Беларусь и международные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:15, реферат

Описание работы

Интеграция Республики Беларусь в мировое хозяйство предполагает широкое использование финансов как инструмента ускорения этого процесса. Финансовый механизм в области международных экономических отношений выступает средством реализации финансовой политики белорусского государства в сфере международного сотрудничества.
Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь заключаются в следующем: формировании централизованных и децентрализованных фондов; создании финансовых стимулов выхода белорусских предприятий на мировой рынок; предоставлении финансовых льгот иностранным инвесторам; участие Беларуси в международных фондах.

Файлы: 1 файл

Беларусь и международные организации.docx

— 63.68 Кб (Скачать файл)

Беларусь и международные  организации

Интеграционные  объединения на постсоветском пространстве

Название организации

Сокращение

Дата вступления

Содружество Независимых Государств

СНГ

1991 г.

Союзное государство

СГ

1996 г.

Евразийское экономическое сообщество

ЕврАзЭС

2000 г.

Таможенный  союз и Единое экономическое пространство

ЕЭП

2003 г.

Организация Договора о коллективной безопасности

ОДКБ

2002 г.

 

ЕС  и НАТО

Название организации

Сокращение

 

Европейский союз

ЕС

 

Организация Североатлантического договора

НАТО

 

 

Международные организации

Название организации

Сокращение

Дата вступления

Организация Объединенных Наций

ООН

1945 г.

Программа развития ООН

ПРООН

1965 г.

Программа ООН  по окружающей среде

ЮНЕП

1975 г.

Европейская экономическая комиссия

ЕЭК ООН

1947 г.

Конференция ООН по разоружению

 

1996 г.

Конференция ООН по торговле и развитию

ЮНКТАД

1962 г.

Фонд ООН  в области народонаселения

ЮНФПА

1969 г.

Детский фонд ООН

ЮНИСЕФ

1953 г.

Научный комитет  ООН по действию атомной радиации

НКДАР

2008 г.  
стат. наблюдателя

Международное агентство по атомной энергии

МАГАТЭ

1957 г.

Международная организация по миграции

МОМ

2005 г.

Всемирная торговая организация

ВТО

1993 г. 
стат. наблюдателя

Всемирная таможенная организация

ВТО

1993 г.

Международная организация  по сахару

 

1993 г.

Международное эпизоотическое бюро

 

1994 г.

Международный совет по пшенице

 

1993 г. 
стат. наблюдателя

Организация сотрудничества железных дорог

ОСЖД

1993 г.

Международная организация по стандартизации

ИСО

1993 г.

Международное бюро выставок

МБВ

1951 г.

Организация по запрещению химического оружия

ОЗХО

1997 г.

Постоянная пaлата Третейского  Суда

 

1962 г.

Межпарламентский Союз

МС

1994 г.

Подготовительная  комиссия Организации по ДВЗЯИ

 

1996 г.

Управление  Верховного комиссара ООН по делам  беженцев

 

1951 г.

Движение  неприсоединения

ДН

1998 г.

Специализированные  учреждения ООН

Название организации

Сокращение

Дата вступления

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

ЮНЕСКО

1954 г.

Всемирная организация  здравоохранения

ВОЗ

1946 г., 1992 г.

Всемирная метеорологическая  организация

ВМО

1948 г.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация  Объединенных Наций

ФАО

2005 г.

Всемирная организация  интеллектуальной собственности

ВОИС

1967 г.

Международная организация труда

МОТ

1954 г.

Организация Объединенных Наций по промышленному  развитию

ЮНИДО

1985 г.

Всемирный почтовый союз

ВПС

1947 г.

Международный союз электросвязи

МСЭ

1947 г.

Международная организация  гражданской авиации

ИКАО

1993 г.

Международный валютный фонд

МВФ

1992 г.

Группа Всемирного банка:

Международный банк реконструкции  и развития

МБРР

1992 г.

Международная финансовая корпорация

МФК

1992 г.

Международное агентство  по гарантиям инвестиций

МАГИ

1992 г.

