Генеральное
соглашение по торговле услугами (ГАТС)
ГАТС - это система принципов
и правил международной торговли услугами.
Торговля услугами понимается как поставка
услуг, которая включает: производство,
распределение, маркетинг, продажу и доставку
услуг.
Генеральное соглашение по торговле услугами
(General Agreement on Trade in Services) было подписано
во время Уругвайского раунда многосторонних
торговых переговоров и является одним
из главных приложений к Соглашению об
образовании ВТО и, соответственно, одной
из ее юридических основ.
Для
представителей деловых кругов стран
– членов ВТО ГАТС имеет большое значение,
т.к. они получают возможность:
- работать на иностранных рынках услуг
на заранее известных условиях;
- доступа к информации об условиях работы
на иностранных рынках услуг;
- следить за изменением положения на рынках
услуг других стран.
Услуги ГАТС классифицируются на:
Деловые услуги(46), Услуги связи(25), Строительные
и инжиниринговые услуги(5), Дистрибьютерские
услуги(5), Общеобразовательные услуги(5),
Услуги по защите окружающей среды(4), Финансовые
услуги(17), Социальные и медицинские услуги(4),
Туристические услуги(4), Рекреационные,
культурные, спортивные услуги(5), Транспортные
услуги(33), Прочие услуги.
Для
сведения: между услугами и товарами имеется
ряд отличий, которые определяют способы
их поставки в международной торговле.
Так, товары всегда имеют предметную форму,
их можно накапливать и складировать.
Поставка товаров в международной торговле
связана с их перемещением через государственные
границы, что фиксируется таможенными
органами.
Услуги же лишь в отдельных случаях выражаются
в предметной форме; во многих случаях
они невидимы и неосязаемы, часто место
потребления услуги совпадает с местом
её оказания. В большинстве случаев услуги
потребляются в момент их оказания.
ГАТС
не распространяется на такие виды услуг,
как:
- поставляемые
при исполнении функций государственной
власти;
- авиатранспортные услуги в части мер,
касающихся прав авиаперевозки и непосредственно
относящихся к реализации этих прав;
- услуги морского транспорта в части услуг
международного судоходства, вспомогательных
услуг, услуг доступа и использования
портовых средств обслуживания;
- финансовые услуги в части мер предосторожности,
(благоразумия), направленных на защиту
прав инвесторов, вкладчиков, держателей
полисов, доверенных лиц или обеспечение
целостности и стабильности финансовой
системы;
- услуги, которые поставляются с территории
или на территорию страны, к которой не
применяется ГАТС, или на поставщиков
услуг, происходящих не с территории государств,
в отношении которых применяется ГАТС
В
торговлю услугами, регулируемыми ГАТС,
включаются как услуги, перемещаемые через
национальные границы, так и те, которые
производятся и потребляются иностранными
физическими и юридическими лицами на
территории стран-участниц.
Виды поставки услуг:
- Трансграничная
поставка (Услуга поставляется с
территории одной страны на
территорию любой другой страны. В момент потребления услуги производитель
и потребитель услуги находятся по разные
стороны границы.)
- Потребление
услуги за рубежом (Поставка услуги
на территории одной страны
потребителю услуг любой другой
страны. Перемещение потребителя (физическое
или его собственности) в страну, где поставляется
и потребляется услуга.)
- Коммерческое
присутствие (Поставка услуги одной
страны путем учреждения юридического
лица, создания филиала или представительства
на территории нахождения потребителя
услуги.)
- Перемещение
физических лиц (Поставка услуг
одной страны путем присутствия физических лиц на территории
страны потребителя услуги.)
ГАТС состоит из:
основных принципов, правил,
применяемых к тем мерам, которые влияют
на торговлю услугами, приложения, которые
определяют правила и принципы для специфических
секторов;
обязательства стран по либерализации
доступа на их рынки иностранных поставщиков
услуг в секторах и подсекторах услуг,
перечисленных в перечнях специфических
обязательств каждой из стран.
Наиболее важными общими принципами
являются:
принцип применения режима
наибольшего благоприятствования (РНБ):
Так же, как и в области торговли товарами,
из РНБ допускаются изъятия в силу преференциальных
отношений стран в рамках регионального сотрудничества;
принцип прозрачности (транспарентность) регулирования торговли услугами;
принцип взаимного признания
стандартов или критериев в отношении
разрешений, лицензирования или сертификации
поставщиков услуг, необходимых для предоставления
услуг;
принцип функционирования монопольных
поставщиков услуг закрепляет, что монопольный
поставщик услуг должен действовать таким
образом, чтобы не нарушался принцип РНБ
или какое-либо из специфических обязательств,
взятых государством;
принцип, по которому должны
приниматься меры по дальнейшей либерализации
доступа на рынок услуг и меры для обеспечения
более активного участия развивающихся
стран в торговле услугами.
ГАТС
предусматривает два вида обязательств:
1) общие, принимаемые страной в безусловном
порядке, и 2) специфические, касающиеся
конкретных условий доступа на рынок услуг
той или иной страны.
Общие
обязательства — обеспечивают равный
доступ стран-участниц на национальный
рынок услуг, но не определяют условия
такого доступа. Исключения могут быть
связаны с региональной интеграцией, особыми
обязательствами страны в отношении партнеров
по зоне свободной торговли или таможенному
союзу.
К
специфическим обязательствам относятся
прежде всего обязательства по предоставлению
иностранным поставщикам услуг свободного
доступа или национального режима на рынке
данной страны, т. е. равных условий с местными
участниками рынка.
