Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:15, реферат
Интеграция Республики Беларусь в мировое хозяйство предполагает широкое использование финансов как инструмента ускорения этого процесса. Финансовый механизм в области международных экономических отношений выступает средством реализации финансовой политики белорусского государства в сфере международного сотрудничества.
Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь заключаются в следующем: формировании централизованных и децентрализованных фондов; создании финансовых стимулов выхода белорусских предприятий на мировой рынок; предоставлении финансовых льгот иностранным инвесторам; участие Беларуси в международных фондах.
Беларусь и международные организации
Интеграционные объединения на постсоветском пространстве | ||
Название организации |
Сокращение |
Дата вступления |
Содружество Независимых Государств |
СНГ |
1991 г. |
Союзное государство |
СГ |
1996 г. |
Евразийское экономическое сообщество |
ЕврАзЭС |
2000 г. |
Таможенный союз и Единое экономическое пространство |
ЕЭП |
2003 г. |
Организация Договора о коллективной безопасности |
ОДКБ |
2002 г. |
ЕС и НАТО | ||
Название организации |
Сокращение |
|
Европейский союз |
ЕС |
|
Организация Североатлантического договора |
НАТО |
|
Международные организации | ||
Название организации |
Сокращение |
Дата вступления |
Организация Объединенных Наций |
ООН |
1945 г. |
Программа развития ООН |
ПРООН |
1965 г. |
Программа ООН по окружающей среде |
ЮНЕП |
1975 г. |
Европейская экономическая комиссия |
ЕЭК ООН |
1947 г. |
Конференция ООН по разоружению |
1996 г. | |
Конференция ООН по торговле и развитию |
ЮНКТАД |
1962 г. |
Фонд ООН в области народонаселения |
ЮНФПА |
1969 г. |
Детский фонд ООН |
ЮНИСЕФ |
1953 г. |
Научный комитет ООН по действию атомной радиации |
НКДАР |
2008 г. |
Международное агентство по атомной энергии |
МАГАТЭ |
1957 г. |
Международная организация по миграции |
МОМ |
2005 г. |
Всемирная торговая организация |
ВТО |
1993 г. |
Всемирная таможенная организация |
ВТО |
1993 г. |
Международная организация по сахару |
1993 г. | |
Международное эпизоотическое бюро |
1994 г. | |
Международный совет по пшенице |
1993 г. | |
Организация сотрудничества железных дорог |
ОСЖД |
1993 г. |
Международная организация по стандартизации |
ИСО |
1993 г. |
Международное бюро выставок |
МБВ |
1951 г. |
Организация по запрещению химического оружия |
ОЗХО |
1997 г. |
Постоянная пaлата Третейского Суда |
1962 г. | |
Межпарламентский Союз |
МС |
1994 г. |
Подготовительная комиссия Организации по ДВЗЯИ |
1996 г. | |
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев |
1951 г. | |
Движение неприсоединения |
ДН |
1998 г. |
Специализированные учреждения ООН | ||
Название организации |
Сокращение |
Дата вступления |
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры |
ЮНЕСКО |
1954 г. |
Всемирная организация здравоохранения |
ВОЗ |
1946 г., 1992 г. |
Всемирная метеорологическая организация |
ВМО |
1948 г. |
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций |
ФАО |
2005 г. |
Всемирная организация интеллектуальной собственности |
ВОИС |
1967 г. |
Международная организация труда |
МОТ |
1954 г. |
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию |
ЮНИДО |
1985 г. |
Всемирный почтовый союз |
ВПС |
1947 г. |
Международный союз электросвязи |
МСЭ |
1947 г. |
Международная организация гражданской авиации |
ИКАО |
1993 г. |
Международный валютный фонд |
МВФ |
1992 г. |
Группа Всемирного банка: | ||
Международный банк реконструкции и развития |
МБРР |
1992 г. |
Международная финансовая корпорация |
МФК |
1992 г. |
Международное агентство по гарантиям инвестиций |
МАГИ |
1992 г. |
Международная ассоциация развития |
МАР |
не явл. членом |
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров |
1992 г. | |
Региональные организации | ||
Название организации |
Сокращение |
Дата вступления |
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе |
ОБСЕ |
1992 г. |
Совет Европы |
СЕ |
|
Европейский банк реконструкции и развития |
ЕБРР |
1992 г. |
Совет евроатлантического партнерства |
