Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:42, реферат
ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (ЕВРАЗЭС) – международная экономическая организация, в состав которой входят Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Республики Молдавия и Украина (с 2002) и Армения (с 2003) имеют статус наблюдателя. Основной целью ЕврАзЭС является региональная интеграция путем создания единого экономического пространства на территории входящих в него стран. Организация открыта для приема новых членов, разделяющих ее основные цели и уставные положения и способных, по мнению стран-участниц, выполнять взятые на себя обязательства.
ЕВРАЗИЙСКОЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (ЕВРАЗЭС) –
международная экономическая организация,
в состав которой входят Республика Беларусь,
Республика Казахстан, Кыргызская Республика,
Российская Федерация и Республика Таджикистан.
Республики Молдавия и Украина (с 2002) и
Армения (с 2003) имеют статус наблюдателя.
Основной целью ЕврАзЭС является региональная
интеграция путем создания единого экономического
пространства на территории входящих
в него стран. Организация открыта для
приема новых членов, разделяющих ее основные
цели и уставные положения и способных,
по мнению стран-участниц, выполнять взятые
на себя обязательства.
Символика (эмблема и флаг) Сообщества
были утверждены на заседании Межгосударственного
Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств
13 мая 2002. На флаге с белым полем изображена
эмблема в виде двух геометрических фигур,
напоминающих два крыла фантастической
птицы, развернутые друг к другу на фоне
цветов синего и желто-золотистого – символических
цветов, олицетворяющих Европу и Азию.
В центре расположен глобус с контуром
Евразии.
История становления.
Почти сразу после распада СССР начались
попытки создать на постсоветском экономическом
пространстве региональный интеграционный
блок, близкий по целям и задачам к ЕС.
Уже в сентябре 1993 в Москве был подписан
Договор об Экономическом союзе (ЭС). В
этот союз вошли все 12 стран СНГ (Украина
– как ассоциированный член, все остальные
– как полноправные члены). Договор предусматривал,
по образцу западноевропейской интеграции,
поэтапное создание зоны свободной торговли,
таможенного союза, общего рынка и валютного
союза. Однако этот союз, «мини-СССР», оказался
нежизнеспособным – не удалось создать
даже единой зоны свободной торговли,
поскольку принятое в апреле 1994 решение
о создании зоны свободной торговли не
было ратифицировано половиной стран-членов
(в том числе и Россией). После этого начались
попытки развивать постсоветскую интеграцию
с меньшим числом участников.
В январе 1995 Беларусь, Россия и Казахстан
(позже к ним присоединился Кыргызстан)
подписали соглашения о Таможенном союзе.
Целями создания Таможенного союза были
провозглашены
– устранение барьеров для свободного
товарообмена;
– выработка единых экономических «правил
игры» для добросовестной конкуренции;
– координация экономической политики
стран-участниц договора, в том числе для
защиты их интересов на мировом рынке.
Опыт реализации соглашений о Таможенном
союзе способствовал подготовке и подписанию
более масштабного документа о тесном
взаимодействии и сотрудничестве государств.
29 марта 1996 президенты Республики Беларусь,
Республики Казахстан, Кыргызской Республики
и Российской Федерации подписали Договор
об углублении интеграции в экономической
и гуманитарной областях с целью создания
сообщества интегрированных государств.
Стороны договорились направить совместные
усилия на поэтапное углубление интеграции
в экономике, науке, образовании, культуре,
социальной сфере при соблюдении суверенитета
сторон, принципов равноправия и взаимной
выгоды, нерушимости существующих границ,
невмешательства во внутренние дела друг
друга. В феврале 1999 на базе предыдущих
договоренностей был подписан Договор
о Таможенном союзе и едином экономическом
пространстве, к которому присоединилась
Республика Таджикистан.
Договор об образовании Евразийского
Экономического Сообщества подписан 10
октября 2000 в Астане (Казахстан) президентами
Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России
и Таджикистана. В нем заложена концепция
более тесного и эффективного торгово-экономического
сотрудничества для достижения тех целей
и задач, которые были определены Договором
о таможенном союзе и едином экономическом
пространстве. Создание ЕврАзЭС, с одной
стороны, знаменовало собой поступательное
развитие экономической интеграции от
зоны свободной торговли (беспошлинная
торговля) через таможенный союз (общий
таможенный тариф в отношении товаров
стран, не входящих в союз) к общему рынку
(свободное перемещение товаров, капиталов,
услуг, рабочей силы, единая торговая политика
в отношении третьих стран, общая валютная
политика). С другой стороны, образование
постоянно действующей международной
организации для последовательного осуществления
экономических соглашений было отчасти
реакцией на внутренние проблемы СНГ и
на ставшую очевидной общность исторического
наследия стран с переходной (бывшей плановой)
экономикой, адаптирующихся к современной
мировой экономике и готовящихся к вступлению
в ВТО.
