Экономические отношения между Россией и Китаем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Сегодня Китайская Народная Республика бурно наращивает темпы развития : в ее экономику инвестируется, по данным британского журнала "Тhе Есоnоmist", до 80% всех капиталовложений, которые направляют иностранные инвесторы в регион. Это означает только одно: Запад и Восток будут все быстрее идти навстречу друг другу, все эффективнее развивать экономические отношения.

Содержание работы

Введение. 2
Экономические отношения между Россией и Китаем. 3
Перспективы торгово-экономических отношений России и Китая в сфере среднего и малого бизнеса. 12
Развитие экономических отношений в других отраслях промышленности. 18
Заключение. 20
Список используемой литературы. 21

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

      В целях координации работы механизма  стороны создали российско-китайскую  Комиссию по подготовке регулярных встреч глав правительств. С российской стороны  ее возглавил Первый заместитель  Председателя Правительства России Б. Е. Немцов, а с китайской - заместитель премьера Ли Ланьцин. Первое заседание Комиссии состоялось накануне июньского 1997 г. визита в Китай В. С. Черномырдина. По ее итогам был подписан Протокол, в котором определены основные направления работы по развитию двусторонних экономических связей на период до третьей встречи премьеров.

      В рамках Комиссии сформированы межправительственные подкомиссии по: торгово-экономическому сотрудничеству, научно-техническому сотрудничеству, сотрудничеству в области  энергетики, сотрудничеству в области  транспорта, сотрудничеству в области ядерной энергетики. В составе подкомиссий созданы рабочие группы, занимающиеся конкретными вопросами. Например, в Подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики действуют рабочие группы по нефти и газу и по электроэнергетике и энергомашиностроению. В Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта по каждому его виду образована отдельная рабочая группа.

      Новая организационная структура российско-китайского экономического сотрудничества получила весьма высокую оценку в обеих странах. За короткий период ее работы наметился рост активности центральных ведомств, местных властей и крупных предприятий России и Китая по развитию торгово-экономических связей. В конце апреля - начале мая с. г. прошло заседание Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта, что повлекло возобновление контактов в сфере транспорта на межгосударственном уровне, которые не поддерживались с 1993 г. В мае состоялось заседание Подкомиссии по сотрудничеству в области ядерной энергетики. Оживились контакты между Минтопэнерго России и его партнерами в правительственных структурах Китая. Достигнута договоренность о создании российско-китайского Координационного совета по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству. Подписано соглашение между Российским международным союзом машиностроителей и отраслевой палатой машиностроителей Китайской международной торговой палаты о создании российско-китайской торгово-промышленной Ассоциации машиностроительных предприятий. Есть планы образования аналогичных двусторонних ассоциаций в других отраслях народного хозяйства.

      На  современном этапе наиболее важным и перспективным направлением российско-китайского экономического сотрудничества являются электроэнергетика, газовая и нефтяная промышленность.

Произошли существенные сдвиги в реализации Соглашения между Россией и Китаем о сотрудничестве в сооружении АЭС на территории Китая. В марте 1997 г. подписан рамочный контракт о сооружении АЭС Ляньюньган в провинции Цзянсу, а в мае - контракт на технический проект станции, что позволило фактически приступить к возведению объекта.

В этом году достигнута принципиальная договоренность о строительстве ЛЭП для переброски электроэнергии из Иркутской области  в Китай. Уже в ближайшие месяцы стороны проведут совместную работу по подготовке предварительного ТЭО проекта, чтобы заключить соответствующее соглашение.

      Широкие перспективы сотрудничества открываются  в таких сферах, как прокладка  газо- и нефтепроводов в Китай  из месторождений Сибири и Дальнего Востока, разведка и разработка нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в Китае и России, развитие газотранспортных систем, включая подземные хранилища природного газа.

В июне 1997 г. в Пекине подписано Соглашение между Минтопэнерго России и Китайской  Национальной нефтегазовой корпорацией об организации проектов сотрудничества в области нефти и газа. В нем речь идет о газопроводах из Ковыктинского месторождения в Иркутской области и из Западной Сибири в Китай, а также о нефтепроводе для транспортировки сырой нефти из Восточно-Сибирского региона России в Китай. Изучается проект строительства нефтяного продуктопровода из Читинской области в Автономный район Внутренняя Монголия КНР.

