Финансовые системы Скандинавских стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:23, реферат

Описание работы

Все страны Северной Европы принадлежат к группе так называемых малых стран. Они составляют 1% населения, 3% ВВП и промышленного производства на душу населения (рассчитанными паритетами покупательской способности валют) Скандинавские страны входят в первые 12-15 самых высокоразвитых государств мира, а соответственно к классификации, предложенной «Программой развития ООН», по показателю «индекс человеческого развития», который содержит в себе измерители различных аспектов жизни человека (образование, уровень доходов, грамотность взрослого населения, равноправность женщин и др.) страны Северной Европы занимают места в первой пятерке государств мира.

Файлы: 1 файл

skandinavia.docx

— 18.79 Кб (Скачать файл)

Финансовые системы Скандинавских  стран

Скандинавскими странами называют пять стран, которые расположены  на территории Скандинавского полуострова в северной части Европы, - Швецию, Норвегию, Данию, Финляндию, Исландию.

Их объединяют экономические, социальные, политические и много внеэкономических факторов, включающие исторические и национально-культурные особенности данного региона:

- активное участие социал-демократов  и других левых партий в  исполнительных и законодательных органах власти;

- высокая степень объединенности (часть членов профсоюзов среди работающих в различных отраслях Скандинавии составляет 70-90%);

- высокая политическая и экономическая  активность женщин;

- особенный экологический менталитет  всех скандинавов;

- специфическая скандинавская  культура работы и этика бизнеса.

Все страны Северной Европы принадлежат  к группе так называемых малых  стран. Они составляют 1% населения, 3% ВВП и промышленного производства на душу населения (рассчитанными паритетами покупательской способности валют) Скандинавские страны входят в первые 12-15 самых высокоразвитых государств мира, а соответственно к классификации, предложенной «Программой развития ООН», по показателю «индекс человеческого развития», который содержит в себе измерители различных аспектов жизни человека (образование, уровень доходов, грамотность взрослого населения, равноправность женщин и др.) страны Северной Европы занимают места в первой пятерке государств мира.

Рассматривая специфику государственного регулирования в странах Северной Европы, необходимо различать государственную собственность и государственный сектор.

Часть государственной собственности  значительна только в Финляндии (на фирмы, которые принадлежат государству целиком либо частично, тут отводится около 20% капиталовложений, 12% занятых, 21% экспорта). Это объясняется радом причин:

- исторично сформированными владениями  государства в Финляндии лесными  и некоторыми природными ресурсами;

- переходом в собственность  государства после второй Мировой  Войны предприятий, которые принадлежали Германии;

- широким участием левых сил,  в том числе коммунистов, в  управлении и других органах власти.

Кроме того, для Финляндии было важным при помощи прямой поддержки  государства догнать другие Скандинавские страны по уровню социально-экономического и научно-технического развитию.

Существующие в Финляндии, а  также в Швеции и Норвегии государственные  компании являются достаточно мощными и активно используются как своеобразные «локомотив» в отдельных отраслях экономики.

Часть государственного сектора, наоборот, значительна почти во всех Скандинавских странах. Под ними подразумевается ступень активности участия государства во всех экономических и социальных процессах. Количественно это выражается в доле государственных затрат в ВВП; у уровне налогообложения; масштабах государственного потребления; численности государственных служащих и т.п.

По доле государственных затрат в ВВП Швеция, Дания и Финляндия  занимают первые три места среди всех развитых стран (сейчас этот показатель равняется соответственно 66, 61 и 56%).

Для сравнения приведем аналогичные  данные для некоторых других стран: Великобритания – 42%, США – 36%, Япония – 27%. Существенная часть государственных затрат представляет собой трансферные платежи, т.е. переведение финансовых средств, полученных госбюджетом от налогов и других поступлений, непосредственно разным группам населения в виде помощи и субсидий. Таким образом, соответственно идее «государственного благополучия» происходит перераспределение «национального пирога» в пользу наименее обеспеченных слоев общества.

Уровень налогообложения в Скандинавских  странах традиционно один из наивысших  среди промышленно развитых стран Например, часть налогов в ВВП Швеции на начало 90-х годов составляла 61% (максимальный показатель среди этих стран). Сегодня она снизилась до 51%, однако все равно Швеция продолжает занимает по этому показателю первое место.

Приблизительно такой же уровень  налогообложения в Дании, в Финляндии  он составляет 47% (третье место среди развитых стран).

Доля государственного потребления  в Скандинавских странах также  высока: в Швеции – 28%, в Дании – 26, в Финляндии и Норвегии – по 22%. К сфере государственного потребления принадлежат образование, охрана здоровья, социальное обеспечение, поддержка социального порядка, оборона и т.п. Социальная сфера имеет необычайно высокий уровень развития (кроме того, что большая часть социальных услуг в Скандинавских странах бесплатные, они очень разнообразны по формам и доступны всем гражданам).

Приблизительно каждый третий швед, норвежец, датчанин, и каждый четвертый  финн

принадлежат к числу государственных  работников и служащих (их часть  составляет в Швеции 32%, в Норвегии и Дании – около 30%, в Финляндии – 25%). Это наибольшие масштабы занятости в государственном секторе экономики среди развитых стран.

Причины наличия такого мощного  государственного сектора и четкой социальной направленности государственной политики в Скандинавских странах состоят в том, что социально-экономическое и политическое развитие стран Северной Европы в послевоенный период основывался на идеях социал-реформизма и создания «государства всеобщего благополучия».

Сущность состояла в достижении стабильного экономического роста  при низких темпах инфляции и «полной занятости» на базе развития смешанной экономики (т.е. всех форм собственности: частной, государственной, кооперативной и др.). Еще одна важная цель состояла в выравнивании доходов различных социальных групп общества Скандинавских стран при помощи разных рычагов государственного управления, в частности, налоговых(как уже отмечалось, в этих странах традиционно высокий уровень как корпоративно, так и личного налогообложения) и трансфертных (в регионе существует наиболее развитая среди стран-членов ОЕСР система различной помощи и дотаций разным категориям своих граждан).

Таким образом, в Скандинавии для  построения «государства всеобщего  благополучия» необходимостью считают активнейшее участие государства в решении всех социально- экономических вопросов. Другим важнейшим условием является создание консенсуса из основных проблем общественного развития. Консенсус формируется на базе постоянного переговорного процесса между представителями трех политически значимых сил: союзов предпринимателей, профсоюзов и представителей государственной власти. Конкретно это выражается в практике заключения коллективных договоров про условия оплаты труда и социальные льготы в различных отраслях, в консультациях государственных чиновников с профсоюзами и предпринимательскими объединениями практически по любому важному вопросу. В некоторых зарубежных публикациях национальные хозяйства региона называют «экономическими соглашениями».

Кроме прямого участия государства  в социально-экономическом развитии в Скандинавии, как и во всех других развитых странах, существуют непрямые методы регулирования при помощи мероприятий денежно-кредитной политики на основе использования элементов как неокейнсианства, так и неоконсерватизма.

Развитие экономического программирования и прогнозирования в промышленности, научно-технической, региональной, торговой, валютной политики дает предпринимательскому сектору среднесрочные и долгосрочные ориентиры, знание которых необходимо для разработки эффективной бизнес - стратегии.


Информация о работе Финансовые системы Скандинавских стран