Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:32, контрольная работа
В соответствии с Уставом ООН поддержание международного мира и безопасности должно строиться на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляться Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.
В ООН был принят ряд резолюций, направленных на формирование правовых основ и повышение эффективности механизма ООН по поддержанию мира в новой пока еще для международного права области – информационном пространстве.
В то же время в рамках обсуждения обозначились по крайней мере два различных подхода к существу проблемы.
Эксперты ряда развитых стран, включая США, исходили из приоритета рассмотрения и разработки мер информационной безопасности применительно к угрозам террористического и криминального характера. При этом угроза создания информационного оружия и возникновения информационной войны сторонниками такого подхода рассматривалась больше как теоретическая. Соответственно отпадал и собственно разоруженческий аспект общей проблемы международной информационной безопасности. Дальнейшее обсуждение этой проблематики предлагалось рассредоточить по региональным и тематическим форумам (Европейский Союз, «восьмерка», Организация азиатских государств, Организация экономического сотрудничества и развития и т.д.), а в рамках ООН перевести из Первого комитета во Второй (экономические вопросы) и Шестой (правовые вопросы).
С другой стороны, приверженцы иного курса (в основном представители развивающихся стран) поддерживали концепцию рассмотрения проблемы международной информационной безопасности в комплексе, с выделением в качестве приоритетной задачи ограничение потенциальной угрозы развязывания информационной войны. При этом подчеркивалась необходимость безотлагательно приступить к обсуждению и практической разработке международно-правовой основы универсального режима международной информационной безопасности. Выдвигалось, в частности, предложение о создании специального международного суда по преступлениям в информационной сфере.
В любом случае эта первая такого рода представительная встреча экспертов, несомненно, во многом способствовала выполнению рекомендации резолюции 53/70.
1 декабря 1999 г. ГА ООН консенсусом был принят обновленный российский проект резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» (№54/49). В резолюции, в частности, отмечалась своевременная инициатива Секретариата ООН и ЮНИДИР по проведению указанной встречи экспертов в Женеве, способствовавшей лучшему пониманию существа проблем международной информационной безопасности, связанных с ними понятий и возможных мер ограничения возникающих в этой сфере угроз.
Новым моментом в резолюции 54/49, отразившим в том числе и итоги дискуссии на этой женевской встрече, стало указание на то, что «информационные технологии [...] могут негативно воздействовать на безопасность государств применительно как к гражданской, так и военной сферам»3. Таким образом, если резолюция 1998 г. лишь обозначила наличие общей проблемы, то последующая недвусмысленно указала на ее военное и, соответственно, разоруженческое измерение. Эта резолюция подтвердила ранее зафиксированные рекомендации и постановила включить тему международной информационной безопасности в повестку дня очередной, 55-й сессии ГА ООН.
55-й сессии ГА ООН был также представлен соответствующий очередной доклад Генерального секретаря ООН4. В доклад вошли оценки Иордании, Катара и России.
Суть ответа Иордании заключалась в констатации возможностей злоупотребления новейшими достижениями в области информационно-технологических систем и, в частности, их использовании в террористических целях. В качестве мер безопасности в отношении такой деятельности Иордания предложила разработать специальное чрезвычайное законодательство, с тем чтобы позволить службам безопасности получать доступ в центры управления компаниями, связанными с этими системами, и частично контролировать их.
Катар представил свои формулировки некоторых определений, связанных с информационной безопасностью.
Российская Федерация предложила проект документа, озаглавленного «Принципы, касающиеся международной информационной безопасности».
Формат Принципов соответствует принятой ООН практике и, в частности, целому ряду документов по вопросам космоса, принятых ГА (Декларация принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, Принципы использования искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания, Принципы, касающиеся дистанционного зондирования и ряд других). Принятые и одобренные в форме резолюций ГА ООН, эти документы, строго говоря, не являются договорами и, тем не менее, возлагают на голосовавшие за них государства по крайней мере политические и моральные обязательства по выполнению соответствующих положений.