СЕАП |
1997 г. |
Европейская энергетическая Хартия |
ЕЭХ |
1991 г. |
Центрально-европейская Инициатива |
ЦЕИ |
1996 г. |
Организация Черноморского экономического сотрудничества |
ОЧЭС |
2005 г. ст. наблюдателя |
Cовет государств Балтийского моря |
СГБМ |
2009 г. ст. наблюдателя |
Шанхайская Организация Сотрудничества |
ШОС |
2009 г. ст. |
Внешнеэкономическая деятельность РБ и сотрудничество с РФФинансовые
аспекты внешнеэкономической |
Сотрудничество РБ и РФ Беларусь — Россия: основы интеграцииПриоритетной формой деятельности,
способствующей росту объема взаимной
торговли, эффективному использованию
имеющегося производственного потенциала,
укреплению кооперационных связей предприятий
и организаций двух стран, является
сотрудничество регионов Беларуси и
России. С учетом нестабильного состояния
мирового рынка расширение взаимодействия
сторон в торгово-экономической
и инвестиционной сферах представляется
взаимовыгодным процессом. В том
числе для осуществления |
Сотрудничество РБ с международными финансовыми организациями
Одним из направлений внешнеполитической
деятельности Республики Беларусь является
участие в работе универсальных
и специализированных, глобальных и
региональных международных организаций
и интеграционных объединений.
В эпоху глобализации мировой экономики,
нарастания новых глобальных вызовов
и угроз требуются действенные международные
многосторонние механизмы реагирования
на эти проблемы и регулирования происходящих
экономических, социальных и политических
процессов. Эту роль и выполняет многостороннее
сотрудничество.
Помимо традиционного участия
Республики Беларусь в деятельности Организации Объединенных Наций, Движения неприсоединения, Организации по безопасности
и сотрудничеству в Европе, в последние годы активно развивается
наше взаимодействие с партнерами в рамках
интеграционных объединений и организаций
на постсоветском пространстве: СНГ, ЕврАзЭС, ТС
С 1 января 2010 года начал функционировать
Таможенный союз Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации.
Успех этого проекта стал основанием для
принятия государствами – членами Таможенного
союза решения о переходе к более глубокой
форме интеграции – Единому экономическому
пространству (ЕЭП). В этих целях были приняты
17 базовых соглашений договорно-правовой
базы нового образования.
Важнейшим событием для будущего интеграционных
процессов в рамках «тройки» стала прошедшая
18 ноября 2011 года в г.Москве встреча президентов
Беларуси, Казахстана и России. Главы государств
подписали Декларацию о евразийской экономической
интеграции, Договор о Евразийской экономической
комиссии.
Как и было изначально определено главами
трех государств, ЕЭП заработало с 1 января
2012 года. Сторонам предстоит обеспечить
дальнейшую конкретизацию его работы.
С этой целью в среднесрочной перспективе
предстоит разработать 55 документов, из
них 13 международных договоров.
Необходимость смягчения последствий
глобального экономического кризиса для
Республики Беларусь и проведения в стране
структурных реформ в сфере экономики
и финансов обусловили нынешнюю тенденцию
расширения сотрудничества нашей страны
с ведущими международными финансовыми
и экономическими организациями –Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским
банком реконструкции и развития, Европейской
экономической комиссией ООН и Конференцией ООН по торговле
и развитию (ЮНКТАД).
Важным направлением деятельности Министерства иностранных дел является привлечение ресурсов и экспертного потенциала специализированных межправительственных организаций для решения задач социально-экономического развития Республики Беларусь.
В октябре 2010 г. подписана первая в истории Рамочная программа ООН по оказанию помощи в целях развития для Республики Беларусь на период 2011 – 2015 годов. Это документ стратегического планирования взаимодействия Правительства Республики Беларусь со всеми специализированными учреждениями, фондами и программами системы ООН, работающими в Беларуси. Он предусматривает реализацию в стране проектов международной технической помощи на общую сумму в 490 млн. долларов США.