Международная ассоциация развития

МАР

не явл. членом

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

 

1992 г.

 

Региональные  организации

Название организации

Сокращение

Дата вступления

Организация по безопасности и сотрудничеству в  Европе

ОБСЕ

1992 г.

Совет Европы

СЕ

 

Европейский банк реконструкции и развития

ЕБРР

1992 г.

Совет евроатлантического партнерства

СЕАП

1997 г.

Европейская энергетическая Хартия

ЕЭХ

1991 г.

Центрально-европейская  Инициатива

ЦЕИ

1996 г.

Организация Черноморского экономического сотрудничества

ОЧЭС

2005 г. ст. наблюдателя

Cовет государств  Балтийского моря

СГБМ

2009 г. ст. наблюдателя

Шанхайская  Организация Сотрудничества

ШОС

2009 г. ст. 
наблюдателя


Внешнеэкономическая деятельность РБ и сотрудничество с  РФ

Финансовые  аспекты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь

 
Интеграция Республики Беларусь в  мировое хозяйство предполагает широкое использование финансов как инструмента ускорения этого  процесса. Финансовый механизм в области  международных экономических отношений  выступает средством реализации финансовой политики белорусского государства  в сфере международного сотрудничества. 
Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь заключаются в следующем: формировании централизованных и децентрализованных фондов; создании финансовых стимулов выхода белорусских предприятий на мировой рынок; предоставлении финансовых льгот иностранным инвесторам; участие Беларуси в международных фондах.  
Создание валютных фондов обусловлено несколькими обстоятельствами. Если речь идет о централизованных валютных фондах Правительства и Национального банка, то они создаются для решения таких общегосударственных задач, как финансирование критического импорта, использование в качестве источника покрытия дефицита бюджета, обеспечение национальной стабильности денежной единицы.  
На отраслевом и производственном уровнях валютные фонды создаются, во-первых, для расчетов с внешними контрагентами белорусских предприятий за поставки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции. Во-вторых, учитывая значительную изношенность основных фондов, белорусские предприятия используют валютные средства для приобретения современной техники и технологий на западных рынках.  
Основным источником поступлений иностранной валюты в Республике Беларусь является экспорт. Валютная выручка белорусских товаропроизводителей становится объектом распределения между государством и предприятиями, ее зарабатывающими. Белорусское государство, как и многие другие страны, законодательно обязывает предприятия продать часть своей валютной выручки на внутреннем валютном рынке.  
 
Министерство финансов приобретает иностранную валюту для удовлетворения следующих общегосударственных потребностей: платежи по внешнему долгу; оплата централизованных импортных закупок товаров, относимых к категории первой необходимости (продовольствие, медикаменты), а также для других государственных нужд. На эти цели в республиканском бюджете предусматриваются необходимые ассигнования.  
 
Кроме указанного источника, централизованные валютные фонды создаются за счет иностранных кредитов и займов. Заемная деятельность белорусского государства в основном ориентирована на внутренний финансовый рынок. Однако, хоть и в меньших размерах, чем в 1993–1995 гг., белорусское правительство заимствует и у иностранных кредиторов: правительств, банков, международных финансовых организаций.  
 
Посредством финансовых методов белорусское государство создает условия для продвижения белорусских товаров на иностранные рынки. Это, прежде всего, особые режимы налогообложения, налоговые льготы, в том числе индивидуальные, право предоставления которых принадлежит Главе белорусского государства.  
 
Однако финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования не сводятся к созданию децентрализованных валютных фондов, формированию благоприятной налоговой среды. Предприятия могут получать дополнительные доходы от владения валютными средствами путем участия в операциях с валютными ценностями. Предприятия также могут производить инвестиции в иностранные ценные бумаги, в связи с чем они имеют свой интерес в виде дивидендов. При владении контрольным пакетом акций иностранного субъекта у них появляется возможность поставить такие предприятия под свой контроль.  
 
