Взаимодействие видов транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:35, реферат

Описание работы

Когда говорят об уровне цивилизации общества, развитии страны или региона одним из наиболее важных признаков, который определяет этот уровень можно считать уровень развития транспорта. Действительно, если вспомнить историю, то переход от одной формации общества к другой сопровождался изменением, как транспортной техники, так и собственно транспортной системы. В первобытнообщинном обществе перемещение осуществлялось с помощью животных или на простейших плавучих средствах. Необходимость в транспорте вызывалась потребностью в общении, обмене, торговле. В создании и совершенствовании транспортной системы реализуется все лучшие и прогрессивные достижения в науке, промышленности и строительстве.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие о транспорте 3
2. Взаимодействие видов транспорта 4

Файлы: 1 файл

Взаимодействие видов транспорта.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Санкт-Петербургский  университет водных коммуникаций

Кафедра Экономики  и управления на предприятии водного  транспорта

 

 

 

Реферат по дисциплине

 Экономика  отрасли «ТРАНСПОРТ»

на тему:

«Взаимодействие видов транспорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  группы  ЭФ – 25

                                                                                Подшибков Ю.А.                                

                                                      Проверил:  Суворова Л.П.

 

 

 

Санкт – Петербург

                                                            2012 г.

Оглавление

 

Введение

Когда говорят об уровне цивилизации общества, развитии страны или региона одним из наиболее важных признаков, который определяет этот уровень можно считать уровень развития транспорта. Действительно, если вспомнить историю, то переход от одной формации общества к другой сопровождался изменением, как транспортной техники, так и собственно транспортной системы. В первобытнообщинном обществе перемещение осуществлялось с помощью животных или на простейших плавучих средствах. Необходимость в транспорте вызывалась потребностью в общении, обмене, торговле. В создании и совершенствовании транспортной системы реализуется все лучшие и прогрессивные достижения в науке, промышленности и строительстве.

Стабилизация и развитие экономики любой страны, а тем  более страны с такой колоссальной территорией, как Россия, начинается, как правило, с развития собственной  транспортной системы. Основная цель - достижение уровня развития передовых стран и интеграция в мировую транспортную систему. Следует подчеркнуть направленность такого развития на максимальное удовлетворение интересов отдельного человека, т.е. обеспечение всех производственных структур и населения страны транспортными услугами в необходимом объеме и качестве.

Современную цивилизацию  невозможно представить без развитой транспортной системы, обеспечивающей широкомасштабный обмен сырьем, материалами, товарами, которые являются технологической основой экономики. Транспортные операции составляют необходимое условие протекания производственных процессов, и транспорт по праву называется кровеносной системой экономики. Причем удельный вес использования транспорта далеко не одинаков как в пассажирском и грузовом товарообороте, так и в различных регионах страны. Так сложилось вследствие многочисленных исторических, географических, экономических, социальных и других причин.

Рост населения, увеличение потребления материальных ресурсов, урбанизация, научно-техническая революция, а также естественно-географические, экономические, политические, социальные и другие фундаментальные факторы привели к тому, что транспорт мира получил невиданное развитие как в масштабном (количественном), так и в качественном отношениях. Наряду с ростом протяженности сети путей сообщения традиционные виды транспорта подверглись коренной реконструкции: значительно увеличился парк подвижного состава, во много раз поднялась его провозная способность, повысилась скорость движения.

1. Понятие о транспорте

Транспорт –  отрасль материального производства, осуществляющая комплекс транспортно  – технологических процессов  при перемещении пассажиров и  грузов.

Транспорт является одной  из отраслей экономической инфраструктуры, которая, кроме всех видов магистрального транспорта, включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство (водоснабжение, канализацию, удаление твердых отходов), а также такие инженерные сооружения, как плотины, сети ирригационных и дренажных каналов. Понятие инфраструктуры служит, таким образом, общим понятием для обозначения многих видов деятельности. Термин «инфраструктура» (от лат. infra – ниже, под structura – строение, расположение) употребляется для обозначения комплекса составных частей общего устройства экономической жизни, носящих подчиненный характер и обеспечивающих нормальную деятельность экономической системы в целом.

