Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:25, курсовая работа
Сегодня Китайская Народная Республика бурно наращивает темпы развития : в ее экономику инвестируется, по данным британского журнала "Тhе Есоnоmist", до 80% всех капиталовложений, которые направляют иностранные инвесторы в регион. Это означает только одно: Запад и Восток будут все быстрее идти навстречу друг другу, все эффективнее развивать экономические отношения.
Введение. 2
Экономические отношения между Россией и Китаем. 3
Перспективы торгово-экономических отношений России и Китая в сфере среднего и малого бизнеса. 12
Развитие экономических отношений в других отраслях промышленности. 18
Заключение. 20
Список используемой литературы. 21
В
целях координации работы механизма
стороны создали российско-
В рамках Комиссии сформированы межправительственные подкомиссии по: торгово-экономическому сотрудничеству, научно-техническому сотрудничеству, сотрудничеству в области энергетики, сотрудничеству в области транспорта, сотрудничеству в области ядерной энергетики. В составе подкомиссий созданы рабочие группы, занимающиеся конкретными вопросами. Например, в Подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики действуют рабочие группы по нефти и газу и по электроэнергетике и энергомашиностроению. В Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта по каждому его виду образована отдельная рабочая группа.
Новая
организационная структура
На современном этапе наиболее важным и перспективным направлением российско-китайского экономического сотрудничества являются электроэнергетика, газовая и нефтяная промышленность.
Произошли существенные сдвиги в реализации Соглашения между Россией и Китаем о сотрудничестве в сооружении АЭС на территории Китая. В марте 1997 г. подписан рамочный контракт о сооружении АЭС Ляньюньган в провинции Цзянсу, а в мае - контракт на технический проект станции, что позволило фактически приступить к возведению объекта.
В этом
году достигнута принципиальная договоренность
о строительстве ЛЭП для
Широкие перспективы сотрудничества открываются в таких сферах, как прокладка газо- и нефтепроводов в Китай из месторождений Сибири и Дальнего Востока, разведка и разработка нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в Китае и России, развитие газотранспортных систем, включая подземные хранилища природного газа.
В июне 1997 г. в Пекине подписано Соглашение между Минтопэнерго России и Китайской Национальной нефтегазовой корпорацией об организации проектов сотрудничества в области нефти и газа. В нем речь идет о газопроводах из Ковыктинского месторождения в Иркутской области и из Западной Сибири в Китай, а также о нефтепроводе для транспортировки сырой нефти из Восточно-Сибирского региона России в Китай. Изучается проект строительства нефтяного продуктопровода из Читинской области в Автономный район Внутренняя Монголия КНР.
Важную
роль в совершенствовании
В области
транспорта стороны обсуждают ряд
проектов, связанных с закупкой и
лизингом китайской стороной российской
авиатехники, совместным производством
самолетов, созданием смешанной
российско-китайской
Есть
надежда, что в скором будущем
в Китае появятся первые довольно
крупные российско-китайские
Все это свидетельствует о том, что для развития российско-китайского экономического сотрудничества существуют весьма благоприятные возможности. Однако их реализация в решающей степени зависит от энергии, инициативы и предприимчивости деловых кругов, правительственных структур и местных властей обеих стран.
Перспективы торгово-экономических отношений России и Китая в сфере среднего и малого бизнеса.
Согласно
статистики, официальный товарооборот
между Россией и Китаем составляет
свыше 7 млрд. долларов в год, в том
числе экспорт в Китай - 4 млрд., а
импорт из Китая - 3 млрд. долларов. В то
же время неофициальный импорт из Китая,
поступающий по каналам авиакарго и так
называемой "серой растаможки", оценивается
в 7 млрд. долл., при этом первое место по
ввозу занимает азербайджанская, афганская
и армянская диаспоры в Москве (около 3
млрд),второе место китайская диаспора
(2,5 млрд ) и третье место-россияне (1,5 млрд.)
