Место и роль Казахстана в мировой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Внешняя торговля является важной и исторически самой первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами между государственно оформленными национальными хозяйствами.
В современных условиях в международной торговле участвуют все субъекты мирового хозяйства. В ее основе лежит международное разделение труда.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и роль международной торговли 4
2 Развитие внешней торговли Казахстана 7
3 Товарная и географическая структура внешней торговли 12
4 Проблемы развития внешней торговли Республики Казахстан
на современном этапе развития 15
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Контр МЭ.doc

— 621.50 Кб (Скачать файл)

 

на тему: Место и роль Казахстана в мировой торговле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение  3

1 Понятие и роль международной торговли 4

2 Развитие внешней торговли  Казахстана 7

3 Товарная и географическая структура внешней торговли 12

4 Проблемы развития внешней торговли Республики Казахстан

   на современном этапе развития 15

Заключение 18

Список литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Внешняя торговля является важной и исторически самой первой  формой международных экономических отношений. Она представляет   собой обмен товарами между государственно оформленными национальными хозяйствами.

  В современных условиях  в международной торговле  участвуют  все  субъекты мирового хозяйства.  В  ее  основе  лежит  международное  разделение  труда.

Масштабы участия отдельных национальных хозяйств в международной торговле связаны с уровнем развития в них товарного производства и товарного обращения.

Развитие товарного производства  и  рыночной экономики дало мощный толчок к расширению международной торговли как  особой сферы товарного обращения – между национальными хозяйствами. С развитием рыночной экономики необходимость  внешнего  рынка  возрастает.

Реализация товаров за границей позволяет частично   разрешать присущее рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Однако, не будучи полностью разрешенными с помощью экспорта товаров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяйственных связей, что находит выражение в острой  конкуренции,  характерной  для  международной торговли.

Увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и  взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов усиливаются настолько,  что  нарушения в функционировании экономики какого-либо  крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой    международные  последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.

Таким образом, место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных   связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического  сотрудничества.

Во-вторых, развитие международной  торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного  обмена услугами.

В-третьих, рост и углубление межрегиональных и  межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой  международной  экономической  интеграции. 

В-четвертых, тем  самым  международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.

 

 

 

1 Понятие и роль международной торговли

 

 

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах». Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.

В статистических справочниках  ООН  приводятся   данные   об   объеме  и динамике   мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли.

Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых

товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производствам.


Международная (внешняя торговля) – древняя и традиционная форма международных экономических отношении.

Согласно историческим исследованиям, внешняя торговля древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия национальных традиций, национальных денег и т. д.

Роль внешней торговли в международных экономических отношениях постоянно возрастала. Рост внешней торговли не был равномерным, но это не меняло общей тенденции ее развития.

Торговля является традиционной и древнейшей формой международных экономических отношений. Возникнув много столетий назад, она и поныне продолжает сохранять важные позиции в общем комплексе мирохозяйственных связей. Международная торговля позволяет нам расширять рынки товаров и услуг, которые не были бы нам доступны без нее. Благодаря ей, мы можем покупать заграничные товары, выбирать не только между отечественными конкурентами, но и между иностранными.

В результате международной торговли появляется более широкая конкурентная среда, и продавцы стараются предложить потребителю более выгодные цены.

Мировая торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Развитие мировой торговли привело к возникновению мирового рынка товаров.

Мировой рынок – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных друг с другом системой международных экономических отношений.


Мировая торговля формируется на базе внешней торговли, осуществляемой разными странами.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Основные отличия внешней торговли от внутренней:

    • товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны;
    • при расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда возникает необходимость сопоставления разных валют;
    • внешняя торговля подвержена большему государственному контролю нежели внутренняя;
    • большее число покупателей и большее число конкурентов.

Внешняя торговля отдельной страны характеризуются следующими показателями:

    • величина торгового оборота (сумма экспорта и импорта);
    • внешнеторговое сальдо – соотношение экспорта и импорта. Если экспорт больше импорта, страна имеет положительное внешнеторговое сальдо (активный торговый баланс), если импорт больше экспорта – отрицательное (пассивный торговый баланс). Разница между экспортом и импортом образует чистый экспорт.
    • экспортная и импортная квота – доля, соответственно, экспорта и импорта в ВНП. Доля импорта и экспорта в объеме национального производства показывает степень включенности страны в международную торговлю, степень «открытости» экономики. Экспортная квота составляет: 45% – в Голландии, 13% – в США, 11% – в Японии;
    • экспортный потенциал (экспортные возможности) – доля продукции, которая может быть продана данной страной без ущерба для собственной экономики;
    • структура внешней торговли: субъекты (с кем торгует страна) и объекты (чем торгует страна).

