Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 13:43, курсовая работа
Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения. Термин «демография» появился сравнительно недавно–в середине XIX в. в 1855 г. Была опубликована книга французского статистика Жана Гийора. Она называлась «Элементы статистики населения, или Сравнительная демография». В переводе с греческого это буквально означает «описание народа». В настоящее время этот термин широк, известен, и демография сегодня уже не отдельная дисциплина, а целая система демографических наук. [4, C. 5]
Самое главное богатство любой страны – ее жители. Чтобы объективно определить, что и как надо делать во имя лучшей жизни людей, нужно знать численность населения и ее динамику, особенности состава и воспроизводства населения, основные закономерные и тенденции, территориальные демографические различия, обеспечить грамотное демографическое прогнозирование обосновать и проводить действенную политику.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Предмет и методы демографии и статистики населения ………………... 4
1.1 Демография в мировой экономике ……………………………………….. 4
1.2 Основные направления исследования в демографии и статистике населения ………………………………………………………………………………. 7
1.3 Источники данных о населении …………………………………………... 8
2.2 Демографическое развитие России ………………………………………. 11
2.1 Численность и состав населения России …………………………………. 11
2.2 Воспроизводство населения ………………………………………………. 14
2.3 Современное состояние демографической ситуации в России …………. 16
3. Демографическое прогнозирование: проблемы и пути их решения ……... 19
Заключение ……………………………………………………………………… 23
Список используемых источников ...…………………………………………... 25
Уровень смертности, продолжительности жизни и здоровье населения зависит от состояния окружающей среды. По данным аспектов Всемирной организации здравоохранения и экспертных оценок отечественных ученых, состояние здоровья населения зависит от 18 – 40% от состояния окружающей среды. [1, С. 114-119]
По материалам Росстата численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2008 г. составила 142, 0 млн. человек, из которых 103, 8 млн. человек (73%) - горожане и 38, 2 млн. человек (27%) - сельские жители. Сокращение числа россиян в 2007 г. (на 212, 1 тыс. человек, или на 0, 15%) было наименьшим за последние 12 лет (в 2006 г. - на 533 тыс. человек, или на 0, 37%). В условиях естественной убыли населения миграция стала единственным источником восполнения его численности. Однако объемы миграции таковы, что лишь в "пиковый" 1994 г. были достаточны не только для компенсации естественной убыли, но и для обеспечения прироста численности россиян.
Вклад миграционного компонента в рост численности населения неуклонно уменьшался практически до 2003 г. Увеличение миграционного прироста в последующие годы при сокращении естественной убыли привело к замедлению темпов сокращения численности населения. В январе-августе 2008 г. процесс продолжился: естественная убыль была на 58, 4% замещена миграционным приростом (в январе-августе 2007 г. - на 44, 9%; за 2007 г. в целом - на 54, 9, за 2006 г. - на 22, 5%).
В 24 субъектах Российской Федерации в 2007 г. наблюдался рост числа жителей (в 2006 г. - в 14, в 2005 г. - в 11 субъектах РФ).
Изменения численности населения в 2007 г. практически не повлияли на структуру расселения. Более 40% россиян проживают в Центральном и Южном федеральных округах, где плотность населения наибольшая и составляет соответственно 57 и 39 человек на 1 кв. км (в среднем по России плотность населения - 8, 3 человека на 1 кв. км). Самыми малонаселенными к 1 января 2008 г. были Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где плотность населения составляла менее одного человека на 1 кв. км.
Современную демографическую ситуацию в России определяют три основные проблемы.
Первая проблема заключается в том, что в конце ХХ века Россия вступила в длительную полосу депопуляции (сокращения численности населения): за 14 лет с 1992 по 2004 г. естественная убыль населения составила 10,4 млн. человек, а общие потери в результате частичной миграционной компенсации - 4,85 млн. человек. Причем, процесс убыли населения с каждым годом набирает все большую скорость, что выводит Россию в «лидеры» среди государств с убывающим населением.
Вторая проблема связана с тем, что депопуляция вызвана не конъюнктурными временными факторами, а фундаментальными долгосрочными процессами, поэтому надежды на автоматический выход из нее по мере улучшения социально-экономической ситуации беспочвенны. Еще на рубеже 1970-х годов в стране сложились такие параметры воспроизводства населения, при которых поколения детей оказывались меньше поколения родителей. К настоящему времени родительские поколения замещаются детьми лишь на 60%.
