Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:13, реферат
Целью реферата является изучение ситуации, складывающейся вокруг возрастающей мощи новых стран-гигантов и тех тенденций их возможного интегрирования, которые просматриваются в ходе происходящих между правительствами этих стран саммитов. Попытки сближения стран группы БРИКС являются вызовом сложившемуся мировому лидерству США. [2]
Для достижения поставленной в реферате цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть динамику процесса сближения стран группы БРИКС.
Выяснить экономические потенциалы стран этой группы в начальный период сближения.
Введение…………………………………………………………...……………………………...... 3
Общая характеристика стран группы БРИКС………………………………….…………5
БРИК как новая концепция многовекторной дипломатии……………………….………9
Основные макроэкономические показатели стран БРИКС………………….………….15
Повышение роли стран группы БРИКС в мировой экономике………………….……..17
Заключение………………………………………………………………………...……………….19
Список использованных источников………………………………………………………...…...20
Таким образом, БРИК – это реальная сила на мировой арене, и не только на экономическом поле. Поэтому, как представляется, участие в БРИКС отвечает интересам России по целому ряду причин:
1. Через БРИКС,
тем более с учетом укрепления
в перспективе его механизмов,
Россия получает достаточно
2. Страны БРИКС
уже выступают практически как
единомышленники при
3. Участие в БРИКС
открывает для России широкие
возможности доступа на новые
финансово-экономические рынки.
4. Хотя БРИКС
и не является жестко
В связи с этим
важна необходимость закрепления
нашего политического и
Феномен БРИКС на сегодняшний день – не только декларации о совпадающих интересах или целях. Сотрудничество в этом формате уже приносит конкретные практические плоды, которые отвечают российским интересам. Например, на 63 Сессии Генассамблеи ООН партнеры по БРИКС поддержали достаточно важные для нас проекты резолюций о мерах транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности, проект резолюции в области информационной безопасности и проект о недопустимости определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Последний проект особенно важен для наших усилий по противодействию активизации идеологии и проявления, в том числе и неонацизма.
Другой пример показывающий, что БРИКС уже реально работает – это то, что своими скоординированными усилиями Россия, Бразилия, Индия и Китай внесли решающий вклад в обеспечение принятия на лондонском Саммите «двадцатки» решения о преобразовании формы финансовой стабильности, в которые ранее входили ведущие промышленные развитые страны Запада и финансовые организации, в более представительный Совет финансовой стабильности, включающий сегодня все страны «двадцатки». Причем, данный Совет был наделен расширенными полномочиями в сфере укрепления финансового надзора и регулирования. Затем на встрече министров финансов в Лондоне в сентябре 2009 года был одобрен общий подход, который лидеры наших стран реализовали на Саммите «двадцатки» в Питтсбурге, сумев провести решение о перераспределении 5% голосов в МВФ и 3% голосов во Всемирном банке от старых членов этих международных институтов в пользу новых развивающихся экономик.
Используя формат БРИКС, Россия может более веско предлагать свои пути преодоления мирового кризиса, в частности, в рамках «двадцатки», что объективно способствует усилению нашего влияния на глобальную экономику, и не только через энергетическую сферу.
Таким образом, можно сказать, что взаимодействие в рамках БРИКС уже продемонстрировало, что этот формат может сыграть свою позитивную стабилизирующую роль в мировых делах, в том числе для согласования более справедливых «правил игры», соблюдения законных интересов всех стран , в том числе на этапе выхода из кризиса. В настоящее время в экономическом измерении приоритетное значение имеет проведение согласованной линии группы БРИКС в «двадцатке».
Кроме этого внутри
группы БРИК у нас достаточно много
точек соприкосновения в
Таким образом, БРИКС может, рассматривается МИДом России как важный инструмент нашей многополярной дипломатии. Российский подход определяется пониманием, что сотрудничество в рамках БРИКС будет развиваться постепенно, по мере накопления взаимного доверия и опыта, скоординированной деятельности там, где наши интересы совпадают. Применительно к международной безопасности речь идет, прежде всего, о борьбе с терроризмом и экстремизмом, противодействия другим вызовам и угрозам.
Возникают вопросы: от чего и куда движутся страны БРИК и Россия? Взаимосвязано ли их движение? Есть несомненное общее:
Возможно ли такое политическое партнерство стран БРИКС, которое было бы устойчивым во времени и не ограничивалось текущими вопросами их взаимоотношений, а также их связей с мировыми и глобальными экономикой и политикой? – В принципе, конечно да, но с оговорками.
Первое и главное: политическое партнерство стран БРИК не возникнет на откровенно антиамериканских исходных политико-идеологических посылках. Во всяком случае, Америка должна еще очень сильно постараться, чтобы довести дело до появления антиамериканской БРИК. Политическое партнерство стран группы может вступать в конфликт с позицией США по конкретным вопросам, прежде всего коммерческого и/или экономического плана. Но антиамериканизм как общая принципиальная позиция неприемлем сейчас и в видимой перспективе для Бразилии, Индии, особенно для Китая. Все эти страны в обозримом будущем вряд ли окажутся, расположены бросать вызов сложившемуся мироустройству. Использовать фактический миропорядок в своих интересах, корректировать его в частностях, по возможности сдерживать самонадеянность и эгоизм США, когда это прямо затрагивает страны БРИК – да; но не взламывать. На последнее ни у одной страны БРИК и у всей этой группы нет в настоящее время ни ресурсов, ни мотивации, ни реальных идей - чем заменить существующее мироустройство. Идея многополярности таковой быть не может Так как в современных международно-политических условиях означает не более чем слабую «системную оппозицию» политическому лидерству США в мире.