К многостороннему сотрудничеству также относится взаимодействие Республики Беларусь с международными структурами, членом которых наша страна не является (ЕС, НАТО, ШОС и др.), участие белорусских делегаций в многосторонних международных форумах самой различной направленности.
|
|
Главные принципы нашей государственной политики: планомерность, последовательность, постепенность, преемственность. Главные принципы государственной
политики нашей страны определены Президентом
Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На
протяжении всего периода президентских
полномочий принципы планомерности, последовательности,
постепенности и В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем. Сильная, эффективная государственная власть, политическая стабильность в нашей стране - важнейшие условия государственного курса на эволюционное и поступательное развитие национальной экономики, последовательной интеграции в мировую экономику. Планомерность государственного
курса находит свое выражение
в поэтапном повышении Беларусь сделала
выбор в пользу эволюционного
развития и отказалась от рецептов
Международного валютного фонда
в виде шоковой терапии и обвальной
приватизации. За годы созидательной
практики сложилась белорусская
модель социально-экономического развития,
которая сочетает преимущества рыночного
хозяйства с эффективной Последовательный курс государства реформирования экономики не позволил сложиться в Беларуси олигархическим структурам, не привел к массовой безработице и обнищанию людей, к разрыву традиционных экономических связей со странами СНГ. Преемственность в политике - важнейший принцип руководства страны. Приоритеты в деятельности руководства страны также основаны на принципе преемственности, прежде всего потому, что нам в наследство от СССР досталась экономика, ориентированная на экспорт. Преемственность государственного курса выражается в целенаправленной политике на развитие интеграционных процессов со странами СНГ и, в первую очередь, с Россией. Беларусь является не только развитой индустриальной страной, но имеет и значительную аграрную составляющую. Корни народа - материальные и духовные находятся в селе. Во все годы, в том числе экономически сложные, государство помогало деревне и продолжает поддерживать сельского производителя. Государство придерживается
курса не менять устоявшиеся механизмы
и традиции, совершенствует отдельные
грани проводившейся ранее Принцип последовательности
находит свое выражение в реализации
сильной государственной В социальной сфере - сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта. Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы. Принцип преемственности в проведении социальной политики в целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким мировым стандартам. Планомерность государственного курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Беларусь всегда славилась своими спортсменами. Занятия физкультурой, спортом, следование принципам здорового образа жизни являются приоритетами государственной политики. Важную роль в
реализации планомерного курса на обеспечение
благополучия людей играет выполнение
в социальной сфере минимальных
государственных стандартов, предусматривающих
снабжение граждан В Беларуси сложилась
эффективно действующая система
справедливого распределения Ведущей социальной
установкой белорусской государственности
и ее идеологической платформы, гуманистической
по своей направленности, является
оптимальное сочетание Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в: -гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности; -гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие; -гарантиях права
на труд, как наиболее достойный
способ самоутверждения -гарантиях справедливой
доли вознаграждения в -гарантиях права
на охрану здоровья, включая бесплатное
лечение в государственных - гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам. Главной целью социальной
политики в республике является предоставление
каждому трудоспособному Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности: - инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому; - многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами. Ныне разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований. Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался. Приоритетной задачей
государства в области В системе материальной
помощи семьям с детьми государство
использует льготы по налогообложению,
оплате за питание детей в детских
дошкольных учреждениях, оплате за учебники
и учебные пособия. Малообеспеченным
семьям предоставляются безналичные
жилищные субсидии, если оплата за жилье
и коммунальные услуги превышает 25%
