Индия. Динамика развития индийской
внешней торговли в значительной степени
определяется динамикой развития мировой
торговли и конъюнктурой мирового рынка.
Доля Индии в мировом экспорте составляет
1,6%.
В целом за последние пять лет
объем индийской внешней торговли увеличился
более чем на 20%, несмотря на то, что в 2008-2009
фин. г. в связи с глобальным финансово-экономическим
кризисом он значительно сократился. Синхронное
сокращение экспорта и импорта наблюдалось
с ноября 2008 г. по ноябрь 2009г.
Основу индийского экспорта
составляют продукция машиностроения
и металлообработки, нефтепродукты, обработанные
драгоценные камни и готовые ювелирные
изделия, компьютерная техника и ПО, текстильные
товары, химическая и фармацевтическая
продукция, сельскохозяйственные и продовольственные
товары, изделия из кожи.
По данным ВТО, в 2009 г. Индия
занимала 12-е место в списке ведущих мировых
экспортеров услуг. Особенно успешно индийский
экспорт услуг развивался в 2004-2008 гг. В
последние годы из-за мирового финансового
кризиса его объем сократился. В 2008-2009
фин. г. экспорт услуг из Индии в стоимостном
выражении достиг 106 млрд. долл. США, однако
в следующем году он снизился до 95,8 млрд.
долл. США. За первое полугодие 2010-2011 фин.г.
его объем составил 55,7 млрд. долл. США.
Главными партнерами Индии в торговле
услугами являются развитые страны (США,
ЕС, Япония).
Основными видами экспортируемых
Индией услуг являются аутсорсинговые
(в отчетном году на них пришлось 45,7% всего
индийского экспорта услуг), деловые (лизинг,
консалтинг, аудиторские услуги, маркетинг,
инжиниринг и др. - 19,3%), транспортные (11,4%),
туристические (11,4%), финансовые (5,5%).
Южно Африканская Республика. На сегодняшний
день Южно-Африканская Республика представляет
собой один из наиболее многообещающих
рынков среди всех стран третьего мира.
Доходы от внешней торговли
достигают 50% ВВП, при этом объем экспорта
превышает объем импорта.
Экономика Южно-Африканской
Республики содержит в себе уникальное
сочетание социально-экономических факторов,
присущих как развитым странам, так и странам
третьего мира. Наличие развитой экономической
инфраструктуры, широкой технологической
базы, высококвалифицированного управленческого
и инженерно-технического персонала, а
также обширного рынка довольно дешевой
квалифицированной и неквалифицированной
рабочей силы сделали ЮАР крайне привлекательной
и выгодной для свободной предпринимательской
деятельности и инвестиций иностранного
капитала.
Крупный сельскохозяйственный
сектор. Южная Африка не только полностью
обеспечивает себя сельскохозяйственными
продуктами, но и является одной из шести
стран в мире, которые в состоянии экспортировать
сельскохозяйственные товары на постоянной
основе.
Своему опережающему развитию
ЮАР во многом обязана богатству природных
ресурсов. Около 52 % экспорта приходится
на горнодобывающую промышленность. Широко
добываются марганец, металлы платиновой
группы, золото, хромиты, алюминоглюкаты,
ванадий и цирконий. Очень развита добыча угля
- по использованию угля для производства
электричества ЮАР занимает 3-е место в
мире (из-за отсутствия нефти около 80 % энергоресурсов
Южной Африки базируются на использовании
угля). Кроме этого на территории страны
сосредоточены запасы алмазов, асбеста, никеля, свинца,
урана и др. важных полезных ископаемых.
Структура экспорта ЮАР формируется
товарными группами: «продовольственные
товары и сельхоз сырье» 46,8%, «минеральные
продукты» - 19,2%, «машины, оборудование
и транспортные средства» - 19,1%.
Удельный вес металлов, изделий
из них составляет 7,7%, продукции химической
промышленности – 6,5%.
