Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:39, реферат
Как известно, Африка является своеобразным осиным ульем – беспокойный континент. Безусловно, то, что происходит на целом континенте не может не сказаться на ситуацию в мире, тем более в наш век глобализации, интеграции.
Следует рассматривать Африку не в общем, а как бы разделить ее на две чести: более или менее устойчивые и беспокойные страны. К устойчивым регионам можно отнести южную и северную часть страны, где экономики более устойчивые и уровень жизни довольно высок. К беспокойным относят страны к югу от Сахары и выше ЮАР. В этих странах наблюдаются очень сильные изменения в худшую сторону. Даже медицинские проблемы становятся проблемами политики мирового сообщества по оказанию помощи этим странам, так как велик риск распространения этих заболеваний. Самым опасным, пожалуй, является опасность распространения ВИЧ СПИДА. По данным ООН 80% из всего количества ВИЧ-инфицированных - жители данного континента. Влияние такого фактора на мировую политику и международные отношения, несомненно, велико.
Кроме того, когда сейчас идет истощение мировых запасов полезных ископаемых и углеводородных ресурсов, Африка является «лакомым» кусочком для многих стран. Здесь, как известно, залегают начиная от залежей железа и закачивая нефтью. В связи с этим проводится целенаправленная политика ведущих мировых держав по контролю над этими запасами и месторождениями. Обладать контролем над этими месторождениями для многих стран Африки значит и контролировать правительства этих стран, так как для большинства из них полезные ископаемые – во многих случаях единственная статья дохода бюджета государства.
Введение 3
Глава I История Африки в XX веке в контексте мировых событий и ее роль в этих событиях 7
§1 Африка в событиях первой Мировой войны. Последствия войны для Африки 7
§2 Вторая Мировая война и Африка. Последствия 9
Глава II Внутренняя и внешняя политика стран Африканского континента, региональные интеграционные объединения 11
§1 Организация африканского единства 11
§2.Особенности политического процесса на африканском континенте 14
Заключение 19
Список литературы: 20
С
конца 40-х – начала 50-х годов
массовые демонстрации, переходящие
в кровавые столкновения с полицией,
стали характерной чертой времени.
Вооруженные выступления
Метрополии шаг за шагом отказывались от прежних методов управления своими владениями. В 1957 году провозгласила независимость от Великобритании Золотой берег, переименовав себя Ганой, по одноименному древнеафриканскому государству. В 1958 году примеру теперь уже Ганы последовала Французская Гвинея. Эти первые шаги были восприняты как символ грядущей деколонизации континента.7
Несмотря на независимость Африки от своих метрополий на современном этапе, она все еще сильно зависит от стран Европы. Можно сказать, они до сих пор является аграрно-сырьевым придатком развитых стран. Здесь сталкиваются интересы все тех европейцев, а также азиатских стран, США. И до сих пор, колыбель человечества благодаря своим запасам полезных ископаемых, проблемам, болезням, инфекциям, угрожающих стать мировыми является объектом внешней политики всего остального мира.
Глава II Внутренняя и внешняя политика стран Африканского континента, региональные интеграционные объединения
Организации африканского единства (ОАЕ) - крупнейшее политическое объединение государств Африканского континента было создано в 1963 г. на основе принципов африканской солидарности и единства и с первых дней своей работы сконцентрировалась на борьбе за полное освобождение государств Африки от колониальной зависимости. Еще одним приоритетным направлением стала борьба за ликвидацию режима апартеида в Южной Африке и всех форм расовой дискриминации. При этом организация продемонстрировала удивительную твердость и решимость, сумев мобилизовать усилия всех государств континента и привлечь внимание мировой общественности к данным проблемам, что в конечном итоге обеспечило успех ее замыслов. Сочетание методов вооруженной борьбы и дипломатических акций привело к полному краху колониализма и апартеида на континенте в начале 1990-х гг. В настоящее время АС (преобразованная ОАЕ) играет видную роль в международных отношениях на Африканском континенте.
Во многих исследованиях, посвященных организации и становлению ОАЕ (Фокеев Г.В., Этингер Я.Я., Алимов Ю.И., Колкер Б.M., Киселева В.И., Дори Ж., Akinyemi B., Aning E.K., Keller E. J., Naldi G.J., Nicolas G., Olu Adeniji, Olusanya and Akidele) отмечается, что ключевую роль в процессе интеграции сыграло государство Нигерия. Отмечается также, что разработка механизмов предотвращения и разрешения вооруженных конфликтов выходит сегодня на первый план в деятельности как самой организации ОАЕ, так и ее члена - государства Нигерии (Gui Nicolas). В этом отношении показательна роль Нигерии в либерийских событиях 1989-1997 гг., которые свидетельствуют, что пока процессы формирования межафриканских сил по поддержанию мира активнее проходят на субрегиональном, чем на региональном уровне (B.Akinyemi).
