Евразийская интеграция
является новой формой экономического
сотрудничества, которое отвечает складывающимся
сегодня на международной арене экономическим
реалиям. Формированием Таможенного союза
России, Беларуси и Казахстана был сделан
первый шаг к становлению наднационального
центра экономической силы на евразийском
континенте. На основе этого объединения
создается Евразийский экономический
союз, который станет одним из глобальных
игроков, определяющих мировую повестку
дня.
Какие же цели преследует
проект евразийской интеграции? Прежде
всего это создание полноценного экономического
объединения, призванного обеспечить
интересы всех его участников в современном
высококонкурентном мире, стать гарантом
их успешного социально-экономического
развития, способствовать повышению жизненного
уровня людей. Путем создания Евразийского
экономического союза можно достичь уникального
синергетического эффекта, добиться хорошего
результата в гонке за инвестициями, созданием
рабочих мест, разработкой новых технологий
и развитием передовых производств.
Принять участие в евразийской
интеграции может любое государство, которое
отвечает определенным критериям, причем
речь идет не только о тех странах, которые
входят в Содружество Независимых Государств.
Евразийский экономический союз не представляет
собой реинкарнацию СССР, а создает иную,
высокоэффективную модель сотрудничества,
основанную на взаимной выгоде и уважении
всех прав его членов. Поэтому еще одна
цель этой интеграции — сохранение экономического
суверенитета участников этого процесса.
В современном мире достичь этого можно
только посредством углубления экономического
сотрудничества.
Евразийский интеграционный
проект не является попыткой создать некую
закрытую от других экономическую зону.
Наоборот, логика развития ЕАЭС показывает,
что его сила — в максимальной открытости
для диалога со всеми. Так, Евразийский
экономический союз вполне может и должен
стать частью проекта «Большой Европы»
от Атлантики до Тихого океана. Поэтому
у сотрудничества между ЕАЭС и Европейским
союзом есть огромные перспективы, они
являются естественными партнерами. То же
самое можно сказать и о взаимодействии
между Евразийским экономическим союзом
и крупнейшими экономиками мира — Китайской
Народной Республикой и Соединенными Штатами
Америки. Также можно отметить важность
сотрудничества ЕАЭС с экономиками стран
Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока
и не только.
Поэтому еще одной
целью, для достижения которой создается
Евразийский экономический союз, является
организация эффективного сотрудничества
между основными акторами в рамках современной
глобальной экономики. Это поможет придать
ей более равноправный характер, избавить
от перекосов, связанных с доминированием
отдельных центров экономической силы,
в конечном итоге сбалансировать мировую
экономику, сделать ее более устойчивой
и стабильной
Что такое «евразийская
интеграция» и для чего она нужна?
«Евразийская интеграция» —
это создание модели (выработка условий)
бесконфликтного и устойчивого развития
всех народов и государств, живущих на
самом большом континенте. Пройдя через
сотни войн и конфликтов, через века неограниченной
эксплуатации природных ресурсов, наш
материк нуждается в выстраивании новой
системы отношений человека и природы,
отношений между народами и государствами,
и отношений между людьми на базе великого
культурного наследия народов континента,
их вековых нравственных и религиозных
ценностей. Евразийская интеграция —
это не «упразднение» наций и национальных
государств, а способ решения общих задач,
встающих перед людьми, живущими на континенте.
Что надо делать для
развития евразийской интеграции?
Сегодня созрели два ядра интеграции
на континенте, охватывающие большую часть
его территории. Это — «западное ядро»
— Европейский Союз, положивший конец
возможности войн в западной и центральной
Европе, раньше других территорий исчерпавшей
лимит на межгосударственные и гражданские
вооружённые противостояния. И второе
— «восточное ядро» — Единое Экономическое
(а по сути — и единое социально-культурное)
пространство трёх стран — Беларуси, Казахстана
и России, к которому культурно-исторически
тяготеет народ 45-миллионной Украины.
Оба интеграционных ядра не скрывают воли
к расширению без столкновений друг с
другом и, одновременно к усилению экономических
и культурных связей между собою, то есть
к «интеграции интеграций». Задача «восточного»
евразийского интеграционного ядра намного
сложнее, так как оно включает в себя не
только исторически христианские народы,
но и народы, в основе духовного развития
которых были ислам и буддизм. Сегодня
перед обществами всех стран интегрирующихся
пространств, стоит задача находить общие
подходы к духовному, культурному и социально-экономическому
развитию. Поиск таких общих подходов
и создание совместных общественных и
межгосударственных институтов является
задачей всех неравнодушных к своему будущему
людей, населяющих континент.
Можно ли в условиях
глобализации экономики и информационного
пространства говорить о локальной интеграции
отдельных стран, даже если они граничат
или географически близки друг к другу?