В мае 2003 ООН зафиксировала статус Евразийского
экономического сообщества как международной
организации.
Осенью 2003 пермьер-министр России Михаил
Касьянов и президент Казахстана Нурсултан
Назарбаев сделали заявления о возможном
введении единой валюты в рамках Сообщества
до 2011. Пока что все расчеты между бизнесменами
стран ЕврАзЭС осуществляются в долларах.
Станет ли рубль единой расчетной единицей
Сообщества, или это будет какая-то другая
денежная единица, пока неизвестно. Однако
все участники интеграции отдают себе
отчет в том, что вводить такую валюту
можно будет только после завершения создания
зоны свободной торговли, таможенного
союза и единого экономического пространства.
Значимой вехой на пути интеграции стало
заседание в 2003 Межгосударственного совета
ЕврАзЭС на уровне глав государств в Душанбе,
на котором были приняты приоритетные
направления развития Сообщества на 2003–2006.
В их число входят: формирование единого
таможенного пространства, согласование
сроков и условий вступления в ВТО, развитие
энергетических ресурсов, форсирование
создания евразийского транспортного
союза, создание общего агрорынка, миграционная
политика, борьба с наркоторговлей.
Вместе с тем, темпы реализации поставленных
перед Сообществом задач не всегда выполняются
и потому часто попадают под огонь критики
СМИ. Неудовлетворенность развитием ЕврАзЭС
нашла выражение в создании весной 2004
еще одного интеграционного объединения
– Единого Экономического Пространства
(ЕЭП): в него не вошли относительно слабые
Кыргызстан и Казахстан, но зато в ЕЭП
удалось включить в качестве полноправного
члена Украину (вместе с Россией, Белоруссией
и Казахстаном).
Организация.
Руководящие органы Сообщества – это
Межгосударственный совет, Интеграционный
комитет, Межпарламентская Ассамблея,
Суд Сообществ (см. Рис.).
Межгосударственный Совет – высший орган
ЕврАзЭС. Рассматривает принципиальные
вопросы, связанные с общими интересами
государств-членов Сообщества, определяет
стратегию, направления и перспективы
развития интеграции и принимает решения,
направленные на реализацию задач ЕврАзЭС.
При приятии решений в ЕврАзЭС разные
страны имеют неравные права, согласно
различиям их вклада в бюджет: Россия –
40% голосов, Беларусь и Казахстан – по
20%, Кыргызстан и Таджикистан – по 10%. Председателем
Межгосударственного совета является
президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Интеграционный Комитет – исполнительный
орган Сообщества, его основные функции:
обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС,
контроль за реализацией решений, принятых
Межгоссоветом, подготовка предложений
по формированию бюджета Сообщества и
контроль за его исполнением.
Суд Сообщества образован в целях обеспечения
единообразного применения Договора об
учреждении Евразийского экономического
сообщества и других действующих в рамках
Сообщества договоров и принимаемых решений.
К его функциям отнесено рассмотрение
споров экономического характера, возникающих
между членами ЕврАзЭС по вопросам исполнения
решений органов Сообщества и положений
договоров, действующих в рамках Сообщества.
Межпарламентская Ассамблея Евразийского
экономического сообщества (правопреемница
Межпарламентского Комитета) – орган
парламентского сотрудничества государств
– членов ЕврАзЭС. Ее основными задачами
являются формирование единой правовой
политики ЕврАзЭС, координация законотворческой
деятельности национальных парламентов,
обеспечивающей реализацию целей и задач
ЕврАзЭС, создание организационно-правовых
условий для приведения законодательств
государств-членов Сообщества в соответствие
с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС,
организация межпарламентского сотрудничества.
Помимо руководящих органов ЕврАзЭС,
в процессе эволюции этой организации
возникли различные неправительственные
форумы, дающие возможность озвучить интересы
частных деловых и предпринимательских
кругов стран-участниц и дать поле для
диалога с властями и общественными организациями.
Так в 2002 был сформирован Деловой совет
при ЕврАзЭС и создана ассоциация, которая
объединила вокруг себя профессиональные
гильдии предприятий родственных отраслей
(транспортно-экспедиционная, банковская,
строительная, нефтехимическая, металлургическая
и т.д.). Учредителями Ассоциации стали
Торгово-промышленная палата РФ, Российский
союз промышленников и предпринимателей
и Ассоциация Финансово-промышленных
групп России. А в феврале 2003 состоялся
первый международный Экономический форум
ЕврАзЭС – новая форма сотрудничества
бизнесменов разных стран. Ожидается,
что это должно придать новый импульс
интеграционным процессам.
