Меры обеспечения достойного участия России в глобальном разделении труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:08, реферат

Описание работы

После развала советского союза и перехода страны в другую категорию, категорию стран с рыночной экономикой, перед страной встала задача интегрироваться в мировую торговлю, глобальное разделение труда. Учитывая тот факт, что к тому времени среда международной торговли уже сложилась, сложилась без участия России, рынки развитых стран оказались огорожены множеством барьеров, возведенных для защиты собственных интересов. Единственным конкурентным преимуществом страны являлось, и является по сегодняшний день, обладание уникальными природными ресурсами, что предопределило положение страны топливно-сырьевой специализации.

Содержание работы

Место России в глобальной экономике.
Меры обеспечения достойного участия.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Статья мировая торговля для сайта.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

9. Освоение территории России надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров. Расширение агломерационного радиуса наших городов в 1,5-2 раза увеличит доступную территорию в несколько раз. Это позволит полностью преодолеть ее дефицит, снизить стоимость жилых и производственных помещений на 20-30%. Это позволит значительно поднять и доходность пригородного сельского хозяйства, и качество жизни работников аграрного сектора.

10. Практически все развитые страны в той или иной форме поддерживают, субсидируют своих сельскохозяйственных производителей, и Россия здесь не исключение. Причины две. Во-первых, в условиях неопределенности мирового рынка, значительных колебаний цен на продовольствие аграрная безопасность — способность страны самостоятельно себя прокормить — является не менее важным условием экономической и социальной стабильности, чем равновесный бюджет или надежная валюта. Во-вторых, и это опять-таки важно не только для России, аграрный сектор выступает важным элементом сохранения в экономике конкурентной среды, формирования малого и среднего бизнеса — «подлеска» здорового капитализма.

11. Увеличить размер внутреннего рынка, что сделает его более привлекательным для прямых инвестиций. Здесь мы сегодня делаем все, что от нас зависит. Впервые после развала СССР мы перешли от деклараций, от заявления намерений к реальной интеграции. За последние годы сформированы Таможенный союз, единое экономическое пространство, зона свободной торговли СНГ. Идет гармонизация технических регламентов. Россия последовательно пытается создать единый рынок со своими соседями. Рынок, где проникновение товаров и услуг не встречало бы никаких препятствий, не сталкивалось бы с неопределенностью условий.

12. Улучшение делового климата в стране, ее привлекательность для долгосрочного помещения капиталов все еще являются неудовлетворительными. Главная проблема — недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции. Издержки для бизнеса могут колебаться — ты можешь заплатить больше или меньше в зависимости от степени «расположения» к тебе определенных людей внутри государственного механизма. Рациональное поведение для предпринимателя в этом случае — не соблюдать закон, а найти покровителей, договориться. Но такой «договорившийся» бизнес в свою очередь будет пытаться подавлять конкурентов, расчищать себе место на рынке, используя возможности аффилированных чиновников налоговой, правоохранительной, судебной системы, вместо того чтобы повышать экономическую эффективность своих предприятий. Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, — это фундаментальная, системная задача. И решение здесь лежит не в плоскости экономической политики. Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов.

13. Новая стратегия должна основываться на презумпции добросовестности бизнеса — исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением.

14. Нужны программы вовлечения в инвестиции средств населения — через пенсионные и доверительные фонды, фонды коллективного инвестирования. Средства населения почти не работают на рынке капитала. Это означает, что население не получает своей доли дохода от экономического роста, от увеличения капитализации экономики. В странах с развитой рыночной экономикой это значительная часть национального капитала. Надо сформировать такие условия, когда внутри частного сектора российской экономики возникнут длинные деньги в форме устойчиво растущих накоплений частных лиц, в том числе пенсионных. Этого не добиться без устойчивого снижения инфляции. Рост цен бьет по доходам каждого человека и подрывает стимулы откладывать средства на будущее.

