Из перечисленных в начале статьи
положений плана М.Ахтисаари, который
де-факто и был осуществлен в случае Косово,
можно сделать важное замечание о том,
что именно ЕС получил ключевую роль в
виде органа международного контроля
над Косово.
ЕС расширил уровень своего
влияния и присутствия в Косово для того,
чтобы в итоге инициировать процесс вхождения
Косово в ЕС. При этом стоит отметить, что
на официальном уровне ЕС придерживается
статусно-нейтральной позиции, делая акцент
на активизации местной деятельности
и сотрудничества с институтами Косово.
Статусно-нейтральная политика представляет
особый интерес в контексте возможного
уклонения от окончательного решения
вопроса о территориальных границах непризнанного
государства (имеется в виду следование
Белградом политики непризнания). Проблема
территориальных границ может быть нивелирована
за счет одновременного вступления в ЕС
и Сербии, и Косово.
Несмотря на отсутствие компромисса
внутри ЕС по вопросу статуса Косово, все
страны-члены этой организации полностью
поддерживают два ключевых направления
политики ЕС в Косово. Имеются в виду миссия
ЕС в Косово (МОВЗ), нацеленная на поддержку
ситемы правосудия, и переговоры с Белградом
касательно европерспектив последнего.
Статусно-нейтральный подход был выбран
Брюсселем, так как он позволяет сконцентрироваться
на интеграции Сербии в европейское пространство.
Европейский фактор в конфликте
вокруг Косово выражается в первую очередь
в проекте вступления Сербии в ЕС. Характерно,
что обсуждение перспективы интеграции
Сербии обусловлено ходом развития косовского
конфликта. Более того, ниже показаны примеры
формального увязывания переговоров Белграда
и Приштины с продвижением первого на
пути к вхождению в ЕС. При этом вступление
Косово в ЕС является невозможным в настоящий
момент, так пять стран-членов этой организации
не признали независимость Косово.
О популярности идеи вхождения
Сербии в ЕС свидетельствует тот факт,
что в 2004 и 2008 годах президентом Сербии
избирался сторонник вхождения Сербии
в ЕС Борис Тадич. Другими базовыми положениями
политической платформы Б.Тадича являются
сотрудничество с НАТО в рамках программы
«Партнерство ради мира» и сотрудничество
с Международным трибуналом по бывшей
Югославии касательно выдачи военных
преступников.
В целях вхождения в ЕС Б.Тадич
последовательно выполнял условия Международного
суда по бывшей Югославии касательно выдачи
военных преступников. В июле 2008 года был
арестован лидер боснийских сербов, обвиняемый
в военных преступлениях в 1990-х годах,
- Радован Караджич[8]. 6Примечательно, что это произошло
накануне встречи министров иностранных
дел ЕС, посвященной перспективам отношений
с Белградом.
В мае 2011 года был арестован
бывший военачальник боснийских сербов,
требуемый к выдаче Международным судом
по бывшей Югославии, - Ратко Младич.7 В июле 2011 года Гаагскому трибуналу
был передан последний из наиболее важных
разыскиваемых сербских военных преступников
Горан Хаджич (бывший руководитель непризнанной
республики Сербская Краина).
Диалог Сербии и ЕС по дальнейшим
перспективам сотрудничества активизировался
в 2009 году. В ноябре 2009 года был отменен
визовый режим между Сербией и ЕС. В декабре
2009 года официальная заявка Сербии на
вступление в ЕС была передана Б.Тадичем
шведскому премьер-министру Фредрику
Райнфельдту (в этот период Швеция председательствовала
в ЕС).
Особую позицию внутри ЕС в
отношении Косово занимает Германия. Со
стороны Берлина озвучивалась идея увязывания
увязывания хода переговоров Белграда
и Приштины с перспективами вхождения
Сербии в ЕС.
23 августа 2011 года в ходе
визита в Сербию федеральный
канцлер ФРГ Ангела Меркель
выделила следующие критерии
продвижения Белграда на пути
в ЕС (формула «3+3»).
В части, непосредственно касающейся
евроинтеграции, были выделены проведение
необходимых реформ внутри страны, решение
проблемных вопросов с соседями, стремление
смягчить разногласия с Приштиной. В области
косовского урегулирования – прогресс
в диалоге Белграда и Приштины, содействие
распространению юрисдикции МОВЗ на всю
территорию Косово, стремление к устранению
сербских параллельных структур на севере
Косово.
В ходе переговоров А.Меркель
и Б.Тадича 23 августа в Белграде было непосредственно
заявлено о том, что вхождение Сербии в
ЕС возможно после разрешения конфликта
вокруг Косово. А.Меркель также обозначила
заинтересованность Берлина в прогрессе
на переговорах Белграда и Приштины под
эгидой ЕС. В числе условий урегулирования
косовского конфликта А.Меркель назвала
необходимость гарантировать миссии ЕС
в Косово право действовать к северу от
реки Ибар (в районах с преобладанием сербского
населения).