Основные экспортные товары:
цитрусовые, виноград, яблоки, груши, виноградные
вина, джемы, алмазы, платина, минералы,
руды и концентраты марганцевые и хромовые,
печи и камеры с инфракрасным излучением,
оксиды и гидроксиды ванадия, прокат плоский
из нержавеющей стали, грузовики и запасные
части к ним, оборудование для обработки
минеральных ископаемых, листы алюминиевые,
лебедки шахтных подъемников, вентиляторы,
оборудование для фильтровании и очистки
газов, телефонные аппараты.
Наличие развитой экономической
инфраструктуры, широкой технологической
базы, высококвалифицированного управленческого
и инженерно-технического персонала, а
также обширного рынка довольно дешевой
квалифицированной и неквалифицированной
рабочей силы сделали ЮАР крайне привлекательной
и выгодной для свободной предпринимательской
деятельности.
5.Товарная структура
импорта стран группы БРИКС
на современном этапе.
Импорт Бразилии в 2012 г. составил
223 млрд долл., снизившись по сравнению
с рекордным показателем предыдущего
года на 3,1 млрд долл. или 1,4%.
В товарной структуре бразильского
импорта главная роль по-прежнему принадлежит
продукции общего и специального машиностроения,
доля которой в 2012 г. составила 30%, что,
в целом, соответствует типичному уровню
последних лет. Второе место стабильно
занимают химические товары (21,6% в 2012 г.),
третье – топливо (18%). Важными товарными
группами импорта также являются транспортные
средства (11,3% в 2012 г.) и металлопродукция
(6,2%).
Крупнейшей статьёй бразильского
импорта с 2004 г. неизменно (за исключением
2009 г.) является топливо (18% в 2012 г.). Вторую
позицию в последние годы занимает «механическое
оборудование и техника, компьютеры» (15,5%
в 2012 г.), третью – «электрическое оборудование,
теле- и радиоаппаратура» (11,4%), четвёртую
– «колёсные транспортные средства» (9,5%).
Важными импортными статьями в 2012 г. также
были «органические соединения» (4,4%), «удобрения»
(3,8%), «пластмассы» (3,6%), «фармацевтическая
продукция» (3,1%), «оптика, приборы, медицинская
техника» (2,9%), «каучук и резинотехнические
изделия» (2%).
Основными товарами российского
импорта являются продовольственные товары
и сельскохозяйственное сырье. В частности:
сахар-сырец, говядина, свинина, мясо домашней
птицы, кофе растворимый, табак, оловянные
руды и концентраты, кофе, бананы, кофе,
табачное сырье, чай, специи, фрукты, вольфрамовые
руды.
В товарной структуре импорта
на долю машин и оборудования в январе-октябре
2011 года приходилось 50,4% (в январе-октябре
2010 года – 46,0%). Стоимостной объем импорта
машиностроительной продукции по сравнению
с январем-октябрем 2010 года увеличился
на 49,1%, в том числе: механического оборудования
– на 44,4%, электрооборудования – на 24,9%,
железнодорожного транспорта – на 42,2%,
средств наземного транспорта (за исключением
железнодорожного) – на 75,5%, инструментов
и аппаратов оптических – на 20,5%. Физический
объем ввоза легковых автомобилей возрос
на 51,4%, грузовых – на 95,7% .
Доля импорта продовольственных
товаров и сырья для их производства составила
13,8% (в январе-октябре 2010 года – 15,1%). Физические
объемы поставок продовольственных товаров
по сравнению с январем-октябрем 2010 года
возросли на 15,2%, в том числе: зерновых
культур – в 2,4 раза, свежемороженого мяса
– на 3,1%, цитрусовых – на 12,2%, кофе – на
4,0%, чая – на 4,0%, сахара-сырца – на 19,9%.
Объемы закупок свежемороженой рыбы снизились
на 13,1%, мяса птицы – на 8,4%, сгущенного
молока – на 62,5%, сыров и творога – на 3,1%.
Удельный вес продукции химической
промышленности в товарной структуре
импорта составил 16,2% (в январе-октябре
2010 года – 17,7%).
