Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:14, реферат
Данная работа направлена на осветление темы особенности экономического развития Финляндии , а так же анализу состояния связей экономики страны с партнерами из других государств и в частности с Украиной
Введение
Общая характеристика современного экономического положения Финляндии
Структура экономики Финляндии
Основные показатели экономического развития Финляндии
Финляндия в мировом пространстве
Финляндия и Украина
Заключение
Список использованной литературы
Около 60% ВВП создаётся в сфере услуг. На промышленность приходится порядка 30% ВВП, доля сельского и лесного хозяйства составляет около 4%. Основа финской индустрии – Машино- и приборостроение и металлообработка – 50% производства, лесобумажная – 20%, а также химическая промышленность – 10%.
Внешние экономические
связи имеют весьма большое значение
для хозяйственной жизни
Темпы роста инфляции в Финляндии замедлились с 1,2% в 2004 году до 1,0% в 2005 году, а в 2006 году составили 1,3% и остаются самым низким показателем среди стран ОЭСР – Организации экономического сотрудничества и развития – (2,6%) и еврозоны (2,2%), несмотря на сохранение высоких цен на нефть в 2006 году. Индекс потребительских цен был выше уровня предыдущего года и составил 2% (в 2005 году – 1,6%), а в еврозоне он вырос до 2,1%.
Уровень безработицы в Финляндии в 2006 году снизился и составил 7,8% что немного ниже среднего уровня безработицы в еврозоне в этот период – 8,4%, но всё же он остается достаточно высоким среди стран-членов ЕС. Стремление Правительства страны создать значительное количество новых рабочих мест на малых и средних предприятиях пока не удалось реализовать в полной мере.
Уровень занятости трудоспособного населения составил 68,8%. В 2006 году темпы роста занятости несколько замедлились и составили 1,6%. Возросла занятость в 2006 году в металлургической промышленности, строительстве, розничной торговле, на транспорте. Вместе с тем, сократилось число рабочих мест в сельском и лесном хозяйстве. Ожидается, что занятость будет расти и дальше, но более низкими темпами. Характерной чертой безработицы в Финляндии является структурная безработица, когда при высоком уровне безработицы не хватает работников в сферах, требующих высокого профессионального уровня. В 2006 году в экономике насчитывалось свыше 41 тысячи свободных вакансий, что на 6 тысяч больше, чем в предыдущем. Однако половину из этих свободных мест так и не удалось заполнить из-за отсутствия специалистов соответствующих специальностей. Попытка правительства страны создать рабочие места на малых и средних предприятиях пока терпит неудачу. Количество рабочих мест на этих предприятиях снизилось впервые за четыре года на 2%.
В отношении борьбы с безработицей государство делает упор на такую успешную область как информационные технологии: быстрая передача информации является сегодня ключевым понятием в борьбе с безработицей. Конечно, Интернет существенно повысил эффективность деятельности служб занятости.
В конце 70-х годов в Финляндии была проведена широкомасштабная реформа регионального управления. Три министерства – торговли и промышленности, сельского и лесного хозяйства и труда объединили свои усилия и ресурсы и создали региональные центры экономики и занятости. Круг задач, которые решают эти центры, достаточно широк: поддержка и консультирование малых предприятий, содействие технологическому прогрессу, помощь в решении вопросов экспорта, трудоустройства, планирование и организация обучения и переобучения рабочей силы, содействие фермерству, участие в развитии своего региона.
В 90-х годах ситуация с занятостью в Финляндии была достаточно сложной: за период экономического спада была ликвидирована почти пятая часть рабочих мест. Уровень безработицы подскочил с 3,5% до 17%. Позже, конечно, углубление трехстороннего сотрудничества, развитие активной политики занятости и усилия правительства принесли свои плоды.
Современная политика занятости,
быстро развивающаяся внешняя
В задачу Управления рынка труда Министерства труда Финляндии входит содействие функционированию рынка труда, развитию рабочих организаций, созданию новой занятости, предотвращению самоустранения наиболее слабых групп с рынка труда. В этих целях ещё в 1998 году Управление провело модернизацию пакета услуг, предоставляемых работодателям и гражданам, ищущим работу – прежде всего в области повышения квалификации.