      Важную  роль в совершенствовании транспортной инфраструктуры российско-китайских  экономических связей должны сыграть краткосрочная (до 2001 года) и долгосрочная программы сотрудничества в области транспорта, разработать которые предполагается в ближайшем будущем. В июне 1997 г. Министерство путей сообщения России и Министерство железных дорог КНР подписали Соглашение о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта. Его реализация позволит радикально модернизировать и повысить эффективность железнодорожного сообщения, на которое приходится около 90% перевозок грузов между нашими странами.

В области  транспорта стороны обсуждают ряд  проектов, связанных с закупкой и  лизингом китайской стороной российской авиатехники, совместным производством  самолетов, созданием смешанной  российско-китайской транспортной авиакомпании, сотрудничеством в  области скоростного судостроения.

      Есть  надежда, что в скором будущем  в Китае появятся первые довольно крупные российско-китайские совместные предприятия. В июне с. г. в Пекине Уральский автомобильный завод  и китайская корпорация “У Юэ”  подписали Меморандум о создании СП по сборке большегрузных автомобилей марки “Урал” в КНР, а Красноярский завод комбайнов и Пекинская корпорация комбайнов заключили Протокол о намерениях по созданию в Пекине СП по производству сельскохозяйственных комбайнов.

Все это  свидетельствует о том, что для развития российско-китайского экономического сотрудничества существуют весьма благоприятные возможности. Однако их реализация в решающей степени зависит от энергии, инициативы и предприимчивости деловых кругов, правительственных структур и местных властей обеих стран.

Перспективы торгово-экономических  отношений России и Китая в сфере  среднего и малого бизнеса.

      Согласно  статистики, официальный товарооборот между Россией и Китаем составляет свыше 7 млрд. долларов в год, в том  числе экспорт в Китай - 4 млрд., а импорт из Китая - 3 млрд. долларов. В то же время неофициальный импорт из Китая, поступающий по каналам авиакарго и так называемой "серой растаможки", оценивается в 7 млрд. долл., при этом первое место по ввозу занимает азербайджанская, афганская и армянская диаспоры в Москве (около 3 млрд),второе место китайская диаспора (2,5 млрд ) и третье место-россияне (1,5 млрд.) долларов в год. Свыше 70% товарных поставок приходится на Москву, откуда товар развозится в различные города и регионы России и СНГ. Вывоз капитала из Москвы только китайской диаспорой составляет около 3, 5 млрд. долларов в год. Примерно 2/3 поставляемого товара производится в приморских провинциях Китая Чжэцзян (обувь, шелк), Фуцзянь (верхняя одежда, кроссовки, спортивные товары) и Гуандун (обувь, бытовая техника, часы, светильники, строительные материалы, сантехника, игрушки, компьютерные комплектующие и аксессуары, аккумуляторы и батарейки, искусственные цветы и т.д.) Приморская провинция Гуандун расположена в юго-восточной части Китая. Близость к Гонконгу предопределило ее развитие как центра легкой, текстильной и электронной промышленности. На территории провинции расположены три специальные экономические зоны Китая (ЭЗ) - Шэньчжэнь, Шаньтоу и Чжухай. Большие льготы для иностранного капитала, предоставленные государством, обусловили значительный приток инвестиций в СЭЗ и гг. Гуанчжоу, Дунгуань. Созданы десятки тысяч предприятий с капиталом из Гонконга, Тайваня, Японии, Южной Кореи, стран ЮВА, Европы и США. 
 
