Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 10:17, контрольная работа
Проблеме международного порядка принадлежит одно из центральных мест, поскольку в ней концентрируется представление о взаимодействующих на мировой арене социальных общностях, как о составных частях, элементах единого социума - «международного общества», - характер отношений между которыми все больше напоминает характер отношений, существующих в рамках тех или иных внутригосударственных границ. При сохранении своих отличительных особенностей (отсутствие центральной власти, плюрализм суверенитетом, территориальная
Ведение
Понятие международного порядка
Исторические типы международного порядка
Послевоенный международный порядок
Особенности современного этапа международного порядка
Заключение
Список литературы
Вместе с тем они
расходятся в своих оценках подобного
типа международного порядка, а следовательно,
и путей его преодоления и замены новым,
более совершенным.
Гоббс, например, считал состояние войны
вполне терпимым, хотя и различал индивидуальную
войну "всех против всех", вытекающую
из самой человеческой природы, и войну
между государствами, которая не обязательно
угрожает выживанию каждого человека,
особенно если речь идет о сильных государствах.
Отсюда его призыв к отказу от индивидуальной
свободы людей в пользу государства-Левиафана.
Гегель видел в войне необходимое и благоприятное,
хотя и суровое средство против упадка
гражданского общества и считал, что в
конечном итоге конфликты между цивилизованными
обществами трансформируются в некий
ритуал, не угрожающий их безопасности.
В противоположность такому подходу Кант
рассматривал войны как нетерпимое явление.
Идеальным состоянием общества он считал
мир между отдельными лицами в естественном
состоянии и мир между государствами.
Но вечный мир, с его точки зрения, может
наступить лишь в очень отдаленном будущем.
Что касается второй модели, то она является
реакцией на возникновение государств-наций
с их принципом суверенности, утрату абсолютного
авторитета христианской церкви и римского
папы. Международные отношения рассматриваются
в ней как среда, в которой имеются силы,
способные гарантировать минимум порядка.
Такие силы формируются из государств,
объединяющихся на основе совместных
интересов, которые приводят их к созданию
общих правовых норм. Так, с точки зрения
Локка, мировая политика не есть состояние
войны. В противоположность Гоббсу он
считал, что естественное состояние человека
означает не "войну всех против всех",
а личную свободу и равенство людей и,
кроме того, отсутствие единого союза
и общего суверена. Последнее обстоятельство
создает возможность злоупотребления,
поэтому государство призвано соблюдать
и защищать принципы естественного права
и ограждать от злоупотребления ими. Для
государств является "естественным"
признание взаимных обязательств, уважения
друг друга и взаимопомощи, война же является
продуктом злоупотребления суверенитетом
и наносит всеобщий вред. Тем не менее
войны практически неизбежны, поэтому
международный порядок всегда является
ненадежным.
Каждая из приведенных моделей отражала
часть действительности своего времени.
В определенной мере это остается верным
и для наших дней, хотя следует подчеркнуть,
что последние десятилетия привнесли
в международный порядок существенные
изменения. Сегодня достаточно четко просматриваются
два качественно разных этапа послевоенного
международного устройства: период "холодной
войны" и современный период, начало
которому положили перемены в нашей стране
и в странах Восточной Европы и который
следует характеризовать как переходный.
После
второй мировой войны сложился международный
порядок, отличавшийся двумя существенными
особенностями.
Во-первых, это уже упоминавшееся достаточно
четкое разделение мира на две социально-политические
системы, которые находились в состоянии
перманентной "холодной войны" друг
с другом, взаимных угроз и гонки вооружений.
Раскол мира нашел свое отражение в постоянном
усилении военной мощи двух сверхдержав
- США и СССР, он институализировался в
противостоящих друг другу двух военно-политических
(НАТО и ОВД) и политико-экономических
(БЭС и СЭВ) союзах и прошел не только по
"центру", но по "периферии" международной
системы.
Во-вторых, это образование Организации
Объединенных Наций и ее специализированных
учреждений и все более настойчивые попытки
регулирования международных отношений
и совершенствования международного права.