Не только можно, но и необходимо,
так как глобализация лишь усиливает тяготение
друг к другу географически, исторически,
экономически или культурно близких стран,
расширяет сферу их взаимной зависимости
и общих интересов. И на других континентах
мы наблюдаем подобные интеграционные
процессы: между США и Канадой с их безвизовым
пространством, в рамках Северо-американской
зоны свободной торговли NAFTA (Мексика,
США и Канада), между странами Южной Америки,
в Африке (Организация африканского единства).
Географию не отменить и вопросы сосуществования
стран-соседей в глобализированном мире
приобретают в условиях нарастающего
мирового ресурсного и экологического
кризиса особую важность. Объективно растёт
зависимость друг от друга соседних территорий,
и эта зависимость простирается иногда
на сотни и тысячи километров. Этот объективный
факт не оставляет иного пути для решения
стоящих перед человечеством проблем,
кроме расширения сфер надгосударственного
регулирования, расширения и развития
интеграционных процессов. Важно, чтобы
повсеместно в эту работу включились активные
слои общественности, что бы они обсуждали,
прорабатывали и предлагали государствам
новые, не ограниченные государственными
границами решения.
Санкции и ЕАЭС. Вот как определяет Владимир Путин одну из главных целей
Евразийского экономического союза:
Мы
предлагаем модель мощного наднационального
объединения, способного стать одним из
полюсов современного мира и при этом
играть роль эффективной «связки» между
Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским
регионом
Старт Евразийского экономического
союза (ЕАЭС) пришелся на трудные времена.
Экономические санкции, введенные против
самого крупного из его участников – России,
вкупе с последствиями мирового кризиса
и падением цен на нефть, значительно подрезали
потенциал союза и замедлили его развитие.
В результате в начале года вместо открытия
экономического пространства неожиданно
произошло возрождение таможенных границ.
Казахстан и Белоруссия, не присоединившиеся
к контрмерам России, ограничившей импорт
из стран ЕС, оказались в затруднительном
положении. Наша страна стала заворачивать
их товары, реэкспорт из ЕС, а Белоруссия
установила таможенный досмотр на своих
границах. Да и в Казахстане раздались
голоса, что следовало бы погодить с введением
в жизнь правил экономического союза.
А пока вновь учредить таможенные посты.
Правда, казахстанские специалисты всячески
подчеркивают, что мера эта временная
и к тому же предусмотренная статьей 29
договора о ЕАЭС. Но в любом случае, говорят
они, восстановление таможенных границ
есть фактическая денонсация всех интеграционных
соглашений. А этого не хочет никто из
членов союза.
Напомним,
что ЕАЭС предоставлял своим участникам
свободу передвижения товаров, услуг,
капиталов, людей и рабочей силы. Угроза
возрождения таможен показывает, что свобода
передвижения товаров откладывается.
Белоруссия при этом ссылается на падение
рубля и необходимость изменения рублевых
цен (в самой республике цены заморожены)
или установления цен в долларах. Но в
ответ Россия тоже потребует доллары за
свои товары, а так как баланс не в пользу
Белоруссии, то и доллары в нее не пойдут.
Плюс еще один минус – при дальнейшем
падении рубля (а от этого, увы, он не застрахован)
белорусские товары станут неконкурентоспособными.
Кстати, именно на это обстоятельство
ссылаются казахстанские бизнесмены,
опасающиеся, что дешевые российские товары
заполонят рынок Казахстана. Правда, их
не смутило, что в конце прошлого года
жители приграничных регионов, пользуясь
обвалом рубля, активно скупали автомобили
и бытовую технику, то есть товары, которые
сам Казахстан не производит.
Свобода передвижения капиталов в новом
свете тоже получает совершенно новый
ракурс – падающий рубль влияет и на курсы
соседних валют. Учитывая, что в последние
годы США активно давят на валюту развивающихся
(и не только) стран, не удивимся, что и
казахстанский тенге в начале прошлого
года, и белорусский рубль уже были девальвированы.
В частности, девальвация белорусского
рубля составила с конца декабря уже 27%.
Да и у Казахстана тоже предвидится очередная
девальвация.
На этом фоне заметно стихли предложения
о дедолларизации стран, хотя от этой идеи
в принципе не отказались. Пока, как и прежде,
межгосударственные расчеты будут измеряться
в долларах и евро. Также будет формироваться
и капитал общего банка союза на базе Евразийского
банка развития. И надолго откладывается
введение общей валюты, на которую поначалу
так рассчитывали участники ЕАЭС. Как
недавно заявил президент Белоруссии
Александр Лукашенко: "Не думаю, что
это будет завтра и при моей президентской
жизни". Если учесть, что за долгие годы
существования Союзного государства России
и Белоруссии единой валюты (хотя бы расчетной,
типа ЭКЮ или переводного рубля СЭВ) так
и не появилось, то понимаешь, что он, скорее
всего, прав.