Второе: какая-либо интеграция на базе БРИКС нереальна (что не исключает возможности многосторонних проектов в любых вариантах). Но трансформация политического партнерства в политический союз в принципе возможна. В прошлом союзы имели смысл и были практически осуществимы и функциональны между, прежде всего сопредельными странами. Этим достигалось единство действий, чаще всего военных. В эпоху глобальных коммуникаций становятся в принципе возможны партнерство и союзы стран, не только не имеющих общей границы, но и значительно удаленных друг от друга. Технически подобный союз стран БРИКС осуществим уже сегодня. Однако какие цели он мог бы преследовать, какие задачи решать ─ сегодня не очевидны. [1]
На долю входящих в БРИК стран приходится 26 % территории Земли, 42 % населения планеты (2,83 млрд. человек) и 14,6 % мирового ВВП. Бразилия, Россия, Индия и Китай производят около 40 % пшеницы (свыше 260 млн. т), 50 % свинины (более 50 млн. т), более 30 % мяса птицы (свыше 30 млн. т), 30 % говядины (ок.20 млн. т) от общемирового показателя. В странах БРИК сосредоточено 32 % (0,5 млрд. га) общемировых пахотных земель. Страны БРИК обладают значительным интеграционным потенциалом, реализация которого позволит более эффективно влиять на глобальные процессы. Благодаря успешно проведенным реформам экономическая ситуация в ЮАР с 1997 года также характеризуется ростом ВВП на душу населения не менее 3% ежегодно.
Глобальная экономическая команда Goldman Sachs выпустила отчёт по исследованию БРИК в 2005. Отчёт утверждает, что в странах БРИК число людей с годовым доходом более 3000 $ удвоится в течение трёх лет и достигнет 800 млн. человек в течение десятилетия. Это предсказывает массивное увеличение среднего класса в этих странах. К 2025 вычислено, что число людей в странах БРИК, зарабатывающих более чем 15 000 $, может превысить 200 млн. Это говорит о том, что огромная нагрузка в спросе не будет ограничена лишь основными товарами, но и повлияет на более дорогие товары. Согласно отчёту, сперва Китай, а десятилетие спустя и Индия начнут доминировать над мировой экономикой. Всё же, несмотря на рост, средний уровень богатства людей в более развитых экономиках продолжит опережать этот средний показатель в странах БРИК. Goldman Sachs оценивает, что к 2025 доход на душу в шести самых густонаселённых странах ЕС превысит 35 000 $, тогда как только приблизительно у 24 млн. человек в БРИК будут подобные уровни дохода.
Отчёт также выдвигает на первый план большую неэффективность Индии в использовании энергии и упоминает о значимой недопредставленности этих экономик на глобальных рынках капитала. Отчёт также подчеркивает огромное население БРИК, которое создаёт относительную лёгкость для затмения совокупного богатства «Большой Шестёрки», в то время как уровни дохода на душу населения остаются далеко ниже нормы современных промышленно развитых стран. Это явление затронет мировые рынки, поскольку многонациональные корпорации попытаются использовать в своих интересах огромные потенциальные рынки БРИК, производя, например, намного более дешёвые автомобили и другие товары промышленного назначения, доступные потребителям в пределах БРИК вместо роскошных моделей, которые в настоящее время приносят большие доходы в автомобилестроении. Индия и Китай уже начали делать своё присутствие ощутимым в обслуживании и производственном секторе на мировой арене. Развитые экономики мира уже сделали серьёзные заметки этого факта.
Второй отчёт подготовленный ведущими авторами Тушаром Поддаром и Евой И , даёт понимание «возрастающей способности Индии к росту». Отчёт показывает обновленные числа проектирования, приписанные возрастающим тенденциям роста Индии за прошлые четыре года. Goldman Sachs утверждает, что «влияние Индии на мировую экономику будет больше и более быстрым чем подразумеваемый в нашем ранее изданном исследовании БРИК». Они отметили существенные области научных исследований и развития, и экспансию, которая приведёт к процветанию растущего среднего класса.
У Индии есть 10 из 30 наиболее быстро растущих городских областей в мире и, основываясь на происходящих тенденциях, мы оцениваем, что массивное число в 700 миллионов человек двинутся в города к 2050. Это будет иметь существенное значение для спроса на городскую инфраструктуру, недвижимость и услуги.
В пересмотренных числах 2007 года, основанных на увеличенном и удерживающемся росте, большом притоке в иностранном прямом инвестировании, Goldman Sachs предсказывает, что «с 2007 до 2020, валовой внутренний продукт Индии на душу населения, выраженный в долларах США, будет учетверён» и что индийская экономика превзойдет Соединённые Штаты к 2043. Это говорит о том, что эти четыре страны как группа настигнут G7 к 2032 году.
Десятка крупнейших экономик мира к 2050, по номинальному ВВП (миллиардов долл.), по версии Goldman Sachs
Экономическая политика государства наряду с инвестиционной, финансово-кредитной, социальной, налоговой, бюджетной, научно-технической включает и внешнеэкономический аспект. В свою очередь, для частного бизнеса выход на международные рынки способствует увеличению масштабов производства, его дальнейшему развитию, росту прибыли, а также доступу к уникальным ресурсам другой страны.
Компании стремятся
расширить свое присутствие на рынках
быстроразвивающихся стран с
долгосрочными перспективами
Информация о работе БРИК как новая концепция многовекторной дипломатии