1 марта 2012 года на саммите
ЕС Сербия была официально
объявлена кандидатом на вступление
в эту организацию.8 Это решение было обусловлено
выполнением Белградом требований касательно
проведения демократических реформ и
выдачи военных преступников. Статус кандидата
на вступление в ЕС обозначил начало официальных
переговоров между страной-кандидатом
и ЕС. С приобретением статуса кандидата
на вступление в ЕС Сербия приступила
к этапу приведения своего законодательства
в соответствие стандартам ЕС.
Необходимо отметить тот факт,
что вхождение Сербии в ЕС может обусловить
полное вхождение этой страны во все евроатлантические
институты, включая НАТО. Дело в том, что
подавляющее большинство стран-членов
ЕС рассматривают свое членство в НАТО
как важную компоненту единого евроатлантического
пространства. Таким образом, определяя
вступление в ЕС в качестве цели внешней
политики, Белград автоматически выбирает
путь сближения с НАТО, по-прежнему определяющей
архитектуру европейской безопасности.
С одной стороны, дальнейшее
расширение организации за счет проблемных
балканских стран усугубит экономический
кризис внутри ЕС. С другой стороны, следование
планам ЕС касательно дальнейшей экспансии
Союза на восток важно для самой организации,
так как позволяет ЕС избежать дополнительного
репутационного ущерба в контексте кризиса
еврозоны. Отказ потенциальным кандидатам
на членство в ЕС в получении этого статуса
серьезно ухудшил бы имидж этой организации
в мире и, следовательно, снизил бы уровень
доверия к евро и к платежеспособности
стран еврозоны.
Рост влияния ЕС в урегулировании
конфликта вокруг Косово проявился как
в расширении деятельности миссии ЕС в
области верховенства закона и правопорядка
в Косово, так и в активизации в 2011-2012 годах
модерируемых в рамках ЕС переговоров
Белграда и Приштины по техническим аспектам
сотрудничества. Кроме того, кризис 2011
года, инициированный столкновениями
подразделениями косовской полиции и
сербскими населением севера Косово, также
продемонстрировал роль ЕС как наиболее
авторитетного посредника в организации
диалога Белграда и Приштины.
Европейский фактор в решении
косовской проблемы также заключается
в особой позиции ЕС по Косово, состоящей
из двух основных компонентов.
С одной стороны, институты
ЕС (Еврокомиссия, Генеральный секретариат
Совета ЕС, Миссия ЕС в области верховенства
закона) продолжают декларировать статусно-нейтральный
подход по вопросу о признании односторонне
провозглашенной независимости Приштины.
Иное невозможно даже с формальной точки
зрения, особенно если учитывать сохраняющиеся
различия в подходах членов ЕС к ОПН Косово.
С другой стороны, сторонники
независимого Косово среди стран-членов
ЕС не снижают своей активности при лоббировании
интересов Приштины – в двусторонних
отношениях с Косово, через механизмы
международного гражданского присутствия,
через структуры самого ЕС, где сторонники
Приштины имеют большинство голосов. Актуальным
примером такого курса, помимо истории
со «Стратегией для Северного Косово»,
является эволюция риторики в отношении
европерспективы Сербии. На общееэсовском
уровне вопрос интеграции страны в Европейский
союз не увязывается с признанием ею независимости
Косово, но некоторые влиятельные страны
(к примеру, Германия) уже почти открыто
говорят о том, что такая «дилемма» рано
или поздно возникнет. Сербскую сторону
недвусмысленно призывают смягчить тональность
дискуссий по ОПН.
Наиболее активными сторонниками
интеграции Сербии и Косово в евроатлантические
структуры являются США, Великобритания,
Германия и ряд других стран.
К примеру, США и Великобритания
активно лоббируют идею вхождения и Сербии,
и Косово в НАТО и ЕС, активизируя процесс
международного признания Косово. Об этом
свидетельствует, в частности, и встреча
госсекретаря США Хилари Клинтон и министра
иностранных дел Великобритании Вильяма
Хейга (в ноябре 2010 года), по итогам которой
было заявлено о двух направлениях политики
Вашингтона и Лондона касательно проблемы
Косово. Первое направление – это интеграция
Сербии и Косово (по отдельности) в евроатлантические
институты безопасности. Второе направление
заключается в поддержке непрерывного
диалога Белграда и Приштины по де-факто
существующим проблемам двусторонних
отношений.9
МОВЗ позиционируется как исключительно
прикладная, а не политическая миссия.