С валютными делами связана и свобода
передвижения. Падение рубля стало угрожать
экономике девяти стран, бывших республик
СССР, зависящих от денежных переводов
своих граждан, которые работают в России.
Всемирный банк даже посчитал примерные
потери – 10 миллиардов долларов в 2015 году.
Это только на курсе доллара, который эмигранты
посылают в свои страны. Подсчитано, что
от таких денежных переводов зависит 42%
экономики Таджикистана, 31,5% экономики
Киргизии, 25% экономики Молдавии, 21% экономики
Армении, 12% экономики Грузии, 12% экономики
Узбекистана, 5,5% экономики Украины, 4,5%
экономики Литвы и 2,5% экономики Азербайджана.
Но сокращение переводов зависит еще и
от того, что мигрантов в России станет
значительно меньше. Во-первых, из-за обесценивания
рубля. Во-вторых, из-за усиления борьбы
с нелегальной миграцией и теневой экономикой.
В-третьих, в самой России вследствие кризиса
реформы экономики и ее диверсификации,
по прогнозам экспертов, сократится на
1,6 миллиона рабочих мест.
Говорят, что мигранты и сами не поедут
теперь в Россию на заработки. Однако простой
подсчет средних зарплат в странах СНГ
показывает, что кроме РФ (даже с обесцененным
рублем), только Белоруссия и Казахстан
могут обеспечить приличную жизнь. На
первом месте Россия, где средняя заработная
плата на одного работника в октябре составила
$747,61. Следом идет Казахстан – $703,7. На третьем
месте Белоруссия – $595,51. Даже в богатом
Азербайджане зарплата составила $565,05.
Существенно меньше в новом члене ЕАЭС
– Армении – $424,62. Еще меньше зарплаты
на Украине, в Киргизии и Таджикистане.
Кстати, на Украине до майдана люди получали
в среднем более 400 долларов, сейчас –
$270,97. А самый наименьший уровень заработной
платы среди стран СНГ в Таджикистане
– $167,40. Вот и считайте, насколько выгодно
или нет работать в России выходцам из
этих бывших советских республик.
Да и как утверждают демографы, миграционные
потоки инерционны, быстро их не перестроить.
Граждане Центральной Азии пробуют найти
работу на Ближнем Востоке, но там китайцы,
индийцы, бангладешцы, очень высокая конкуренция.
Европа тоже в них не нуждается: ей вполне
хватает рабочей силы из бывшего соцлагеря:
на смену болгарам и полякам сейчас туда
едут украинцы и молдаване. В трудовой
миграции важна подготовка. Филиппины
– мировой лидер по организации экспорта
рабочей силы – проводят предвыездное
переобучение по востребованным специальностям,
а также юридическую поддержку. Вот филиппинцы
(прежде всего, няни, домработницы), которые
работали в России, сослались на сокращение
доходов, и их перенаправили – в Англию,
Францию. В свое время предлагалось и у
нас, следуя не только филиппинскому, но
и китайскому опыту, готовить квалифицированных
строителей в Таджикистане за счет России.
Но бизнес не захотел вкладывать деньги,
он ориентирован в основном на нелегалов.
А у государства денег не нашлось. Хотя
понятно, что и обучение русскому языку,
и истории России было бы гораздо проще
осуществлять на родине мигрантов. И отдача
от квалифицированной рабочей силы была
бы гораздо больше. Так что переориентация
на качество мигрантов возместит их отток,
если он вообще будет.
Наиболее реален отток таджиков и киргизов
в Казахстан. Но если в России счет шел
на миллионы, то там цифры поскромнее.
Так, квота по привлечению иностранной
рабочей силы была определена в размере
около 63 тысяч человек. Приехало же около
30 тысяч. Есть надежда на квалифицированных
беженцев из Украины. Но нужно отметить
одну особенность в структуре рабочей
силы Казахстана. В экономике страны было
занято 8,7 млн человек, в том числе 6,1 млн
человек – по найму, а 2,6 млн человек –
без найма, то есть самостоятельно заняты.
Именно этот сектор экономики, мало зависящий
от государства, обеспечивает социальное
спокойствие страны. В какой-то мере они
могут приютить мигрантов: в республике
принят закон, разрешающий нанимать в
хозяйства выходцев из других стран. Так
что свобода передвижения в ЕАЭС действует.
Надо вспомнить, что формирование союза
проходило при очень жестком прессинге
со стороны Запада, без всякой благосклонности
взиравшего на рождение конкурента. Самое
невинное из обвинений в адрес ЕАЭС –
попытка возрождения СССР. Между тем, как
считают многие специалисты, это не ЕАЭС,
а ЕС по своей структуре и полномочиям
соответствует Советскому Союзу. А наш
Евразийский союз – проект чисто экономический.
