Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 20:21, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении истории создания ЕС, его современного состояния, а также отношений ЕС и России.
На пути достижения этой цели, был поставлен ряд задач:
- выявление проблем регионального развития Европейского союза;
- рассмотрение проблема безработицы;
- исследование проблем внешнего долга;
- институты Европейского союза.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3
1. ПРЕДПОСЫЛКИ, ЭТАПЫ, ФОРМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА…………………………………………………………………...…………..4
1.1. Предпосылки создания Европейского союза……………………………….4
1.2. Этапы развития Европейского союза………………………………………..7
1.3. Институты Европейского союза……………………………………………10
2. СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ……………………………………………………………………………...15
2.1. Проблемы регионального развития………………………………………..…15
2.2. Проблема безработицы………………………………………………………..17
2.3. Проблема внешнего долга…………………………………………………….20
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РОССИИ…………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………27
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….28
Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.
Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.
Состоит из 222 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств-членов численность Комитета не превышает 350 человек.
Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.
2. СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ.
2.1. Проблемы регионального развития.
Со времени подписания Римского договора
в 1957 году ЕС стремится сократить региональное неравен
• социальное
равенство – неприемлемость большого
разрыва с точки зрения уровня доходов
и занятости;
• продуктивность
– способность ЕС направлять помощь в
наиболее слаборазвитые районы, привлекая
таким образом ресурсы, которые ранее
оставались неиспользованными;
• эффективность
– роль ЕС в координировании политики, пров
Интересы европейской интеграци
Создание единой системы регионов Европейского союза не отменяет значительных контрастов между ними. Регионы по-прежнему заметно отличаются по своему размеру.
Для набирающей силу скептической точки зрения относительно дальнейшего расширения ЕС определенное значение имеет экономический аргумент: заявки с просьбой о вхождении в ЕС поступают от стран с относительно низким уровнем развития экономики, слабой технической инфраструктурой, низким по сравнению со среднеевропейским уровнем ВВП. Эти страны по большому счету не отвечают установленным в ЕС критериям принятия новых членов (так называемые критерии вхождения). Таким образом, достижение экономического единения и равномерного развития всех стран – членов ЕС становится все более проблематичным, а цена расширения может негативным образом сказаться, например, на формировании общего бюджета ЕС, что в результате будет оказывать сдерживающий эффект на темпы развития ЕС в целом. В этом случае может начать играть более значимую роль принцип «усиленного сотрудничества» стран – членов ЕС с более высоким экономическим потенциалом. Тогда в полной мере проявит себя формула "разноскоростной интеграции". В этом случае следует принять во внимание существенную проблему: при большом количестве стран, входящих в ЕС, со все более и более разнящимся уровнем экономического развития предложенная формула фактически означает дифференциацию темпа интеграции (либо дифференциацию степени интеграции в данных областях) в группах стран – членов ЕС: одни государства быстрее реализуют цели объединения, другие – медленнее. Одни государства находятся как бы в привилегированном положении – быстрее достигают цели и быстрее получают от этого экономические выгоды. Другие же – в худшем положении. Это не только проблема так называемого членства "второго сорта", или неравноправного партнерства, второразрядного и урезанного, особенно когда речь идет о процессе принятия решения в выработке согласованной интеграционной политики или их положения в институциональных органах Европейских сообществ (в Европейском Союзе). В конечном счете, практическая реализация такого сценария евро-интеграции в большом масштабе влечет за собой фундаментальную угрозу: региональная экономическая интеграция становится половинчатой, и ее суть оказывается подорванной. Это возможно в том смысле, что отдельные страны – члены ЕС с разной скоростью и в разных сферах будут участвовать в реализации отдельных фаз экономической интеграции. В результате в долгосрочной перспективе достижение регионального экономического объединения становится призрачным.
2.2. Проблема безработицы.
Высокая доля
безработных в экономически активном
населении – проблема всех стран Европейского
союза, имеющая долговременный характер.