В качестве доказательства приводятся
многочисленные случаи трений между Приштиной
и руководством МОВЗ, а также проблема
севера Косово. Оценки представителей
ЕС в отношении Приштины бывают достаточно
критичными (касательно проблематики
верховенства закона, коррупции, повышения
эффективности работы органов власти,
обеспечения прав нацменьшинств и возвращения
беженцев). При этом МОВЗ выступает против
«параллельных» структур севера Косово,
настаивая на том, что это препятствует
функционированию правосудия и эффективному
администрированию. А это, по сути, укрепляет
дееспособность и государственность Косово.10
Заключение
Вопрос о статусе Косова вызывает
много споров и разногласий. В результате
активных боевых действий военно-воздушных
и военно-морских сил НАТО против Союзной
Республики Югославии и под давлением
дипломатии руководство Югославии было
вынуждено согласиться вывести с территории
Автономного края Косова и Метохии военные
и полицейские силы, тем самым утратив
фактический контроль над ней. С июня 1999
года Косово и Метохия находится под управлением
администрации ООН и под фактическим военным
протекторатом НАТО (KFOR).
Силы, настаивающие на признании
независимости Косово, нашли основания,
чтобы проигнорировать спорность ситуации
с точки зрения международного права.
Западные дипломаты называют Косово «уникальным
случаем». При аргументации этого, в основном,
дело сводится к констатации сложных исторических
корней косовской проблемы и невозможности
сербов и косовских албанцев ужиться в
одном государстве.
Я не против того, чтобы люди
жили в том государстве, в котором они
хотят, и сами выбирали себе соседей, партнеров,
родственников. Но справедливо ли иметь
двойные стандарты нашему «гуманному
миру»?
В контексте североатлантического
фактора интерес представляют не столько
сложности реализации этой политики (имеется
в виду отсутствие консенсуса как по проблеме
Косово внутри ЕС, так и по вопросу дальнейшего
расширения организации), сколько тот
факт, что процесс вхождения Сербии в евроаталантические
институты автоматически означает
Суть статусно окончательное
признание Косово как независимого государства.-нейтрального
тактического курса ЕС заключается в выводе
вопроса статуса края за скобки и перенос
акцента на «позитивную повестку» практического
сотрудничества (приобщение косоваров
к общим структурам регионального взаимодействия,
распространение на них экономических,
образовательных, гуманитарных программ
и т.д.). Спор по поводу статуса между Приштиной
и Белградом не должен мешать ЕС реализовывать
свою повестку дня в отношении Балкан,
что Европейский Союз дает понять обеим
сторонам.
Проблемы непризнанных государств
в настоящее время являются квинтэссенцией
различных тенденций мировой политики.
Появление нового государства на Балканах
означает не только изменение системы
региональной стабильности в регионе,
но и поднимает проблему прецедентного
характера этого события для всей системы
международных отношений. Безусловно,
это является дестабилизирующим фактором
для всех стран постсоветского пространства
и других регионов мира с сепаратистскими
конфликтами.
Список используемой
литературы:
- Косово - Предпосылки к конфликту. http://www.yugoslavia-raspad.narod.ru/
- История конфликта в Косово. http://ria.ru/
- Woehrel S. Future of the Balkans and U.S. Policy Concerns
// Congressional Research Service Reports. May 2009. P. 5. http://www.fas.org/
- Босния и Герцеговина, Черногория
и Сербия присоединяются к программе НАТО
«Партнерство ради мира» // 21.05.2007. http://www.nato.int/
- Меркель: для вступления в ЕС
Сербии надо наладить диалог с Приштиной
// 23.08.2011. http://news.mail.ru/politics/
- В Сербии арестован Ратко Младич // Kommersant.md. 26.05.2011. http://www.kommersant.md/
- EU leaders grant Serbia candidate status // BBC News.
01.03.2012. http://www.bbc.co.uk/
- Tran M. Serbia makes formal application to join EU
// The Guardian. 22.12.2009. http://www.guardian.co.uk/
- U.N. Security Council document S/2007/68/ Add. 1.
March, 2007. http://www.unosek.org/
- Додонов Н.В. Евроатлантический фактор в косовском конфликте. 20.06.2012. http://jurnal.org/
1 Косово
- Предпосылки к конфликту. http://www.yugoslavia-raspad.narod.ru/
2
История конфликта в Косово. http://ria.ru/
3 Woehrel S.
Future of the Balkans and U.S. Policy Concerns // Congressional Research Service Reports. May 2009. P. 5. http://www.fas.org/
4 Босния
и Герцеговина, Черногория и Сербия присоединяются
к программе НАТО «Партнерство ради мира»
// 21.05.2007. http://www.nato.int/
5 Меркель:
для вступления в ЕС Сербии надо наладить
диалог с Приштиной // 23.08.2011. http://news.mail.ru/politics/
6
В Сербии
арестован Ратко Младич // Kommersant.md. 26.05.2011. http://www.kommersant.md/
7
EU leaders
grant Serbia candidate status // BBC News. 01.03.2012. http://www.bbc.co.uk/
8
Tran
M. Serbia makes formal application to join EU // The Guardian. 22.12.2009.
http://www.guardian.co.uk/
9
U.N.
Security Council document S/2007/68/ Add. 1. March, 2007. http://www.unosek.org/
10 Додонов
Н.В. Евроатлантический фактор в косовском
конфликте. 20.06.2012. http://jurnal.org/