Одной из форм сотрудничества между государствами являются международные финансовые организации. В 1992 г. Республика Беларусь стала членом МВФ, МБРР и ЕБРР. Можно выделить два основных направления сотрудничества Республики Беларусь с указанными международными организациями. Первое направление – это предоставление льготных кредитов сроком от 10 до 20 лет с процентной ставкой ниже процентных ставок на мировых кредитных рынках. Второе направление сотрудничества – оказание технической помощи. Она носит безвозвратный характер. С использованием технической помощи МВФ и Всемирного банка в республике создано казначейство при Министерстве финансов, проведена компьютеризация налоговых инспекций и целый ряд других проектов, связанных с перестройкой банковского сектора, улучшением экологии, повышением квалификации государственных служащих.

Сотрудничество РБ и РФ

Беларусь — Россия: основы интеграции

Приоритетной формой деятельности, способствующей росту объема взаимной торговли, эффективному использованию  имеющегося производственного потенциала, укреплению кооперационных связей предприятий  и организаций двух стран, является сотрудничество регионов Беларуси и  России. С учетом нестабильного состояния  мирового рынка расширение взаимодействия сторон в торгово-экономической  и инвестиционной сферах представляется взаимовыгодным процессом. В том  числе для осуществления масштабных программ развития белорусской и  российской экономик.  Эффективным инструментом здесь является сотрудничество на региональном уровне.   
 
Межрегиональное сотрудничество: мировые тенденции 
 
Экономическая интеграция в современных условиях — необходимое условие повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования на внутреннем и внешнем рынках, возможность поиска новых деловых партнеров, привлечения инвестиций и осуществления совместных проектов.  
 
В рамках межгосударственного взаимодействия целью экономической интеграции является использование преимуществ международного разделения труда и специализации производства для достижения общих стратегических интересов сторон. Как свидетельствует мировой опыт, участие страны в региональных интеграционных объединениях может способствовать эффективному функционированию и развитию национальной экономики. 
 
В региональной интеграции видят путь к развитию своей экономики и укреплению международных позиций как государства с относительно небольшим объемом ВВП, так и крупные мировые державы. Такие  как США, Германия, Великобритания, Франция. В настоящее время в мире насчитывается более десяти крупных экономических объединений суверенных государств, и процесс создания подобных международных структур не останавливается. 
 
Одним из наиболее показательных и исторически первых примеров международной интеграции является Европейский союз, который на сегодня включает около 20 стран Западной и Центральной Европы. Примером интеграционных процессов на Американском континенте служит Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА (North American Free Trade Area). Началом ее функционирования принято считать 1 января 1994 г. —  дату вступления в силу Договора о Североамериканской зоне свободной торговли,  которая объединила территории и экономический потенциал США, Мексики и Канады. К этому же времени произошло формирование организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Ее страны-участники намерены к 2020 г. образовать крупнейшую в мире зону свободной торговли, опирающуюся прежде всего на экономику США и Японии. Набирают силу интеграционные процессы в Латинской Америке. Образование таможенного союза и зоны свободной торговли — цель пакта экономического объединения  МЕРКОСУР, заключенного в 1991 г. Аргентиной, Бразилией и Уругваем. Позднее к этим странам присоединился Парагвай. На Африканском континенте продолжается создание Африканского общего рынка. В этих целях к 2025 г. предполагается образовать Африканское экономическое сообщество с общим парламентом и единой валютой. 
 