Образование ООН отвечало объективной
потребности создания управляемого международного
порядка и стало началом формирования
международного сообщества как субъекта
управления им. Вместе с тем, вследствие
ограниченности своих полномочий, ООН
не могла выполнить возлагаемой на нее
роли инструмента по поддержанию мира
и безопасности, международной стабильности
и сотрудничества между народами. В результате
сложившийся международный порядок проявлялся
в своих основных измерениях как противоречивый
и неустойчивый, вызывая все более обоснованную
озабоченность мирового общественного
мнения.
Опираясь на анализ С. Хоффманна, рассмотрим
основные измерения послевоенного международного
порядка.
Так, горизонтальное измерение послевоенного
международного порядка характеризуют
следующие особенности.
1. Децентрализация (но не уменьшение) насилия.
Стабильность на центральном и глобальном
уровнях, поддерживаемая взаимным устрашением
сверхдержав, не исключала нестабильности
на региональных и субрегиональных уровнях
(региональные конфликты, локальные войны
между "третьими странами", войны
с открытым участием одной из сверхдержав
при более или менее опосредованной поддержке
другой из них противоположной стороны
и т.п.).
2. Фрагментация глобальной международной
системы и региональных подсистем, на
уровне которых выход из конфликтов зависит
каждый раз гораздо больше от равновесия
сил в регионе и чисто внутренних факторов,
касающихся участников конфликтов, чем
от стратегического ядерного равновесия.
3. Невозможность прямых военных столкновений
между сверхдержавами. Однако их место
заняли "кризисы", причиной которых
становятся либо действия одной из них
в регионе, рассматриваемой как зона ее
жизненных интересов (Карибский кризис
1962 г.), либо региональные войны между "третьими
странами" в регионах, рассматриваемых
как стратегически важные обеими сверхдержавами
(Ближневосточный кризис 1973 г.).
4. Возможность переговоров между сверхдержавами
и возглавляемыми ими военными блоками
с целью преодоления создавшегося положения,
появившаяся в результате стабильности
на стратегическом уровне, общей заинтересованности
международного сообщества в ликвидации
угрозы разрушительного ядерного конфликта
и разорительной гонки вооружений. В то
же время эти переговоры в условиях существующего
международного порядка могли привести
лишь к ограниченным результатам.
5. Стремление каждой из сверхдержав к
односторонним преимуществам на периферии
глобального равновесия при одновременном
взаимном согласии на сохранение раздела
мира на "сферы влияния" каждой из
них.
Что касается вертикального
измерения международного порядка,
то, несмотря на огромный разрыв, существовавший
между мощью сверхдержав и всего остального
мира, их давление на "третьи страны"
имело пределы, и глобальная иерархия
не становилась большей, чем прежде. Во-первых,
всегда сохранялась существовавшая в
любой биполярной системе возможность
контрдавления на сверхдержаву со стороны
ее более слабого в военном отношении
"клиента". Во-вторых, произошел крах
колониальных империй и возникли новые
государства, суверенитет и права которых
защищаются ООН и региональными организациями
типа ЛАГ, ОАЕ, АСЕАН и др. В-третьих, в международном
сообществе формируются и получают быстрое
распространение новые моральные ценности
либерально-демократического содержания,
в основе которых - осуждение насилия,
особенно по отношению к слаборазвитым
государствам, чувство постимперской
вины (знаменитый "вьетнамский синдром"
в США) и т.п. В-четвертых, "чрезмерное"
давление одной из сверхдержав на "третьи
страны", вмешательство в их дела создавали
угрозу усиления противодействия со стороны
другой сверхдержавы и негативных последствий
в результате противостояния между обоими
блоками. Наконец, в-пятых, указанная выше
фрагментация международной системы оставляла
возможность претензий определенных государств
(их режимов) на роль региональных квазисверхдержав
с относительно широкой свободой маневра
(например, режим Индонезии в период правления
Сукарно, режимы Сирии и Израиля на Ближнем
Востоке, ЮАР - в южной Африке и т.п.).
Для функционального измерения послевоенного
международного порядка характерно прежде
всего выдвижение на передний план деятельности
государств и правительств на международной
арене экономических мероприятий. Основой
этого явились глубокие экономические
и социальные изменения в мире и повсеместное
стремление людей к росту материального
благосостояния, к достойным XX века условиям
человеческого существования. Научно-техническая
революция сделала отличительной чертой
описываемого периода деятельность на
мировой арене в качестве равноправных
международных акторов неправительственных
транснациональных организаций и объединений.
