Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:51, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть контроллинг как инструмент процесса планирования на предприятии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть значение и сущность контроллинга в планировании деятельности предприятия;
– рассмотреть контроллинг в стратегическом и оперативном планировании предприятия;
Введение…………………………………………………………………………3
1 Контроллинг: понятие, цели и задачи………………………………………..5
2 Причины возникновения контроллинга и основные этапы развития……...8
3 Роль контроллинга в системе управления и развития предприятия……….11
4 Организация службы контроллинга на предприятии…………………….....18
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………24
В общих чертах эволюция контроллинга за рубежом проходила в 4 этапа:
1 – ликвидность, имущество
2 – прибыль
3 – потенциал
4 – видение и миссия компании
В России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 90-х годов, когда в экономике страны окончательно закрепились рыночные принципы хозяйствования.
Основные этапы развития контроллинга в России:
1991-1995гг. – контроллинг отождествляется с учетом затрат;
1996-1997гг. – учет затрат и результатов;
1998-2000гг. – бюджетирование,
оперативное планирование и
С 2000 – информационный сервис для руководства
В 2000г. В России создано НП «Объединение контроллеров»
Сложившиеся концепции контроллинга делятся на три группы:
3 Роль контроллинга в системе управления и развития предприятия
На таблице 1 представлена схема роли контроллинга в процессе упраления.
Процесс управления |
Роль контроллинга в управленческом процессе |
Планирование |
- координация различных
планов и разработка - разработка методики планирования; - разработка графика составления планов; - предоставление информации для составления планов; - проверка планов, составленных подразделениями предприятия. |
¯ |
¯ |
Организационная работа |
- учет и контроль
затрат и результатов по |
¯ |
¯ |
Стимулирование |
- стимулирование выполнения планов по подразделениям |
¯ |
¯ |
Продолжение таблицы 1
Контроль и регулирование |
- сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели; - установление допустимых границ отклонений от плана; - анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений |
¯ |
¯ |
Анализ решений, информационные потоки |
- участие в разработке
архитектуры управленческой - сбор наиболее значимых для принятия управленческих решений данных; - консультации по выбору корректирующих мероприятий и управленческих решений; - разработка инструментария
для планирования, контроля и
принятия управленческих |
Таблица 1-Роль контроллинга в процессе управления
Формирование и реализация
стратегического плана наиболее
успешно осуществляются при использовании
метода контроллинга. Основной функцией
контроллинга является выполнение комплекса
разнородных взаимосвязанных
Служба стратегического
Реализация стратегического
В наиболее полном и систематизированном виде сравнительная характеристика оперативного и стратегического контроллинга может быть представлена в виде таблицы (табл. 2).
Начальным звеном в процессе управления
предприятием выступает обоснование
целей хозяйственной
Стратегический менеджмент конкретизируется и реализуется в рамках оперативного менеджмента. Соответственно стратегический контроллинг находит свое прикладное воплощение в оперативном контроллинге. Единство стратегического и оперативного контроллинга заключается в общей методологической базе. Вместе с тем эти виды контроллинга располагают каждый своим специфическим инструментарием, который должен быть сопоставимым и соответствовать единым методологическим основам. Это обязательное условие обеспечивает возможность агрегирования, сравнительного анализа и дифференциации массивов информации в ходе экономического анализа. Оперативный контроллинг призван обеспечить методическое информационно-аналитическое сопровождение процессов текущего планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии.
Таблица 2- Особенности оперативного и стратегического контроллинга
Роль контроллинга в формировании стратегических
и текущих планов управления деятельности
предприятия имеет два аспекта. Первый
аспект – теоретико-методологический,
который состоит в том, что цели управления
определяют саму необходимость создания
системы контроллинга. Весь смысл контроллинговой
деятельности заключается в высококачественном,
комплексном методическом обеспечении
достижения целей управления. Чем сложнее
цели управления экономической системой
и способы их достижения, тем настоятельнее
необходимость создания контроллинга.
Второй аспект – операционный, состоящий
в использовании контроллинга в качестве
инструмента реализации каждой функции
управления предприятием.
