Разработка методики съемки панорам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является углубление знаний по теме панорам, их систематизация и закрепление.
Задачи данной работы включают в себя: изучение, систематизацию и анализ литературы по заданной теме, изучение зарубежного опыта, самостоятельное изложение теоретического материала и выполнение практической части работы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 5
1.1 Понятие фотографии 5
1.2 Виды фотографии 7
1.3 Жанры фотографии 9
1.4 История фотографии 11
1.5 История панорамной фотографии 17
Глава 2 19
2.1 Понятие панорам 19
2.2 Камеры для панорамной съемки 24
2.3 Методика съёмки панорам 31
Заключение 38
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 1.54 Мб (Скачать файл)

(Рис.11)

Fotoman Camera Limited (Рис.11) это совместная Американско-Канадско-Китайская производственная компания. Основным направлением деятельности компании является разработка и производство панорамных и крупноформатных фотокамер. Компьютерное проектирование и обработка высококачественного алюминия серии Т6000 на станках с ЧПУ наделяют камеры Fotoman обилием возможностей и делают их интересными для любителей панорамной фотографии. Эргономичный дизайн, легкий вес, точный механизм фокусировки, возможность использования огромного количества объективов и универсальные оптические видоискатели в сумме создают камеры, которые удобны для ваших рук и приятны для ваших глаз.


(Рис.12)

Horseman (Рис.12) известен своей историей и традициями производства среднеформатных и панорамных камер. Мы создали новую супер панорамную камеру в нашей SW-серии - Horseman SW617 Professional. Особенности камеры включают в себя ультра широкое высококачественное изображение 6 x 17 см и подвижки, которые позволяют более профессионально подходить к съемке. Дополнительное матовое стекло так же позволяет осуществлять фокусировку и компоновку кадра в критических условиях. Выбирая один из 6 объективов, Вы можете осуществлять съемку различных сцен.

Horseman SW617 Pro дает свободу в сдвигах объектива вверх или вниз максимум на 34 мм (17 мм вверх и 17 мм вниз). Это особенно полезно при архитектурной и интерьерной съемке.

(Рис.13)

Особняком среди фотокамер Fujifilm стоят профессиональные панорамные модели: 35-мм Fujifilm TX-I и TX-II и среднеформатная Fujifilm GX 617 Professional (Рис.13) со сменной оптикой. Последняя, с форматом кадра 6 x 17 см под пленку 120-го или 220-го типов сегодня остается одним из самых популярных панорамных решений. В данный момент камеры сняты с производства.

(Рис.14)

 



Hasselblad X-Pan (Рис.14)

Hasselblad X-Pan (Рис.14)

Однообъективная дальномерная фотокамера. Используемая пленка -тип 135 (35 мм). Формат кадра 24x36 или 24x65. Замер экспозиции -центрально-взвешенный или по всей площади кадра. Отработка экспозиции в режиме приоритета диафрагмы, возможна работа в ручном режиме. Камера оснащена вертикальным ламельным затвором, расположенным в фокальной плоскости. В данный момент камеры сняты с производства.

Камера  с вращающимся объективом (Рис.15).

(Рис.15)

Она делает снимок на пленку, изогнутую в форме дуги. С помощью такого фотоаппарата можно сделать фотографии в цилиндрических проекциях. Характерный угол обзора составляет 120 градусов.

(Рис.16)

 Al Vista (Рис.16), панорамные камеры были сделаны MultiScope & Film Corporation в городе Берлингтон, штат Висконсин.

 

 

(Рис.17)

ФТ-2 (Рис.17) — cоветский панорамный фотоаппарат, производившийся Красногорским механическим заводом в 1958-1965 годах. Всего выпущено 16.662 штук. На КМЗ также выпускались очень малыми сериями панорамные фотоаппараты «ФТ-1» и «ФТ-3». Экспортировался под марками «Spiratone», «Panorama», «Spaceview». Конструктором прототипа панорамного фотоаппарата «ФТ» (Фотоаппарат Токарева) является советский конструктор стрелкового оружия Ф. В. Токарев.

(Рис.18)

Горизонт-202 (Рис.18) — модификация панорамного фотоаппарата «Горизонт», выпускавшегося с 1967 по 1973 год. На Красногорском механическом заводе производство модифицированных панорамных фотоаппаратов начато в 1989 году. Выпуск начат на волне «Перестройки» с целью улучшить финансовые показатели КМЗ.

(Рис.19)

Камеры Noblex (Рис.19) выпускаются с 1992 года немецкой компанией Kamera-Werk Dresden (www.kamera-werk-dresden.de). Она была образована на базе концерна WEB Pentacon Dresden после объединения ФРГ и ГДР.