Наконец, в силу ряда объективных причин
(не последнее место среди них занимают
стремления людей к повышению своего уровня
жизни и выдвижение на передний план в
международных стратегичес-ко-дипломатических
усилиях государств экономических целей,
достижение которых не может быть обеспечено
автаркией), заметно возрастает взаимозависимость
различных частей мира.
Однако на уровне идеологического измерения
международного порядка периода холодной
войны эта взаимозависимость не получает
адекватного отражения. Противопоставление
"социалистических ценностей и идеалов"
"капиталистическим", с одной стороны,
устоев и образа жизни "свободного мира"
"империи зла", - с другой, достигли
к середине 80-х годов состояния психологической
войны между двумя общественно-политическими
системами, между СССР и США.
И хотя путем использования силы на региональных
и субрегиональных уровнях, ограничения
возможностей "средних" и "малых*
государств сверхдержавам удавалось сохранять
глобальную безопасность и тем самым контролировать
сложившийся после второй мировой войны
международный порядок, изменения, происходящие
в сфере международных отношений, делали
все более очевидным тот факт, что уже
к 80-м годам он превратился в тормоз общественного
развития, опасное препятствие на его
пути.
Тяжелым бременем для человечества
стала вызванная
Если для мировой экономики непомерное
бремя военных расходов стало причиной
стагнации и экономического дисбаланса,,
то еще более тяжелыми были его последствия
для "третьего мира". Так, каждое вызванное
гонкой вооружений повышение США своего
ссудного процента на единицу добавляло
2 млрд. долларов к долгу развивающихся
стран. Одним из самых опасных последствий
и аспектов проблемы стал рост военных
расходов стран "третьего мира", испытывающих
острый недостаток средств для медицинского
обслуживания и продовольственного обеспечения
населения. Достигнув ежегодной суммы
в 140 млрд. долларов к 1980 г., эти расходы
утроились в реальных ценах между 1962-*
1971 и 1972- 1981 годами. Во многих развивающихся
странах на военные цели выделялось до
45% национального бюджета (см.:там же). Возрастающее
бремя военных расходов стало непосильным
и для СССР, сыграв едва ли не решающую
роль в крушении его экономики.
В целом же, в истории человечества создалась
принципиально новая ситуация, когда накопленного
им прежде опыта нахождения оптимальных
путей общественного развития уже недостаточно,
когда возникла острая необходимость
в нетривиальных подходах, порывающих
с привычными, но более не отвечающими
действительности стереотипами. Беспрецедентные
вызовы, с которыми столкнулось человечество,
потребовали соответствующих их масштабам
изменений в области международных отношений.
Первостепенную важность для судеб цивилизации
получило широкое осознание уже отмечавшегося
ранее некоторыми учеными того факта,
что современный мир представляет собой
неделимую целостность, единую взаимозависимую
систему. Новое значение приобрел вопрос
о войне и мире - пришло понимание всеми,
причастными к принятию политических
решений того, что в ядерной войне не может
быть победителей и побежденных и что
войну уже нельзя рассматривать как продолжение
политики, ибо возможность применения
ядерного оружия делает вполне вероятной
гибель человеческой цивилизации.
В этих условиях все более настойчиво
пробивает себе дорогу идея нового международного
порядка. Однако между ней и ее практическим
воплощением лежат политические и социологические
реальности наших дней, которые могут
быть охарактеризованы как переходный
период, отличающийся глубокой противоречивостью.
Идея
нового международного порядка принимает
самые различные концептуальные формы,
в многообразии которых можно выделить
два основных подхода - политологический
(с акцентом на правовые аспекты) и социологический.
Такое разделение, конечно, носит достаточно
условный характер и его значение не должно
преувеличиваться.
Сторонники первого подхода исходят из
объективной потребности повышения управляемости
мира и использования в этих целях существующих
интеграционных процессов. Настаивая
на необходимости создания международной
системы, базирующейся на законности,
они указывают на ускоряющееся на наших
глазах расширение роли и сфер применения
международного права и на повышение значения
международных институтов. При этом одни
из них, как, например, Г. X. Шахназаров,
считают, что ведущую роль в формировании
международного порядка призваны сыграть
многочисленные международные организации
во главе с Организацией Объединенных
Наций, которая может рассматриваться
как зачаток будущего мирового правительства
(9).
