Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 19:45, контрольная работа
Европейский союз - объединение 27 европейских государств, подписавших "Договор о Европейском союзе " (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.
Введение. стр. 1
История ЕС. стр. 2
Структуры ЕС. стр. 5
Институты ЕС. стр. 7
Заключение . стр. 17
Список используемой литературы.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Рязанский
государственный университет
Факультет русской филологии и национальной культуры
Специальность «Связи с общественностью»
Контрольная работа.
По дисциплине:
Современные международные отношения
На тему: «Европейский союз, структура и основные институты»
студентка заочного отделения 6 курса
группы на базе среднего общего
Андреева Наталья
Проверила:
Филькина О.Ю.
Рязань 2013
Содержание:
Введение.
История ЕС.
Структуры ЕС.
Институты ЕС.
Заключение .
Список используемой литературы.
Введение.
Европейский союз - объединение 27 европейских государств, подписавших "Договор о Европейском союзе " (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.
Страны-члены Евросоюза:
1957 Бельгия, Германия,
1973 Великобритания, Дания,
1981 Греция;
1985 Гренландия (автономная территория Дании);
1986 Португалия, Испания;
1990 ГДР (присоединилась к Западной Германии);
1995 Австрия, Финляндия,
2004 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония;
2007 Болгария, Румыния.
Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз:
Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра, Мартиника, Мелилья, Реюньон, Сеута, Французская Гвиана.
1. История.
Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, "ECSC - European Coal and Steel Community "), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) ("EEC - European Economic Community") и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, "Euratom - European Atomic Energy Community"). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество ("EC - European Community").
Процесс развития и превращения
этих европейских сообществ в современный
Европейский союз происходил путём, во-первых,
передачи всё большего числа функций управления
на наднациональный уровень и, во-вторых,
увеличения числа участников интеграции.
17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии. Определён срок начала переговоров о вступлении с Хорватией. Также подписан ряд документов, относящихся к Турции, Молдавии и Украине, но конкретные перспективы вступления в ЕС этих государств пока ещё не ясны.
Основные события в истории углубления интеграции ЕС:
1951 - Парижский договор и создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС);
1957 - Римский
договор и создание
1967 - Договор
о слиянии, в результате
1979 - Первые всенародные
выборы в Европейский
1985 - Подписание Шенгенского соглашения;
1986 - Единый европейский акт - первое существенное изменение учредительных договоров ЕС;
1993 - Маастрихтский договор и создание на основе Сообществ Европейского союза;
1999 - Введение единой европейской валюты -- евро (в наличном обращении с 2002);
2004 - Подписание Конституции ЕС (в силу не вступила);
2007 - Подписание Договора о реформировании в Лиссабоне;
2007 - Лидеры Франции, Италии и Испании объявили о создании новой организации - Средиземноморского союза;
В настоящее время три наиболее обыденных атрибута принадлежности к Евросоюзу (собственно членство в ЕС, Шенгенской зоне и зоне евро) являются не вмещающими, а пересекающимися категориями:
Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.
Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.
Норвегия и Исландия не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону. К ним планирует присоединиться Швейцария.
Черногория и Косово не являются ни членами ЕС, ни участниками Шенгенского соглашения, однако евро является официальным платежным средством в этих странах.
2. Организационная структура ЕС.
Храмовая структура ЕС.
Храмовая структура, как способ наглядно представить существующую специфику разграничения компетенций ЕС и государств - членов, появилась в Маастрихтском договоре, учреждающем Европейский союз. Храмовая структура «поддерживается» тремя «опорами» (pillars):
Первая опора «Европейские сообщества» объединяет в себе предшественниц ЕС: Европейское Сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Третья организация - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) - прекратила своё существование в 2002 году в соответствии с учреждавшим ее Парижским договором.
Вторая опора носит название «общая внешняя политика и политика безопасности» (ОВПБ).
Третья опора - «полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам».
С помощью «опор» в договорах разграничиваются сферы политики, относящиеся к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление о роли правительств государств - членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений. В рамках первой опоры роль институтов ЕС определяющая. Решения здесь принимаются «методом сообщества». К ведению Сообщества относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политики сближения (cohesion policy).Во второй и третьей опорах роль институтов ЕС минимальна и решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. В результате Ниццкого договора (2001) некоторые вопросы миграции и беженцев, а также вопросы обеспечения тендерного равенства на рабочих местах были перенесены из второй в первую опору. Следовательно, по этим вопросам, роль институтов ЕС по отношению к государствам-членам ЕС усилилась.
На сегодня членство в Евросоюзе, Евросообществе и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и членами Сообществ.
Согласно Лиссабонскому договору 2007 эта сложная система будет упразднена, будет установлен единый статус Евросоюза как субъекта международного права.
3. Институты ЕС.