Третья проблема определяется тем, что развитие депопуляции в России имеет существенные отличия от развитых европейских стран с убывающим населением. Она формируется, с одной стороны, в результате рождаемости, низкой даже на фоне этих стран: 1,35 (оценка суммарного коэффициента рождаемости за 2004 г.) в России и 1,88 во Франции, 1,80 в Норвегии, 1,73 в Нидерландах, 1,71 в Великобритании, 1,65 в Швеции. Эти потери определяются не имеющими аналогов в европейском регионе уровнями смертности: в начале ХХI века Россия отстает по продолжительности жизни от десятки наиболее развитых стран мира (США, Бельгия, Канада, Норвегия и др.) на 15-19 лет для мужчин и на 7-12 лет для женщин.
Ни один из отечественных и зарубежных прогнозов, сделанных научно-исследовательскими коллективами или официальными структурами, не предусматривает возможности выхода из депопуляции в сложившихся демографических условиях. В случае сохранения нынешнего уровня рождаемости и смертности и отсутствия миграционного прироста численность населения России к началу 2025 г. составит 122,0 млн. человек, сократившись по сравнению с началом 2005 г. на 21,4 млн. человек.
В действительности демографическая динамика в России может выглядеть значительно хуже, так как при отсутствии целенаправленной демографической политики весьма вероятно, что смертность не стабилизируется, а продолжит расти (до уровней продолжительности жизни мужчин 51,5 года, женщин 65,4 года) и одновременно будет происходить постепенный переход к однодетной модели семьи (до суммарного коэффициента рождаемости 1,18). В этом случае численность населения России к началу 2025 г. составит 113,9 млн. человек, сократившись по сравнению с началом 2005 г. на 29,5 млн. человек. По сравнению с вариантом сохранения нынешних уровней рождаемости и смертности численность населения страны к концу первой четверти XXI века окажется меньше на 8,1 млн. При этом основные различия проявятся после 2015 г. [6, С. 216-218]
ГЛАВА 3. ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
История развития демографического прогнозирования во многом определялась требованиями практики, потребностями правительств, различных государственных органов в данных о населении, пониманием роли демографического фактора в развитии общества, состоянием научных исследований в сфере экономики, статистики, математики.
Первоначальные попытки определения "демографического будущего" чаще всего сводились к определению на перспективу общей численности населения в условиях, когда темпы изменения численности и его возрастно-половая структура были в среднем на протяжении длительного периода практически неизменными.
Демографические прогнозы являются важным элементом комплексного долгосрочного социально-экономического планирования. Практически очень трудно найти какую-либо область экономики и социальной жизни, где бы при долгосрочном планировании не использовались данные демографических прогнозов.
Демографические прогнозы классифицируются: по времени, для которого они осуществляются, по методам их осуществления, целям ради которых оценивается будущее, и т.д.
Демографические прогнозы имеют, как иногда говорят, активный характер. Они позволяют не просто ограничиться определением будущих характеристик населения. Сравнивая полученные в результате перспективных исчислений величины и те параметры демографических процессов, которые можно выявить, определяется степень расхождения желаемых и возможных характеристик демографических процессов. Если такие расхождения велики, то общество может принять меры для ликвидации или уменьшения возможных диспропорций этих процессов. Следовательно, демографические прогнозы являются важным элементом в управлении общественными процессами. Они позволяют на основе знания перспектив его развития целенаправленно воздействовать на развитие социально-экономических явлений, корректировать их в необходимую для страны сторону. [1, С. 212-215]
В настоящее время наблюдается рост негативных явлений в демографической сфере, таких, как падение рождаемости, нестабильность брака и высокая смертность, миграционные потоки, старение населения. Следствием этого является депопуляция — уменьшение численности населения, начавшееся в России в 90-ые гг. и проходящее стремительными темпами.
Изменения уровня и качества жизни населения трансформировались в острейшие социально-экономические проблемы, которые имели не менее острые демографические следствия. Среди них:
- неблагоприятные условия жизни имели своим следствием нарушение динамического стереотипа высшей нервной деятельности у значительной части населения России. Это, в свою очередь, вызвало ослабление иммунной защиты, развитие патологических процессов, депрессивных состояний и других психических отклонений.
