Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:02, реферат
Восстановление посадочных поверхностей. Среди всех дефектов наиболее часто встречаются износы посадочных поверхностей коленчатых валов. У коленчатых валов тракторных двигателей посадочными являются поверхности под шкив, шестерни, маховик, противовесы (ЯМЗ-238НБ, СМД-60), сальники (ЯМЗ-238НБ), уплотнительные упорные кольца (ЯМЗ-240Б). Износ и нарушения геометрической формы посадочных поверхностей устраняют наплавкой проволокой 1,2Св18ХГС (ГОСТ 2246—70) в среде углекислого газа.
По сравнению с полированием суперфиниширование обеспечивает более высокие эксплуатационные свойства поверхностей.
В частности, микротвердость поверхностного слоя в результате суперфиниширования повышается. Поверхность после суперфиниширования лучше удерживает масляную пленку, что на 20 ...40% повышает износостойкость шеек.
Шероховатость поверхности
шеек после полирования или
ВНПО «Ремдеталь» рекомендует восстанавливать шейки коленчатых валов тракторных двигателей наплавкой проволокой Нп-ЗОХГСА под керамическим флюсом АНК-18. Ниже рассмотрен процесс наплавки шеек под керамическим флюсом на примере коленчатого вала двигателя А-41.
Режимы наплавки шатунных и коренных шеек следующие: сила тока обратной полярности — 200 ...220 А; напряжение — 26... 28 В; частота вращения вала—1,5... 1,7 об/мин; подача суппорта— 3,5 ...4,0 мм/об; подача электрода—1,8 ...2,0 м/мин; вылет электрода— 15...20 мм; смещение электрода с зенита—15...20 мм; диаметр проволоки— 1,6 мм; число проходов— 1.
Сначала наплавляют первую шатунную Шейку, затем — вторую,, четвертую и третью кбренные шейки. Переустанавливают деталь и наплавляют первую и пятую коренные шейки, затем — четвертую, третью и вторую шатунные шейки. Перед наплавкой шейки подогревают пламенем газовой горелки до температуры 200...250°С. Наплавку галтелей на ширине 4 мм не производят. Для наплавки коленчатых валов используют наплавочный станок У652У4. В качестве источника питания применяют выпрямитель ВДУ-504.
Наплавленные шейки подвергают черновому шлифованию, а затем шлифуют галтели с некоторым углублением (рис. 107). После этого галтели подвергают упрочняющей обработке дробью в течение 1 мин под давлением 0,6 МПа. В наплавленных валах после-чернового шлифования на сверлильном станке пробивают заглушки в масляных каналах и зенкеруют отверстия на глубину 4... 5 мм твердосплавным зенкером. Скорость резания—15...20 м/мин. Такие операции обработки вала, как окончательное шлифование, балансировка, полирование, выполняются так же как и при перешлифовке вала на ремонтные размеры.
Твердость наплавленного слоя проволокой Нп-ЗОХГСА под керамическим флюсом АНК-18 находится в пределах HRC 53... 58. Глубина проплавления — 2...3 мм, глубина зоны термического влияния — 4...5 мм. Микроструктура слоя наплавки представляет собой сорбит закалки с карбидной сеткой столбчатого характера. Микроструктура зоны термического влияния представляет собой сорбит. Усталостная прочность коленчатых валов, восстановленных по рассмотренной выше технологии, составляет 80...90% от усталостной прочности предельно изношенных валов.
Ярославским моторным заводом
разработана технология восстановления
шатунных шеек коленчатых валов двигателя
ЯМЗ-240Б автоматической наплавкой
под слоем флюса АН-348М
Наплавку ведут, отступая от торцов галтели на 5,5... 7 мм к середине шейки. Наплавленные шатунные шейки подвергают высокотемпературному отпуску т. в. ч. После предварительного шлифования наплавленных шеек производят закалку т. в. ч. и низкий отпуск. Твердость наплавленных шеек должна быть не ниже HRC 42.
Рис. 108. Опасные места на шейках коленчатого
вала (на заштрихованных зонах трещины
не допускаются).