15. Снижение доли государства в экономике. Искусство управления экономикой в современных условиях состоит прежде всего в точном определении необходимого соотношения между ролью государства и частной инициативой. Экономическая политика должна корректироваться в сторону снижения масштабов государственного регулирования, замены регламентации на рыночные механизмы, административного контроля — на страхование ответственности  Приватизации ряда ключевых активов, чтобы получить дополнительные деньги в бюджет, а в первую очередь для того, чтобы повысить уровень конкуренции в экономике, расчистить поле для частной инициативы.

16. Непременное условие формирования у нас нормального капитализма для каждого — это сохранение и упрочение макроэкономической стабильности. Для формирования длинных денег важна уверенность участников экономики в макроэкономической стабильности на годы вперед. Это предполагает, в частности, что бизнес понимает, как государством будут решены острые проблемы бюджетной политики, как будут обеспечены доходами уже принятые расходные решения, а также те, которые необходимы для задач обновления экономики.

Первое. Эффективность  расходов. Четкий выбор приоритетов, отказ от всего избыточного. Жесткий  контроль за стоимостью и качеством  строительства, ценами при госзакупках. А по сути — ликвидация откатов при использовании государственных денег как на федеральном, так и на региональном уровнях. В проекте закона о Федеральной контрактной системе предусмотрено обязательное предварительное публичное обсуждение формата государственной закупки и стартовой цены. В бюджетной сфере требуется решительный отказ от инерции, когда мы продолжаем финансировать учреждения — вместо социальных услуг, которые они должны предоставлять. Везде, где это возможно, надо перейти на нормативно-подушевое финансирование, когда деньги закрепляются за гражданами, которые обращаются за услугами. Это еще 10-15% внутренней экономии, за счет которой мы, не изымая этих средств из социальных секторов, сможем повысить зарплаты учителям, врачам, профессорам университетов, обеспечить больных лекарствами.

Второе. Нужна  сбалансированная пенсионная система, что снизит уровень трансфертов из бюджета в Пенсионный фонд.

Третье. Понадобится  определенный налоговый маневр. Мы не будем увеличивать налоговую  нагрузку на несырьевые сектора — это противоречит всей нашей политике диверсификации экономики. Но у нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений: дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака, сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен. Прежде всего — то, что называется дополнительным налогом на богатство, а точнее, на престижное потребление. Основные решения должны быть приняты уже в этом году, с тем чтобы со следующего года владельцы дорогих домов и машин платили повышенные ставки налогов. При этом важно не увлекаться, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса.

17. Аккуратно проводить бюджетные заимствования, постоянно помня несколько уроков из недавней мировой и российской экономической истории. Во-первых, значительный долг — это всегда отказ от части независимости страны. Он создает ситуацию, когда любое ухудшение экономической конъюнктуры ставит страну в зависимость от инвесторов, международных организаций, стран-кредиторов, которые диктуют правительству, какие меры оно должно принимать. С этой точки зрения Россия сегодня находится в выгодном положении по сравнению с другими странами, имея, например, самый низкий уровень государственного долга среди всех стран «двадцатки». И мы должны сохранять это свое преимущество как залог макроэкономической безопасности. Во-вторых, когда люди дают своему государству в долг — это всегда вычет из финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на частные инвестиции. И если мы хотим наращивать их уровень, то не должны поддерживать значительный бюджетный дефицит.

18. Естественное, логичное решение проблемы низкой производительности труда — массовое создание высокопроизводительных — а потому высокооплачиваемых — рабочих мест для образованных и амбициозных людей. Как за счет модернизации существующих, так и за счет открытия новых производств. Как в традиционных, так и в принципиально новых секторах экономики.

19. Обеспечение развития прямых транспортных связей между региональными центрами Российской Федерации, множества транспортных узлов по всей стране. Инициировать программу строительства автомобильных, железных дорог и аэропортовых комплексов по европейским стандартам.

20. Проведение реформы судебной власти, укрепление законности и реальной независимости судей.

21.  Наращивание инвестиции в инфраструктуру и стимулирование инвестиций.

22. Создание более прозрачной системы регулирования и снижение чрезмерного регулирования и поддержки неэффективных секторов производств и компаний.

