На второй стадии происходит гидролиз солей, ведущий к образованию на поверхности металла слоя неорганического фосфорсодержащего продукта. Этот слой уменьшает молекулярную составляющую сил трения, благодаря чему снижается интенсивность изнашивания поверхностей деталей сопряжения.
В процессе изнашивания микроскопические участки поверхности детали постоянно обнажаются вследствие разрушения оксидных пленок, поэтому более эффективное смазочное действие будут обеспечивать соединения, которые обладают наибольшей скоростью взаимодействия с металлом. Примерами таких фосфорсодержащих соединений являются диэтилфосфат, диэтилфосфит, дибутилфосфит.
Информация о работе Влияние смазочных материалов на долговечность элементов машин