Европейская экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 00:13, доклад

Описание работы

Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого к 1968 г. был сформирован Таможенный союз, интеграция в рамках которого дополнялась согласованной внутри- и внешнеэкономической и валютной политикой, а также элементами координации общеполитических и правовых позиций, что отразилось в изменении названия группировки — она стала именоваться Европейским Сообществом. Именно Таможенный союз лежит в основе ЕЭС.

Файлы: 1 файл

Европейская экономическая интеграция.docx

— 23.82 Кб (Скачать файл)

Европейская экономическая интеграция начиналась с "Европы шести", когда 18 апреля 1951 г. Франция, ФРГ, Италия и  страны Бенилюкс (Бельгия, Голландия, Люксембург) подписали Парижское соглашение о создании Европейской организации  угля и стали (ЕОУС). Затем эти  страны 25 марта 1957 г. подписали Римские  договоры, учреждающие Европейское  экономическое сообщество (ЕЭС) и  Европейское сообщество по атомной  энергии (Евроатом). После слияния высших руководящих органов ЕОУС и ЕЭС в 1967 г. интеграционный союз шести стран стал называться Европейским сообществом.

Процесс развития западноевропейской экономической  грации можно условно разделить  на 4 этапа.

условно разделить на 4 этапа.

Первый этап (конец 50-х — середина 70-х годов) считав «золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался срочным созданием Таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЗС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

- разработка принципов согласования экономической пол! тики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная  управленческая структура — Совет  Министров ЕЭС, Комиссия европейских  сообществ, Европейский совет, Европейский  суд, Европейский парламент.

Своей первой целью ЕЭС поставило решение  задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого к 1968 г. был сформирован Таможенный союз, интеграция в рамках которого дополнялась  согласованной внутри- и внешнеэкономической  и валютной политикой, а также  элементами координации общеполитических и правовых позиций, что отразилось в изменении названия группировки  — она стала именоваться Европейским  Сообществом. Именно Таможенный союз лежит  в основе ЕЭС.

 

В рамках Таможенного  союза были: - ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц (окончательно таможенные барьеры в  ЕС были отменены лишь в 1994 г.);

- установлен  единый таможенный тариф по  отношению к третьим странам;

- достигнута  свобода передвижения капиталов,  кредитов, денежных переводов, предоставления  услуг;

- обеспечена  свободная миграция рабочей силы  и свобода выбора места жительства.

50—60-е гг. в рамках ЕЭС сложился вначале  таможенный союз, а затем началось  формирование общего рынка товаров,  услуг, капиталов и рабочей  силы, т.е. системы «четырех свобод».  Поскольку создание общего рынка  официально декларировалось в  Римском договоре как основная  цель экономической интеграции, то в течение нескольких десятилетий  участники этой группировки именовались  «странами Общего рынка».

Формирование  общего рынка ускорило процесс превращения  национальных монополий стран ЕЭС  в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран-участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

внешнему  рынку.

Второй этап (середина 70-х — середина 80-х годов) вошел в историю ЕС в основном как застойный период. Хотя в этот период странам - членам ЕС удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций, все же проявившиеся негативные тенденции привели к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции, получившему название евросклероз. В 70-е и начале 80-х годов разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. В 1973 г. к нему присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, а значит превращение «шестерки» в «девятку». В 1979 году произошло два события, это введение в действие Валютной системы ЕЭС (единая расчетная единица – экю, механизм валютного обмена и информации, кредитные условия) и избрание первого Европарламента.

Третий этап (вторая половина 80-х — начало 90-х годов) — этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций.

Вместе с  тем, именно этот период характеризуется  новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого европейского акта (ЕЕА), модернизирующего Римский договор на создание единого внутреннего рынка к 31.12.1992 г..

В ЕЕА подтверждалась общая, цель стран - участниц общества — создание Европейского Союза — объединения, которое  представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает  не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного  сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение  безопасности. Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная  в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны — члены ЕЭС составляв ли бы единый хозяйственный организм.

Четвертый этап (середина 90-х годов — 2000 год). В соответствии с положением Единого европейского акта 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, означающее вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.

Важнейшим рубежом в процессе данной трансформации стало заключение в 1992 г. в г. Маастрихте (Нидерланды) договора о создании Европейского союза (договор прошел ратификацию и вступил в силу с ноября 1993 г.). На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое сообщество трансформировалось с 1 января 1994 г. в Европейский Союз с числом стран - участниц возросших до 15 (в 90-е к Европейскому союзу присоединились — Австрия, Швеция и Финляндия).

В рамках ЕС осуществляется создание полностью  единого внутреннего рынка. Провозглашены  цели дальнейшего интеграционного  сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с  правами эмиссии единой валюты ЕВРО (с 01.01.2002 г.), образование единого  западноевропейского пространства без внутренних границ.

