Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 20:04, доклад
Бразильская федерация (в конституции чаще употребляется термин "союз") обладает своеобразием: в качестве ее составных частей названы не только штаты и федеральный округ (по своему правовому положению округ также является субъектом федерации в отличие, например, от США), но и административно-территориальные единицы, на которые разделены штаты, - муниципии. Согласно ст. 1 конституции, Бразилия - "нерушимое единство" штатов, федерального округа и муниципий. Федеральным законом могут также создаваться управляемые из центра федеральные территории.
Законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить
федеральным законам, регулирующим
первые две группы вопросов. В случае
же противоречия между федеральным
законом и иным актом, изданным в
Российской Федерации, действует федеральный
закон. Однако при противоречии между
федеральным законом и
Споры о компетенции между государственными органами Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства РФ, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и ее совместному с субъектами ведению.
Последнее означает, что нормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ Конституционным Судом РФ, так как они вне пределов компетенции федерации.
Разграничение предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти и
органами государственной власти осуществляется
не только Конституцией, но и Федеративным
договором (который посвящен именно
этому) и иными договорами о разграничении
предметов ведения и
4. В числе принципов
федеративного устройства
Однако многие федерации построены не по национальному принципу (например, США, Швейцария, Германия). Российская федерация (а также бывший СССР) рассматривались как государственно-правовые формы разрешения национального вопроса, как федерации, построенные по национально-территориальному принципу.
Многочисленные национальные
государства и национально-
В настоящее время РФ включает субъекты федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них, в основном, сосредоточено русское население). В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъектов федерации (национально-территориальный и территориальный) — также существенные характеристики федеративного устройства России.
Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.
Для осуществления принципа равноправия применительно к малочисленным народам, большое значение имеет то, что согласно Конституции Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Что касается права наций
на самоопределение, то оно закреплено
в современном международном
праве, в официальных актах Российской
Федерации. Самоопределение наций
может осуществляться в различных
национально-государственных и
Право наций на самоопределение
не предполагает, что во всех случаях
оно произойдет в виде независимого
государства. Современное международное
право, признавая право наций
на самоопределение, требует, однако, соблюдения
территориальной целостности
Федеративное устройство
России отражает ее многонациональный
состав. Она имеет в своем составе
много национальных государств и
национально-государственных
Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации — се субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них.
Народы, народности, проживающие
в России, в том числе самый
большой по численности — русский
народ, исторически самоопределились
в одном крупном
5. Равноправие субъектов
Российской Федерации —
1. в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;
2. в конституционно
установленных равных пределах
компетенции субъектов всех
3. в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.
Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.
В то же время имеются различия
в государственной организации
субъектов федерации. Среди них
есть республики, обладающие признаками
государства и государственно-