долларов в год. Свыше 70% товарных поставок
приходится на Москву, откуда товар развозится
в различные города и регионы России и
СНГ. Вывоз капитала из Москвы только китайской
диаспорой составляет около 3, 5 млрд. долларов
в год. Примерно 2/3 поставляемого товара
производится в приморских провинциях
Китая Чжэцзян (обувь, шелк), Фуцзянь (верхняя
одежда, кроссовки, спортивные товары)
и Гуандун (обувь, бытовая техника, часы,
светильники, строительные материалы,
сантехника, игрушки, компьютерные комплектующие
и аксессуары, аккумуляторы и батарейки,
искусственные цветы и т.д.) Приморская
провинция Гуандун расположена в юго-восточной
части Китая. Близость к Гонконгу предопределило
ее развитие как центра легкой, текстильной
и электронной промышленности. На территории
провинции расположены три специальные
экономические зоны Китая (ЭЗ) - Шэньчжэнь,
Шаньтоу и Чжухай. Большие льготы для иностранного
капитала, предоставленные государством,
обусловили значительный приток инвестиций
в СЭЗ и гг. Гуанчжоу, Дунгуань. Созданы
десятки тысяч предприятий с капиталом
из Гонконга, Тайваня, Японии, Южной Кореи,
стран ЮВА, Европы и США.
Административный
центр-город Гуанчжоу (старое название
Кантон), крупнейший финансово-экономический
центр Южного Китая.
Продукция,производимая в провинции, в
основном предназначена для экспорта.
Часть товаров поступает на внутренний
рынок и широко представлена на оптовых
рынках Гуанчжоу и близлежащих городов.
Значительные объемы товаров повседневного
спроса приобретаются бизнесменами из
арабских стран, Италии, Греции, Турции,
осуществляющими их последующую перепродажу
в Россию и страны СНГ. Провинция Гуандун
имеет огромный экспортный потенциал
и в настоящее время является наиболее
перспективным направлением как для крупных
оптовиков, так и для шоп-туристов, учитывая
дешевизну и разнообразие предлагаемых
товаров. Оптовые рынки Гуанчжоу, других
близлежащих городов и СЭЗ имеют достаточно
узкую специализацию.
Масштабы рынков,
их организация, ассортимент товаров и
порядок их приобретения существенно
отличаются от Пекина, приграничных городов
и Урумчи. На рынках широко представлены
товаропроизводители, имеющие собственные
постоянно действующие выставки и show-rooms.
Существуют различные формы заказа и приобретения
товара:
1) Покупка товара, имеющегося в наличии,
как правило, сезонного.
2) Покупка партий стокового товара, предназначавшегося
для экспорта, но непоставленного по различным
причинам (как правило, несезонного). 3)
Заказ товара по образцам производителя
с исполнением 15-30 дней;
4) Заказ товара по образцам Заказчика
и в соответствии с его требованиями по
оформлению дизайна, товарного знака,
упаковки со сроком исполнения от 25 до
45 дней в зависимости от партии и сложности
заказа (указанная форма очень распространена
в городах Дунгуань - провинция Гуандун,Сямэнь
и Шиши -провинция Фуцзянь) и Вэньчжоу
- провинция Чжэцзян, когда с международных
выставок в Европе привозятся перспективные
модели одежды и обуви на следующий сезон
и по образцам производятся большие партии
качественных подделок). Так например,
обувь " TERVOLINO" и " SALITA" почти
полностью производится в городе Вэньчжоу.
К оплате принимаются доллары США, юани
КНР, доллары Гонконга, а в приграничных
городах Суйфэньхэ, Хэйхэ, Маньчжурия
- российские рубли.
Основные оптовые рынки в городе Гуанчжоу
поздразделяются на следующие:
Рынки обуви - Хуанань, Оулу, Цзинье, Цзимэйцзе,
Цзюлун, Юэсюй, Тяньхэ.
Рынки одежды- Бубугао, Люхуа, Шахэ, Байма,
Дичжунхай, Сиху, Шанся цзюлу, Хумэнь (г.Дунгуань),
рынок детской одежды Гуанфу.
Рынки детских игрушек- Хайчжу, Вэньюань.
Рынки автозапчастей и аксессуаров - Даньфулу,
Гуан юань.
Мебельные рынки - Цзиньхайма, Тяньхэ,
Дунсинь, Лэцун (г. Шуньдэ)
Рынки тканей - Хайин, Чжуншань
Компьютерные аксессуары - город Шэньчжэнь
Широко представлены оптовые рынки часов,
сумок, люстр и светильников, строительных
и отделочных материалов, электроники
и электротоваров, канцелярских товаров,
искусственных цветов. Наиболее известные
рынки г. Шэньчжэнь - Евроазиатский оптовый
рынок, рынки у моста Жэньминьцяо, Сяннань,
Жэньминьлу эрхуацзе, китайско-английский
рынок. Дополнительный импульс по развитию
шоп-туров в провинцию Гуандун придало
открытие в 2000 году прямого регулярного
рейса (1 раз в неделю) Хабаровск-Гуанчжоу.