В настоящее время наблюдается активизация регионального сотрудничества в регионах Латинской Америки, Западной и Южной Азии, а также Африки. И это несмотря на имеющиеся различия в научно-технологическом, производственном и социально-экономическом потенциале, в законодательной базе, финансовых ресурсах, конкурентоспособности продукции и т. д. Вступление этих стран в международные экономические объединения как раз и способствует устранению различий, либерализации условий осуществления внешнеторговых операций на данной территории, выходу на новые рынки сбыта своей продукции, налаживанию  новых деловых связей.  В результате, как показывает мировая практика, несмотря на определенные трудности формирования интеграционных объединений, экономика стран-участников развивается более быстрыми темпами. При этом сглаживаются межстрановые различия в уровне и качестве жизни населения, осуществляется координация деятельности государств по использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также по расширению рынков товаров, услуг, труда и капитала. Естественно, все это ведет к увеличению внешнеторгового обмена между странами — участниками региональных объединений, укреплению позиций субъектов хозяйствования этих стран на их территории, что в свою очередь создает определенную подушку безопасности для обеспечения внешнеторгового сальдо государства. В конечном счете выступает в роли своеобразной защиты от последствий глобализации или негативного влияния на  экономику страны ситуации на мировом рынке с учетом вовлечения в международные хозяйственные связи.  В этом плане интеграционные процессы в рамках Союзного государства Беларуси и России, а также Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана приносят огромную выгоду белорусским и российским производителям, что является залогом стабильного развития торгово-экономических отношений двух государств.  
 
Интенсификация торговли через регионы   
 
Наиболее результативным направлением белорусско-российского взаимодействия в торгово-экономической сфере на протяжении всей истории двусторонних отношений является сотрудничество Беларуси с регионами России. И если в конце 90-х гг. прошлого столетия  стабильные экономические связи Беларусь имела только с несколькими российскими регионами, то в настоящее время в двустороннем экономическом сотрудничестве участвуют практически все российские и белорусские регионы.  
 
Одним из первых торговых партнеров Беларуси среди российских регионов стала Тюменская область. В июне 1992 г. был заключен Договор о торгово-экономическом сотрудничестве с Республикой Беларусь в целях создания благоприятных условий взаимных поставок нефти и природного газа, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.  Протокол о сотрудничестве с Тюменской областью Республика Беларусь подписала 14 мая 1999 г., Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Московской областью — 14 июня 2000 г.  Эти регионы, а также Москва и Санкт-Петербург занимают заметное место в региональных белорусско-российских связях на протяжении  всей истории двусторонних отношений. Кроме того, в последние годы активизировалось взаимовыгодное сотрудничество Беларуси со Смоленской, Брянской и Нижегородской областями, а также Республикой Башкортостан и Республикой Татарстан. Объем внешней торговли с вышеперечисленными регионами составляет около половины объема белорусско-российского товарооборота. Особенно активно взаимовыгодное сотрудничество и партнерские отношения Беларуси и регионов России развиваются в машиностроении, нефтехимии, энергетике, транспорте, строительстве и агропромышленном комплексе. 
 
Договорно-правовая база  
 
Немаловажным фактом является то, что расширение взаимовыгодного сотрудничества и налаживание новых деловых контактов обеспечены за счет формирования полноценной договорно-правовой базы.  Сегодня она включает около 200 договоров, соглашений и протоколов. 
 
Главная цель укрепления торгово-экономического взаимодействия, обозначенная сторонами в этих документах, — содействие стабильному развитию белорусских и российских регионов. В первую очередь посредством удовлетворения их потребностей в различных товарах и  услугах с учетом интересов обеих сторон в долгосрочной перспективе. Поэтому составлению подобных планов предшествует тщательная подготовка, большая часть документов имеют практический характер и направлены на укрепление взаимодействия по многим направлениям. Это торговля, рациональное использование природных ресурсов, развитие сельского хозяйства, улучшение транспортного сообщения между регионами, реализация инфраструктурных проектов, совершенствование информационного обмена между организациями, участвующими в осуществлении совместных планов, а также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и обучающих программ. 
 
Большое значение для практического осуществления проектов и планов, указанных в документах, имеют советы делового сотрудничества, совместные комиссии и рабочие группы по развитию торгово-экономического сотрудничества. Эти структуры координируют ход выполнения совместных работ и в случае необходимости готовят предложения по их совершенствованию.     
       
В настоящее время в целях содействия развитию взаимных контактов созданы советы делового сотрудничества с Москвой, Санкт-Петербургом, Нижегородской и Свердловской областями. Эффективной формой  регулирования двусторонних отношений является создание совместных рабочих групп по сотрудничеству с Московской, Ленинградской, Вологодской, Брянской, Курской, Ростовской областями, Чувашской Республикой, а также Белорусско-Российского Совета по долгосрочному сотрудничеству областей, министерств, органов государственного управления с Калининградской областью. 
 