          Административный центр-город Гуанчжоу (старое название Кантон), крупнейший финансово-экономический центр Южного Китая. 
Продукция,производимая в провинции, в основном предназначена для экспорта. Часть товаров поступает на внутренний рынок и широко представлена на оптовых рынках Гуанчжоу и близлежащих городов. Значительные объемы товаров повседневного спроса приобретаются бизнесменами из арабских стран, Италии, Греции, Турции, осуществляющими их последующую перепродажу в Россию и страны СНГ. Провинция Гуандун имеет огромный экспортный потенциал и в настоящее время является наиболее перспективным направлением как для крупных оптовиков, так и для шоп-туристов, учитывая дешевизну и разнообразие предлагаемых товаров. Оптовые рынки Гуанчжоу, других близлежащих городов и СЭЗ имеют достаточно узкую специализацию. 
         Масштабы рынков, их организация, ассортимент товаров и порядок их приобретения существенно отличаются от Пекина, приграничных городов и Урумчи. На рынках широко представлены товаропроизводители, имеющие собственные постоянно действующие выставки и show-rooms. 
 
Существуют различные формы заказа и приобретения товара: 
 
1) Покупка товара, имеющегося в наличии, как правило, сезонного. 
2) Покупка партий стокового товара, предназначавшегося для экспорта, но непоставленного по различным причинам (как правило, несезонного). 3) Заказ товара по образцам производителя с исполнением 15-30 дней; 
4) Заказ товара по образцам Заказчика и в соответствии с его требованиями по оформлению дизайна, товарного знака, упаковки со сроком исполнения от 25 до 45 дней в зависимости от партии и сложности заказа (указанная форма очень распространена в городах Дунгуань - провинция Гуандун,Сямэнь и Шиши -провинция Фуцзянь) и Вэньчжоу - провинция Чжэцзян, когда с международных выставок в Европе привозятся перспективные модели одежды и обуви на следующий сезон и по образцам производятся большие партии качественных подделок). Так например, обувь " TERVOLINO" и " SALITA" почти полностью производится в городе Вэньчжоу. К оплате принимаются доллары США, юани КНР, доллары Гонконга, а в приграничных городах Суйфэньхэ, Хэйхэ, Маньчжурия - российские рубли.  
 
Основные оптовые рынки в городе Гуанчжоу поздразделяются на следующие: 
 
Рынки обуви - Хуанань, Оулу, Цзинье, Цзимэйцзе, Цзюлун, Юэсюй, Тяньхэ. 
Рынки одежды- Бубугао, Люхуа, Шахэ, Байма, Дичжунхай, Сиху, Шанся цзюлу, Хумэнь (г.Дунгуань), рынок детской одежды Гуанфу. 
Рынки детских игрушек- Хайчжу, Вэньюань. 
Рынки автозапчастей и аксессуаров - Даньфулу, Гуан юань. 
Мебельные рынки - Цзиньхайма, Тяньхэ, Дунсинь, Лэцун (г. Шуньдэ) 
Рынки тканей - Хайин, Чжуншань 
Компьютерные аксессуары - город Шэньчжэнь 
 
Широко представлены оптовые рынки часов, сумок, люстр и светильников, строительных и отделочных материалов, электроники и электротоваров, канцелярских товаров, искусственных цветов. Наиболее известные рынки г. Шэньчжэнь - Евроазиатский оптовый рынок, рынки у моста Жэньминьцяо, Сяннань, Жэньминьлу эрхуацзе, китайско-английский рынок. Дополнительный импульс по развитию шоп-туров в провинцию Гуандун придало открытие в 2000 году прямого регулярного рейса (1 раз в неделю) Хабаровск-Гуанчжоу. Консалтинг и организация поездок. 
 
При запросах со стороны клиентов оптимальным представляется получение от них подробной заявки с изложением того, что и какого качества они хотели бы приобрести. Возможна также разработка формы заявки. После получения заявки фирма предоставляет клиенту исчерпывающую информацию в течение 7-дневного срока. Предоставление такой информации является платной. Далее после получения ответов на запрошенную информацию Заказчик принимает решение о поездке и ее сроках. Принимающая сторона к этому времени уже достаточно серьезно подготовлена к приему Заказчика. Организация и порядок отправки грузов. 
 