23. Нужно сделать две основных вещи – поддержать и правильно спрофилировать с учетом кризиса внутренний спрос и максимально, при активном участии государства, переориентировать его на отечественную продукцию.

Поддержать  внутренний спрос – это, прежде всего, означает поддержать спрос со стороны домашних хозяйств, на которые в кризис падает более половины (свыше 54% в IV квартале 2008 г.) внутреннего потребления. Домашние же хозяйства – это иждивенцы, наемные рабочие и служащие, малые, средние и крупные предприниматели. Последние преимущественно потребляют импорт или приобретают продукцию за рубежом. Все остальные – ориентированы преимущественно на отечественную продукцию, конечно, за исключением случаев, когда потребительские характеристики российских изделий намного ниже, чем у иностранных аналогов (таких примеров, к сожалению, много). Непосредственно на российского производителя будут работать увеличение социальных выплат и повышение необлагаемого минимума заработной платы, поскольку основные средства пойдут на покупку отечественного продовольствия. Льготы и помощь малому и среднему бизнесу с учетом двойственного статуса малых и средних предпринимателей – как производителей, с соответствующим производственным потреблением, и как обычных потребителей – будут иметь одновременный положительный эффект и для инвестиционного, и для потребительского спроса. Причем спрос со стороны малого бизнеса именно качественный – разнообразный и требовательный. Важную роль в стимулировании спроса могут сыграть госинвестиции в инфраструктурные проекты стратегического характера. Т.е. речь идет не о локально-ориентированных проектах, где высока степень монополизации среди возможных поставщиков и конечная общественная польза будет минимальной, а о проектах федерального значения с масштабным мультипликативным эффектом для экономики, нацеленных на решение задач консолидации внутреннего экономического пространства, повышения эффективности хозяйственной деятельности. Если дать простор фантазии, это может быть многополосная федеральная автомобильная трасса Москва – Владивосток с современной придорожной инфраструктурой, это может быть сеть федеральных логистических центров – аэропортовых хабов, складских и портовых комплексов, привязанных к той же трансевразийской трассе. Существенный и стратегически очень важный компонент поддержки внутреннего спроса – стимулирование инвестиций частного сектора с использованием налоговых инструментов, в том числе инвестиционного налогового кредита; путем предоставления субсидий на НИОКР, природоохранные мероприятия, повышение энергоэффективности; через субсидирование процентных ставок по кредитам на приобретение отечественного оборудования; путем развития лизинга отечественной техники, др. В комплексе с реализацией мер, направленных на поддержку внутреннего спроса, необходимо решать задачи цивилизованного передела отечественного рынка в пользу отечественных производителей, поскольку без такого передела основными бенефициарами стимулирования спроса в РФ вновь станут иностранные поставщики и ориентированный на импорт торгово-посреднический сектор. Меры по усилению позиций отечественных производителей на внутреннем рынке можно разделить на три основные группы: (1) меры, способствующие повышению ценовой конкурентоспособности отечественной продукции; (2) меры протекционистского/покровительственного характера; (3) меры, непосредственно поддерживающие импортозамещение. Среди возможных мер, направленных на повышение ценовой конкурентоспособности отечественной продукции – умеренная или более выраженная (вопрос для обсуждения) девальвация рубля, сдерживание роста тарифов на продукцию/услуги естественных монополий, снижение налогового бремени, административного давления на бизнес и трансакционных расходов, снижение импортных пошлин на сырье, материалы и отдельные виды комплектующих. В группе мер протекционистского/покровительственного характера следует выделить защиту российских сельхозпроизводителей с применением тарифных и нетарифных инструментов – внутренний спрос в этой области является наиболее устойчивым и может в короткий срок генерировать значительные доходы; повышение ставок импортных пошлин и введение иных ограничений в случае представления отечественными предприятиями внятной программы снижения издержек и повышения конкурентоспособности; увеличение объема преференций в системе госзакупок. Прямая поддержка импортозамещения предполагает создание льготных условий для приобретения современного технологического оборудования, сибсидирование процентных ставок/гарантии по кредитам на пополнение оборотных средств предприятий, имеющих потенциал импортозамещения, др. (сейчас гораздо лучше и действеннее тратить на импортозамещение, нежели на поддержку экспорта). Не исключены и могут быть весьма результативны вербальные установки из уст руководства страны как относительно конкретных случаев (включая настойчивую рекомендацию премьера В.