Важным звеном во взаимодействии Беларуси и регионов России являются также 11 отделений Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации (Нижний Новгород, Новосибирск, Уфа, Казань, Калининград, Красноярск, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Хабаровск, Ростов-на-Дону, Смоленск). Их деятельность способствует оперативному решению вопросов двусторонних торгово-экономических отношений с курируемыми субъектами Российской Федерации. Результат создания такой системы взаимодействия на уровне субъектов хозяйствования, органов административно-территориального управления и органов государственного управления двух стран — стабильный рост взаимного товарооборота между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, укрепление производственной кооперации, создание  товаропроводящей сети белорусских предприятий в РФ, а также сборочных производств и совместных предприятий на территории  двух стран с участием белорусского и российского капитала. 
 
Тем не менее достигнутые результаты во взаимной торговле и производственной кооперации не являются предельными. Потенциал в развитии двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах  у белорусов и россиян есть практически по всем направлениям. О возможных вариантах его реализации и дальнейших перспективах развития белорусско-российского взаимодействия шла речь на встрече  в Минске Президента Беларуси Александра Лукашенко с Премьер-министром Российской Федерации Дмитрием Медведевым. Она состоялась 18 июля 2012 г. Как подчеркивали руководители двух стран, сегодня взаимодействие двух государств вышло на новый уровень стратегического партнерства. Это особенно важно с учетом усиления  конкуренции на мировом рынке. Залогом успешного преодоления возникающих трудностей должна стать высокотехнологичная наукоемкая продукция, основанная на новых знаниях, инновациях, совершенных технологиях, которые станут внедряться в серийное производство в Беларуси и России.  Формирование и проведение единой промышленной, энергетической, транспортно-логистической и торговой политики Беларуси и России, о чем стороны договорились в рамках формата Единого экономического пространства трех государств, будет стимулировать производство такой продукции и способствовать повышению ее экспортного потенциала. Решать же эту задачу снова предстоит на уровне непосредственно субъектов хозяйствования и административно-территориальных центров регионов Беларуси и России.




 

 

 

 

 

 

Сотрудничество РБ с международными финансовыми организациями

Многостороннее  сотрудничество

Одним из направлений внешнеполитической деятельности Республики Беларусь является участие в работе универсальных  и специализированных, глобальных и  региональных международных организаций  и интеграционных объединений.  
 
В эпоху глобализации мировой экономики, нарастания новых глобальных вызовов и угроз требуются действенные международные многосторонние механизмы реагирования на эти проблемы и регулирования происходящих экономических, социальных и политических процессов. Эту роль и выполняет многостороннее сотрудничество.

Помимо традиционного участия  Республики Беларусь в деятельности Организации Объединенных Наций, Движения неприсоединения, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в последние годы активно развивается наше взаимодействие с партнерами в рамках интеграционных объединений и организаций на постсоветском пространстве: СНГ, ЕврАзЭС, ТС/ЕЭП и ОДКБ. 
 
С 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Успех этого проекта стал основанием для принятия государствами – членами Таможенного союза решения о переходе к более глубокой форме интеграции – Единому экономическому пространству (ЕЭП). В этих целях были приняты 17 базовых соглашений договорно-правовой базы нового образования. 
 
Важнейшим событием для будущего интеграционных процессов в рамках «тройки» стала прошедшая 18 ноября 2011 года в г.Москве встреча президентов Беларуси, Казахстана и России. Главы государств подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии. 
 
Как и было изначально определено главами трех государств, ЕЭП заработало с 1 января 2012 года. Сторонам предстоит обеспечить дальнейшую конкретизацию его работы. С этой целью в среднесрочной перспективе предстоит разработать  55 документов, из них 13 международных договоров. 
 