Деятельность Нигерии в ОАЕ всегда была направлена на всестороннюю интеграцию стран-участниц этой организации. Она осуществлялась по нескольким направлениям и сказывалась на внешнеполитической деятельности (роль «региональной супердержавы», защитника интересов Тропической Африки и «черной диаспоры» в глобальном масштабе, развитие двухсторонних отношений Нигерии преимущественно с капиталистическими государствами и контролируемыми ими международными валютно-финансовыми организациями).
В качестве лидера ОАЕ Нигерия осуществляла различного рода посреднические миссии на Африканском континенте (например, в Судане, Либерии, Cьерра-леоне, Сомали, Эфиопии, Мозамбике и др.), однако, ее нельзя обвинить в «гегемонизме» и стремлении играть на континенте роль «старшего брата». В этом русле нигерийские лидеры постоянно предлагают новую столицу страны Абуджу в качестве места переговоров между противоборствующими сторонами во внутриафриканских конфликтах8.
Таким образом, Нигерия традиционно играла и продолжает играть важнейшую политическую, экономическую и военную роль в Африке. В этом качестве она занимает лидирующие позиции и в создаваемых межафриканских организациях, в частности, в Экономическом Сообществе Государств Западной Африки (ЭКОВАС).
Если говорить об экономическом сотрудничестве африканских государств, то на протяжении многих лет оно строилось на принципах субрегиональной интеграции (Алимов, Солодовников, Поликанова, Киселева). В этой связи отмечается и та исключительно важная роль, которую играли и играют отношения между ОАЕ и ООН (Olu Adeniji, Olusanya and Akidele). Организация Объединенных Наций является тем необходимым элементом структуры взаимоотношений Африки и остального мира, который обеспечивает полноправное участие государств континента в решении глобальных проблем.
Появлению Организации Африканского Единства способствовали следующие причины: невозможность освободиться от колониального грета в одиночку; необходимость достижения равноправия в международных экономических отношениях; культурная, историческая и территориальная общность стран континента. Кроме того, к созданию подобной организации лидеров африканских государств подтолкнула общая обстановка, сложившаяся в мире. Исторический момент освобождения Африки совпал с периодом бурного развития интеграционных тенденций в рамках европейского капиталистического хозяйства (создание ЕЭС, ЕАСТ) и с периодом институционального оформления социалистического блока. Поэтому вполне естественно, что Африка тоже среагировала на это созданием своей общеконтинентальной организации.
Со времени создания ОАЕ ее практическая деятельность имела многоцелевой характер. Она была направлена на решение главных задач, которые содержатся в Уставе ОАЕ, одной из которых являлось уничтожение всех видов колониализма в Африке. Анализ деятельности ОАЕ за время существования организации убедительно свидетельствует, что в течение долгого времени первостепенное значение она придавала именно проблемам деколонизации Африканского континента. Идея антиколониальной борьбы играла важную консолидирующую роль в африканском единстве.
Антиколониальная борьба велась в ОАЕ в трех основных направлениях: ОАЕ оказывала моральную и материальную помощь национально-освободительным движениям в колониях; своими силами и через ООН осуществляла политическое и экономическое давление на колониальные и расистские режимы; воздействовала на политику их союзников - США, Великобритании, Франции, ФРГ. Несомненно, что объединение в ОАЕ сил и действий отдельных африканских государств послужило одним из существенных международных факторов, влиявших на развитие процесса окончательной ликвидации колониальной системы в Африке. Политическое и экономическое давление ОАЕ на колониальные и расистские режимы также возымело успех.
Проблемы региональной интеграции в Африке в значительной степени обусловлены характером организации политического процесса на африканском континенте. Как отмечает Н.Д. Косухин, политическая власть реализуется посредством государственной власти, выражающей, как правило, экономические, политические и идеологические интересы господствующего класса. В развивающихся странах Африки политическая власть не столь социально обусловлена и растекается в традиционные, этнические, религиозные отношения. Политическая сфера в этих государствах обладает своей спецификой. Социальная основа власти представлена блоком разнородных сил, в котором руководящая роль принадлежит политической элите. В осуществлении властных функций участвуют не только государство и правящие партии, массовые общественные организации, но и традиционные институты9.
Природное и культурно-этническое многообразие африканского мира, самобытность этногенеза, исторических судеб его народов во многом определили специфику общественного развития стран континента.