К Пределам, ограничениям и
условиям по доступу на рынок относятся:
- ограничение числа поставщиков
услуг, монополии, исключительные поставщики
услуг, требование экономической
целесообразности;
- ограничение общей стоимости сделок,
требование экономической целесообразности;
- ограничение общего числа операций или
общего объема производства услуг;
- ограничение общего числа физических
лиц, занятых в определенном секторе услуг;
- ограничения по форме присутствия юридического
лица;
- ограничение на участие иностранного
капитала
Положения об исключениях:
· участие в экономической интеграции.
ГАТС не препятствует стране – члену ВТО
стать участником:
- другого соглашения, направленного на
дальнейшую либерализацию торговли услугами
в значительном количеств секторов услуг
при условии, что такое соглашение соответствует
определённым условиям, указанным в ГАТС;
- соглашения о полной интеграции рынков
труда, если такое соглашение освобождает
граждан стран – членов ВТО от получения
разрешений на жительство или на работу;
· ограничения в целях защиты платёжного
баланса.
Как правило, страна – член ВТО не должна
ограничивать международные платежи и
переводы по текущим операциям. Однако
в случае серьёзных затруднений с платёжным
балансом и с внешними финансовыми трудностями
или угрозы этого страна – член ВТО может
устанавливать или сохранять ограничения
на торговлю услугами, по которым этой
страной были приняты специфические обязательства;
· исключения общего характера
К ним относятся меры, несовместимые с
обязательствами страны
– члена ВТО по ГАТС, но которые необходимы
для: защиты общественной морали; поддержания
общественного порядка; защиты жизни и
здоровья людей, животных или растений;
обеспечения справедливого и эффективного
налогообложения в отношении услуг и поставщиков
услуг из других стран – членов ВТО; выполнения
соглашений об избежании двойного налогообложения
и др.
Такие меры должны применяться на недискриминационной
основе и не должны представлять из себя
скрытые ограничения в торговле услугами;
· исключения по соображениям национальной
безопасности.
Согласно положениям указанной статьи
страна – член ВТО:
- не обязана предоставлять другим странам
– членам ВТО информацию, раскрытие которой,
по её мнению, противоречит существенным
интересам её безопасности;
- может осуществлять любые действия, которые
она считает необходимыми для защиты существенных
интересов своей безопасности:
в отношении поставки услуг, осуществляемых
прямо или косвенно для целей снабжения
какой-либо военной структуры;
в отношении расщепляющихся материалов
и материалов для ядерного синтеза или
материалов, из которых они получаются;
если они принимаются во время войны или
других чрезвычайных обстоятельств в
международных отношениях;
или
- может осуществлять любые действия, необходимые
для выполнения этой страной своих обязательств
по поддержанию международного мира и
безопасности в соответствии с Уставом
ООН.
|
Специфические (конкретные)
обязательства страны – члена ВТО
Каждая страна – член ВТО согласовывает
с другими странами – членами ВТО принимаемые
на себя специфические обязательства
по отдельным секторам и видам услуг в
отношении каждого из указанных выше четырёх
способов поставки услуг, которые в форме
перечня специфических обязательств (Schedule
of Specific Commitments) прилагаются к ГАТС и являются
его неотъемлемой частью.
Принимая специфическое обязательство,
страна – член ВТО фиксирует условия доступа
иностранных услуг и поставщиков услуг
на свой рынок и предоставления им национального
режима и обязуется в течение определённого
периода не принимать мер, которые ухудшали
бы эти условия. Вместе с тем страна имеет
право после истечения 3 лет с даты вступления
специфического обязательства в силу
изменить или отозвать его, но при соблюдении
правил и процедур, определённых в ГАТС,
в т.ч. правил по предоставлению соответствующих
компенсаций.
Перечни специфических обязательств
состоят из двух разделов:
- раздел I: горизонтальные обязательства,
которые содержат ограничения, подлежащие
применению ко всем или к нескольким секторам
услуг, включённым в перечень. Эти ограничения
могут относиться ко всем способам поставки
услуг, но чаще всего – к «коммерческому
присутствию» и к «присутствию физических
лиц». Цель горизонтальных обязательств
– избежать повторения одной и той же
записи в отношении каждого сектора услуг,
включённого в перечень. Поэтому при оценке
обязательств, относящихся к конкретному
сектору, должны обязательно учитываться
горизонтальные обязательства;
- раздел II: специфические обязательства,
относящиеся к определённому сектору,
подсектору или виду деятельности. В этом
разделе указываются ограничения по доступу
на рынок и ограничения по предоставлению
национального режима для каждого способа
поставки услуг, а также дополнительные
обязательства.
Принципы:
- Принцип консолидации ограничений
- Принцип постепенной либерализации
|
Присоединившееся
государство, не зафиксировавшее каких-
либо ограничений в списке специфических
обязательств, не имеет права их применять.
Подписывая
ГАТС, государства не обязаны либерализовать
сразу свой рынок услуг во всех секторах
до уровня предоставления национального
режима. При переговорах о вступлении
в ГАТС можно добиваться определенной
продолжительности переходного периода
применительно к отдельным секторам услуг
и с учетом приоритетов национальной экономической
политики, а также уровня развития.
Различные
виды услуг либерализованы неодинаково,
и различные группы стран по-разному заинтересованы
в открытости рынка услуг. Естественно,
что в наибольшей степени в этом заинтересованы
прежде всего развитые государства.
К
числу наиболее открытых отраслей относится
туризм. В конце 90-х гг. XX в. достигнуты
соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций
и информационных технологий, которые
не только стремительно развиваются, но
и дешевеют, а также рынка финансовых услуг,
что также может привести к снижению стоимости
страхования и кредита.