Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:33, реферат
Перед городским пассажирским транспортом стоит задача доставки пассажиров к месту назначения с максимальными удобствами при минимальных затратах времени, труда и средств. Территориальное развитие городов во все времена их истории определялось прежде всего скоростными характеристиками массовых внутригородских передвижений. Поэтому знаменитый архитектор, создатель современных городов Ле Корбюзье заметил, что ни один город не может расти быстрее, чем его транспорт.
Система "город — транспорт" имеет и обратную связь. Исчерпав на определенных этапах развития возможности существующей транспортной системы, город требует ее совершенствования главным образом в отношении повышения провозной способности и скорости сообщения.
Введение
1.Особенности транспортного обслуживания.
2. Сферы рационального использования городского транспорта
3. Воздействие городского транспорта на окружающую среду.
4. Заключение
5. Список используемой литературы
Введение
1.Особенности транспортного обслуживания.
2. Сферы рационального использования городского транспорта
3. Воздействие городского транспорта на окружающую среду.
4. Заключение
5. Список используемой литературы
1.Особенности транспортного обслуживания
Городской и пригородный транспорт представляет собой транспортную систему, которая объединяет различные виды транспорта, осуществляющие перевозку населения и грузов на территории города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющие работы по благоустройству города.
Перед городским пассажирским
транспортом стоит задача доставки
пассажиров к месту назначения с
максимальными удобствами при минимальных
затратах времени, труда и средств.
Территориальное развитие городов
во все времена их истории определялось
прежде всего скоростными характеристиками
массовых внутригородских передвижений.
Поэтому знаменитый архитектор, создатель
современных городов Ле Корбюзье заметил,
что ни один город не может расти быстрее,
чем его транспорт.
Система "город — транспорт" имеет
и обратную связь. Исчерпав на определенных
этапах развития возможности существующей
транспортной системы, город требует ее
совершенствования главным образом в
отношении повышения провозной способности
и скорости сообщения.
^ Объем работы пассажирского транспорта зависит
от следующих основных факторов: численности
населения, характера расселения жителей,
планировочной организации города, взаиморасположения
жилых и промышленных зон, условий рельефа
— и определяется по формуле:
Р=NbLср, (11.1)
где N — численность населения города;
Ь — транспортная подвижность;
L —средняя дальность поездки
пассажира.
^ Транспортная подвижность — это число поездок, приходящееся
в год на одного жителя. На транспортную
подвижность населения влияют не только
основные факторы, определяющие объем
работы пассажирского транспорта, но и
благосостояние населения, степень развития
транспортной сети города, социальное
и культурное его значение. Особенностью
формирования городского пассажиропотока
являются два пика, явно выраженных по
времени — утренний и вечерний (к месту
работы и обратно). До половины всех перевозок
пассажиров составляют трудовые поездки,
которые являются важнейшими в силу своей
обязательности, сосредоточения во времени,
повторяемости и регулярности. Главной
характеристикой вида городского транспорта
является его провозная способность, т.
е. максимальное количество пассажиров,
которое может быть перевезено в час в
одном направлении по одной линии при
соблюдении условий безопасности движения.
Важнейшей
характеристикой городской транспортной
сети является ее плотность. Большая плотность
сети создает удобства подхода к остановкам
транспорта. По существующим нормам плотность
сети должна обеспечивать время подхода
пассажира в пределах 5 мин.
Основными условиями выбора видов городского
пассажирского транспорта для успешного
транспортного обслуживания города являются:
соответствие его провозной способности
пассажиропотоков; скорость, зависящая
на основных направлениях от вида транспорта,
формы и размеров территории города; соблюдение
норм времени на передвижение пассажира.
При наличии конкурирующих видов транспорта
выбирается наименее вредный с экологической
точки зрения и наиболее экономичный.
Основные характеристики пассажирского
транспорта городов России представлены
в табл.