Консалтинг и организация поездок.
При запросах со стороны клиентов оптимальным
представляется получение от них подробной
заявки с изложением того, что и какого
качества они хотели бы приобрести. Возможна
также разработка формы заявки. После
получения заявки фирма предоставляет
клиенту исчерпывающую информацию в течение
7-дневного срока. Предоставление такой
информации является платной. Далее после
получения ответов на запрошенную информацию
Заказчик принимает решение о поездке
и ее сроках. Принимающая сторона к этому
времени уже достаточно серьезно подготовлена
к приему Заказчика. Организация и порядок
отправки грузов.
Наиболее удобной и перспективной формой
является использование услуг местной
агентирующей компании. В Гуанчжоу и СЭЗ
Шэньчжэнь осуществляют свою деятельность
специализированные агентирующие компании,
оказывающие комплексные услуги по подбору
товаропроизводителей, предоставлению
русскоговорящих гидов-переводчиков,
открытию счетов, проверке качества товара,
консолидации грузов на складе, их упаковки,
маркировки, затаможиванию и отгрузке
контейнерами по наиболее выгодным тарифам
либо отправке на склад карго-агента в
Пекине для последующей переправки в Москву
или другие города России и СНГ.
Стоимость некоторых услуг агентирующих
компаний:
- Услуги гида-переводчика в день - от $
30 + питание.
- Хранение груза на складе до его отправки
- бесплатно
- Транспортировка груза склад Гуанчжоу
- склад Пекина - $0,15-$0,20/кг в зависимости
от объема и характера груза,
- Страховка груза внутри КНР - 0,3% от стоимости.
Комплексные услуги, оказываемые агентирующей
компанией, не превышают 3% от общей стоимости
заключаемых контрактов. Как правило,
агентирующие фирмы создаются при крупных
государственных внешнеторговых компаниях,
пользующихся высокой репутацией и имеющих
большой опыт в осуществлении экспортных
операций. При этом агентирующая компания
не вмешивается в обсуждение цен между
Заказчиком и Производителем, а зачастую
даже отстаивает интересы Заказчика, рассчитывая
на заключение агентского соглашения.
Стоимость карго Пекин-Москва составляет
от $ 2,6 за один кг груза. Эти услуги оплачиваются
при получении груза в Москве. Однако наиболее
экономичной, безопасной и перспективной
является отгрузка товара 40-футовыми контейнерами
как по железной дороге, так и по морю (сроки
доставки до Сибири - 15-20 дней-ж/д, до Москвы
35-40 дней-море). В последнее время наблюдается
увеличение консолидированных поставок,
когда несколько человек отправляют свой
груз в одном или нескольких контейнерах
совместно. Такие поставки, как правило,
планируются заранее . Стоимость 40-футового
контейнера от склада в Гуанчжоу до склада
в Москве, включая транспортные расходы
и растаможивание, составляет примерно
11 000 долларов США или около 0,6 долларов
США за 1 кг, то есть в 4-5 раз дешевле, чем
отправка груза авиакарго. Безусловно,
накладные расходы, связанные с поездкой
в Гуанчжоу и отправкой груза с юга Китая,
выше, чем при поездке в Пекин или приграничные
города. Если недельная поездка в Пекин
из Москвы обходится в $ 700, то на юг Китая
в Гуанчжоу - в $ 950.
Оптимальный маршрут
авиаперелетов:
Москва-Пекин-Гуанчжоу, Москва-Гонконг-Гуанчжоу.
Однако за счет низкой стоимости аналогичных
либо более качественных товаров в Южном
Китае их себестоимость в конечном пункте
назначения с учетом всех издержек и накладных
расходов, будет примерно на 35-45% ниже,
чем себестоимость товаров КНР, приобретенных
в Пекине либо других странах. Такая экономия
обеспечивается за счет исключения из
сделки промежуточных торгово-посреднических
компаний, также закупающих товар в Южном
Китае. В условиях сложившейся в России
финансовой ситуации этот фактор уже стал
определяющим при принятии решения о географии
поездок шоп-туристами, специализирующимися
на китайских товарах. Важно также отметить,
что при установлении в дальнейшем доверительных
отношений с товаропроизводителями и
агентирующими компаниями в Гуанчжоу
отпадает необходимость регулярных поездок.
Заказ и отгрузка товаров может осуществляться
по отработанной взаимоприемлемой схеме,
в том числе и через Интернет.
Развитие экономических отношений в других отраслях промышленности.