Финляндия в мировом пространстве
Финляндия состоит в
следующих международных
Финляндия в ЕС
Вступление в ЕС стало естественным шагом к интеграции Финляндии в европейскую и глобальную экономику. Эта интеграция происходила поэтапно: членство в ООН начиная с 1955 года, в Совете северных стран с 1956 года, статус кандидата в члены Европейской ассоциации свободной торговли с 1961 года и полноправное членство в ней с 1986 года, соглашение о свободной торговле с ЕЭС (впоследствии с Европейским Союзом) с 1973 года и, наконец, вступление в ЕС в 1995 году. Финляндия всегда зависела от экспорта, а европейские страны являлись важными партнерами для финской внешней торговли. Вступление означало присоединение к внутреннему рынку ЕС, который объединял ряд наших крупнейших торговых партнеров. Можно также сказать, что Финляндия, наконец, присоединилась к европейскому сообществу, или семье, чьи ценности они всегда разделяли.
Членство в ЕС во многом принесло пользу Финляндии. Ежегодная стоимость членства составляет около 30 евро на человека. За такую сумму финны могут жить и работать, покупать и продавать, учиться и ездить без ограничений по территории всего ЕС, без боязни войны или другого организованного насилия. Несмотря на то, что акцент на этом делают нечасто, Европейский союз – мирный проект, о чём не следует забывать.
Долгое время Финляндия развивала очень тесное сотрудничество в рамках Совета северных стран, поэтому и с этой точки зрения вступление в ЕС стало для страны вполне естественным, поскольку Дания уже была членом Сообщества, а Швеция и Норвегия готовились сделать это, хотя Норвегия затем изменила свое решение.
Финляндия – активный партнер ЕС, который стремится развить Союз в целом и хочет усилить его единство. Как и все другие государства-члены, Финляндия защищает свои собственные интересы в ЕС. Несмотря на мнение скептиков о том, что в итоге выгода всё равно достаётся какому-либо одному члену, это не так. В ЕС то, что получают одни государства, автоматически не будет отнято у других государств. Вопрос для государств-членов заключается в способности признать долгосрочные цели и стать участником создания лучшей Европы.
Финляндия является членом Евросоюза с 1995 года, также входит в состав Европейского валютного союза, поэтому с 2002 года национальной валютой является евро (до 2002 году – финские марки). Кроме этого, Финляндия является членом Шенгенского соглашения, в рамках которого пересечение границ между странами-участницами осуществляется без пограничного контроля.
Спор о присоединении Финляндии к Европейскому Союзу начался в начале 90-х годов, вскоре после распада Советского Союза и с окончанием «холодной войны». Толчком к этому процессу послужило заявление Швеции о вступлении в ЕС в июле 1991 года. Заручившись поддержкой парламента, правительство Финляндии также подало заявление о вступление в ЕС в марте 1992 года. Начало переговоров Финляндии с Европейским сообществом пришлось на тот момент, когда со своей стороны в переговоры вступили Швеция и Австрия.
В объединении Европы Финляндия принимает участие еще с 1961 года, став кандидатом в члены Европейской ассоциации свободной торговли. А полноправным членом этой ассоциации Финляндия стала в 1986 году.
В октябре 1994 года в Финляндии состоялся референдум, на котором 56,9% голосующих проголосовали за вступление страны в ЕС. Сторонники вступления в ЕС обосновывали свою позицию интересами безопасности и экономической выгоды, ведь членство предоставило бы финским предприятиям возможность прямого выхода на внутренние рынки ЕС и обеспечило бы тем самым общую стабильность экономического развития страны. Кроме этого, членство в ЕС гарантировало бы Финляндии участие в принятии решений, которые бы в любом случае повлияли на содержание национальной политики.
Противники же вступления считали, что членство в ЕС значительно ущемило бы суверенитет Финляндии. Имели место и опасения, что членство в ЕС ослабит основные сферы финской экономики, в частности, сельское хозяйство. Другие причины были связаны с боязнью последствий открытия границ и ослаблением социальной защиты. Окончательное решение о вступление в ЕС было принято парламентом 18 ноября 1994 года.