Практическое значение предлагаемого проекта Принципов международной информационной безопасности и дальнейшего предметного обсуждения проблематики международной информационной безопасности очевидно, поскольку в этом документе прежде всего предлагается понятийный аппарат – определения таких базовых терминов, как информационное оружие, информационная война и собственно информационная безопасность.
Основная идея документа сформулирована в положениях Принципа I – деятельность каждого государства в информационном пространстве должна способствовать общему прогрессу и не противоречить задаче подержания мировой стабильности и безопасности, интересам безопасности других государств, принципам неприменения силы, невмешательства во внутренние дела, уважения прав и свобод человека.
В связи с этим последним положением относительно прав и свобод человека, характерно закрепление в проекте Принципов идеи о том, что такая деятельность должна быть совместимой с правом каждого искать, получать и распространять информацию. При этом, однако, отмечается, что такое право может быть ограничено законом в целях защиты безопасности каждого государства. Кроме того, все члены международного сообщества должны, в соответствии с Принципами иметь равные права на защиту своих информационных ресурсов и критически важных структур от несанкционированного информационного вмешательства.
Принципы также дают определения основных угроз в сфере международной информационной безопасности и формулируют направления деятельности, которые могли бы способствовать созданию международно-правовой основы ограничения таких угроз.
Вынесение темы «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности» на повестку дня очередной, 55-й сессии ГА ООН вновь подтвердило заинтересованность международного сообщества в обсуждении этой актуальной проблематики. Принятая в итоге, опять-таки консенсусом, резолюция 55/28 подтвердила ранее принятые рекомендации. Резолюция призывает государства-члены и далее содействовать рассмотрению на многостороннем уровне существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности, а также рассмотрению возможных мер по ограничению угроз, возникающих в этой сфере.
Новым моментом в резолюции стало положение (пункт 2) о том, что целям таких мер соответствовало бы изучение соответствующих международных концепций, которые были бы направлены на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем.
Призывая государства-члены и далее информировать Генерального секретаря ООН о своих оценках по проблематике международной информационной безопасности, резолюция прямо указывает в этой связи (пункт 3с) на содержание концепций, упомянутых в пункте 2.
Сдержанность в отношении активной поддержки дальнейшего развития идеи международной информационной безопасности большинство западных стран объясняют сложностью, новизной рассматриваемой проблематики, а также опасениями возможных ограничений свободы обмена информацией и конкуренции на рынке информационных технологий, которые, якобы, могут возникнуть в случае реализации этой идеи.
По мнению ряда западных экспертов, массированные информационные атаки могут быть осуществлены с помощью обычных персональных компьютеров с использованием широких технологических возможностей, доступ к которым предоставляет интернет. Причем правительства при этом якобы не участвуют ни в разработке, ни в контроле за подобными технологиями. Иначе говоря, на сегодня международное сообщество не обладает ни техническими возможностями, ни правовым инструментом, чтобы достаточно точно идентифицировать инициатора такой атаки и, соответственно, «наказать» его. Кроме того, атаки могут фактически осуществляться государствами, но, что называется, «чужими руками» (что позже – в апреле-мае 2000 года – подтвердилось в хакерской войне США-КНР). И, напротив, какая-либо третья сторона может провести информационное нападение таким образом, что его инициатором будет выглядеть невиновное государство (как это, например, было при нападении на Индонезию с территории европейских стран). Соответственно, утверждают они, надежные, конкретные и практически применимые ограничения таких угроз создать и реализовать в настоящее время на практике невозможно. Примечательно, что выдвинув свою резолюцию 55/63 по киберпреступности они фактически провозгласили обратное.
1Распространено в качестве официального документа 53-й сессии ГА ООН (А/С.1/53/3).
2Опубликован в докладе Генерального секретаря ООН, документ А/55/140 от 10 июля 2000 г.
3Восьмой абзац преамбулы резолюции 54/49.
4Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. Документ А/55/140.
Информация о работе Информационная безопасность в практике международных отношений