(Рис.20)

Российский Красногорский завод им. Зверева собирался выпустить на рынок панорамный фотоаппарат Horizon D-L3 (Рис.20). В разработке и производстве новой модели участвовала фирма Зенит и итальянская компания Silvestri. Конструкция модели необычна: в ней использованы три объектива Zenitar эквивалентные 28mm с диафрагмой f/3.5, оптический видоискатель и три 5-мегапиксельных CMOS-датчика – для получения одновременно трёх изображений, чтобы получить в итоге один 12-мегапиксельный панорамный снимок. По словам производителя, это дает возможность снимать с руки всё что движется. Камера сшивает панорамы не самостоятельно, а на компьютере при помощи поставляемого в комплекте программного обеспечения Silvestri. Угол обзора камеры – 45 градусов по вертикали и 120 по горизонтали. Управление полностью доверено 4,3-дюймовому сенсорному экрану, также камера использует батарею от фирмы Canon. Предположительно цена не известна, производитель обещал, что она не будет превышать €1500. Это "чудо" цифровой фотоаппарат заканчивает серию моделей Горизонта.

Сканирующая панорамная камера.

В таких моделях осуществляется вращение не только объектива, но и всей камеры целиком. В основе таких камер лежит моторизированный привод,  который поворачивает камеру вокруг оптического центра. Снимок «накладывается» на пленку, которая протягивается одновременно с вращением камеры, либо, при отсутствии пленки, кадр запечатлеется с помощью цифрового сканера. Такие фотоаппараты уже позволяют получать снимки с углом обзора в 360 градусов. Преимуществом этих моделей является то, что за кротчайшие сроки можно получит снимки с высоким и сверхвысоким разрешением. Но вертикальный  угол обзора у сканирующих панорамных камер не может превышать 100-120 градусов. Еще одним недостатком являются относительно большие размеры аппарата, а их мотопривод нуждается в аккумуляторном электропитании. Также такие камеры являются достаточно дорогостоящими. Сделать качественный панорамный снимок можно любой камерой, не обязательно для этого использовать специльные панорамные фотоаппараты, которые обычному фотолюбителю явно не по карману.

 

2.3 Методика съёмки панорам

Как правило, панорамная съемка предполагает фотографирование природных или городских пейзажей, которые отличаются относительной статичностью. Панорамные снимки получаются особенно впечатляющими, когда в кадр попадают совершенно разнородные объекты, но при этом есть четкое разделение разных планов.

  Для съемки красивых и ярких панорамных изображений фотографу требуется, прежде всего, правильно выбрать сцену или пространство для съемки. Это может вызвать определенные сложности, ведь угол поля зрения человеческих глаз не превышает и 45-ти градусов, в то время как в будущий панорамный снимок может войти до 180 – 360 градусов окружающего пространства. Соответственно, фотограф должен обладать определенным умением или навыком, который заключается  в том, чтобы увидеть на местности яркий сюжет для панорамы, не выискивая при этом отдельных интересных объектов. Это «панорамное видение», когда фотограф может увидеть сразу множество разнородных объектов, способных гармонично смотреться на одной фотографии, приходит с опытом.

Съемка панорамы отличается от обычной фотосъемки тем, что здесь требуемая ширина сцены в несколько раз больше возможного, учитывая используемый фотографом комплект оборудования. Без соответствующего угла обзора просто трудно добиться масштабности происходящего. Раньше для решения этой проблемы фотографы использовали различные технические решения, например, применяя дорогостоящую оптику типа объективов «рыбий глаз».

В наши дни для создания панорамных снимков используется более простой способ – съемка отдельных фрагментов и их последующая склейка воедино на компьютере. Такая склейка позволяет создавать очень объемные фотоизображения, при просмотре которых зритель сможет открывать для себя все новые и новые детали. Естественно, что и здесь фотографа подстерегают некоторые трудности. Например, снимая отдельные фрагменты, он создает элементы своеобразной мозаики, из которых впоследствии получится единое, композиционно-целостное полотно. Это означает, что композиционная завершенность каждого такого фрагмента совершенно не обязательна. Соответственно, создание панорамы из фрагментов в некотором смысле противоречит распространенным схемам построения обычных изображений, с которыми привык работать фотограф.

Съемка многокадровых изображений требует соблюдения собственных правил, направленных на обеспечение получения однородной, четкой картинки с одинаковыми значениями освещенности и фокусировки:

- Использование  штатива

Первое правило при съемке панорам – это, конечно, обязательное использование штатива или монопода. Фотоаппарат устанавливается на штатив (лучше если он будет иметь встроенный уровень), через видоискатель фотограф должен проконтролировать горизонтальное положение оптической оси по линии горизонта. Также необходимо проверить вертикальность оси вращения путем поворота камеры вправо-влево, чтобы при этом центр кадра в видоискателе всегда совпадал с горизонтом.

Съемка с рук приводит к нерезким промежуточным кадрам, а самое главное, к вертикальному смещению отдельных фрагментов будущей панорамы, что может быть очень критично. Вообще, при съемке панорам ключевым моментом является то, все оси должны иметь строго вертикальное-горизонтальное положение без всяких отклонений.