Причины повышенного уровня безработных
кроются в демографической ситуации (рост
численности рабочих-иммигрантов, высокая
активность женщин, ускоренные темпы роста
активного населения в районах, где проблема
безработицы наиболее остра), а также зависят
от конъюнктуры. В начале XXI в. среди стран,
относительно благополучных по этому
критерию, можно назвать Австрию, Великобританию,
Ирландию, Нидерланды, Швецию (менее 5%).
Самая большая безработица в Испании -11,3%,
Франции – 9,7%, Греции – 9,6%, Финляндии –
9,0% (табл. 2 – Приложение).
Большой
проблемой для ЕС является преодоление
долгосрочной безработицы. Коэффициент
так называемых "исключенных" (доля
лиц, ищущих работу более года, в общем
числе безработных) в Евросоюзе очень
высок (49%). По абсолютной численности безработных
в ЕС лидируют: Германия – 4,0 млн., Польша
– 3,3 млн., Франция – 2,6 млн., Италия – 2,1
млн., Испания – 2,1 млн., Великобритания
– 1,4 млн.
Страны Евросоюза
представляют собой желанную цель для
ищущих работу иммигрантов. По мнению
немецких экономистов, важным условием
устойчивого развития экономики в долгосрочной
перспективе является прирост населения.
Из-за медленных темпов его роста странам
Европы трудно соперничать с Соединенными
Штатами, экономика которых с 1960-х гг. развивалась
быстрее, чем европейская. В США каждая
женщина в среднем рожает двух детей, что
обеспечивает, по меньшей мере, стабильную
численность населения. В странах ЕС этот
показатель не достигает и 1,5, поэтому,
как считают специалисты, для пополнения
рынка труда Евросоюз нуждается в иммиграции
квалифицированной рабочей силы из третьих
стран. Об этом свидетельствует нехватка
рабочей силы в отдельных секторах экономики
стран Европейского союза. Страны Европейского
союза проводят различную иммиграционную
политику, поскольку ситуация на рынке
труда в каждой из них имеет свои особенности.
В Австрии,
где в послевоенные десятилетия ощущалась
нехватка рабочей силы в низкооплачиваемых
группах трудящихся, проводилась весьма
либеральная иммиграционная политика,
следствием которой явилась самая высокая
в ЕС (не считая Люксембурга) доля иностранцев
среди населения. Каждый год в Австрии
растет и доля иностранных рабочих в общем
числе занятых.
Германия
также привлекательна для многих ищущих
работу иммигрантов. Согласно данным Федерального
статистического ведомства ФРГ, в 2010 г.
в страну въехало на 273 тыс. человек больше,
чем ее покинуло, из них 84 тыс. – немцы
и 188 тыс. – иностранцы. Большая часть из
них пополнила экономически активное
население. В 2011 г., по оценке того же ведомства,
приток населения превысил его отток более
чем на 200 тыс. человек. В принципе германский
рынок труда открыт не только для жителей
стран – участниц ЕС, но также и для граждан
Исландии, Норвегии и Лихтенштейна.
В Великобритании
с 2008 г. правительство почти в три раза
увеличило число разрешений на занятие
трудовой деятельностью для лиц, живших
за пределами ЕС, доведя их до 140 тыс. в год. Но и этого
было недостаточно для английской экономики,
некоторые сектора которой испытывают
нехватку рабочей силы, несмотря на 5%-ную
безработицу. Правительство намерено
выдать дополнительно еще 10 тыс. разрешений
для иммигрантов, желающих работать в
пищевой промышленности и гостиничном
- ресторанном секторе. Будет рассмотрена
также программа, облегчающая процедуру
иммиграции иностранным студентам, специализирующимся
в области математики, естественных и
инженерных наук.