Важно учитывать и тот факт, что в XXI век Африка вошла с отсталой экономикой и осталась регионом перманентной политической нестабильности. В этих условиях большую роль играет мобилизация внутренних ресурсов населения, строгой дисциплины, контроля и учета со стороны государства. Отсюда возникает острая необходимость в сильной власти.
В подготовленном Всемирным банком докладе о перспективах развития Черного континента, озаглавленном «Может ли Африка претендовать на ХХI век?» отмечается, что безоглядная либерализация и стремительный отказ государства от участия в экономической жизни не всегда приносят хорошие результаты. Документ указывает на необходимость «сильного и действенного государства». В докладе подчеркивается необходимость сделать еще очень многое, чтобы государственные институты стали по-настоящему отражать надежды и чаяния африканских народов. Предполагается добиться представительства в них различных этнических групп, в том числе национальных меньшинств, передать часть полномочий центральных органов на места и превратить местную власть в реально работающую, утвердить верховенство закона, уменьшить масштабы коррупции, повысить эффективность госаппарата.
В месте с тем следует учитывать, что одной из особенностей осуществления политической власти в Африке является своеобразный культ государства, почетность всякой близости к нему и причастность, что составляет одну из самых старинных восточных традиций10. В политической жизни Африки преобладающим типом институционализации государственной власти остается авторитарно - бюрократический, основанный на доминирующем положении в системе государства институтов исполнительной власти и отождествлением ее с личной властью правителей. Африканская разновидность бюрократического государства покоится на административном централизме и патримониализме, который означает субъективно-личностные отношения11.
За годы независимости колониальные конструкции, навязанные африканским обществам извне, быстро африканизировались, а современные государственные институты успели пропитаться традиционными представлениями о власти и авторитете12.
В российской литературе достаточно основательно разработана проблема места государства в политической жизни развивающихся стран (см.: Чиркин, 1990; Энтин, 1978)13. В ряде исследований рассматриваются особенности властных структур в развивающихся странах: слитные партийно-государственные структуры, верховенство правящей партии, многоклассовый характер государственной власти и ее относительная самостоятельность, распространенность форм военного управления, персоналистский характер государственной власти, связанный с огромными полномочиями лидера страны, нередко принимавший уродливые формы своеобразного культа личности. О последнем свидетельствует деятельность пожизненных президентов Мобуту Сесе Соко в Заире, Бургибы в Тунисе, Банды в Малави, и других. В условиях политической нестабильности, отсутствия гражданского согласия, а также перед угрозой территориального распада и в результате борьбы за власть между различными группировками повсеместно сформировались однопартийные системы, которые привели к утверждению авторитарных политических режимов. В конце 80-х годов они существовали в 38 из 45 государств Тропической Африки.
В целом политическая власть в африканских странах представляет собой сложную систему общественных отношений, множество изменений. Механизмы власти, методы ее осуществления характеризуются сочетанием строгого и нового, привнесении в новую систему политических отношений этнических, религиозных, клановых и иных неклассовых связей. В результате власть отличается гибридностью, этничностью, что приводит к ее неустойчивости и противоречивости. Это стало следствием унаследованных отсталых социальных структур, отсутствием демократических традиций, экономической слаборазвитостью и зависимостью. С другой стороны, это результат незавершенного постколониального политического развития, модернизации экономических и социальных структур.
После достижения независимости в африканских странах начинает формироваться новая система политической власти, которая заключалась в двух ипостасях. Первая ее часть выражалась в формально-правовом аспекте – в принятии конституции, формировании административных и правовых институтов местных органов власти. Конституционно-правовая модель воспроизводила ряд существенных элементов механизма власти в бывших монополиях, а также США, СССР. Это была попытка перенести на африканскую почву западные политические институты и партии, которые не соответствовали социально-экономическим и политическим условиям, ни особенностям политической культуры.
Путь демократических изменений в африканских странах сопряжен со многими трудностями, будет длительным и нелегким. Процесс демократизации отражает, в конечном итоге, поиск альтернативных путей развития. При этом политическая динамика в ряде случаев обнаруживает движение не от авторитарной системы к демократической, а прямо противоположную тенденцию14. В таких условиях сам факт стремления африканских лидеров к интеграции весьма симптоматичен и отражает здоровую внутриполитическую тенденцию к сближению различных социально-политических групп континента, сотрудничеству и отстаиванию собственных интересов на поле мировой политики и экономики.
Заключение
Подытоживая данную работу можно с уверенностью сказать, что роль такого богатого континента, как Африка, в международных отношениях и мировой экономике будет возрастать. С наблюдением такой тенденции мы связали несколько очень весомых аргумента, важные факты и в общем всю направленность международных отношений.
Итак, как можно обобщить и заключить весь вышеизложенный материал:
Информация о работе Африка в международных отношениях и мировой политике