Термином “институты” в праве Европейского Союза обозначаются руководящие органы данной организации, на которые возложено осуществление ее основных задач. Институты Европейского Союза одновременно выступают в качестве институтов каждого из Европейских сообществ: Европейского сообщества, Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии. Понятия “институт Европейского Союза” и “институт Европейских сообществ”, таким образом, являются синонимами.
Основным источником, в котором закрепляется правовое положение институтов, служит Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Часть пятая “Институты Сообщества” и Статут Суда, изложенный в отдельном протоколе).
Полномочия и порядок деятельности институтов в рамках остальных Сообществ (ЕОУС, Евратом) и других компонентов (“опор”) Союза (Общая внешняя политика и политика безопасности; Сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере) установлены договорами об учреждении ЕОУС и Евратома, и Договором о Европейском Союзе.
Каждый институт Союза имеет собственные правила процедуры (внутренний регламент).
Согласно ст. 7 Договора об учреждении Европейского Сообщества:
“Осуществление задач, возложенных на Сообщество, обеспечивают: Европейский парламент; Совет; Комиссия; Суд; Счетная палата”.
Указанные 5 институтов, как уже отмечалось, одновременно выступают в качестве институтов ЕОУС и Евратома, а также институтов Европейского Союза в целом.
Европейский парламент (Европарламент)- представительный институт Союза. Его члены (депутаты) избираются в государствах-членах прямым всеобщим голосованием. Срок полномочий Европарламента 5 лет; досрочный роспуск или самороспуск невозможен.
Количество депутатов, избираемых в разных государствах-членах, зависит от численности населения соответствующей страны, хотя и не строго пропорционально. Так, в ФРГ в состав Европарламента избирается 99 человек, а в Люксембурге - 6. Общее число депутатов Европарламента в настоящее время составляет 626 человек (в будущем, после вступления новых государств-членов - 732).
Внутри Европейского парламента депутаты объединяются друг с другом не по национальному признаку, а в силу их партийной принадлежности - в так называемые “политические группы” (т.е. фракции). После последних выборов 1999 г. наиболее крупной фракцией располагает правоцентристская Европейская народная партия (примерно 230 депутатов), за ней следует Партия европейских социалистов (около 180 парламентариев); далее - остальные фракции, гораздо более малочисленные.
Руководство работой Европарламента осуществляют его Председатель, избираемый на 2,5 года (с февраля 2002 г. - П. Кокс), Бюро, ведающее административными вопросами (включает Председателя и 14 вице-председателей, а также квесторов, заседающих с правом совещательного голоса), и Конференция председателей (орган политического руководства в составе Председателя Европарламента и председателей депутатских фракций).
Как и в парламентах отдельных государств, в Европарламенте функционируют постоянные комиссии по различным вопросам. Европарламент имеет также право создавать временные комиссии, в том числе следственные.
Европейский парламент работает на сессионной основе. Его официальная резиденция - г. Страсбург (Франция). Часть заседаний Парламент проводит в Брюсселе, а его генеральный секретариат размещается в Люксембурге.
Полномочия Европарламента, первоначально весьма узкие, в 1980-е и, особенно, в 1990-е годы значительно увеличились; тенденция к их возрастанию сохраняется и в XXI веке.
В настоящее время в качестве основных полномочий Европарламента выступают: участие в законодательном процессе. Европейский парламент совместно с Советом Европейского Союза участвует в рассмотрении нормативных актов и других решений, проекты которых вносит, как правило, Комиссия.
Объем законодательных полномочий Европарламента по разным вопросам является неодинаковым. В одних случаях он участвует в законодательном процессе с правом совещательного (“консультативная процедура”, “процедура сотрудничества”), в других - с правом решающего голоса (“процедура совместного принятия решений”);
участие в принятии бюджета Европейского Союза (совместно с Советом Европейского Союза);
контроль за деятельностью других органов и должностных лиц Европейского Союза (прежде всего, за Комиссией);
полномочия по формированию органов и назначению должностных лиц, в частности, вотум доверия Комиссии и ее Председателю, назначение Омбудсмена;
санкционирование ряда важнейших международных договоров ЕС;
дача согласия на вступление в Европейский Союз новых государств - членов.
Совет Европейского Союза (Совет) включает представителей правительств государств-членов Европейского Союза на министерском уровне.
В зависимости от того, какие министры участвуют в заседаниях Совета, принято различать “общий Совет” и “специальный Совет”. Членами “общего Совета” являются министры иностранных дел, “специального Совета” - отраслевые министры.
Пост Председателя Совета поочередно, в течение 6 месяцев, занимают государства - члены Европейского Союза. Министры и иные должностные лица государства - председателя руководят работой заседаний Совета и его вспомогательных органов.
Информация о работе Европейский союз, структура и основные институты