В. Путина приобретать суда, построенные на российских верфях), так и применительно к экономике в целом, вплоть до лозунга «Покупай российское». Это может звучать банально, но цена вопроса сегодня очень велика, и неудача в борьбе за внутренний рынок чревата для России утратой экономической самоидентичности. В борьбе за внутренний рынок надо учитывать, что очень часто поставки зарубежного оборудования и других товаров в РФ имеют мощную кредитную, в том числе госкредитную, поддержку, а, следовательно, предлагаемые цены содержат в себе льготный элемент. Кроме того, зарубежные производители в большом числе случаев готовы отгрузить товар сразу против платежа. Плюс высокие качественные, технические и прочие характеристики. У российских производителей нет этих преимуществ. Поэтому если мы говорим не о принудительном, а о целесообразном для потребителя импортозамещении, то надо думать, как сделать отечественную продукцию пусть и не очень привлекательной, но приемлемой для российского покупателя. Самый доступный и быстрый способ – субсидии и льготные кредиты для наших производителей, повышение пошлин для зарубежных поставщиков. Т.е. преимущества импорта по степени готовности, качеству и техническим характеристикам надо «перебить» существенно более низкими ценами и поощрительным отношением к приобретению отечественных товаров со стороны властных структур. Если еще предложить гарантии и качественный послепродажный сервис, то будет совсем хорошо. Все предложенные выше меры, в принципе, известны. Здесь дело в акцентах, в консолидации и комплексном применении мер стимулирования внутреннего спроса с учетом задач передела рынка в пользу отечественных производителей, эффективной поддержки экономически целесообразного импортозамещения. По оценкам ВНИКИ, потенциалом испортозамещения при определенных условиях обладает большинство отраслей и секторов национальной экономики. В любом случае логично вначале закрепиться на внутреннем рынке, качественно обеспечить его потребности, а уже потом реализовывать мирохозяйственные амбиции. Например, разговор о занятии Россией значимой доли мирового рынка гражданской авиатехники – явно преждевременный и даже деструктивный, поскольку нам остро не хватает самолетов для обновления внутреннего парка, и мы последние годы неоднократно снижали пошлины на авиатехнику. Некоторые меры по отвоеванию внутреннего рынка могут не вписаться в рамки правового поля ВТО, а потому в предстоящий период возрастет нагрузка на российскую коммерческую дипломатию в плане выбора одновременно и эффективных, и легитимных (общепринятых) таких мер, разъяснения действий России в случае нареканий со стороны партнеров, урегулирования спорных ситуаций. Возможен целевой обмен импорта на производительные инвестиции.

III. Заключение.

Новая экономика  России — это экономика диверсифицированная, где кроме современного топливно-энергетического комплекса будут развиты и другие конкурентоспособные сектора, эффективная экономика, с высокой производительностью труда и низкой энергоемкостью, экономика постоянно обновляющихся технологий, экономика, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике. Экономика России должна стать подлинно развитой, страна должна уйти от статуса сырьевой экономики, конкуренция должна превратиться в основополагающий принцип, действующий во всех сферах хозяйственной жизни, снизить в российской экономике роль государства как хозяйствующего субъекта, провести приватизацию государственной собственности, обеспечить развитие прямых транспортных связей между региональными центрами Российской Федерации и другие упомянутые меры.

 

IV.Список использованной литературы.

  • Международная торговля товарами и услугами, 3-е издание, Ю.В. Пискулов.
  • Статья «О наших экономических задачах», Российская газета.
  • Статья «Нам нужна новая экономика», Ведомости.
  • Статья, Предвыборная, Михаил Прохоров.
  • Article “Trip report: Russian spring or structural permafrost?”, February 14, 2012, Roubini N.
  • Статья «К новой парадигме экономического роста», ВНИКИ.

Информация о работе Меры обеспечения достойного участия России в глобальном разделении труда