Непосредственно с транспортом  связана работа многих отраслей народного  хозяйства: машиностроения (автомобиле -, локомотиво -, вагоно -, судо - и авиастроения), топливоэнергетики, металлургии и др. Транспорт ежегодно потребляет примерно 18% дизельного топлива, 6% электроэнергии, 10% лесоматериалов, 4% черных металлов.

Транспорт способен существенно  влиять на экономический рост. Расширение торговли, повышения уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращая время доставки грузов или проезда до места работы. Транспорт активно влияет на окружающую среду, причем это воздействие носит в основном негативный характер. Так, на долю транспорта в общем валовом выбросе в атмосферу всех продуктов производственной деятельности приходится 40%. В том числе основную долю загрязнений (более 80%) дает автомобильный транспорт. Из этого следует, что практически снижение загрязнения атмосферного воздуха транспортом во многом определяется решением экологической проблемы на автомобильном транспорте.

Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту. По данным зарубежных исследователей, рост валового внутреннего продукта в большинстве стран мира сопровождается пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта. Таким образом, по мере развития экономики страны транспортная отрасль должна изменяться в соответствии с динамикой спроса на транспортные услуги. Существует и обратная взаимосвязь, т.е. транспорт оказывает воздействие на экономическое развитие, являясь если не двигателем, то, по крайней мере, «колесами» экономической активности. Однако специальными исследованиями установлено, что инвестиции в лишь транспортную отрасль или даже во всю инфраструктуру не гарантируют роста экономики. Успех зависит, прежде всего, от экономической политики государства в целом.

В состав транспортной отрасли  входят:

-   инфраструктура транспорта, под которой понимается комплекс постоянных (неподвижных) зданий, сооружений, устройств, приспособлений и т.п., предназначенных для осуществления транспортной деятельности;

-   транспортные коммуникации;

-   техника транспорта, включающая в себя транспортные средства и

погрузочно-разгрузочные системы,

-   технические средства обслуживания пользователей транспортных средств (клиентов) и

-   информационно – вычислительные системы управления перевозочными процессами и системы управления транспортными потоками,

-   персонал, работающий в транспортной отрасли.

2. Взаимодействие видов транспорта

Транспортная составляющая маркетинговой стратегии в системе  «спрос-предложение» предполагает использование  разнообразных форм и методов  взаимодействия и конкуренции различных  видов транспорта для лучшего удовлетворения меняющихся потребностей клиентуры в транспортных услугах и повышения эффективности использования транспортных ресурсов. Однако специфика каждого из видов транспорта, их технические и технологические особенности заранее предопределяют области их использования на транспортном рынке, что несколько ограничивает возможность конкуренции и способствует взаимодействию видов транспорта.

Так, водный, воздушный и трубопроводный транспорт практически слабо конкурируют друг с другом.

Конкуренция между железнодорожным и автомобильным транспортом также ограничена полигоном действия, возможностью осуществлять массовые перевозки, экономичностью каждого из них.

Более эффективно и выгодно для  потребителей взаимодействие автомобильного транспорта с железнодорожным в начальных и конечных пунктах его протяженных маршрутов. Учитывая недостаточную развитость автодорожной сети в России и технического сервиса, конкуренция между этими видами транспорта возможна, как правило, только на относительно коротких расстояниях (до 200—500 км).

В пассажирских междугородных перевозках наиболее конкурентны между собой  железнодорожный и воздушный транспорт наряду с взаимодействием с автобусным сообщением в конце маршрутов.

В конечном cчетe, пpaвильными и эффективными являются те формы функционирования различных элементов транспортной системы, которые в наибольшей степени соответствуют интересам потребителей транспортных услуг. Таким образом, в рыночной экономике объективно на первый план выступают требования клиентуры по согласованному взаимодействию и координации работы различных видов транспорта с целью доставки по принципам "от двери до двери" и "точно в срок".

Поэтому на транспортном рынке конкурентные факторы часто  уступают интеграционным, координирующим к взаимной выгоде и транспорта, и клиентуры. Тесное взаимодействие различных видов транспорта является основой эффективного функционирования единой транспортной системы страны.