Другие, рассматривая создание мировых
институтов, управляющих международными
экономическими и политическими отношениями,
как путь к формированию в отдаленном
будущем планетарного правительства,
указывают на роль региональных процессов
как катализаторов, способных ускорить
создание таких институтов. Так, например,
почетный генеральный директор Комиссии
европейского сообщества К. Лейтон выдвинул
модель регионального сотрудничества
по образу ЕЭС. Поддержка и ин-ституализация
интеграционных процессов не только в
Европе, но и в АТР, Африке, Латинской Америке
в итоге позволит, по его мнению, создать
эффективно функционирующую мировую федерацию
под эгидой ООН (см.: 8, р. 54-55).
Некоторые из сторонников регионального
подхода, усматривая зачатки будущей конфедерации
государств в интеграционных союзах, которые
в свою очередь, имеют тенденцию к взаимному
сближению, считают, что ООН не способна
возглавить данный процесс. Этому мешает
прежде всего слабость международного
права, которое, по сути дела, основывается
на договорах, содержащих в самом акте
их заключения возможность своего нарушения.
Поэтому, по их мнению, вместо ООН нужна
принципиально новая система государств,
способная обеспечить действенность общих
принципов их поведения на мировой арене
(10).
К рассматриваемому направлению можно
отнести и модель "гостиницы на полпути":
по мнению ее сторонников, для создания
эффективного нового международного порядка
необходимо не глобальное правительство,
к которому не готовы народы и государства,
а полицеитрическое управление из центральной
руководящей группы государств (США, Японии,
стран ЕЭС, а также СССР - при условии преодоления
им своих проблем, и Китая - при условии
политических перемен в этой стране), которые
сформировали бы своего рода Всемирный
Генеральный Комитет. С другой стороны,
аналогичную роль могли бы играть и региональные
державы в соответствующих регионах мира
(11).
Не менее разнообразны взгляды и сторонников
социологического подхода к проблеме
мирового порядка. Так, например, некоторые
из них считают, что становление мирового
порядка будет идти через конвергенцию
социальных структур, размывание общественно-политических
различий двух типов общества и затухание
классовых антагонизмов (12). Настаивая
на том, что именно такой путь может привести,
в конечном счете, к формированию единой
цивилизации (подчеркнем при этом, что
некоторые из положений данной концепции
отчасти подтверждаются дальнейшим развитием
событий на международной арене), они вместе
с тем достаточно скептически относятся
к возможности создания единого управляющего
центра для всего человечества. Так, по
мнению А.Е. Бовина, отсутствие устойчивого
постоянного баланса интересов не позволяет
говорить - по крайней мере в среднесрочной
перспективе, - о возможности делегирования
подобному центру членами мирового сообщества
части своих прав, своего суверенитета
(13).
Социологический подход отличает и анализ
проблемы мирового порядка, проведенный
представителями Фонда Дата Хам-маршельда,
которые подчеркивают, что уже сегодня
существуют не только объективные потребности,
но и предпосылки перехода от нынешней
политики принятия сиюминутных решений
и часто пассивного реагирования на события
к более последовательной и надежной системе
поддержания мира (14). Глобальный характер
крупнейших мировых проблем требует, по
их мнению, создания руководства нового
типа для их урегулирования. Отстаивая
идею мирового правительства и считая
ООН его основой и прообразом, они подчеркивают,
что уже сегодня ее деятельность должна
отвечать не только требованиям правительств,
но и возрастающим ожиданиям народов.
В наши дни, в силу необычайного повышения
роли частных и негосударственных акторов
международных отношений, резко возрастает
потребность в развитии сотрудничества
на неправительственной основе. ООН и
другие существующие международные организации
уже сейчас выполняют не только политические
функции, но и практически связаны со всеми
отраслями человеческой деятельности.
