значение
автомобильных дорог
в развитие национального
хозяйства страны
Дорожное хозяйство
страны в настоящее время находится
на сложном этапе развития, когда
от преимущественного строительства
новых дорог центр тяжести
постепенно и неуклонно переходит
к эксплуатации дорог, повышению
их технического уровня и эксплуатационного
состояния, капитальности дорожных
одежд, реконструкции дорог и
мостов. На первое место выдвигаются
задачи повышения скорости, удобства
и безопасности движения, инженерного
оборудования и обустройства, архитектурно-эстетического
оформления и другие задачи, составляющие
комплекс эксплуатационного содержания
дорог.
Дорожные организации
выполняют огромный объем работ
по содержанию и ремонту дорог,
обеспечению безопасности движения.
На эти цели расходуется ежегодно
от 60 до 85% всех затрат на развитие
дорожного хозяйства, что в
1,5-2 раза превышает затраты на
строительство новых дорог.
Рост автомобильных
перевозок, их себестоимость,
условия организации перевозок
и обеспечение безопасности движения
в значительной степени зависят
от развития и состояния дорожной
сети. При движении по плохой
дороге уменьшается скорость, увеличивается
расход топлива, возрастает стоимость
перевозок, кроме того, возрастает
количество дорожно-транспортных
происшествий, усиливается износ
автомобиля, что приводит к увеличению
затрат и простоев в ремонте.
На хорошо спроектированной и
правильно построенной дороге
с твердым и ровным покрытием
автомобиль может развивать большую
скорость и перевозить груз, соответствующий
его максимальной грузоподъемности.
Таким образом,, значение автомобильных
дорог в современных условиях жизни значительно
возрастает и чем лучше техническое состояние
автомобильных дорог, тем полнее и экономичнее
используется автомобильный транспорт.
Автомобильные
дороги представляют собой комплекс
инженерных сооружении для непрерывного,
удобного и безопасного движения автомобилей
с расчетной нагрузкой и установленными
скоростями. В этот комплекс входят земляное
полотно, дорожная одежда, мосты, трубы,
другие искусственные сооружения, обустройство
дорог и защитные сооружения, здания и
сооружения автосервиса, дорожных и автотранспортных
служб. Параметры и состояние элементов
дороги и дорожных сооружений определяют
ее технический уровень.
Технический уровень
дороги - степень соответствия постоянных
ее параметров и дорожных
сооружений нормативным требованиям:
проектная ширина проезжей части и земляного
полотна, длина прямых и кривых, протяженность
и крутизна подъемов и спусков, высота
насыпей, глубина выемок, габариты и грузоподъемность
мостов и путепроводов, элементы обустройства.
Эксплуатационное
состояние - степень соответствия
нормативным требованиям переменных
параметров и характеристик дороги,
изменяющихся под воздействием
транспортных средств, метеорологических
условий, уровня содержания: прочность
одежды, состояние поверхности дороги
и фактически используемая ширина
проезжей части и обочин, сцепные
качества и ровность покрытия,
состояние разметки, инженерного
оборудования.
К основным
транспортно-эксплуатационным показателям
автомобильной дороги и дорожных
сооружений относят обеспеченную
скорость и пропускную способность,
непрерывность, удобство и безопасность
движения, способность пропускать
автомобили и автомобильные поезда
с осевой нагрузкой и общей
массой, соответствующими категории дороги.
На автомобильных
дорогах общего пользования создают
дорожную службу, основная задача
которой - осуществлять комплекс
работ по ремонту и содержанию
дорог и сооружении на них,
а также по организации движения,
обеспечивающих требования к
транспортно-эксплуатационным показателям
дорог.
Конечная цель
деятельности дорожной, службы - поддержание
и повышение технического уровня
и эксплуатационного состояния
дорог в соответствии с ростом
интенсивности движения и нагрузки,
и тем самым повышение производительности
и эффективности работы автомобилей,
снижение себестоимости перевозок.
Для обозначения
указанной деятельности применяют
не вполне корректные термины
«эксплуатация дорог» или «дорожно-эксплуатационная
служба», так как дорожная служба
не эксплуатирует дорогу, а обеспечивает
ее функционирование. Поэтому правильнее
будет термин «техническая эксплуатация
дорог и организация движения»,
под которым следует понимать
систему планово-предупредительных
и ремонтно-восстановительных работ,
а также организационно-технических
мероприятий, обеспечивающих удобное
и безопасное движение автомобилей
и наиболее эффективное использование
дорог для перевозки грузов
и пассажиров.
В состав работ
по технической эксплуатации
дорог входит изучение и анализ
условий работы дорог, условий
движения транспортных средств,
постоянный уход за дорогами,
дорожными сооружениями и полосой
отвода; поддержание их в чистоте
и порядке; регулярное содержание
и периодические ремонты дорог
и сооружений; озеленение, архитектурно-эстетическое
оформление и обустройство; реализация
мероприятии, повышающих технический
уровень и эксплуатационное состояние
дорог, приведение их в соответствие с
возрастающими требованиями; организация,
управление и регулирование движения,
обеспечение его безопасности, совершенствование
дорожного сервиса.
Дорожная сеть
- национальное богатство страны,
и она заслуживает к, себе
отношения именно как к национальному
богатству, которое нужно беречь,
преумножать и эффективно использовать.
Этому посвящена вся деятельность
по ремонту и содержанию дорог
и организации дорожного движения.