- Идентичность  параметров съемки от фрагмента  к фрагменту

Еще один важный момент при съемке панорам – это одинаковость настроек и постоянные значения экспозиции для всех фрагментов. В противном случае при последующей склейке мы получим не соединяемые между собой изображения — по цвету, освещенности, резкости или глубине. В этой связи лучше всего отключить автоматические режимы съемки и выставлять все настройки в ручном режиме. Плюс задействовать ручную фокусировку. Одинаковыми для всех фрагментов должна быть дистанция фокусировки, значения выдержки и диафрагмы, а также баланса белого. При выборе экспозиции можно определить нормальную экспозицию наиболее яркого и самого темного фрагментов, и во время съемки использовать усредненную экспозицию.

- Вертикальное  положение камеры

При съемке панорамы рекомендуется задействовать вертикальное положение камеры, которое дает больший охват пространства вверх и вниз, нежели горизонтальное положение.  В большинстве случаев именно такая панорама будет выглядеть лучше, Кроме того, вертикальная ориентация камеры является, по-сути, единственно возможным вариантом охватить нужный вид, когда панорама снимается относительно близко к фотографируемой сцене или объектам. Также вертикальное положение фотоаппарата обеспечивает получение изображений, имеющих гармоничную высоту кадра и свободное пространство наверху («небо»).

- Лучше отказаться  от светофильтров

В некоторых случаях применение светофильтров при съемке панорамы вполне оправданно, однако довольно часто бывают ситуации, когда использование фильтров приводит к обесцвечиванию или затемнению изображения по краям кадра, что совершенно неприемлемо, учитывая последующую склейку панорамы из отдельных фрагментов. Также применение фильтров может приводить к появлению бликов или к сильным искажениям цвета. Такая проблема, в частности, нередко возникает при использовании поляризационного фильтра. Поэтому прежде чем использовать фильтр для улучшения качества фотографии, стоит лишний раз подумать и сделать несколько тестовых снимков, посмотрев и проанализировав полученные результаты.

- Избегать меняющихся  условий освещенности и динамичных  объектов в кадре

Поскольку панорамный снимок будет состоять из отдельных фрагментов, то следует обратить внимание на такой фактор, как меняющиеся условия освещенности по ходу съемки. Когда фотограф уже отснял половину фрагментов для панорамы, солнце вдруг может зайти за облака или может неожиданно пойти дождь. О возможности наступления таких событий фотографу нужно думать еще перед тем, как он снял свой первый фрагмент, иначе его ждет полнейшее разочарование.

Рекомендуется не затягивать процесс съемки панорамы, особенно в часы рассвета или заката. Особую сложность представляет съемка панорамных фотографий, на которых присутствуют какие-либо динамичные объекты. Тут съемка отдельных фрагментов должна производиться максимально оперативно. Фотографам, которые только начинают осваивать тонкости панорамной съемки, рекомендуется отказаться на первых порах от подобных сложных сцен.

Технология съёмки панорам

Первое, что понадобится – это штатив.

Штатив должен быть зафиксирован, чтобы он не качался. Камера должна быть расположена строго горизонтально. Поэтому, вам понадобится либо уровень, либо дорогая камера со встроенным гироскопом, как Nikon D700, к примеру.

Далее:

  1. Отключите автоматическое ISO, перейдите в режим M.
  2. Подберите подходящую пару значений выдержка/диафрагма для приемлемой экспозиции по всей длине панорамы. Рекомендуется выбрать диафрагму f/8, чтобы глубина резкости (ГРИП) была достаточно большой, но при этом не проявлялась дифракция.
  3. Отключите автофокус, наведите на резкость камеру. Проще всего навести камеру на гиперфокальное расстояние. Это такое расстояние, где всё резкое, начиная с середины этого расстояния и до бесконечности. Но чтобы знать, где у вас гиперфокальное расстояние, надо хорошо знать возможности вашей техники. Для вычисления гиперфокального расстояния в Интернете встречаются калькуляторы ГРИП.
  4. Сделайте несколько кадров, чтобы понять, каковы оптимальные значения.
  5. После того, как всё настроено и готово, приступайте к серии кадров. Сначала отщёлкайте всё по горизонтали, потом, поворачивая камеру вверх или вниз, добавьте горизонтальных полос для увеличения вертикального разрешения вашей панорамы. Хорошим считается пересечение кадров на 30%-50%.

Оборудование для съёмки панорам

  • Зеркальная фотокамера (нужен фотоаппарат с ручным режимом)
  •   Объектив (подойдет любой, я пользуюсь фишаем 10,5 мм, с его помощью можно отснять панораму, сделав меньшее количество кадров)
  • Штатив
  • Устройство удаленного спуска затвора (необязательно, но удобно, помогает избежать ненужной тряски камеры)
  • Панорамная головка (у меня Nodal Ninja, но можно использовать и другие фирмы). С помощью панорамной головки можно удобно и точно снять несколько рядов отдельных фотографий панорамы, избежав параллакса. Очень важно правильно использовать панорамную головку, о чем подробно рассказано в инструкции к ней.

Информация о работе Разработка методики съемки панорам