В дальнейшем эта роль будет еще больше
возрастать, а решение многих международных
программ во все большей степени будет
обеспечиваться неправительственными
источниками. Важными факторами существенных
изменений в мире станут обеспечение их
народной поддержкой и соответственно
восприимчивость международных организаций
к воле народов (см.: 14, № 10, с. 119-120).
Подчеркнем еще раз, что выделение двух
указанных подходов носит условный характер.
Разницу между ними нельзя абсолютизировать,
она относительна: сторонники политологического
подхода не отвергают роль социальных
факторов в становлении нового международного
порядка, так же как и сторонники социологического
подхода не игнорируют влияния политических
факторов. Речь идет лишь о том, что одни
исходят из преимущественно межгосударственных,
политических отношений и на этой основе
осмысливают социальные и иные процессы,
а другие строят анализ политических процессов
и структур международных отношений на
исследовании социальных тенденций. В
то же время представляется, что социологический
подход более плодотворен: он содержит
больше возможностей избежать идеологизации
анализа, он более широк, что дает возможность
интегрировать и политологический анализ,
а главное - он позволяет полнее учитывать
интересы не только государств и политических
институтов, но и интересы социальных
групп и конкретных людей.
Именно с позиций социологического подхода
можно увидеть пути решения неразрешимого
в рамках "чисто" политологического
рассмотрения центрального для проблемы
мирового порядка вопроса - о соотношении
между национально-государственным суверенитетом
и всеобщей мировой ответственностью.
"Священный" принцип суверенитета
выглядит с этих позиций совершенно иначе,
что позволяет заметить, что "безудержное
исполнение национальных суверенитетов
слишком часто сводится к насильственному
шоку борющихся эгоизмов, означает неразумную
эксплуатацию природы без заботы о будущих
поколениях и экономическую систему, которая
не способна реализовать "естественную
справедливость" в отношениях между
богачами "развитого мира" и миллионами
голодающих в "третьем мире" (см.:
8, р. 26).
Недостаток ООН в том и состоит, что она
остается организацией, в рамках которой
осуществляется "дипломатия суверенитетов".
В то же время именно существование ООН
и ее специализированных учреждений свидетельствуют
о попытках передачи государствами части
своего суверенитета в "общий котел"
для решения задач, отвечающих общим интересам.
В дальнейшем объем этой части будет неизбежно
возрастать (15). С этой точки зрения можно
сказать, что переживаемый ныне исторический
период - это период перехода к новому
международному порядку, регулируемому
институтами, законные права которых будут
складываться из добровольно отчуждаемой
и постоянно возрастающей доли суверенитетов
всех участников международных отношений.
Социологический подход, интегрирующий
политологический анализ, как уже отмечалось
выше, дает возможность широкого и целостного
представления проблемы международного
порядка, которое позволяет представить
его основы в виде определенной системы
факторов, и важное место в которой принадлежит
факторам социокультурного характера.
Элементами такой системы выступают отношения
господства, интереса и согласия международных
акторов, а также наличие соответствующих
механизмов, обеспечивающих функционирование
международного порядка и регулирование
возникающих в его рамках напряжений и
кризисов (16). При этом роль первого элемента,
который выражается в военно-силовых отношениях
государств на мировой арене и построенной
на них международной иерархии, сегодня
существенно изменяется, отчасти снижается,
хотя и не исчезает. В этом смысле нынешний
этап международного порядка не перестает
быть системой отношений между ограниченным
количеством государств, занимающих в
мире господствующие, с военно-стратегической
точки зрения, позиции, и остальными странами.
С другой стороны, возрастание роли новых
технологий и связанного с ними уровня
экономического развития повышают их
роль в "рейтинге" того или иного
государства и увеличивают его возможности
влиять на международные дела в своих
национальных интересах. Тем самым, наряду
с относительно снижающейся, но в то же
время сохраняющей значительное воздействие
на состояние международных отношений
иерархией, основанной на военно-силовых
критериях, возникают и усиливают свое
влияние иерархии, вытекающие из возрастающего
экономического неравенства. Сосуществование
обоих видов иерархий и связанных с ними
мотиваций различных международных акторов
- существенная черта нынешнего международного
порядка.
Заметные изменения претерпевает и второй
элемент международного порядка, связанный
с интересами акторов. Во-первых, происходят
преобразования в структуре национальных
интересов государственных акторов международных
отношений: на передний план выдвигаются
интересы, связанные с обеспечением экономического
процветания и материального благополучия.