В
2001 г. возрос российский экспорт нефти
и нефтепродуктов, металлов, продукции
лесной и деревообрабатывающей промышленности,
а также существенно увеличились поставки
машинотехнической продукции. Ведется
активная проработка крупных проектов
по строительству нефте- и газопроводов
для поставок энергетического сырья в
Китай и третьи страны. В перспективе около
1/2 импортных потребностей в нефти Китай
будет обеспечивать за счет поставок из
России.
В сентябре 2001 г. в был заключен контракт
между Министерством энергетики России,
компаниями "ЮКОС" и "Транснефть",
с одной стороны, и Госпланом КНР, а также
китайской национальной нефтегазовой
компанией - с другой, о разработке технико-экономического
обоснования (ТЭО) строительства нефтепровода
из России в КНР. Предполагается, что подготовка
ТЭО завершится летом 2002 г. Нефтепровод
протяженностью 2,4 тыс. км соединит города
Ангарск и Дацин и по нему будет ежегодно
перекачиваться более 20 млн. т нефти. Стоимость
проекта оценивается в 1,7 млрд. долл. После
его ввода в эксплуатацию в 2005 г. объем
российского экспорта нефти в КНР значительно
возрастет.
Официальные
российские представители заявили 9 июня
в Чунцине /КНР/, что Россия стала участвовать
в масштабном освоении западного Китая
в целях
укрепления межгосударственных отношений
двух стран и обеспечения их общих интересов.
Советник
посольства России в Китае В. Портяков
сообщил, что уже началось пробное сотрудничество
двух стран в Синьцзян-Уйгурском автономном
районе /СУАР/ и провинции Цинхай.
Он также подчеркнул, что, в программу сотрудничества входит строительство в СУАР предприятия, изготовляющего оборудование для передачи электроэнергии с помощью современных технологий. Между двумя странами идут переговоры по вопросам совместной добычи минеральных ресурсов, нефти и природного газа в Цинхае и СУАР.
Как стало известно в министерстве внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества, активизируются контакты между Россией и местными правительствами, а также предприятиями западного Китая. Растет объем приграничной торговли.
Российская сторона намерена наладить сотрудничество с Китаем в области высоких новейших технологий и привлечения специалистов в ходе освоения западных регионов страны.
Стратегия
масштабного освоения западного
Китая уже привлекла
Успешное
сотрудничество России с Китаем в
области электроэнергетики и
тяжелой промышленности в восточном
и центральном регионах страны, включая
провинции Хэбэй, Цзянсу и Хубэй,
заложило основу для участия России
в масштабном освоении западного Китая.
Компетентные ведомства России разрабатывают
план поставки машин и оборудования для
освоения западного Китая, а также план
сотрудничества с КНР по реализации проекта
перекачки природного газа из западных
районов Китая в восточные.
Участие
России в освоении западного Китая,
по словам дипломата России, не только
выведет на новый уровень российско-
Экономист Академии общественных наук Китая, академик Российской академии наук Ли Цзиньвэнь считает, что российско-китайскому сотрудничеству способствуют благоприятные условия обеих стран в плане истории, географии и промышленной структуры. Опыт и технологии России можно непосредственно применять в ходе освоения западного Китая. С перспективной точки зрения потенциал китайско-российского сотрудничества считается огромным.
Заместитель
председателя думской комиссии по природным
ресурсам Констатин Ремчуков сообщил,
что новое правительство России уже приняло
решение о приоритетном развитии торгово-экономических
связей с Китаем и странами СНГ. Участие
в освоении западного Китая выведет эти
связи
на новый уровень.
Подъем
экономического сотрудничества России
и Китая до уровня политического назван
в концепции внешней политики Российской
Федерации главной задачей во всем комплексе
российско-китайских отношений. Последние
годы отмечены продвижением вперед в плане
усиления торгово-экономической составляющей
двусторонних связей. Россия вошла в число
10 крупнейших торговых партнеров Китая.
В 2000 г. товарооборот России с Китаем возрос
до 8 млрд. долл., и в 2001 г., возрос до 10 млрд.
долл.
Торгово-экономические отношения между
Китаем и Россией характеризируются большой
взаимодополняемостью и великими потенциальными
возможностями. Хорошие отношения с Китаем
являются жизненно важными для России
как в экономическом, так и в геополитическом
плане. Ослабленной экономическими проблемами
России как воздух необходимы стабильные
отношения с мощным азиатским соседом.
Информация о работе Экономические отношения между Россией и Китаем