Членство в ЕС представляло для Финляндии определенные сложности, однако позитивные эффекты были гораздо значительнее. С самого начала было ясно, что в итоге Финляндия станет донором в рамках Евросоюза, однако это не было значительной дилеммой. Присоединение к Единой сельскохозяйственной политике ЕС означало адаптационные трудности для финского сельского хозяйства и фермеров. Оно до сих пор вызывает озабоченность, поскольку в Финляндии занятие сельским хозяйством связанно с гораздо большими трудностями, чем в других странах-членах Евросоюза. Позитивной стороной является то, что покупательная способность населения выросла примерно на 9%. Некоторые продукты или услуги подорожали, однако на большинство из них цены снизились с исчезновением торговых барьеров.
В 1995 году Финляндия также вступила в Европейский валютный союз. В начале 2002 года в обращение были выпущены банкноты и монеты евро, пришедшие на смену старой национальной валюте – финской марке.
В 1996 году Финляндия подписала соглашение о вступлении в Шенгенскую зону. Положения Шенгенской зоны вступили в силу в Финляндии и других скандинавских странах 25 марта 2001 года. На практике Шенгенское соглашение означает, что пересечение сухопутных границ стран-членов данного соглашения, а также их границ в морских портах и аэропортах, осуществляется без пограничного контроля. Для облегчения контроля внешних границ страны-члены Шенгенского соглашения договорились об унификации визовой политики.
Будучи государством-членом
ЕС, Финляндия принимает
Парламент Финляндии играет более важную роль в принятии решений на уровне ЕС по сравнению с парламентами других стран-членов ЕС. Согласно финской конституции, правительство должно предоставлять парламенту информацию о подготовке в ЕС тех или иных вопросов. Правительство должно также выслушивать мнение парламента касательно обсуждаемых в ЕС предложений и обосновывать свою собственную линию поведения.
Так называемая большая комиссия парламента прорабатывает все связанные с ЕС вопросы на основании резолюций, предоставляемых ей специальными комиссиями. Вопросы, касающиеся общей внешней политики и политики безопасности ЕС, рассматриваются на комиссии по иностранным делам.
В Брюсселе у Финляндии имеется свое собственное представительство в ЕС. Кроме этого, «европредставительства» различных регионов, а также представители других заинтересованных групп отстаивают интересы своих регионов и сфер деятельности в ЕС, следят за ходом событий в ЕС и информируют о происходящих событиях. Они также стараются сделать свои регионы и сферы деятельности более заметными в Европе.
Финляндия интегрирована в европейскую экономику, в том числе и в еврозону. Евро не принесло Финляндии иммунитета от потрясений в глобальной экономике. Вместе с тем, будучи частью еврозоны, страна получила большую степень стабильности. Трудности, которые до сих пор имеются, связаны с географическим расположением на северной окраине Европы, далеко от центра. Это вызывает более высокие транспортные издержки. Нельзя сказать, что членство в ЕС сыграло сколько-нибудь значительную роль в усилиях Финляндии по борьбе с безработицей, хотя положительный эффект был ожидаем. В целом, финская экономика считается одной из лучших в Европейском Союзе.
Финляндия и Украина
Экономические отношения между Украиной и Финляндией, несмотря на кризис, устойчиво развиваются. Премьер-министры и президенты обеих стран уделяют большое внимание экономическим вопросам. Из-за кризиса товарооборот между странами заметно снизился: по сравнению с предыдущим годом показатели сократились примерно на 50%.
На протяжении последних нескольких лет между Украиной и Финляндией развиваются активные контакты на всех уровнях ветвей власти, от регионального до высшего. Особенно активно проходит сотрудничество на уровне министерств иностранных дел. В 2008 году Украину посетил министр иностранных дел Финляндии, а Финляндию — министр иностранных дел Украины. Был проведен ряд консультаций между внешнеполитическими ведомствами обеих сторон политические, консульско-правовые, по вопросам обмена опытом в реформировании дипломатической службы. Проходили также консультации между другими министерствами и ведомствами двух стран.
В качестве примеров украинско-финского сотрудничества на уровне регионов можно назвать визит в 2008 году в г. Турку делегации Одесской области и подписание меморандума о сотрудничестве между этими регионами, а также встречу в Донецке уже в феврале 2009 года сопредседателей Украинско-финской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в которой принимали участие также финские предприниматели, имевшие возможность ознакомиться с экономическим потенциалом региона и изучить возможности для развития делового сотрудничества.