При этом экономический компонент национального
интереса становится уже не только фактором,
который призван служить увеличению государственной
мощи, а приобретает и все более очевидное
самостоятельное значение - как необходимый
ответ государства на возросшие требования
населения к уровню и качеству жизни, с
одной стороны, и, - с другой стороны, - как
ответ на новые внешние вызовы, связанные
с авторитетом и престижем государства
на мировой арене, его местом в международной
иерархии, складывающейся сегодня на иных
принципах. Во-вторых, укрепление роли
негосударственных акторов сопровождается
снижением контроля со стороны правительств
над мировой экономической жизнью и распределением
ресурсов, большая часть которого осуществляется
транснациональными корпорациями. Интересы
же последних зачастую не связаны с интересами
государств или преобладают над ними.
К соперничеству национальных интересов
добавляется соперничество несовпадающих
с ними полностью интересов транснациональных
предприятий, банков, ассоциаций и других
негосударственных акторов.
Так, в 1991 г. западные частные компании,
руководствующиеся собственными интересами,
снабжают Ирак военными материалами, вопреки
объявленному ООН экономическому эмбарго;
российские политические объединения,
группирующиеся вокруг газеты "День"
организуют отправку добровольцев на
войну в Югославию, невзирая на государственную
политику РФ в данном вопросе; латиноамериканские
наркомафии превращаются не только в силу,
вступающую в конфликты (которые могут
принимать экономические, политические
и вооруженные формы) со "своими"
государствами, но и способствуют интернационализации
подобных конфликтов, в которых хорошо
вооруженные армии "иар-кобаронов"
сталкиваются либо между собой, либо с
вооруженными силами других государств.
При этом у рядового человека складывается
впечатление, что государство либо вовсе
не владеет ситуацией в сфере международных
отношений и поэтому лишь пассивно следует
ей, либо - в лучшем случае - предпринимает
усилия по смягчению ее неблагоприятных
последствий. О "мировом беспорядке"
пишут и профессиональные аналитики.
Что касается третьего элемента международного
порядка - отношений согласия, то речь
идет прежде всего о том, что любой порядок
может иметь место лишь при условии добровольного
присоединения акторов к лежащим в его
основе нормам и принципам. В свою очередь,
это возможно только при определенном
совпадении их с теми общими ценностями,
которые и вынуждают акторов действовать
в определенных границах. По аналогии
с внутриобщественными отношениями можно
сказать, что соблюдение международными
акторами определенных "правил игры"
объясняется не только боязнью наказания,
или непосредственными материальными
интересами, но и консенсусом по поводу
совместной социальной практики и признания
легитимности этих правил.
Легитимность - факт культуры. Процесс
легитимизации всегда связан с адаптацией
"официальных" норм и правил действия
к историческим традициям, верованиям,
обычаям и образцам поведения, присущим
той или иной социальной общности, и их
влиянием на производство норм, определяющих
границы дозволенного и недозволенного.
С другой стороны, он связан с присоединением
к основным положениям идеологии, претендующей
на научность "системы представлений
о мире, функционирующей как вера (политическая)
и принуждение (символическое)" (17). Как
подчеркивает французский политолог Ф.
Бро, термин "символическое принуждение"
достаточно корректно выражает способ
распространения вырабатываемых идеологией
политических верований. В основе процесса
символического принуждения лежит тот
факт, что социальные и политические идеалы,
принятые как господствующие всем обществом,
в действительности вырабатываются в
особых секторах этого-общества его отдельными
представителями. Находясь в привилегированном
положении, они способны через систему
контролируемых ими институтов социализации
- таких, как школа, религиозные или политические
организации, средства массовой информации
и т.п. - навязать обществу систему своих
представлений и идеалов. Эффективность
этого процесса зависит от двух факторов.
Во-первых, от того, насколько удачной
будет попытка рационально представить
частные потребности и идеалы в качестве
общих. И во-вторых, от того, насколько
успешным окажется стремление исключить
(дискредитировать и обесценить) противоположные
требования и идеалы.
Информация о работе Исторические типы международного порядка