среднемесячного совокупного Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов. В сфере культуры и общественной жизни нашей республике присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах. Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей и конфессий, терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие. Государство и государственный бюджет являются последовательными гарантами финансовой поддержки развития искусства и культуры. Принцип преемственности в культурной политике выражается в сохранении инфраструктуры государственных учреждений культуры и искусства. В основе государственного курса заложена верность исторической памяти народа - Победе в Великой Отечественной войне. Верность памяти нашла отражение в решении руководства страны ввести в учебных заведениях курс «Великая Отечественная война советского народа». В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи. Наиболее ёмко и лаконично национальная идея воплощается в лозунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!». В сфере внешней политики. Подходы к социально-экономическому
развитию государства, основывающиеся
на взаимном учете интересов общества
и граждан, общественном согласии, социально-ориентированной
экономике, главенстве закона, пресечении
национализма и экстремизма, находят
свое логическое продолжение во внешнеполитическом
курсе страны: не конфронтация с
соседними государствами и Глава государства последовательно и планомерно проводит в жизнь миролюбивую политику добрососедства, избегая шагов, которые могут втянуть страну к участию в международных конфликтах. В то же время проводится создание современной армии, способной надежно защитить отечество от любой угрозы. Несмотря на имеющиеся сложности во взаимоотношениях со странами НАТО, руководство страны считает, что с ним можно и нужно налаживать нормальные отношения, конструктивно решать имеющиеся европейские и мировые проблемы, особенно в области борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, транснациональной преступностью. Планомерность и постепенность государственной политики заключается в том, чтобы свести к минимуму негативные последствия расширения Евросоюза, восстановить полноценный политический диалог, обеспечить дальнейшее наращивание усилий по развитию всего комплекса отношений. Одним из приоритетных принципов внешней политики белорусского государства является планомерное строительство Союзного государства России и Беларуси. Республика Беларусь
неизменно проводит многовекторную
внешнюю политику, выступает за укрепление
Содружества Независимых Последовательность внешней политики проявляется в отношениях с государствами «пояса добрососедства». Выступая на втором Всебелорусском народном собрании, Президент Беларуси А.Г. Лукашенко подчеркнул: «Польша, Украина, Литва, Латвия - это наши соседи, а их, как известно, не выбирают. Они Богом даны». Логично, что формирование «пояса добрососедства», развитие отношений с Украиной является одной из основных задач внешней политики белорусского государства. Белорусская сторона нацелена на динамичное развитие всего комплекса двусторонних отношений с Киевом. Уже немало сделано для достижения поставленной цели, в то же время потенциал белорусско-украинских связей пока использован далеко не в полной мере. Задача укрепления
экономики Беларуси как фундамента
благосостояния народа выдвинула в
число важнейших приоритетов
внешней политики экономическую
дипломатию. Задача неуклонного наращивания
экспортного потенциала страны названа
в числе важнейших приоритетов
социально-экономического развития Беларуси
на период 2001-2005 годов. Важным направлением
внешнеэкономической |
Становление Республики Беларусь
15 марта 1994 года Верховный Совет принял Конституцию Белоруссии, по которой она объявлена унитарным демократическим социальным правовым государством. В соответствии с Конституцией Белоруссия является президентской республикой.
В июне-июле 1994 года состоялись выборы Президента, прошедшие в два тура. В результате всенародного голосования первым и единственным Президентом Белоруссии был избранАлександр Лукашенко.
В 1995 году прошли выборы в Верховный совет XIII созыва. Председателем ВС был избран лидер аграрной партии Семён Шарецкий. Был проведен референдум, по результатам которого были приняты новые флаг и герб, напоминающие флаг и герб БССР.
2 апреля 1996 года для объединения
гуманитарного и
Современное административное деление Белоруссии на 2011 год
В 1996 году президент Лукашенко
инициировал проведение референ
24 ноября 1996 был проведён республиканский референдум. по изменению Конституции. Менялась структура Законодательной власти: вместо Верховного Совета был сформирован новый двухпалатный парламент — Национальное собрание. Первый состав нижней палаты парламента был полностью назначен А.Лукашенко из числа депутатов Верховного Совета, которые активно поддерживали политику президента во время осеннего кризиса. Таким образом депутатский мандат сохранили 110 депутатов из 385 избранных в 1995 году. Некоторые страны мира не признали полномочия Национального собрания.
2 апреля 1997 года Сообщество России и Белоруссии было преобразовано в Союз России и Белоруссии. Дополнительно к имевшимся интеграционным структурам в рамках этого конфедеративного союза запланировано поэтапно учредить единые Конституцию и законодательство, парламент и другие органы верховной власти, ввести единую валюту, таможню и т. п.
В октябре 2000 года состоялись выборы в Палату представителей Национального собрания, которые были бойкотированы оппозиционными партиями. В сентябре 2001 года состоялисьвторые президентские выборы, в результате которых А.Лукашенко был избран Президентом Белоруссии на второй срок.