Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:23, реферат
Все страны Северной Европы принадлежат к группе так называемых малых стран. Они составляют 1% населения, 3% ВВП и промышленного производства на душу населения (рассчитанными паритетами покупательской способности валют) Скандинавские страны входят в первые 12-15 самых высокоразвитых государств мира, а соответственно к классификации, предложенной «Программой развития ООН», по показателю «индекс человеческого развития», который содержит в себе измерители различных аспектов жизни человека (образование, уровень доходов, грамотность взрослого населения, равноправность женщин и др.) страны Северной Европы занимают места в первой пятерке государств мира.
Финансовые системы
Скандинавскими странами называют пять стран, которые расположены на территории Скандинавского полуострова в северной части Европы, - Швецию, Норвегию, Данию, Финляндию, Исландию.
Их объединяют экономические, социальные, политические и много внеэкономических факторов, включающие исторические и национально-культурные особенности данного региона:
- активное участие социал-
- высокая степень объединенности (часть членов профсоюзов среди работающих в различных отраслях Скандинавии составляет 70-90%);
- высокая политическая и
- особенный экологический
- специфическая скандинавская
культура работы и этика
Все страны Северной Европы принадлежат к группе так называемых малых стран. Они составляют 1% населения, 3% ВВП и промышленного производства на душу населения (рассчитанными паритетами покупательской способности валют) Скандинавские страны входят в первые 12-15 самых высокоразвитых государств мира, а соответственно к классификации, предложенной «Программой развития ООН», по показателю «индекс человеческого развития», который содержит в себе измерители различных аспектов жизни человека (образование, уровень доходов, грамотность взрослого населения, равноправность женщин и др.) страны Северной Европы занимают места в первой пятерке государств мира.
Рассматривая специфику
Часть государственной собственности значительна только в Финляндии (на фирмы, которые принадлежат государству целиком либо частично, тут отводится около 20% капиталовложений, 12% занятых, 21% экспорта). Это объясняется радом причин:
- исторично сформированными
- переходом в собственность
государства после второй
- широким участием левых сил, в том числе коммунистов, в управлении и других органах власти.
Кроме того, для Финляндии было важным при помощи прямой поддержки государства догнать другие Скандинавские страны по уровню социально-экономического и научно-технического развитию.
Существующие в Финляндии, а также в Швеции и Норвегии государственные компании являются достаточно мощными и активно используются как своеобразные «локомотив» в отдельных отраслях экономики.
Часть государственного сектора, наоборот, значительна почти во всех Скандинавских странах. Под ними подразумевается ступень активности участия государства во всех экономических и социальных процессах. Количественно это выражается в доле государственных затрат в ВВП; у уровне налогообложения; масштабах государственного потребления; численности государственных служащих и т.п.
По доле государственных затрат в ВВП Швеция, Дания и Финляндия занимают первые три места среди всех развитых стран (сейчас этот показатель равняется соответственно 66, 61 и 56%).
Для сравнения приведем аналогичные данные для некоторых других стран: Великобритания – 42%, США – 36%, Япония – 27%. Существенная часть государственных затрат представляет собой трансферные платежи, т.е. переведение финансовых средств, полученных госбюджетом от налогов и других поступлений, непосредственно разным группам населения в виде помощи и субсидий. Таким образом, соответственно идее «государственного благополучия» происходит перераспределение «национального пирога» в пользу наименее обеспеченных слоев общества.
Уровень налогообложения в
Приблизительно такой же уровень налогообложения в Дании, в Финляндии он составляет 47% (третье место среди развитых стран).
Доля государственного потребления в Скандинавских странах также высока: в Швеции – 28%, в Дании – 26, в Финляндии и Норвегии – по 22%. К сфере государственного потребления принадлежат образование, охрана здоровья, социальное обеспечение, поддержка социального порядка, оборона и т.п. Социальная сфера имеет необычайно высокий уровень развития (кроме того, что большая часть социальных услуг в Скандинавских странах бесплатные, они очень разнообразны по формам и доступны всем гражданам).
Приблизительно каждый третий швед, норвежец, датчанин, и каждый четвертый финн
принадлежат к числу государственных работников и служащих (их часть составляет в Швеции 32%, в Норвегии и Дании – около 30%, в Финляндии – 25%). Это наибольшие масштабы занятости в государственном секторе экономики среди развитых стран.
Причины наличия такого мощного государственного сектора и четкой социальной направленности государственной политики в Скандинавских странах состоят в том, что социально-экономическое и политическое развитие стран Северной Европы в послевоенный период основывался на идеях социал-реформизма и создания «государства всеобщего благополучия».
Сущность состояла в достижении стабильного экономического роста при низких темпах инфляции и «полной занятости» на базе развития смешанной экономики (т.е. всех форм собственности: частной, государственной, кооперативной и др.). Еще одна важная цель состояла в выравнивании доходов различных социальных групп общества Скандинавских стран при помощи разных рычагов государственного управления, в частности, налоговых(как уже отмечалось, в этих странах традиционно высокий уровень как корпоративно, так и личного налогообложения) и трансфертных (в регионе существует наиболее развитая среди стран-членов ОЕСР система различной помощи и дотаций разным категориям своих граждан).
Таким образом, в Скандинавии для построения «государства всеобщего благополучия» необходимостью считают активнейшее участие государства в решении всех социально- экономических вопросов. Другим важнейшим условием является создание консенсуса из основных проблем общественного развития. Консенсус формируется на базе постоянного переговорного процесса между представителями трех политически значимых сил: союзов предпринимателей, профсоюзов и представителей государственной власти. Конкретно это выражается в практике заключения коллективных договоров про условия оплаты труда и социальные льготы в различных отраслях, в консультациях государственных чиновников с профсоюзами и предпринимательскими объединениями практически по любому важному вопросу. В некоторых зарубежных публикациях национальные хозяйства региона называют «экономическими соглашениями».
Кроме прямого участия государства
в социально-экономическом
Развитие экономического программирования
и прогнозирования в