Место России в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение роли и места России в международной торговле в настоящее время.
Задачи данной работы:
- дать характеристику внешней торговли РФ в условиях вступления в ВТО;
- разработать предложения по развитию внешней торговли России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ (НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКОВ)


5
1.1. Основные тенденции развития мировой торговли
5
1.2. Динамика и структура внешней торговли России
8
ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РФ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

13
2.1. Вступление РФ в ВТО и необходимость модернизации внешнеторговой политики РФ

13
2.2. Совершенствование международной специализации РФ в условиях вступления в ВТО

18
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

место России в международной торговле.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Пензенский государственный университет

Кафедра “Экономическая теория и мировая экономика”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Международные экономические отношения»

«Место России в международной торговле»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. 05-ЭМ2

Ван Бо

Руководитель:

Дралин А.И.

 

 

 

 

 

 

Пенза

2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ (НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКОВ)

 

 

5

1.1. Основные тенденции развития мировой торговли

5

1.2. Динамика и структура внешней торговли России

8

ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РФ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

 

13

2.1. Вступление РФ в ВТО и необходимость модернизации внешнеторговой политики РФ

 

13

2.2. Совершенствование международной специализации РФ в условиях вступления в ВТО

 

18

ГЛАВА 3. Предложения по развитию ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Международными экономическими организациями разработаны документы, каторыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

Формирование в России рыночной экономики открытого типа предполагает активную вовлеченность страны в международное разделение труда. Основные решения, устанавливающие правила в международной торговле, принимаются ныне коллективно в рамках Всемирной торговой организации, что делает безальтернативным участие в ней также и России.

Таким образом, участие России в процессе международной торговли, ее вступление в ВТО играют важную роль в мировом хозяйстве, что говорит об актуальности темы поднятой автором.

Предметом исследования является процесс международной торговли России.

Объектом исследования является деятельность России по направлению совершенствования процесса международной торговли.

Целью курсовой работы является определение роли и места России в международной  торговле в настоящее время.

Задачи данной работы:

- дать характеристику внешней торговли РФ в условиях вступления в ВТО;

- разработать предложения по развитию внешней торговли России.

Практическая значимость курсовой работы заключается в основных выводах и выявленных направлениях совершенствования международной торговли, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении процессов интеграции России в мировую торговлю, а также при оценке последствий вступления России в ВТО. Данная работа может представлять определенный интерес для людей, занимающихся изучением поднятой проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ (НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКОВ)

 

1.1. Основные тенденции развития мировой торговли

 

Процессы, протекающие в мировой экономике и в международной торговле, сложны и противоречивы. По отношению к международной торговле эти тенденции упрощенно можно выразить следующим образом: объединение, интеграция, унификация, рост открытости и либерализация, с одной стороны, и регионализация, специализация, социально-экономическая дифференциация, диверсификация, сепаратизм и протекционизм с другой.

Однако, с другой стороны, эти, безусловно, позитивные сдвиги сопровождаются массой негативных последствий, которые ставят под сомнение саму возможность и целесообразность дальнейшего развития в том же направлении. Либерализация внешней торговли для многих развивающихся стран несет, скорее, отрицательные результаты в виде изъятия свободных финансовых ресурсов и деградации местных производств. Вместо повышения эффективности экономики фактически происходит извлечение финансовых ресурсов из этих стран. империями, части которых разбросаны по всему миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие факторы:

– масштаб – рост объемов производства, концентрации и централизации капитала и как следствие появление организационных форм, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, приобретая международный характер и способствуя формированию единого мирового рынка;

– организационно-технологический – качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее.

Во-первых, происходит ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг: снижении уровня таможенных пошлин, отмене количественных ограничений (квот) и других нетарифных барьеров. Так, с  конца 40-х по конец 90-х годов тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились на 90% – в среднем до 4%. В Латинской Америке ставки импортных тарифов снизились в среднем с 40% в 1985 г. до 13 в конце 90-х [1, с. 83].

Во-вторых, нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков – ЕЭС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР.