Состояние внешней торговли страны, уровень ее развития зависят прежде всего от конкурентоспособности производимых товаров, на уровень которой влияют:

    • обеспеченность страны ресурсами (факторами производства), в том числе и такими как информация, технология;
    • емкость и требования внутреннего рынка к качеству продукции;
    • уровень развития связей экспортных отраслей с сопряженными отраслями и производствами;
    • стратегия фирм, их организационная структура, степень развития конкуренции на внутреннем рынке.

Мировую торговлю характеризуют обычно с точки зрения ее объемов, темпов роста, географической (распределение товарных потоков между отдельными странами, регионами) и товарной (по видам продукции) структуры.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира.

Экспорт – вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке.

К экспорту относятся также вывоз товаров для переработки их в другой стране, перевозка товаров транзитом через другую страну, вывоз привезенных из другой страны товаров для продажи их в третьей стране (реэкспорт) и др.

Импорт – ввоз в страну товаров, работ, услуг результатов интеллектуальной деятельности и т. п. на таможенную территорию страны из-за границы без обязательств про обратный вывоз.

Под реимпортом понимают ввоз товаров, раньше вывезенных, но не переработанных.

Страной импорта считается страна происхождения товара (в то время как страной экспорта страна назначения товара).

Разница стоимостных объемов экспорта и импорта формирует торговое сальдо. Сумма экспорта и импорта – торговый оборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2 Развитие внешней торговли  Казахстана

 

 

Казахстан становится все более активным участником мировой торговли.

На фоне вступления Казахстана в ВТО интерес многих стран мира к торговым возможностям страны повышается.

Внешняя торговля страны за последние несколько лет бурного развития казахстанской экономики имела постоянную динамику роста.

Внешнеэкономический комплекс оставался динамичным сектором национального хозяйства, стимулирующим рост казахстанской экономики и обеспечивающим решение важных социально-экономических задач.

Наибольший общественный резонанс вызвали шаги, свидетельствующие об отходе от прежнего излишне прямолинейного курса на внешнеэкономическую либерализацию.

Еще в 2000 г. появились первые, но вполне последовательные, попытки придать внешнеторговой политике элементы большего прагматизма, использовать ее в качестве средства защиты национальных интересов.

Были введены ограничения на импорт продовольственных товаров и ряд позиций производственно-технического назначения.

В целях расширения мер по защите отечественных производителей от ввоза демпинговых товаров и товаров, субсидируемых иностранным государством по заниженным ценам, принята соответствующая законодательная база для их введения.

Создан уполномоченный орган в лице Комитета по антидемпинговому контролю при Министерстве энергетики, индустрии и торговли.

Данный Комитет начал работу по проведению антидемпинговых разбирательств по отношению импорта машиностроительной продукции.

В отличие от предыдущих лет проведенные выставки и ярмарки, цель

которых заключалась в ознакомлении потребителей с товарами, произведенными в Республике Казахстан, носили ярко выраженный пропагандисткий характер отечественных производителей товаров.

В рамках деятельности по расширению рынков сбыта были выиграны антидемпинговые разбирательства в США и сняты антидемпинговые пошлины, которые были наложены в отношении титановой губки, урановой продукции и ферросилиция.

Продолжаются работы по снятию антидемпинговых пошлин, введенных на поставки ферросилиция и феррохрома странами ЕС.

В связи с необходимостью защиты отечественных производителей и в целях сокращения импорта товаров из развивающихся государств Республикой Казахстан был инициирован пересмотр схемы предоставления преференций развивающимся странам в сторону их уменьшения.

В 1999 г. было подписано Соглашение со странами ЕС об увеличении экспортной квоты на казахстанскую сталь с 30 тыс. тонн до 76,4 тыс.тонн при ее экспорте в страны Европейского Союза.

Особое внимание уделялось отношениям с государствами-участниками СНГ. Главными задачами, решаемыми республикой в данном направлении являлась координация действий и осуществление единой внешнеэкономической политики, включая точное соблюдение всех норм и правил, содержащихся в многочисленных документах, подписанных в рамках СНГ.

Информация о работе Место и роль Казахстана в мировой торговле