Необходимость смягчения последствий глобального экономического кризиса для Республики Беларусь и проведения в стране структурных реформ в сфере экономики и финансов обусловили нынешнюю тенденцию расширения сотрудничества нашей страны с ведущими международными финансовыми и экономическими организациями –Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Европейской экономической комиссией ООН и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). 

 

Важным направлением деятельности Министерства иностранных дел является привлечение ресурсов и экспертного  потенциала специализированных межправительственных организаций для решения задач  социально-экономического развития Республики Беларусь. 

 

В октябре 2010 г. подписана первая в  истории Рамочная программа ООН  по оказанию помощи в целях развития для Республики Беларусь на период 2011 – 2015 годов. Это документ стратегического  планирования взаимодействия Правительства  Республики Беларусь со всеми специализированными  учреждениями, фондами и программами  системы ООН, работающими в Беларуси. Он предусматривает реализацию в  стране проектов международной технической  помощи на общую сумму в 490 млн. долларов США.  

 

К многостороннему сотрудничеству также относится взаимодействие Республики Беларусь с международными структурами, членом которых наша страна не является (ЕС, НАТО, ШОС и др.), участие белорусских делегаций в многосторонних международных форумах самой различной направленности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Главные принципы государственной  политики Республики Беларусь


Главные принципы нашей государственной  политики: планомерность, последовательность, постепенность, преемственность.

Главные принципы государственной  политики нашей страны определены Президентом  Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На протяжении всего периода президентских  полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности  выражаются в следующем:

В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем.

Сильная, эффективная  государственная власть, политическая стабильность в нашей стране - важнейшие условия государственного курса на эволюционное и поступательное развитие национальной экономики, последовательной интеграции в мировую экономику.

Планомерность государственного курса находит свое выражение  в поэтапном повышении жизненного уровня народа. Беларусь первая из стран  СНГ восстановила уровень промышленного  производства 1990 года и опережает  страны СНГ по рейтингу индекса развития человеческого потенциала.

Беларусь сделала  выбор в пользу эволюционного  развития и отказалась от рецептов Международного валютного фонда  в виде шоковой терапии и обвальной  приватизации. За годы созидательной  практики сложилась белорусская  модель социально-экономического развития, которая сочетает преимущества рыночного  хозяйства с эффективной социальной защитой. Наша концепция построена  на учете исторической преемственности  и традиций народа. Белорусская модель основана не на революционной ломке  прежних устоев, а на совершенствовании  сложившейся экономической базы. Белорусская экономическая модель содержит в себе элементы преемственности  в использовании государственных  институтов во всех сферах, где они  проявили свою эффективность.

Последовательный  курс государства реформирования экономики  не позволил сложиться в Беларуси олигархическим структурам, не привел к массовой безработице и обнищанию  людей, к разрыву традиционных экономических  связей со странами СНГ.

Преемственность в политике - важнейший принцип руководства страны. Приоритеты в деятельности руководства страны также основаны на принципе преемственности, прежде всего потому, что нам в наследство от СССР досталась экономика, ориентированная на экспорт.

Преемственность государственного курса выражается в целенаправленной политике на развитие интеграционных процессов со странами СНГ и, в  первую очередь, с Россией.

Беларусь является не только развитой индустриальной страной, но имеет и значительную аграрную составляющую. Корни народа - материальные и духовные находятся в селе. Во все годы, в том числе экономически сложные, государство помогало деревне и продолжает поддерживать сельского производителя.

Государство придерживается курса не менять устоявшиеся механизмы  и традиции, совершенствует отдельные  грани проводившейся ранее политики с целью придания ей большей эффективности  и последовательности.

Принцип последовательности находит свое выражение в реализации сильной государственной власти. В стране создана эффективная  президентская власть, которая не проводит политику двойных стандартов, в каких бы сложных условиях не приходилось работать.

В социальной сфере - сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта.

Принцип социальной справедливости находит свое выражение  в адресной социальной политике, социальных гарантиях, особенно по отношению к  молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

Принцип преемственности  в проведении социальной политики в  целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить  на ее основе новую, отвечающую высоким  мировым стандартам.

