Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 22:59, реферат
Ст. 68 Устава требует от Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) создать комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека, а также такие другие комиссии, которые могут потребоваться для выполнения его функций. В связи с этим Комиссия ООН по правам человека была создана как «функциональная комиссия» на первой сессии ЭКОСОС в 1946 г.
Первоначально Комиссия состояла из девяти основных членов, действовавших в личном качестве. Сегодня она состоит из представителей 53 государств-членов, избранных ЭКОСОС на трехлетний срок по следующей региональной квоте: 15 от африканских государств, 12 от азиатских государств,11 из государств Латинской Америки и Карибского моря, десять из Западной Европы и других государств, и пять от восточноевропейских государств. Советский Союз и затем Российская Федерация входили в состав Комиссии непрерывно с 1947 г. и до наших дней, в апреле 2003 г. мандат России был продлен еще на три года.
Комиссия ООН по правам человека
Ст. 68 Устава требует от Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) создать комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека, а также такие другие комиссии, которые могут потребоваться для выполнения его функций. В связи с этим Комиссия ООН по правам человека была создана как «функциональная комиссия» на первой сессии ЭКОСОС в 1946 г.
Первоначально Комиссия состояла из девяти основных членов, действовавших в личном качестве. Сегодня она состоит из представителей 53 государств-членов, избранных ЭКОСОС на трехлетний срок по следующей региональной квоте: 15 от африканских государств, 12 от азиатских государств,11 из государств Латинской Америки и Карибского моря, десять из Западной Европы и других государств, и пять от восточноевропейских государств. Советский Союз и затем Российская Федерация входили в состав Комиссии непрерывно с 1947 г. и до наших дней, в апреле 2003 г. мандат России был продлен еще на три года.
Комиссия заседает один раз в год в Женеве в течение шести недель, начиная с середины марта.
Краткая история
В 1947 г. Комиссия собралась впервые. Ее основной функцией была разработка проекта Всеобщей декларации прав человека. Комиссия выполнила эту задачу в течение одного года.
В первые 20 лет своей работы (1947-1966) Комиссия сконцентрировала свои действия на установлении стандартов. Основываясь на Всеобщей декларации, Комиссия работала над составлением двух пактов о правах человека: Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ПЭСКП) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ПГПП), которые были приняты Генеральной Ассамблеей в 1966 г.
Однако уже на первой сессии Комиссии рассматривался и вопрос о необходимых процедурах рассмотрения сообщений. Установленные тогда процедуры с годами совершенствовались, а сфера их применения расширялась. В 1959 г. Экономический и Социальный Совет ООН принял Резолюцию 728F (XXVIII) о том, что конфиденциальный перечень сообщений, которые представляются в ООН и содержат жалобы на нарушение прав человека, должен передаваться на рассмотрение Комиссии по правам человека и Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств.
Авторы сообщения не упоминаются в перечне, если они не заявили о том, что не возражают против оглашения своего имени. Государства, о которых идет речь в сообщениях, получают копии этих сообщений, а их ответы также направляются Комиссии по правам человека.
В 1967 году Экономический и Социальный Совет своей Резолюцией 1235 (XLII) уполномочил Комиссию по правам человека и Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств «изучать информацию относительно грубых нарушений прав человека и основных свобод... во всех странах».
Совет постановил, чтобы Комиссия в надлежащих случаях «произвела тщательное изучение ситуаций, которые свидетельствуют о систематическом нарушении прав человека», представила доклад и сделала рекомендации Совету в отношении этих нарушений». Хотя процедура, введенная Резолюцией 1235, изначально была направлена главным образом против апартеида, в настоящее время она широко используется и при иных массовых и систематических нарушениях прав человека.
Достигнутый прогресс наиболее ярко характеризуется тем, что в начале своей деятельности Комиссия вообще не имела полномочий по осуществлению каких-либо действий в отношении жалоб по правам человека и сознавала это. За прошедшие десятилетия Комиссией разработаны сложные механизмы и процедуры (реализуемые посредством специальных докладчиков и рабочих групп), которые ориентированы на страны или на проблемы.