Наиболее удобной и перспективной формой является использование услуг местной агентирующей компании. В Гуанчжоу и СЭЗ Шэньчжэнь осуществляют свою деятельность специализированные агентирующие компании, оказывающие комплексные услуги по подбору товаропроизводителей, предоставлению русскоговорящих гидов-переводчиков, открытию счетов, проверке качества товара, консолидации грузов на складе, их упаковки, маркировки, затаможиванию и отгрузке контейнерами по наиболее выгодным тарифам либо отправке на склад карго-агента в Пекине для последующей переправки в Москву или другие города России и СНГ.  
 
Стоимость некоторых услуг агентирующих компаний: 
 
- Услуги гида-переводчика в день - от $ 30 + питание.  
- Хранение груза на складе до его отправки - бесплатно 
- Транспортировка груза склад Гуанчжоу - склад Пекина - $0,15-$0,20/кг в зависимости от объема и характера груза,  
- Страховка груза внутри КНР - 0,3% от стоимости. 
 
Комплексные услуги, оказываемые агентирующей компанией, не превышают 3% от общей стоимости заключаемых контрактов. Как правило, агентирующие фирмы создаются при крупных государственных внешнеторговых компаниях, пользующихся высокой репутацией и имеющих большой опыт в осуществлении экспортных операций. При этом агентирующая компания не вмешивается в обсуждение цен между Заказчиком и Производителем, а зачастую даже отстаивает интересы Заказчика, рассчитывая на заключение агентского соглашения. Стоимость карго Пекин-Москва составляет от $ 2,6 за один кг груза. Эти услуги оплачиваются при получении груза в Москве. Однако наиболее экономичной, безопасной и перспективной является отгрузка товара 40-футовыми контейнерами как по железной дороге, так и по морю (сроки доставки до Сибири - 15-20 дней-ж/д, до Москвы 35-40 дней-море). В последнее время наблюдается увеличение консолидированных поставок, когда несколько человек отправляют свой груз в одном или нескольких контейнерах совместно. Такие поставки, как правило, планируются заранее . Стоимость 40-футового контейнера от склада в Гуанчжоу до склада в Москве, включая транспортные расходы и растаможивание, составляет примерно 11 000 долларов США или около 0,6 долларов США за 1 кг, то есть в 4-5 раз дешевле, чем отправка груза авиакарго. Безусловно, накладные расходы, связанные с поездкой в Гуанчжоу и отправкой груза с юга Китая, выше, чем при поездке в Пекин или приграничные города. Если недельная поездка в Пекин из Москвы обходится в $ 700, то на юг Китая в Гуанчжоу - в $ 950.  
 
      Оптимальный маршрут авиаперелетов:  
 
Москва-Пекин-Гуанчжоу, Москва-Гонконг-Гуанчжоу. Однако за счет низкой стоимости аналогичных либо более качественных товаров в Южном Китае их себестоимость в конечном пункте назначения с учетом всех издержек и накладных расходов, будет примерно на 35-45% ниже, чем себестоимость товаров КНР, приобретенных в Пекине либо других странах. Такая экономия обеспечивается за счет исключения из сделки промежуточных торгово-посреднических компаний, также закупающих товар в Южном Китае. В условиях сложившейся в России финансовой ситуации этот фактор уже стал определяющим при принятии решения о географии поездок шоп-туристами, специализирующимися на китайских товарах. Важно также отметить, что при установлении в дальнейшем доверительных отношений с товаропроизводителями и агентирующими компаниями в Гуанчжоу отпадает необходимость регулярных поездок. Заказ и отгрузка товаров может осуществляться по отработанной взаимоприемлемой схеме, в том числе и через Интернет.
 

 

Развитие экономических  отношений в других отраслях промышленности.

      В 2001 г. возрос российский экспорт нефти  и нефтепродуктов, металлов, продукции  лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также существенно увеличились поставки машинотехнической продукции. Ведется активная проработка крупных проектов по строительству нефте- и газопроводов для поставок энергетического сырья в Китай и третьи страны. В перспективе около 1/2 импортных потребностей в нефти Китай будет обеспечивать за счет поставок из России. 
В сентябре 2001 г. в был заключен контракт между Министерством энергетики России, компаниями "ЮКОС" и "Транснефть", с одной стороны, и Госпланом КНР, а также китайской национальной нефтегазовой компанией - с другой, о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства нефтепровода из России в КНР. Предполагается, что подготовка ТЭО завершится летом 2002 г. Нефтепровод протяженностью 2,4 тыс. км соединит города Ангарск и Дацин и по нему будет ежегодно перекачиваться более 20 млн. т нефти. Стоимость проекта оценивается в 1,7 млрд. долл. После его ввода в эксплуатацию в 2005 г. объем российского экспорта нефти в КНР значительно возрастет.

