Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 13:00, доклад
1987 год – начало конфликта: массовые митинги армянского населения с желанием присоединиться к Армении
1988 год – ходатайство о передаче НКАО в состав Армянской ССР, отказ союзных и азербайджанских властей привел к:
армянским протестам и демонстрациям в Нагорном Карабахе и Ереване;
погрому армян в азербайджанском городе Сумгаите;
Конфликт в Нагорном Карабахе.
1987 год – начало конфликта:
массовые митинги армянского
населения с желанием
1988 год – ходатайство о передаче НКАО в состав Армянской ССР, отказ союзных и азербайджанских властей привел к:
1991 год – начало войны.
Проведенный в Нагорном
Результатом военных действий в 1991-1992 годах стал захват части спорной территории армянскими войсками и переход боевых операций на территорию армяно-азербайджанской границы и внутренних частей Азербайджана. Таким образом, вплоть до 1994 года армянские войска оккупировали 20 % территории Азербайджана, разрушили и разграбили 877 населенных пунктов, при этом число погибших составляет около 18 тысяч человек, а раненых и инвалидов более 50 тысяч.
1994 год – окончание войны, подписание Бишкекского протокола о прекращении войны.
Итоги: победа армянской стороны, установившей контроль над большей частью Карабаха и прилегающими районами Азербайджана.
С 1999 года – регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении по вопросам окончательного урегулирования конфликта.
На переговорах, как правило, рассматриваются практически все аспекты, связанные с урегулированием конфликта, среди них - вывод войск из региона, определение статуса Нагорного Карабаха, открытие транспортного сообщения, возвращение беженцев в места постоянного проживания, возможное размещение миротворческих сил. На протяжении всего переговорного процесса позиции сторон по урегулированию конфликта остаются неизменными.
Баку настаивает на освобождении азербайджанских территорий и возвращении беженцев и только затем считает необходимым переходить к определению статуса Нагорного Карабаха. Со своей стороны Азербайджан готов предоставить этому региону высокий статус автономии в составе своей республики.
Первоочередным вопросом для Армении является определение политического статуса Нагорного Карабаха (при этом подчинение Азербайджану исключается), его международное признание, а лишь затем устранение последствий военных действий.
По мнению российской стороны, в первую очередь Армении и Азербайджану необходимо достичь политико-дипломатического взаимопонимания. Россия неоднократно заявляла, что готова выступить гарантом урегулирования конфликта.
С июня 2008 г. регулярно проводятся встречи президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева по мирному урегулированию конфликта.
1 декабря 2010 года на саммите
ОБСЕ в Астане было принято
совместное заявление по
В конце июля - начале августа 2014 г. обстановка в зоне нагорно-карабахского конфликта вновь резко обострилась. Неоднократно нарушался режим прекращения огня с обеих сторон, что привело к человеческим жертвам. По информации минобороны Азербайджана, за последние дни погибли 13 военнослужащих азербайджанской армии, есть раненые. Точных данных о потерях с армянской стороны нет.
Субъекты конфликта – Армения (Армянская ССР) и Азербайджан (Азербайджанская ССР).
Объект конфликта – Нагорных Карабах, область в Закавказье, юридически входящая в состав Азербайджана. Численность население 138 000 человек, с преобладанием армян. Столица – город Степанакерт.
Цель армянской стороны: подкрепленное этническими и конфессиональными факторами, присоединение Нагорного Карабаха к своей территории, направленное на расширение границ государства.
Цель Азербайджана: сохранение своей территориальной целостности.
Армии Нагорного Карабаха и Армении.
Армии Азербайджана при поддержке добровольцев-мусульман и разных стран (афганские моджахеды, чеченские боевики).
Посредничество СНГ (в первую очередь России).
Турция, выступающая с крайне проазербайджанской стороны.
Не смотря на многочисленные попытки ведения переговоров между враждующими республиками, никаких договоренностей так и не принято, поскольку стороны упорно держатся своих диаметрально противоположных целей – целостность Азербайджана и независимость Нагорного Карабаха.
Основное препятствие для конструктивных переговоров – взаимное ожесточение сторон. Отсутствие объективности в интерпретации конфликта обеими сторонами.
Армянская версия:
Азербайджанская версия:
Основная международная группа, участвующая в урегулировании конфликта – Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе под председательством России, Франции и США. Ею предложены несколько планов, каждый из которых был отвергнут одной из сторон.
Один из планов предполагал предоставление Карабаху широкой автономии с правами на прямую внешнеэкономическую деятельность, силы безопасности, собственную Конституцию и эмиссию денежных знаков. Границы республики должны были быть установлены в пределах Нагорного Карабаха, границы с Азербайджаном – открытая. Формирование бюджета из собственных источников.
План был поддержан Арменией и НКР и отвергнут Азербайджаном.
Еще один план, предложенный в 2006 году, так же был отвергнут сторонами. Он включал в себя следующие принципы: армянские силы освобождают оккупированные азербайджанские территории, Армения и Азербайджан нормализуют международные отношения, на данных территориях располагаются международные миротворческие силы, на территории Карабаха проводится референдум о независимости.
Существует мнение, что значение конфликта в Нагорном Карабахе распространяется за пределы региона. Он показал беспомощность центрального руководства СССР, явился катализатором распада Союза.