Они разработаны для контроля за исполнением государствами международных норм в области прав человека и исследования сообщений о нарушениях прав человека, в том числе и через миссии по установлению фактов во всех странах. В семидесятые и восьмидесятые годы реализация этих механизмов, а также механизм и процедуры установления фактов стали центром внимания Комиссии.
В девяностые годы Комиссия также уделила большое внимание обеспечению консультативных услуг и технической помощи с целью преодоления препятствий для всеобщего осуществления прав человека.
Много внимания было уделено проведению в жизнь экономических, социальных и культурных прав, включая право на развитие и право на достойный уровень жизни. Комиссия акцентировала свою деятельность также на защите прав уязвимых групп в обществе, таких как меньшинства и коренные народы, женщины и дети.
В марте и апреле 2003 года в Женеве прошла пятьдесят девятая сессия Комиссии по правам человека. Круг участников сессии был широким, и в ней приняли участие не только ее 53 государства-члена, но и почти все остальные члены Организации Объединенных Наций, выступавшие в качестве наблюдателей.
Специальные докладчики и независимые эксперты подготовили доклады по нескольким странам и темам, касающимся гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав.
В их число входили отдельные доклады, затрагивающие чрезвычайно важные проблемы в области прав человека, касающиеся конкретных страновых ситуаций, и содержащие информацию, которая может быть использована для разработки комплексных подходов к поддержанию мира и безопасности, господства права и устойчивого развития. Комиссия приняла большое число резолюций и решений.
В обязанности Комиссии входила разработка
предложений и рекомендаций, представление
Экономическому и Социальному Совету
докладов относительно международно-правовой
регламентации гражданских и политических
прав человека, прав женщин и детей, защиты меньшинств, предупреждения дискриминации п
Правительства и неправительственные
организации представляли Комиссии по
ее требованию информацию о нарушениях
прав человека, нередко представители
критикуемых правительств выступали в
Комиссии или ее органах с целью дать объяснения
и ответы. Если ситуация была достаточно
серьёзной, Комиссия могла принять решение
поручить расследование независимым экспертам
и призвать соответствующее правительство
осуществить требуемое изменение. В таком
порядке, например, был рассмотрен ряд
конкретных ситуаций в Южной Африке и Намибии (1967 г.), на оккупированных арабских территориях,
включая Палестину (1968 г.), в Чили (1975—1978 гг.), в Афганистане, Сальвадоре, Ира
В 1999 году Экономический и Социальный Совет поменял название Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств на Подкомиссию по поддержанию и защите прав человека.
Подкомиссия по поддержанию и защите прав человека была главным органом в составе Комиссии по правам человека. В ее состав входили 26 экспертов, чьей обязанностью было изучение — особенно с позиций Всеобщей декларации прав человека — и разработка рекомендаций Комиссии относительно предотвращения дискриминации любого вида, относящейся к правам человека и основным свободам, а также в отношении защиты расовых, национальных, религиозных и языковых меньшинств. Члены комиссии избирались по принципу равноправного географического представительства.
Подкомиссия организовала семь рабочих групп по изучению отдельных проблем:
Совет по правам человека, заменив Комиссию по правам человека в 2006, принял на себя все обязанности Подкомиссии.
Комиссия по правам человека учредила 30 специальных процедур, или механизмов, для разрешения ситуаций, сложившихся в конкретной стране, а также для решения конкретных вопросов, таких, как свобода слова и убеждений, пытки, права на пищу и образование.
Председатель Комиссии назначал экспертов в определенных областях сферы прав человека на должность специальных докладчиков на срок не более шести лет. Их работа не оплачивается, это независимые эксперты, которые получают в свое распоряжение сотрудников и материально-техническую базу Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. В их задачи входит изучение, проверка, рекомендации и публичный отчет о правах человека в конкретных странах и регионах. Они могут сообщать властям об обнародованных нарушениях, а также по приглашению посещать страны с целью получения фактического материала о ситуации в сфере прав человека.
Специальные процедуры подразделяются на две категории:
Для осуществления специальных процедур также существуют рабочие группы, состоящие из пяти экспертов, которые проверяют и изучают конкретные проблемы в сфере прав человека. Комиссией были сформированы три группы:
В настоящее время специальные процедуры находятся под контролем Совета по правам человека ООН.