Доля импорта текстильных изделий
и обуви в январе-октябре 2011 года составила
5,9% (в январе-октябре 2010 года – 6,8%). Стоимостной
объем импорта этих изделий возрос по
сравнению с январем-октябрем 2010 года
на 18,5%. Физические объемы закупок химических
нитей и волокон возросли на 28,2%, хлопка
– на 35,0%, предметов одежды – на 7,0%.
Удельный вес импорта металлов
и изделий из них в январе-октябре 2011 года
составил 6,0% (в январе-октябре 2010 года
– 6,2%). Стоимостной объем данной товарной
группы по сравнению с январем-октябрем
2010 года возрос на 32,8% за счет роста физических
объемов импорта на 23,1%. Физические объемы
закупок черных металлов и изделий их
них увеличились на 23,8%, в том числе: проката
плоского из железа и нелегированной стали
– на 15,4%, труб – на 7,8%.
Согласно правительственным
данным, в 2011 году импорт в Китай составил
956 миллиардов долларов США, а экспорт
1,18 триллиона, что свидетельствует о достаточно
глубокой вовлеченности КНР в мирохозяйственные
связи.
Одной из важнейших задач китайской
внешней торговли является приобретение
техники и технологии для развития собственного
высокотехнологичного сектора. В результате
чего существенно возросла зависимость
ряда производственных отраслей от импорта.
Наибольшее значение импорт имеет для
автомобилестроения, нефтяной и нефтеперерабатывающей
промышленности, самолетостроения, черной
металлургии и высокотехнологичного сектора.
За счет импорта техники и технологий
к 2010 году было обеспечено около 60% прироста
промышленного производства, а на внутренний
рынок поступило свыше 8 тыс. наименований
новых видов продукции.
По мере роста импорта машин
и оборудования снижалась доля закупок
сырья и полуфабрикатов (как продовольственных,
так и непродовольственных). В настоящее
время они составляют примерно 20% импорта.
Китай резко сократил ввоз зерновых и
полностью прекратил закупки хлопка, соевых
бобов, ряда других культур, что стало
возможным благодаря внедрению новых
форм хозяйствования в сельском хозяйстве,
позволившему значительно увеличить сборы
сельскохозяйственных культур внутри
страны.
Импорт Китая в 2012 г. составил
1,82 трлн долл., увеличившись по сравнению
с предыдущим годом на 75 млрд долл. или 4,3%
и достигнув нового исторического максимума.
Основной товарной группой
импорта КНР на протяжении многих лет является
продукция общего и специального машиностроения.
При этом её удельный вес в последние годы
устойчиво снижается: в 2012 г. он равнялся
только 37,1% против 47–49% в середине предыдущего
десятилетия. На второе место в структуре
китайского импорта вышло топливо (рекордные
17,2% в 2012 г.), опередившее химические товары
(11,4%, многолетний минимум). Существенный
вес в настоящее время также имеют минеральное
сырьё (7,7% в 2012 г.), металлопродукция (6,1%),
транспортные средства (5%) и продовольствие
(4,7%). При этом доля металлопродукции достигла
многолетнего минимума, а транспортных
средств и продовольствия — многолетних
максимумов.
Крупнейшей статьёй китайского
импорта с конца 1990-х гг. является «электрическое
оборудование, теле- и радиоаппаратура»
(21% в 2012 г.). В последние годы к ней быстро
приближается «топливо», вышедшее на второе
место только в 2008 г.; его доля в 2012 г. достигла
17,2%. Третье место занимает «механическое
оборудование и техника, компьютеры» (10%
в 2012 г.), ранее бывшая крупнейшей статьёй.
На четвёртой позиции в последние несколько
лет располагаются «руды» (7,4% в 2012 г.), на пятой —
«оптика, приборы, медицинская техника»
(5,8%). Важными статьями импорта в 2012 г. также
были «колёсные транспортные средства»
(3,9%), «пластмассы», «неклассифицированные
товары» (по 3,8%), «органические соединения»
(3,3%), «медь» (3%) и «маслосемена» (2,1%).