Таблица11.1
Характеристики пассажирского
транспорта России
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Сферы рационального использования городского транспорта
Метрополитен—самый
дорогостоящий вид городского транспорта
(см. табл. 11.1). В Западной Европе 1 км двухпутной
линии стоит 10—20 млн. дол. Московский метрополитен
перевозит 40% пассажиров и является одним
из самых скоростных. Метрополитен является
обычно внеуличным транспортом, обеспечивая
быстрое, безопасное и комфортабельное
сообщение (в Москве и Токио 80— 90% всех
путей подземные, в Лондоне, Париже и Нью-Йорке
—50—60%). На некоторых линиях возможно
автоматическое ведение поездов или регулирование
скорости. За рубежом (в Англии, Швейцарии,
США и других странах) существует грузовой
метрополитен (в Лондоне 10,5 км линий метрополитена
связывают два почтамта с крупнейшими
предприятиями связи; Чикагский грузовой
метрополитен протяженностью 100 км включает
в себя три углепогрузочных станции и
96 подъемников для вертикального транспортирования
грузов, он соединен со складами, товарными
базами, станциями железных дорог). В Москве,
Берлине, Варшаве, Софии, Цюрихе и других
городах имеются локальные системы подземных
тоннелей для грузов и почты, что значительно
сокращает потребности в средствах наземного
транспорта. В некоторых странах сооружается
скоростной метрополитен (иногда параллельно
существующим линиям для их разгрузки)
для более быстрой связи с удаленными
районами, например RER в Париже, BART в Сан-Франциско.
По новому Генеральному
плану развития Москвы в районах Солнцево,
Митино, Бутово и др. будет проложено 120
км скоростного метро со скоростью сообщения
60—80 км/ч.
Трамвай как основной
вид транспорта используется в городах
с населением от 500 тыс. при стабильном
пассажиропотоке более 9 тыс. пассажиров/ч.
При удаленности промышленной зоны от
основной территории и наличии достаточно
мощных и стабильных потоков целесообразно
использование скоростного трамвая, маршруты
которого в центральных частях города
могут проходить под землей (например,
в Вене). Скоростной трамвай используется
как альтернатива метрополитену в часы
спада пассажиропотока (на одних и тех
же путевых линиях). В 1892 г. первые в России
электрические трамваи начали обслуживать
население Киева, Нижнего Новгорода, Казани
и других городов, а в 1899 г. — Москвы. До
1924 г. это был единственный массовый вид
транспорта. Однако занятие территории,
привязка к колее при небезопасном выходе
пассажиров на проезжую часть изменили
его судьбу — многие города сняли трамвайное
движение совсем (Париж — в 1937 г., Лондон
— в 1952 г.) или в центральных частях города
(например, в Москве). Однако некоторые
страны (Германия, Австрия, Швеция, США
и др.) считали этот шаг экономически нецелесообразным
и предлагали изменить условия работы
трамвая, что дало толчок для конструирования
скоростного трамвая. Скоростной трамвай
используется в Волгограде, Казани, других
городах России. Проблемы экологии, а также
энергетический кризис и более высокая
стоимость проезда на других видах транспорта
постепенно возвращают трамваю его былую
роль и форму деятельности.
Троллейбус применяется
в городах с населением свыше 300 тыс. жителей
и пассажиропотоком 6—9 тыс. пассажиров/ч.
При отсутствии
видов транспорта с большей провозной
способностью он может быть основным,
в остальных случаях — подвозящим. Троллейбус
объединил достоинства трамвая и автобуса.
В курортных зонах троллейбусное движение
целесообразно как экологически чистое.
Троллейбус может работать и на вылетных
линиях, например, Симферополь—Алушта—Ялта
(длина маршрута 100 км). Протяженность троллейбусных
линий г. Тюмени составляет на 1 февраля
2003 года 30,5 км.
В 1999 г. городской
электрический транспорт функционировал
в 115 городах России, в том числе трамвай
в 70, троллейбус в 86, метрополитен в 11 городах.
Протяженность линий метрополитена составила
более 341 км. Основные показатели работы
рассмотренных видов транспорта представлены
в табл. 11.2
Таблица 11.2
Основные показатели
работы видов городского транспорта
|
|
|
|
|
| |
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
| |||||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Автобус для городов с населением до
250 тыс. жителей является основным, а в
некоторых городах — единственным видом
транспорта. Автобусное обслуживание
имеется практически во всех городах и
населенных пунктах России. Автобус является
основным средством связи между городом
и селом. На его долю относится основной
объем работы по освоению пассажиропотоков
в пригородных зонах. Автобус является
наиболее простым, широко распространенным
и маневренным видом наземного транспорта.