Планомерность государственного курса заключается и во всемерной  поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий  аналогов на территории СНГ Специальный  Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных  учащихся и студентов.

Беларусь всегда славилась своими спортсменами. Занятия  физкультурой, спортом, следование принципам  здорового образа жизни являются приоритетами государственной политики.

Важную роль в  реализации планомерного курса на обеспечение  благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных  государственных стандартов, предусматривающих  снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

В Беларуси сложилась  эффективно действующая система  справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.

Ведущей социальной установкой белорусской государственности  и ее идеологической платформы, гуманистической  по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового  вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального  успеха личности и государства.

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:

-гарантиях равенства  мужчин и женщин в образовании  и трудовой деятельности;

-гарантиях права  молодежи на духовное, нравственное  и физическое развитие;

-гарантиях права  на труд, как наиболее достойный  способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания  жизнедеятельности человека;

-гарантиях справедливой  доли вознаграждения в экономических  результатах труда, но не ниже  уровня, обеспечивающего гражданам  и их семьям свободное и  достаточное существование;

-гарантиях права  на охрану здоровья, включая бесплатное  лечение в государственных учреждениях  здравоохранения;

- гарантиях права  на социальное обеспечение в  старости, по болезни и другим  причинам.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью  создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся  граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.

Смысл эффективной  адресной социальной защиты состоит  в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим  потребности конкретных слоев и  групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

- инвалидам, одиноким  пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

- многодетным, неполным  семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

Ныне разработана  стратегия "пилотного" проекта  по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных  последствий рыночных преобразований.

Особое внимание уделяется в республике жителям  сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Приоритетной задачей  государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых  условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической  функций; обеспечение прав детей  на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство  использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских  дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные  жилищные субсидии, если оплата за жилье  и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.

Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают  местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

В сфере  культуры и общественной жизни нашей республике присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах.

Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей  и конфессий, терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие.

Государство и государственный  бюджет являются последовательными  гарантами финансовой поддержки  развития искусства и культуры. Принцип  преемственности в культурной политике выражается в сохранении инфраструктуры государственных учреждений культуры и искусства.

В основе государственного курса заложена верность исторической памяти народа - Победе в Великой Отечественной войне. Верность памяти нашла отражение в решении руководства страны ввести в учебных заведениях курс «Великая Отечественная война советского народа».

В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи. Наиболее ёмко и лаконично национальная идея воплощается в лозунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!».

В сфере  внешней политики.

Подходы к социально-экономическому развитию государства, основывающиеся на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социально-ориентированной  экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят  свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с  соседними государствами и территориальный  передел, а миролюбие, многовекторное сотрудничество, Союз с Россией - вот ее принципы.

Глава государства  последовательно и планомерно проводит в жизнь миролюбивую политику добрососедства, избегая шагов, которые  могут втянуть страну к участию  в международных конфликтах. В  то же время проводится создание современной  армии, способной надежно защитить отечество от любой угрозы.

Несмотря на имеющиеся  сложности во взаимоотношениях со странами НАТО, руководство страны считает, что  с ним можно и нужно налаживать нормальные отношения, конструктивно  решать имеющиеся европейские и  мировые проблемы, особенно в области  борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, транснациональной преступностью.

Планомерность и  постепенность государственной  политики заключается в том, чтобы  свести к минимуму негативные последствия  расширения Евросоюза, восстановить полноценный  политический диалог, обеспечить дальнейшее наращивание усилий по развитию всего  комплекса отношений.

Одним из приоритетных принципов внешней политики белорусского государства является планомерное  строительство Союзного государства  России и Беларуси.

Республика Беларусь неизменно проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содружества Независимых Государств, что обусловлено общностью наших  совместных интересов. Отношение со странами, членами Содружества Независимых  Государств, выявили как сложности  процесса интеграции, так и его  потенциальные возможности. Страны Содружества - важнейший торгово-экономический партнер Республики Беларусь. Беларусь выступает за скорейшее формирование Единого экономического пространства в рамках Содружества.