Значение.
Если сравнивать ЕврАзЭС с другими интеграционными
группировками, то, несмотря на то, что
многие комментаторы проводят параллели
с Европейским Союзом и говорят о некоем
евразийском аналоге ЕС, на самом деле
ЕврАзЭС не является наднациональным
органом и скорее близок к Европейской
Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ),
хотя и имеет большие амбиции.
Первый стимул постсоветской интеграции
связан со сравнительно низкой конкурентоспособностью
многих экс-советских товаров по отношению
к зарубежным. Если ликвидировать таможенные
барьеры, то многие отрасли обрабатывающей
промышленности (текстильная, пищевая,
деревообрабатывающая и др.) под давлением
дешевого и качественного импорта могли
бы полностью разориться. Поэтому все
страны СНГ заинтересованы в создании
системы экономической коллективной защиты
отечественного бизнеса, которая бы временно
преграждала путь товарам из дальнего
зарубежья и одновременно готовила будущую
конкуренцию с ними. Как в 1960 Великобритания
создала ЕАСТ для подготовки коллективного
вступления в ЕС, так в 2000-х в ЕврАзЭС согласовываются
позиции для вступления ее членов в ВТО.
Базовой позицией приема в ВТО являются
российские ориентиры. Согласования внутри
сообщества идут для того, чтобы избежать
дополнительных торговых уступок странам-гигантам
– членам ВТО.
Помимо этого, интеграция направлена
на восстановление и поддержание экономических
связей бывших республик СССР, отчасти
потерянных в 1990-е после распада единого
государства. По оценкам экспертов, без
кооперационных связей с другими странами
СНГ даже Россия, наиболее самодостаточная
из экс-советских республик, способна
производить лишь примерно 65% продукции.
Казахстан без связей с Россией может
производить лишь 10% ассортимента промышленной
продукции, Киргизстан и Таджикистан –
менее 5%. Столь высокая технологически
обусловленная взаимозависимость является
вторым стимулом постсоветской интеграции,
заставляя бывшие советские республики
сохранять хотя бы некоторые элементы
советской системы экономических связей.
Третий стимул развития ЕврАзЭС – это
распространенное среди значительной
части «простых» людей-граждан СНГ стремление
«вернуться в СССР». Даже в начале 1990-х
стремление к полноценной национальной
независимости выражало отнюдь не большинство
населения экс-советских республик. Когда
же в 1990-е всем «республикам свободным»
из распавшегося Союза пришлось пережить
глубокий и затяжной кризис, то миф о «сильном
и богатом СССР, разваленном своекорыстными
политиканами», укрепился в массовом сознании
еще сильнее. Поэтому любые мероприятия,
напоминающие «оживление СССР» (даже если
речь идет о чистых декларациях), ведут
к повышению рейтинга тех политиков, которые
их организуют.
Таким образом, можно сказать, что создание
ЕврАзЭС (как раньше ЭС и позже ЕЭП) было
реакцией на внутренние проблемы СНГ и
на объективную потребность совместных
действий в современной мировой экономике.
Развитие экономики стран ЕврАзЭС в 2000-е
демонстрирует некоторые позитивные тенденции.
Практически во всех странах Евразийского
экономического сообщества в 2003 был зафиксирован
рост основных макроэкономических показателей,
хотя темпы этого роста по сравнению с
2002 несколько замедлились. Все пять государств,
входящих в ЕврАзЭС, добились относительной
стабилизации курсов национальных валют
по отношению к доллару США. Во всех странах
Сообщества имело место замедление темпов
инфляции и рост среднемесячной заработной
платы.
Оборот торговли стран этого сообщества
вырос за 2000–2004 на 88%, в то время как у других
стран СНГ – лишь на 11%. Если в рамках СНГ
существует более 300 ограничений во взаимной
торговле, то в ЕврАзЭС нет ни одного, что
позволяет членам сообщества реализовать
режим более свободной торговли со всеми
вытекающими выгодами.
Возможно, именно эти оптимистические
показатели стали важнейшим аргументом
в пользу вступления в сообщество в 2002
Молдовы, Украины и Армении (правда, пока
лишь в качестве наблюдателей, без права
голоса).
Сообщество продолжает работу по унификации
железнодорожных тарифов, упрощению таможенных
процедур, формированию платежно-расчетной
системы, за основу которой взят российско-казахстанский
опыт.