Тем более наши партнеры по союзу неоднократно
предупреждали, что могут выйти из этого
объединения, если оно переродится в политическую
организацию или его полномочные органы
посягнут на суверенитет стран.
В ЕС же мы видим помимо политизации принимаемых
решений еще и полное подчинение стран-участниц
так называемым евробюрократам. В итоге
по прихоти последних был сорван проект
"Южный поток", за который ратовали
правительства десятка стран.
Нападки на новый союз продолжатся и сейчас.
И не правы те, кто считает, что союзникам
достается только за поддержку России,
что отвернись они от "нехорошего соседа",
и так называемое мировое сообщество с
радостью будет сотрудничать с ними. В
Белоруссию, к президенту Лукашкенко,
"последнему диктатору Европы", как
еще недавно именовала его западная пресса,
в январе приехал государственный секретарь
МИД Латвии Андрейс Пилдеговичс. Во время
председательства в ЕС эта страна намерена
сделать серьезный шаг в сближении Минска
и Брюсселя. Эксперты предполагают, что
речь может идти об участии президента
Александра Лукашенко в майском саммите
"Восточного партнерства" в Риге.
В Казахстане делегации ЕС сменяются визитерами
из США. Обещают содействие, скорый прием
в ВТО и прочие "бонусы".
Более откровенно заявил о своей позиции
по отношению к членам ЕАЭС только что
назначенный на должность генерального
секретаря НАТО Йенс Столтенберг, который
четко обозначил приоритеты: мол, в центре
внимания альянса будет теперь Казахстан
и Белоруссия, что фактически означает
попытки оказывать влияние на евразийский
проект.
Пытаются давить на Казахстан и посредством
правозащитной организации Human Rights Watch,
которая заявляет, что США и ЕС должны
заставить власти стран Средней Азии соблюдать
права женщин и геев. Кроме того, как сказано
в докладе этой одиозной организации,
в Казахстане было закрыто несколько независимых
и оппозиционных газет, также были введены
законодательные нормы, еще больше ужесточающие
контроль за реализацией основополагающих
свобод, выражения мнений, религии и собраний;
критики власти.
В общем, не та демократия, не те свободы.
А потому недавно специальный докладчик
ООН Майна Киаи заявил, что в Казахстане
из-за страха перед революцией, подобной
майдану в Киеве, серьезно ограничивают
право на свободу мирных собраний. По его
мнению, власти с помощью законодательства
стремятся чрезмерно контролировать гражданское
общество, что как раз чревато взрывом.
Короче, повеял на Казахстан ветер "арабской
весны", которую защитники "настоящей
демократии", внутренние и внешние,
ждут уже лет пять.
Казахстан, известный своей многовекторной
политикой, активно сотрудничающий с десятками
международных и региональных организаций,
не раз и не два объяснял миру, что его
многонациональный и многоконфессиональный
народ потому и живет в мире и согласии
четверть века, что не приемлет импортной
демократии на западный лад. Тем не менее
и ему не избежать санкций, поскольку именно
они становятся основным инструментом
"сотрудничества" Запада с остальным
миром.
Есть ли у ЕАЭС возможность переломить
ситуацию? Пока рано делать какие-то выводы,
поскольку минуло всего полтора месяца
с момента его старта. Не зря экономисты
называют сложившуюся ситуацию тестом
для ЕАЭС на стрессоустойчивость. И если
его выдержать, то можно переходить к следующему
этапу. А программы развития, инновационные
проекты, планы многостороннего сотрудничества
уже имеются. Достаточно сказать, что более
30 стран выразили готовность торговать
с ЕАЭС!
Информационный мост
С начала нового года прошло
всего полтора месяца, и обыватели постепенно
перестают путать Евразийский экономический
союз с Европейским, что говорит о заметном
продвижении проекта в информационном
поле. Благодаря деятельности Евразийской
экономической комиссии и еще нескольким
учреждениям предприниматели, трудовые
мигранты, перевозчики и многие другие
постепенно узнают о преимуществах работы
в ЕАЭС, однако стабильной информационной
связи между двумя гигантами – ЕС и ЕАЭС
– по-прежнему нет.
Далеко не все в Европе (и на уровне
бизнеса, и государственных структур) информированы
о том, что сегодня происходит в ЕАЭС. С
другой стороны, и в странах ЕАЭС также
наблюдается нехватка информации о Европейском
союзе, его возможностях и потенциале», —
заявил директор Евразийского коммуникационного
центра Алексей Пилько в ходе презентации
нового информационного ресурса Eurasiat'x
Очень нужный именно сегодня
проект, поскольку основной причиной всех
сложностей между ЕС и ЕАЭС является нехватка
информации. Поэтому проект Eurasiat'x представляет
собой информационный мост, который позволит
избежать кризиса доверия между двумя
крупнейшими союзами континента», — считает
Пилько.