В течение нескольких лет осуществлялся  процесс перехода к единой валюте (евро), которая вначале использовалась как расчетное средство, пришедшее  на смену ЭКЮ, а затем, с 2002 г., стала  выполнять и роль наличной валюты, призванной исполнять функцию денежного  средства обращения и заменить национальные валюты.

В апреле 2003 г. в г. Афины был подписан договор  о принятии в ЕС десяти новых членов: это три бывшие советские прибалтийские  республики (Латвия, Литва, Эстония), пять восточноевропейских стран (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения) и  два небольших островных средиземноморских  государства — Мальта и Кипр (греческая  часть). В январе 2007 г. присоединились еще два государства Болгария и Румыния.

В целях их реализации была создана система  органов надгосударственного управления. Важнейшими из них являются:

1) Совет ЕС  — в форме сессий на уровне  глав государств и правительств  не реже двух раз в год,  а также Совет министров на  уровне различных министерств  (иностранных дел, экономики, финансов, отраслевых министерств). Именно  на уровне этих органов управления  принимаются принципиальные решения,  определяющие стратегию развития  интеграционной группировки;

2) Комиссия  ЕС — исполнительный орган,  некий аналог правительства, призванный  осуществлять реализацию решений  Совета ЕС; включает в свой  состав несколько десятков основных  руководителей (комиссаров), ведающих  определенными функциональными  и отраслевыми сферами управления. Резиденция КЕС расположена в  Брюсселе; общий штат сотрудников  — около 20 тыс. чел.;

3) Европейский  парламент (Европарламент) — избирается  с 1979 г. прямым голосованием  граждан стран — членов ЕС; резиденция — в г. Страсбурге; принимает бюджет ЕС, контролирует  деятельность КЕС и разрабатывает  для нее поручения по конкретным  вопросам развития интеграции;

4) Система  европейских банков; 5) Европейский  суд;

6) Европейский  социальный фонд;

7) Европейский  фонд регионального развития, и  др.

ПРИНЦИПЫ

Для Европейского Союза основополагающими являются пять различных принципов. Это - общие ценности, супранациональность, дигрессивная пропорциональность, солидарность и субсидиарность.

 К общим ценностям относятся свобода, демократия, соблюдение прав человека и основных свобод, а также соблюдение принципов правового государства.

Принцип супранациональности является фундаментальной составной частью Европейского Союза. Это означает, что государства - члены Европейского Союза приняли закреплённое в договоре решение о том, что в определённых сферах политической деятельности государства отказываются от своего суверенитета и передают право принятия решения и законотворчества

Однако подобная система может функционировать  лишь тогда, когда все партнёры готовы на уступки и ни одна страна не собирается всегда защищать только собственные интересы. Следовательно, способность находить компромиссы и готовность идти на них является основополагающей предпосылкой существования Европейского Союза. Только таким образом возможен учёт совершенно различных интересов государств-членов и принятие решений, приемлемых для всех.

Дигрессивная  пропорциональность применяется в Европейском Союзе в различных органах при разделе голосов или мест. Благодаря этому малые государства - члены Европейского Союза имеют пропорционально больше мест в европейских органах, чем они, собственно говоря, должны были бы получить в соответствии с

количеством жителей. Таким образом, малые государства-члены имеют большее влияние, чем это было бы при чисто арифметическом подходе.

Принцип солидарности является одним из основных принципов Европейского Союза. Хотя каждое государство и отвечает само за себя, но благодаря осуществлению совместной политики они заботятся о том, чтобы экономически менее развитые страны получали помощь от партнёров по ЕС. Этот принцип находит своё воплощение прежде всего в структурной политике, на которую ЕС ежегодно тратит 40 процентов своего бюджета.

Поэтому важным принципом ЕС является субсидиарность. Это понятие означает, что решения должны приниматься на возможно более низком уровне. На европейском уровне должны рассматриваться только те проблемы, которые могут быть решены лучше именно там. Всё остальное остаётся для выполнения на уровне государств-членов или регионов. Гарантией против постепенного захвата власти европейскими институтами является установление компетенций над компетенциями, то есть распределение полномочий относительно того, кто за что отвечает.

Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают: Совет Министров, Европейский Совет, Комиссия Европейских Сообществ (КЕС), Европейский, Суд Европейских Сообществ.

Помимо перечисленных существуют и другие властные структуры. Например, совместные финансовые институты: Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский социальный фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА).

В рамках ЕС сформировано единое правовое пространство. Правовые документы, принимаемые  межгосударственными органами ЕС, подразделяются на две категории:

первичное законодательство, включающее межгосударственные соглашения о создании и расширении ЕС, а также другие соглашения, затрагивающие функционирование Союза;

вторичное законодательство, представленное:

регламентами;

директивами;

законодательными актами, содержащими  общие положения, которые конкретизируются в специальных постановлениях стран-членов ЕС:

решениями;

рекомендациями и мнениями.


Информация о работе Европейская экономическая интеграция