Бельгия
и Нидерланды, несмотря на официально
провозглашенную ограничительную политику,
относительно доступны для иностранной
рабочей силы, не в последнюю очередь для
нелегальных иммигрантов, число которых
трудно поддается оценке. Что же касается
легальной иммиграции рабочей силы, то
здесь по-прежнему главную роль играет
воссоединение семей. Но лидирует в ЕС
Люксембург, где в настоящее время 37% из
441 тыс. жителей являются иностранцами.
Ими занято около 60% из имеющихся в стране
280 тыс. рабочих мест. Причем каждый день
ее границу пересекают граждане Франции,
Бельгии и Германии, приезжающие на работу
в Люксембург. Почти автоматически разрешение
на трудовую деятельность получают граждане
третьих стран, если они могут подтвердить,
что ежемесячно зарабатывают в четыре
раза больше люксембургской минимальной
оплаты труда, которая составляет 1368 евро.
Те, кто зарабатывает меньше, должны ждать
решения комитета, занимающегося вопросами
иммиграции. В 2010 г. было выдано 4,6 тыс. разрешений
на трудовую деятельность, около 60% из
них – гражданам Восточной и Центральной
Европы. В 2010 и 2011 гг. вид на постоянное
жительство в Люксембурге получили около
3 тыс. черногорцев.
Испания
проводит сравнительно либеральную по
сравнению с другими западноевропейскими
странами иммиграционную политику. Большинство
иммигрантов прибывают сюда из стран Латинской
Америки, поскольку в Испании у них нет
языковых проблем. Иммиграция латиноамериканцев,
владеющих некоторыми нужными стране
профессиями, даже поощряется. Более сложной
является проблема интеграции жителей
Северной Африки, образующих вторую по
численности группу иммигрантов. Они находятся
в Испании в основном нелегально, поэтому
занимаются там наиболее низко оплачиваемой
работой, например в сельском хозяйстве. Правительство
Франции в настоящее время стремится затруднить
иммиграцию. При этом оно не только принимает
более жесткие меры против нелегалов,
но и осложняет выдачу вида на жительство
легальным иммигрантам. Он будет в дальнейшем
выдаваться только тому, кто проявит стремление
интегрироваться во французское общество
и овладеть французским языком. Особенно
трудно устроиться на работу темнокожим
африканцам, хотя французский язык все
еще широко распространен в бывших колониях
Франции.
1 октября 2012 года статистическое
агентство ЕС Евростат
Согласно им, средний уровень безработицы в 17 странах еврозоны составлял в августе 2012 года 11,4%, а в среднем по ЕС - 10,5%. В прошлом 2011 году этот показатель за август месяц равнялся соответственно 10,2% и 9,7%. Таким образом, безработица за минувший год приобрела в странах ЕС застойный характер.
Не трудно заметить, что состояние рынка труда в Евросоюзе имеет присущие каждому региону особенности. Лучше всего дела с занятостью сейчас обстоят в Германии и связанных с ней исторически странах: Австрии, Люксембурге и Чехии (4,5-6,7%). Чуть хуже дела на рынке труда у скандинавов - в Дании и Швеции, и исторически примыкающей к ним Финляндии (7,8-8%).
Страны Вышеградской группы (V4) Польша и Венгрия дают близкие показатели по безработице (10,1-10,4%). Хуже дела в этом регионе с безработицей обстоят у Словакии (14,2%).
Страны Прибалтики дают более высокий уровень безработицы, чем соседняя с ними центрально-европейская Польша. По сравнению с Прибалтикой балканская Румыния выглядит по безработице благополучной страной.
Катастрофическое положение на рынке труда в Евросоюзе у южных стран - Португалии, Испании и Греции (15,9-25,1%). Не трудно заметить, что центральное положение между полюсом благополучия - Германией, и катастрофы на рынке труда - Испанией, в ЕС и еврозоне занимают сейчас Франция и Италия, соответственно вторая и третья экономики еврозоны. Для Франции подобное состояние национального рынка труда представляет серьезный вызов новому правительственному кабинету социалистов.