Доля Индии в мировом импорте - 2,1%. Импорт
Индии в 2011 г. составил 462 млрд долл., превзойдя
максимальный показатель предыдущего
года на 112 млрд или 32%.
В товарной структуре индийского импорта
на протяжении многих лет главную роль
играет топливо, в 2011 г. его доля составила
34%. На второе место в последние годы вышли
прочие товары, представленные главным
образом драгоценными металлами и камнями, —
около 20,5% в 2011 г. Третье место в настоящее
время занимает продукция общего и специального
машиностроения — 16%, значительный вес
традиционно имеет химическая продукция —
10,5%.
Более половины импорта Индии в последние
годы формируют две крупнейшие статьи:
«топливо» (34% в 2011 г.) и «драгоценные металлы
и камни» (20,2%). Другими важными позициями
в 2011 г. были «механическое оборудование
и техника, компьютеры» (7,7%), «электрическое
оборудование, теле- и радиоаппаратура»
(7%), «органические соединения» (3%), «чёрные
металлы» (2,8%) и «неклассифицированные
товары» (2,5%).
Индия последовательно проводит политику
защиты национальных производителей от
негативного воздействия на них импорта
более дешевой иностранной продукции,
достаточно широко применяя для этого
различные защитные меры.
Основную группу импортируемых
товаров ЮАР в 2010г. составляют машины,
оборудование, электротехника (36,2%) и химпродукты
(11%). В страну в основном ввозятся товары
с высокой степенью обработки: специальное
оборудование и узлы (6,5%), транспортные
средства и запчасти (6,2%), металлы основной
группы и металлоизделия (4,6%), оптика, измерительные
и медицинские приборы (3,5%).
Импортируемые товары: станки
и оборудование, химикатынефтепродукты,
продукты питания.
6.Основные проблемы
группировки стран БРИКС
Не смотря на положительную
динамику роста импорта и экспорта торговых
отношений в группе стран БРИКС, эксперты
говорят и о проблемах, существующих в
рамках стран БРИКС. Бразилия, ЮАР, Индия
и Россия развиваются за счет внутренних
ресурсов. Но их производственные силы
довольно ограничены. Не говоря об ограниченности
их внутреннего рынка из-за относительно
низкого уровня жизни населения.
Экономические потрясения последних
двух лет заставили некоторых экспертов
усомниться в возможности сохранения
группы БРИКС в неизменном составе. Темпы
роста российской экономики явно не соответствуют
быстрому развитию, которое демонстрируют
Индия и Китай. Различия между странами
группы усиливаются, тогда, как в период
роста потребления они казались несущественными.
Индия и Китай – традиционные
соперники в регионе с нерешенными территориальными
проблемами, и, что самое важное – серьезные
конкуренты в борьбе за дефицитные ныне
энергоресурсы. Китай и Индия могут выиграть
от падения цен на сырьевые товары, что
позволит поддерживать маржу в ключевых
секторах экспорта, а Россия и Бразилия,
напротив, понесут прямые убытки в результате
снижения цен на энергоносители, металлы
и сельскохозяйственную продукцию.
Необходимо отметить, что из
всех членов данной группировки Россия
обладает наименее многочисленным и наиболее
образованным населением и гораздо более
высоким доходом на душу населения, но
важно и другое – многие аналитики считают,
что в России идёт экономический спад,
в то время как мощь других трёх стран
постоянно растёт. Россия больше других
стран БРИКС ощущает последствия мирового
экономического спада, а также столкнулась
с серьезными долговременными проблемами:
недостаточная диверсификация экспорта,
проблемы демографии и здравоохранения.
Общей проблемой стала инфляция,
вызванная, в частности, неконтролируемым
ростом цен на сырьевые товары, включая
нефть. Высокие и нестабильные мировые
цены на продовольствие являются главной
угрозой мировой экономике.