Благодаря своей маневренности и возможности
организации экстренных перевозок со
сменой маршрута автобус используется
в случае поломок рельсового электрического
транспорта. Поэтому многие города мира
эксплуатируют два вида городского транспорта
— метрополитен и автобус. За рубежом
применяется скоростное автобусное сообщение
на специально отведенной полосе (Вашингтон,
Брюссель, Париж и др.) или в тоннеле (Бостон).
Благодаря экспрессной технологии перевозок
скорости повышаются до 50—60 км/ч (в Лос-Анджелесе
на 20-километровой трассе скорость автобусного
сообщения составляет 80 км/ч). За рубежом
применяется система пропуска автобусов
на "зеленую волну". Перечисленные
выше мероприятия позволяют увеличить
пропускную способность автобусного сообщения
до 25 тыс. пассажиров/ч, расширяя тем самым
сферы его применения.
Маршрутное такси, являясь разновидностью
автобусного сообщения, работает на фиксированных
маршрутах локальных территорий для связи
станций городского транспорта с микрорайонами,
.культурно-бытовыми предприятиями города
(стадионами, крупными универмагами, рынками
и др.).
Монорельсовый транспорт целесообразен
для связи крупных жилых районов с отдаленными
от них промышленными зонами, для связи
населенных пунктов с местами приложения
труда и для организации вылетных линий,
соединяющих конечные станции городского
транспорта с пригородом, аэропортами,
зонами отдыха, городами-спутниками. В
застроенных частях городов он нецелесообразен
(иногда невозможен) из-за громадных опор,
на которых располагается балка-монорельс,
больших радиусов закругления, вибрационных
и шумовых воздействий на постройки. По
мнению многих специалистов монорельс
в чистом виде вряд ли целесообразно применять
в дальнейшем. Однако его идея широко используется
сейчас в новых городских транспортных
системах.
Канатно-подвесной транспорт — один
из древнейших видов транспорта (появился
с XIV в.). В Европе первая канатная дорога
построена в 1866 г. Фуникулеры (рельсовый
вид транспорта) и канатные подвесные
дороги применяются в городах с горным
и холмистым рельефом местности для связи
с зонами отдыха, жилыми районами, спортивными
комплексами. Провозная способность их
невелика, поэтому они являются вспомогательным
транспортом локального значения. Водный
транспорт в связи с сезонностью играет
небольшую роль в перевозках городских
пассажиров и используется как прогулочный,
для связи города с зонами отдыха (в городе
или пригороде).
Воздушный транспорт
(вертолет) имеет весьма ограниченное
значение. Он применяется для связи районов
с аэропортами, с местами приложения труда
(например, с нефтепромыслами при вахтовых
методах работы). При уменьшении шума и
повышении безопасности полетов в условиях
города роль вертолетного сообщения как
скоростного транспорта может в перспективе
вырости.
Сфера деятельности
таксомоторного транспорта определяется
высокими скоростями сообщения, комфортабельностью,
доставкой пассажиров "от двери до двери".
Он применяется для срочных поездок, для
перевозок пассажиров с багажом, в экстренных
случаях, в часы перерыва работы общественного
транспорта. Средняя дальность поездки
на такси в черте города 3—8 км, за городом
— 15—20 км. Характерна высокая интенсивность
эксплуатации автомобиля-такси (13—14 ч
в сутки с пробегом 300—400 км). В последние
годы в России растет число частных такси,
работающих по лицензиям.
3.Воздействие городского транспорта на окружающую среду.
Трамвай.