Безработица в августе 2012 года: Испания - 25,1%; Португалия - 15,9%; Ирландия - 15%; Словакия - 14,2%; Литва - 12,9%; Болгария - 12,5%; Кипр - 11,7%; Италия - 10,7%; Франция - 10,6%; Венгрия - 10,4%; Польша - 10,1%; Словения - 8,4%; Дания - 8,0%; Финляндия - 7,9%; Швеция - 7,8%; Румыния - 7,1%; Чехия - 6,7%; Мальта - 6,5%; Германия - 5,5%; Люксембург - 5,2%; Австрия - 4,5% (табл. 3 – Приложение).
Отсутствуют данные о состоянии безработицы в Греции, Латвии, Эстонии и Великобритании. По сведениям Евростата, в первом квартале 2012 года безработица в Эстонии была 10,9%, в Латвии - 15,3%. В марте 2012 года безработица в Великобритании составляла 8,1%. По другим источникам, безработица в Греции в августе 2012 года составила 24,4%.
2.3. Проблема внешнего долга.
Финансовая система мира просто погрязла в долгах. Причем проблемы Европы нарастают ежедневно. Если любая из стран Европейского союза объявит о дефолте, то глобальной экономике не удастся избежать долгих лет глубокой рецессии.
Внутри финансовой
системы государства настолько взаимосвязаны,
что если одно из них станет банкротом,
то это вызовет цепную реакцию, так как
ВВП многих из них давно и сильно отстают
от размеров внешних долгов.
Эксперты провели оценку долгов некоторых
стран Европы. Итак:
Греция – одна из наиболее проблемных стран Европейского
союза. Невозможность рассчитаться по
долгам с каждым днем усугубляет ее плачевное
состояние. И хотя греческая экономика
не настолько велика, и благодаря партнерам
по ЕС дефолт может быть смягчен, ее долговые
проблемы могут задеть и более крупные
экономики, к примеру, Италии. Высокая вероятность дефолта.
Высока вероятность дефолта также у Ирландии. Сейчас, после получения нескольких траншей помощи, в государстве проводится политика бюджетной экономии. Внешний долг по отношению к ВВП превышает 1000 процентов. В случае банкротства Ирландии в первую очередь может пострадать Британия как наибольший кредитор страны. Высокая вероятность дефолта.
Италия, несмотря на значительный внешний долг, показывает большую устойчивость экономики, по сравнению с Грецией и Португалией. Однако инвесторов беспокоит возможный рост долгов. Наибольшим кредитором Италии является Франция. Высокая вероятность дефолта.
В тройку стран зоны евро, нуждающихся в помощи, попала Португалия. Сегодня власти с целью сокращения дефицита бюджета планируют проведение приватизации государственных компаний, а также проводят политику жесткой экономии. Наибольший кредитор страны – Испания.
Испания также задолжала немалую сумму – больше ста миллиардов евро страна должна Франции и Германии. Ожидается, что после прошедших в ноябре парламентских выборов правительство Испании проведет реформирование и ужесточит бюджетную сферу. Однако эти меры могут негативно отразиться на росте экономики. Средняя вероятность дефолта.
Второй по величине экономикой Европейского Союза (после Германии) является Франция. В местных банках без труда отыщутся гос. облигации Испании, Греции и Италии. Понятно, что если эти страны не сумеют справиться с долговыми проблемами, то французской банковской системе придется столкнуться с большими трудностями, вплоть до банкротства. Вероятность дефолта средняя.
Великобритания имеет долг, превышающий 400% от ее ВВП, что можно объяснить активностью финансового сектора государства. Среди крупнейших кредиторов - ФРГ, Испания и США. При этом значительное число высококачественных активов позволяет оценивать вероятность банкротства как низкую. Однако банковской системе Британии угрожают долговые проблемы Ирландии, Италии и Испании.
Информация о работе Интеграционные объединения мира: Европейский союз