Последовательность  внешней политики проявляется в  отношениях с государствами «пояса добрососедства». Выступая на втором Всебелорусском народном собрании, Президент Беларуси А.Г. Лукашенко подчеркнул: «Польша, Украина, Литва, Латвия - это наши соседи, а их, как известно, не выбирают. Они Богом даны». Логично, что формирование «пояса добрососедства», развитие отношений с Украиной является одной из основных задач внешней политики белорусского государства. Белорусская сторона нацелена на динамичное развитие всего комплекса двусторонних отношений с Киевом. Уже немало сделано для достижения поставленной цели, в то же время потенциал белорусско-украинских связей пока использован далеко не в полной мере.

Задача укрепления экономики Беларуси как фундамента благосостояния народа выдвинула в  число важнейших приоритетов  внешней политики экономическую  дипломатию. Задача неуклонного наращивания  экспортного потенциала страны названа  в числе важнейших приоритетов  социально-экономического развития Беларуси на период 2001-2005 годов. Важным направлением внешнеэкономической деятельности стало привлечение в Беларусь иностранных инвестиций. Возросший  объем международных связей, задачи интеграции белорусской экономики  в систему современных мирохозяйственных  связей и эффективного использования  имеющегося отечественного научно-технического потенциала, настоятельно требуют обновления основных производственных фондов, внедрения  новейших зарубежных технологий.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Становление Республики Беларусь

15 марта 1994 года Верховный  Совет принял Конституцию Белоруссии, по которой она объявлена унитарным демократическим социальным правовым государством. В соответствии с Конституцией Белоруссия является президентской республикой.

В июне-июле 1994 года состоялись выборы Президента, прошедшие в два тура. В результате всенародного голосования первым и единственным Президентом Белоруссии был избранАлександр Лукашенко.

В 1995 году прошли выборы в Верховный совет XIII созыва. Председателем ВС был избран лидер аграрной партии Семён Шарецкий. Был проведен референдум, по результатам которого были приняты новые флаг и герб, напоминающие флаг и герб БССР.

2 апреля 1996 года для объединения  гуманитарного и экономического  пространства был создан Союз России и Белоруссии с координационными и исполнительными органами.

Современное административное деление  Белоруссии на 2011 год

В 1996 году президент Лукашенко  инициировал проведение референдума по изменению конституции. Верховный Совет посчитал действия президента попыткой расширения власти. Оппозиционные депутаты начали сбор подписей, необходимых для начала процедуры импичмента. В качестве посредников для урегулирования политического кризиса прибыли депутаты Госдумы России во главе со спикером Г.Селезневым. Было подписано соглашение о том, что депутаты не проводят процедуру импичмента до подведения итогов референдума, результаты которого по решению Конституционного суда должны были иметь консультационный статус.

24 ноября 1996 был проведён республиканский референдум. по изменению Конституции. Менялась структура Законодательной власти: вместо Верховного Совета был сформирован новый двухпалатный парламент — Национальное собрание. Первый состав нижней палаты парламента был полностью назначен А.Лукашенко из числа депутатов Верховного Совета, которые активно поддерживали политику президента во время осеннего кризиса. Таким образом депутатский мандат сохранили 110 депутатов из 385 избранных в 1995 году. Некоторые страны мира не признали полномочия Национального собрания.

2 апреля 1997 года Сообщество России и Белоруссии было преобразовано в Союз России и Белоруссии. Дополнительно к имевшимся интеграционным структурам в рамках этого конфедеративного союза запланировано поэтапно учредить единые Конституцию и законодательство, парламент и другие органы верховной власти, ввести единую валюту, таможню и т. п.

В октябре 2000 года состоялись выборы в Палату представителей Национального собрания, которые были бойкотированы оппозиционными партиями. В сентябре 2001 года состоялисьвторые президентские выборы, в результате которых А.Лукашенко был избран Президентом Белоруссии на второй срок.

Информация о работе Беларусь и международные организации