Наукоемкой продукции и инвестиционных товаров; производителей услуг. Такая система, с одной стороны, позволяет каждой стране-экспортеру реализовать имеющиеся у нее на данный момент сравнительные преимущества в международной торговле, а с другой – странам-импортерам снизить издержки производства и как следствие увеличить добавленную стоимость в экономике или снизить цены. Вместе с тем углубление специализации стран грозит многими негативными последствиями, которые часто перевешивают позитивные. машиностроительного и транспортного оборудования (8%), химической продукции (7%).

Структура мировой торговли за последние 50-70 лет претерпела существенные изменения. Если в первой половине XX столетия (1937 г.) около 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то в 2000 г. – всего 22% товарооборота, а доля обрабатывающей промышленности соответственно выросла до 78%, при этом доля машин и оборудования – с 11 до 42%

Следует отметить тенденцию к увеличению потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли, что обусловлено выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки. развитые страны все более зависят от развивающихся: как от источников сырья, дешевых потребительских товаров и рабочей силы (контроль над издержками и инфляцией), так и от рынков сбыта своей готовой продукции и услуг.

B процессы дезинтеграции по этническому, конфессиональному и социально-политическому признакам. Растет популярность радикальных религиозных учений и сект, множится число межэтнических конфликтов, ширится антиглобалистское движение. Еще одной причиной нарастания антиглобалистских настроений является рост экономического неравенства и социально-экономической дифференциации в масштабах всего мира.

Все это не может не отражаться на развитии международной торговли.

Возрождается протекционизм, все чаще вспыхивают торговые войны, но уже не между отдельными странами, а между группами стран, торгово-экономическими блоками. Кроме того, снижение уровня таможенной защиты (снижение пошлин, отмена нетарифных барьеров) вовсе не означает ликвидации регулирования.

финансовых ресурсов через технологическую ренту, спекулятивные инвестиции и отток капитала, деградации местных производств, не способных конкурировать с транснациональными гигантами. Это еще больше увеличивает разрыв между бедными и богатыми странами – увеличивается технологическая отсталость и консервируется бедность.

В развивающихся странах постоянно предпринимаются попытки нарушить жесткую иерархию в международном разделении труда. Многие из них, осознавая тупиковость линии экономического развития на основе экспорта сырьевых и продовольственных товаров, пытаются реализовать амбициозные проекты развития национальных высокотехнологичных производств. Однако у них не хватает на это финансовых ресурсов.

С точки зрения географической направленности большая часть мирового торгового оборота по-прежнему приходится на развитые страны внутри «большой триады»: Северная Америка – Западная Европа – Япония. Так, на них приходится 65% экспорта Северной Америки (США и Канада) и 56% импорта, 80% экспорта стран Западной Европы (в том числе 68% – взаимная торговля внутри стран Западной Европы) и 77% импорта, 49% экспорта Японии и 35% ее импорта.

 

 

1.2. Динамика и структура внешней торговли России

 

Итоги развития внешней торговли в 2004 г. стали рекордными в новейшей истории России. Всемирная торговая организация констатирова­ла, что российский экспорт рос значительно быс­трее, чем у всех стран мира. показателя 2004 г. на 36,7%. Российский товарооборот со странами СНГ увеличился на 10,6% и составил 55,4 млрд. долл..

В результате Россия вошла в десятку крупнейших стран-экс­портеров и подняла свою долю в мировом экспор­те с 1.6 до 2.8%. Казалось бы, это очевидный про­гресс в укреплении внешнеэкономических пози­ций нашей страны. два года росли. В итоге в 2004 г. средние контрактные цены по экспорту увеличились на 58.5% по сравнению с 1999 г., а такие же цены по импорту упали соответствен­но на 17.3% [2, с. 7]. Иными словами, в 2004 г. на оплату единицы импорта России приходилось тратить примерно в 1.9 раза меньше ресурсов, чем в нача­ле пятилетнего периода. В этих условиях прирост экспорта и импорта в сопоставимых ценах практически постоянно опережал динамику отечественного производства и внутреннего спроса.