Как у каждого вида транспорта, у трамвая есть свои плюсы и минусы. К сожалению, его отличает низкая манёвренность, требуется довольно значительные капитальные затраты при сооружении новых трасс, да и самым “тихим” средством передвижения трамвай не назовёшь. Шум трамвая создаётся тяговым двигателем, шестерённой передачей, мотор - компрессором, тормозной системой, вибрацией кузова, качанием колёс по рельсам. Интенсивность этого шума зависит также от состояния трамвайного пути и контактной сети.
Снижению уровня трамвайного
шума может способствовать применение
экранирующих шум фальшбортов со
звукопоглотителями, закрывающими колёса.
Ведутся поиски эффективного способа
демпфирования колёс
Учитывая различные факторы
градостроительства, специалисты считают
трамвай весьма перспективным. Нельзя
сбрасывать со счетов его большую
провозную способность, определённые
удобства в эксплуатации, относительно
высокую скорость движения. Кроме
того, трамвай не загрязняет окружающую
среду.
Троллейбус.
Троллейбус – наиболее экономичный и
дешёвый, не загрязняющий среду вид транспорта.
Он экономичнее автобуса, меньше потребляет
энергии, надёжней и проще в эксплуатации,
не “пожирает” кислород и не отравляет
воздух отработавшими газами. Использование
троллейбусов в условиях большого города,
удлинённости маршрутных линий ведёт
к прямой экономии горючего.
Троллейбусы используют в основном для
пассажирских перевозок в крупных городах
и лишь в отдельных случаях для доставки
грузов. Они проще по устройству, чем автобусы,
техническое обслуживание их менее трудоёмко,
а пуск в холодное время года не создаёт
проблемы.
Шум троллейбусов близок по уровню к шуму
легковых автомобилей. По спектру он имеет
низкочастотный характер. Такой шум легче
переносится человеком, чем шум от трамваев,
который значительно выше и по уровню
аналогичен шуму грузового транспорта.
Метрополитен.
Одна из острых проблем современных крупных
городов – транспортная. Её решено в немалой
степени способствует развитие сети метрополитена,
которая благоприятно отражается на состоянии
городской среды, позволяя снизить темпов
развития других, менее экологичных видов
городского транспорта.
В метрополитене применяют люминесцентные
лампы, срок службы которых довольно большой.
Они экономичны, но главное достоинство
этих ламп в том, что излучаемый ими свет
благоприятно действует на зрение человека.
Однако многое зависит и от расположения
светильников.
Известно, что там, где нет естественной
инсоляции, жизнеспособность микроорганизмов
увеличивается. Для метрополитена разработаны
конкретные меры по борьбе с микробиологической
загрязнённостью воздуха.
Например, с этой целью используют источники
света с бактерицидным эффектом.
В метро поддерживается оптимальный микроклимат.
Зимой в нём тепло, летом прохладно. За
час здесь обеспечивается трёхкратный
воздухообмен.
Метрополитен оснащён мощной приточно-вытяжной
вентиляцией. Вентиляционные установки
смонтированы не только на станциях, но
в тоннелях. Поддерживая необходимый температурный
режим, зимой станционные вентиляторы
работают на вытяжку, а перегонные – на
приток. Летом – наоборот
Не забыто и пространство, в котором особенно
важно создать максимально комфортные
условия. Это салоны экспрессов, где пассажир
находится наиболее долго. В новых вагонах
предусмотрена более совершенная система
вентиляции воздуха. Её работу можно регулировать
в зависимости от степени заполнения поезда,
от температуры окружающей среды. В верхней
части кузова этих вагонов отсутствуют
отверстия, через которые свежий воздух
во время движения засасывается в салон,
создавая шум и снижая слышимость. Вместо
них под сиденьями установлены кондиционеры
новой конструкции. Через специальные
решётки в оконных проёмах они захватывают
воздух и подают в салон, что значительно
уменьшает шум.
Многое делается для снижения шума и вибрации
в метро.
Поезда метрополитена при движении на
открытых участках создают шум, усиливающий
общий шумовой фон города. Уровень шума
от поездов метро в 7 м от оси пути значителен
и составляет 80 – 85 дБа при скорости 40
км/ч. При увеличении скорости на 10 км/ч
шум поездов возрастает на 3 – 4 дБа.
Информация о работе Воздействие городского транспорта на окружающую среду