Официальные российские представители заявили 9 июня в Чунцине /КНР/, что Россия стала участвовать в масштабном освоении западного Китая в целях  
укрепления межгосударственных отношений двух стран и обеспечения их общих интересов.

Советник  посольства России в Китае В. Портяков сообщил, что уже началось пробное сотрудничество двух стран в Синьцзян-Уйгурском автономном  
районе /СУАР/ и провинции Цинхай.

Он также  подчеркнул, что, в программу сотрудничества входит строительство в СУАР предприятия, изготовляющего оборудование для передачи электроэнергии с помощью современных технологий. Между двумя странами идут переговоры по вопросам совместной добычи минеральных ресурсов, нефти и природного газа в Цинхае и СУАР.

Как стало  известно в министерстве внешней  торговли и внешнеэкономического сотрудничества, активизируются контакты между Россией и местными правительствами, а также предприятиями западного Китая. Растет объем приграничной торговли.

Российская  сторона намерена наладить сотрудничество с Китаем в области высоких  новейших технологий и привлечения специалистов в ходе освоения западных регионов страны.

Стратегия масштабного освоения западного  Китая уже привлекла пристальное  внимание в мире. Однако, в настоящее  время в этом процессе принимают  участие, главным образом, транснациональные компании западных стран.

      Успешное  сотрудничество России с Китаем в  области электроэнергетики и  тяжелой промышленности в восточном  и центральном регионах страны, включая  провинции Хэбэй, Цзянсу и Хубэй, заложило основу для участия России в масштабном освоении западного Китая. 
Компетентные ведомства России разрабатывают план поставки машин и оборудования для освоения западного Китая, а также план сотрудничества с КНР по реализации проекта перекачки природного газа из западных районов Китая в восточные.

Участие России в освоении западного Китая, по словам дипломата России, не только выведет на новый уровень российско-китайские  торгово-экономические связи, но и  укрепит межгосударственные отношения  двух стран, окажет большое влияние  на их стратегические интересы в этом регионе.

Экономист Академии общественных наук Китая, академик Российской академии наук Ли Цзиньвэнь  считает, что российско-китайскому сотрудничеству способствуют благоприятные  условия обеих стран в плане  истории, географии и промышленной структуры. Опыт и технологии России можно непосредственно применять в ходе освоения западного Китая. С перспективной точки зрения потенциал китайско-российского сотрудничества считается огромным.

Заместитель председателя думской комиссии по природным  ресурсам Констатин Ремчуков сообщил, что новое правительство России уже приняло решение о приоритетном развитии торгово-экономических связей с Китаем и странами СНГ. Участие в освоении западного Китая выведет эти связи  
на новый уровень.

Заключение

      Подъем  экономического сотрудничества России и Китая до уровня политического назван в концепции внешней политики Российской Федерации главной задачей во всем комплексе российско-китайских отношений. Последние годы отмечены продвижением вперед в плане усиления торгово-экономической составляющей двусторонних связей. Россия вошла в число 10 крупнейших торговых партнеров Китая. В 2000 г. товарооборот России с Китаем возрос до 8 млрд. долл., и в 2001 г., возрос до 10 млрд. долл. 
Торгово-экономические отношения между Китаем и Россией характеризируются большой взаимодополняемостью и великими потенциальными возможностями. Хорошие отношения с Китаем являются жизненно важными для России как в экономическом, так и в геополитическом плане. Ослабленной экономическими проблемами России как воздух необходимы стабильные отношения с мощным азиатским соседом.
 

Информация о работе Экономические отношения между Россией и Китаем