Формы и методы взаимодействия и координации различных видов  транспорта реализуются в нескольких областях (сферах):

-технической,

-технологической,

-организационной,

-экономической,

-правовой

Взаимодействия видов  транспорта предполагает следующие  формы координации:

-согласование пропускной  и перерабатывающей способности  стыкуемых систем и устройств на линиях и в транспортных узлах, по которым следуют потоки грузов и пассажиров в смешанном сообщении;

-учет взаимных требований  и увязка параметров подвижного  состава и контейнеров по габаритам,  грузоподъемности, вместимости в  целях эффективного использования перегрузочных средств и удобства пересадки пассажиров;

-создание стыкуемых  технических средств связи и  информации для работников различных  видов транспорта, управляющих перевозочным  процессом, перевалкой грузов  и пересадкой пассажиров во внутритранспортных узлах.

Эти формы взаимодействия различных видов транспорта реализуются через:

-создание морских  железнодорожных и автомобильных  паромов, дорожных эстакад и  пересечений (переездов) в разных  уровнях;

-унификацию и стандартизацию  узлов, деталей и габаритов погрузочно-разгрузочных машин и механизмов;

-согласование параметров  контейнеров и конструкций грузовых  автомобилей, вагонов, судов и  самолетов, использование роудтрейлеров,  автомобильных полуприцепов-контейнеровозов,  судов-контейнеровозов и т.п.

Для удобства пассажиров строятся объединенные пассажирские вокзалы  и станции (железнодорожно-автобусные, автобусно-речные, аэро-автобусные и  др.), совмещенные кассы обслуживания пассажиров и единые информационно-вычислительные центры в крупных транспортных узлах.

Технологическая область взаимодействия предусматривает организацию комплексной системы эксплуатации различных видов транспорта:

-          разработку согласованных контактных графиков работы участвующих видов транспорта, грузоотправителей и грузополучателей;

-          составление взаимоувязанных с интересами пассажиров удобных расписаний прибытия и отправления разных видов транспорта;

-          организацию комплексных технологических процессов работы в крупных узлах и интермодальных перевозок на линиях (например, по типу «движущееся шоссе», когда автомобили-трейлеры перевозятся на железнодорожных платформах, а затем своим ходом следуют в пункт назначения).

Организационная сфера координации охватывает управленческую и информационную области взаимодействия различных видов транспорта. Они предусматривают:

-разработку единой, согласованной  системы управления транспортно-дорожным  комплексом страны на макроуровне  и в регионах;

-выработку нормативных  документов, уставов и кодексов  по организации перевозочного процесса, безопасности перевозок, экологии и хозяйственной деятельности при смешанных сообщениях;

-организацию амодальных  перевозок с единым диспетчерским  центром; оперативное информирование  и регулирование подачи вагонов,  судов, автомобилей к местам погрузки, выгрузки и перевалки грузов в транспортных узлах;

-организацию продажи  единых билетов для пассажиров  нескольких видов транспорта  и согласование транспортно-экспедиционного  обслуживания клиентуры при смешанных  перевозках.

Экономическая область взаимодействия включает в себя:

-разработку и согласование  планов-прогнозов спроса на транспортные  услуги различными видами транспорта, находящимися в государственной  и частной собственности; определение  объемов смешанных перевозок  грузов по регионам (например, по поставкам в районы Крайнего Севера) на основе маркетинговых подходов;

-разработку стратегии  развития транспортно-дорожного  комплекса страны и его обеспечения,  определение размеров необходимых  инвестиций и способов их субсидирования  по видам транспорта или финансово-промышленным группам;

-обоснование и согласование  показателей учета транспортных  затрат по видам транспорта  для правильного их отражения  в макроэкономических показателях  (совокупном общественном продукте, межотраслевом балансе) и при решении задач развития и размещения производительных сил;

-разработку единой  методической основы определения  эксплуатационных расходов, себестоимости  перевозок, эффективности капитальных  вложений и производительности  труда, сопоставимых по видам  транспорта;

-обоснование и согласование  общих методических положений  формирования цен и тарифов  на транспортные услуги различными  видами транспорта и в смешанном  сообщении в условиях их государственного  регулирования и свободного ценообразования,  а также выработку согласованных методов стимулирования клиентуры при интермодальных перевозках;

-разработку единых  показателей транспортной обеспеченности  предприятий и регионов, а также  измерителей качества и эффективности  транспортного обслуживания клиентуры;

-согласование системы распределения доходов между транспортными предприятиями (независимо от формы их собственности) при смешанных перевозках и обоснование нормативов материальной ответственности за соблюдение условий перевозок и сохранность перевозимых различными видами транспорта грузов;

Информация о работе Взаимодействие видов транспорта