В практике ремонта коленчатых валов встречаются затруднения при делении трещин на опасные и безопасные. В результате этого значительная часть коленчатых валов бракуется необоснованно. Согласно инструкции Госкомсельхозтехники СССР по дефектоскопии и ремонту коленчатых валов, для тракторных двигателей с рядным расположением цилиндров трещины не допускаются: на галтелях шатунных и коренных шеек; поверхностях шеек на расстоянии менее 10 мм от торцов щек (рис. 108); поверхностях шатунных и коренных шеек в зоне их перекрытия на дуге 45° в обе стороны от вертикальной оси вала для коренных и 30° для шатунных; кромках масляных отверстий длиной свыше 6 мм в зонах, расположенных под углом 45±15° к оси шейки. Допускается на поверхности каждой коренной и шатунной шейки не более трех продольных трещин длиной свыше 3 мм с последующей обработкой. Эти трещины должны находиться на расстоянии друг от друга не менее 10 мм и не должны быть расположены под углом более 30° к оси вала (рис. 109).
Мелкие трещины на шейках вала длиной до 3 мм и трещины длиной не более 6 мм, выходящие за кромки маслоподводящих отверстий, в подсчет общего числа трещин не входят.
Для обнаружения трещин рекомендуется
использовать магнитные дефектоскопы
ДМП-2, Д-50 и приспособление для дефектоскопии,
разработанное в настоящее
Рис. 109. Коленчатые валы с характерным
расположением трещин: а — допустимые
к эксплуатации; б — подлежащие
выбраковке.
Желательно проверку вести при циркуляционном режиме на* магничивания (одновременно пропускают электрический ток и поливают вал магнитной эмульсией). Сила переменного тока при намагничивании должна быть Ю00'±50А, время намагничивания — 1... 1,5 мин. Трещины, допущенные к исправлению, необходимо тщательно обрабатывать абразивным инструментом по всей длине с целью образования канавки радиусом не менее 2 мм и глубиной 0,2 ...0,4 мм с шероховатостью поверхности Ra=0,63 мкм. Острые кромки канавки следует дополнительно притупить по периметру (рис. 110).
Для обработки трещин используют
малогабаритные электрические шлифовальные
машинки типа «Гном» с приводом рабочего
инструмента посредством
Если трещина расположена строго по оси шейки, то допускается вместо канавки выполнять лыску шириной до 5 мм вручную плоским абразивным бруском типа БКВ25Х150-2А-К с зернистостью М40...М14 (см. рис. 110). По окончании разделки трещин коленчатый вал размагничивают. Для этого пропускают через вал максимальный ток намагничивания 1100 А и с помощью реостата плавно уменьшают его до нуля в течение 0,5 мин. При наплавке шеек трещины заваривают в среде углекислого газа проволокой Св18ХГСА диаметром 1,2 мм. Для заварки трещин применяют полуавтомат А-547У с выпрямителем ВС-300.
Контроль коленчатых валов. Контроль размеров, овальность, конусность, бочкообразность, седлообразность коренных и шатунных шеек производят скобами (ГОСТ 11098—75).
Овальность и конусность коренных и шатунных шеек коленчатых валов двигателей СМД-14, Д-37, А-41, А-01М, СМД-60 долж* на быть не более 0,015 мм; двигателей Д-65, Д-21—не более 0,013 мм; двигателей Д-50, Д-240, ЯМЭ-238НБ, ЯМЗ-240Б— не более 0,01 мм. Такие параметры коленчатых валов, как биение средних коренных шеек, биение поверхности под шкив, биение поверхности под маховик, биение поверхности под шестерню, непарал-лельность образующих поверхностей шатунных шеек относительно диаметральной плоскости первой коренной и первой шатунной шеек, радиус кривошипа, контролируют с помощью приспособлений для контроля. Шероховатость поверхностей определяют по образцам шероховатости.
ГОСНИТИ разработан стенд
КИ-55071 для комплексного контроля коленчатых
валов, предназначенный для
Стенд оснащен индикаторными
устройствами, позволяющими с высокой
точностью определять фактические
значения отклонений от номинальных
размеров. В комплект стенда входит
специальное устройство для определения
радиуса кривошипа коленчатого
вала. Для контроля диаметра коренных
и шатунных шеек стенд оснащен
двумя пневматическими
Информация о работе Восстановление коленчатых валов. Дефекты