Контроллинг представляет инструмент комплексного методического и информационно-аналитического сопровождения основных функций управления предприятием, важнейшей из которых является стратегическое планирование. Чтобы более четко представить роль контроллинга в стратегическом планировании, рассмотрим эту функцию в контексте полного перечня функций контроллинга в сфере управления предприятием. В табл. 3 в систематизированном виде представлены характеристики места и значения контроллинга в управленческом процессе на предприятии.
Продолжение таблицы 3
Рисунок 3- Контроллинг в управленческом процессе на предприятии
Современная практика организации контроллинга сформировала ряд способов создания специальных служб контроллинга или делегирования функций контроллинга действующим управленческим службам предприятия. Как правило, службы оперативного и стратегического контроллинга выделяются в самостоятельные подразделения организации. При таком разграничении необходимо обеспечить координацию и согласование деятельности служб оперативного и стратегического контроллинга с целью достижения методологического единства выполняемых функций. Более совершенные формы организации службы контроллинга присущи крупным предприятиям.
В структуре службы контроллинга выделяют должностное лицо, ответственное за всю деятельность в сфере контроллинга, – главного контроллера. Если в организации отсутствует специально созданная служба контроллинга, то обязанности главного контроллера выполняет руководитель всего предприятия, один или несколько руководителей структурных подразделений. В условиях малого и среднего бизнеса зачастую отсутствуют объективные условия для внедрения системы контроллинга в полном объеме с соблюдением всех принципов его организации. В этих случаях функции главного контроллера возлагаются на топ-менеджеров или ответственных за учетно-финансовую сферу управления. При этом нередко функции контроллинга ограничиваются решением задач координации разных направлений управленческой деятельности. В разных странах сложились различные традиции назначения главного контроллера. Главному контроллеру могут подчиняться такие отделы, как бухгалтерия, отдел планирования и прогнозирования, информационно-вычислительный отдел, отдел статистики и другие экономические службы предприятия.
Существенным условием
повышения эффективности
– обеспечение прозрачности информации о производственных результатах, финансовом состоянии, стратегиях предприятия;
– координация частных целей и частных планов, составляющих элементы единого стратегического плана компании;
– формирование зон ответственности сотрудников, участвующих в принятии решений; тем самым обеспечивается более высокая эффективность реализации стратегических целей;
– обеспечение организационно-методической базы для решения задач экономического мониторинга и обеспечения других функций по сбору первичной информации;
– поддержка и поощрение инновационных решений по ключевым направлениям менеджмента на предприятии, в том числе стимулирование процессного подхода к управлению (способность «выходить» за пределы конкретной частной функции).
Потребность в осуществлении функций контроллинга в наибольшей степени ощущается на крупных предприятиях, представляющих сложную экономическую систему, нуждающуюся в более совершенных инструментах управления. Специфика функции контроллера состоит в том, что именно он ориентирован на то, чтобы «настроить» систему планирования, контроля, информационного обеспечения на достижение целей предприятия. Крупные предприятия располагают ресурсами, необходимыми для создания служб контроллинга как специализированного структурного подразделения в системе управления организацией. При их формировании важно соблюдать ряд принципов и правил:
– следует избегать излишне сложной организационной структуры службы контроллинга;
– важно выбрать наиболее приемлемый для данного предприятия тип организации службы контроллинга (централизованная, децентрализованная);
– независимо от способа организации службы контроллинга важно обеспечить стимулы к самостоятельности и инициативе в работе контроллеров;
– служба контроллинга должна находиться в прямом подчинении у собственника и (или) руководителя предприятия;
– службе контроллинга должно быть официально предоставлено право получения всей необходимой для работы экономической информации и комментариев к ней из всех подразделений предприятия и от всех должностных лиц;
– службе контроллинга должен быть обеспечен статус самостоятельного, независимого подразделения предприятия.
Наиболее характерными способами организации службы контроллинга являются централизованная и децентрализованная схема ее построения. При централизованной службе контроллинга ее возглавляет главный контроллер, который непосредственно подчинен руководству предприятия. При децентрализованной модели службы контроллинга часть функций службы контроллинга передается другим подразделениям предприятия. В подчинении главного контроллера остаются ключевые функции контроллинга в таких сферах, как маркетинг, логистика, внешнеэкономические связи, ресурсы и др.