- состояние "износа" и "усталости" населения приводит к тому, что поколение детей не воспроизводит поколение родителей не только количественно, но и качественно; снижается численность населения, разрушается человеческий капитал, а это угроза национальной безопасности.
- идет процесс распада социальных связей и ослабления социального потенциала, что сравнимо с истощением природы при отсутствии ее восстановления.
- либеральная политика государства направлена на поддержание экономического благополучия крупного бизнеса; выживание основной части населения страны фактически в расчет не принимается; в результате разрушается народный потенциал России и нарастает протестный ресурс. [8]
В 2001 году Правительством Российской Федерации была одобрена Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Были определены ключевые направления решения демографической проблемы. Речь шла о создании условий для повышения рождаемости, о снижении высокой смертности и грамотном управлении миграционными потоками. В процессе реализации этой концепции удалось добиться определенных результатов. Однако еще многое предстоит сделать для решения демографических вопросов.
Вопросы демографии являются актуальной проблемой для России. Только за последние пять лет численность населения нашей страны сократилась более чем на 2,5 млн. человек. Однако в 2006 году наметились некоторые положительные тенденции. Более того, уже впервые месяцы 2007 года наметились неплохие показатели по увеличению рождаемости. В России в среднем ежегодно умирает более 700-900 тыс. человек. Эти данные наглядно подтверждают важность, и необходимость принимаемых на федеральном уровне мер по преодолению демографического кризиса в стране.
Безусловно, такая глобальная проблема, как демографическая, не решается в короткие сроки, поэтому в вопросах демографии надо планировать не на год и не на два.
С целью стабилизации численности населения и формирования предпосылок к последующему демографическому росту в 2001 году Правительством Российской Федерации была одобрена Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.
В Концепции были сформулированы основные принципы, задачи и подходы к содержанию и направлениям стратегического курса Российской Федерации в сфере демографии, а также основные направления демографического развития: укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни, стимулирование рождаемости и укрепление семьи, миграция и расселение. По каждому направлению были определены приоритеты деятельности.
Например, в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи приоритетами являются поддержка семей с двумя детьми и более; повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи; создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, достойная заработная плата, а также возможность обеспечить семью жильем; разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.
Основными мероприятиями с целью снижения смертности являются реализация программы безопасности движения, пресечение ввоза и производства внутри страны суррогатной алкогольной продукции и формирование у граждан стремления к здоровому образу жизни.
Однако негативные тенденции в демографическом развитии остаются пока достаточно устойчивыми, и важно продолжать активную работу в этом направлении. Хотя на данный момент уже многое реализуется, в частности, материальная поддержка женщины во время отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, компенсация части оплаты дошкольных образовательных учреждениях, предоставление базовый материнский капитал, увеличение стоимости родового сертификата и поддерживать детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Ни для кого не секрет, что от обеспеченности жильем граждан, в данном случае — молодых семей, зависит улучшение демографической ситуации. Семья, имеющая жилье, свободна в желании иметь двоих и более детей. Некоторые субъекты Российской Федерации региональными программами по обеспечению жильем молодых семей стимулирует рождаемость в регионе. Ведь от благополучия каждой отдельной семьи зависит благополучие всего общества, наше будущее. [10]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, разработана на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов.
Реализация Концепции предполагает формирование механизма, основанного на: 1) объединение усилий государства и общества в выработке единых подходов кК сохранению демографического потенциала России; 2) координации действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на улучшение демографической ситуации в стране; 3) разработке целевых федеральных и региональных программ, направлены на решение основных социальных и демографических задач.
В случае реализации главной цели Концепции- по обеспечении стабилизации численности населения России, наша страна выполнит программу-минимум и сохранит, хотя и с потерями, большую часть своего демографического потенциала, что очень важно для ее благоприятного геополитического будущего. За счет чего она будет развивать демографический потенциал в дальнейшем – сложный вопрос, решение которого не поддается однозначному определению. С большой вероятностью России придется готовиться к большому приему мощных миграционных волн на свою территорию, и от управляемости процессом адаптации иммигрантов будут зависеть состав и его толерантность будущего российского общества, и его национальность на мирное компромиссное решение межэтнических конфликтов, в какой-то мере неизбежных условиях многонационального государства.