Экспорт и импорт товаров в сопоставимых це­нах выросли за 2000—2004 гг. соответственно в 1.5 и 3 раза. Стремительный рост импорта связан в первую очередь с существенным расширением (в 3.8 раза) физических объемов закупок по основной статье ввоза - машинам, оборудованию и транспортным средствам. Еще более заметно - в 4 раза - увеличился импорт текстиля, текстиль­ных изделий и обуви. На него, по различным оценкам, приходилось от 1/3 до 2/3 прироста ВВП. Так, по расчетам Института экономического анализа, внешнеэкономический фактор обеспечивал в 1999-2003 гг. увеличение ВВП в среднем на 5.9% ежегодно. В 2004 г. сверх­высокие нефтяные цены обеспечили половину прироста ВВП. [3, с. 12]

Конечно, в преодолении спада 90-х годов за­метную роль сыграли внутренние факторы. Пер­воначальный подъем обеспечили более полная загрузка имеющихся производственных мощно­стей и рост импортзамещсния в условиях резко­го падения реального обменного курса рубля по­сле финансового кризиса 1998 г. В дальнейшем увеличение объемов производства во многом опиралось на рост инвестиционного и потреби­тельского спроса. ценовой конъюнктуры 60.3 млрд. долл. Субсидии от снижения импортных цен составили 14.3 млрд. долл., а потери от их повышения - 6.8 млрд., то есть суммарный ценовой выигрыш был равен 7.5 млрд. долл. Общие ценовые субсидии мирово­го рынка российской экономике за этот период оцениваются в 67.8 млрд. долл., или 3.5% объема ВВП. Мировой рынок, таким образом, лишь в не­значительной мере способствовал углублению экономического кризиса 90-х годов, но явился значимым слагаемым экономического подъема в 1999-2005 гг. [4, с. 25]

Улучшение конъюнктуры на внешних рынках, с одной стороны, позитивно влияло на ситуа­цию в стране.

По существу страна столкнулась со всеми классическими симптомами так называемой гол­ландской болезни. Термин "голландская болезнь" возник в начале 80-х годов прошлого века, когда Нидерланды благодаря поставкам газа в другие страны резко увеличили экспорт. Это расши­рило совокупный спрос, подтолкнуло рост внутренних цен, укрепило курс национальной валюты. Однако затем по­следовали увеличение импорта, ухудшение состояния пла­тежного баланса, изменение ценовой структуры экономи­ки и утрата конкурентоспособности в ее отдельных сег­ментах. Наличие голландской болезни в России ряд специалистов категорически отрицает.  Одни счи­тают, что в случае с Голландией имел место эф­фект неожиданного открытия месторождений газа в Северном море, а в России, издавна экспорти­рующей энергоресурсы, такого эффекта нет. экспорт­ной и импортозамещающей продукции. Это относится как к готовым изделиям, так и к сырьевым товарам. Укрепление рубля в конечном итоге подталкивает увеличение импорта. Снижается и эффективность экспорта (отношение затрат на его осуществление к выручке), которая при до­стижении определенного предела может сделать поставки на внешний рынок экономически неце­лесообразными. Все это - наглядные симптомы голландской болезни [5, с. 7].

Опыт других стран показывает, что голланд­скую болезнь можно преодолевать[6, с. 11]. Для этого используются меры, помогающие избегать ук­репления национальной валюты, например, ин­тервенции центрального банка на внутреннем ва­лютном рынке и централизация сверхдоходов от экспорта в специальном фонде, а также тариф­ные и нетарифные ограничения экспорта и им­порта.

Для сравнения: в мировом экспорте доля машин и оборудования в последние годы достигла 40%, в экспорте США и ФРГ устойчиво составляет почти 50%, а в Японии – 70% [7, с. 13].

Крайне неблагоприятной особенностью рос­сийского экспорта продукции обрабатывающих отраслей является то, что более половины его приходится на низкотехнологичную продукцию, чуть больше 40% - на рядовую по технологии и лишь 1.5-1.8% -на наукоемкую, высокотехноло­гичную.

Economic Forum (WEF) не­давно опубликовала очередной доклад о мировой конкурентоспособности. В соответствии с этим документом в рейтинге макроэкономической конкурентоспособности основных стран мира в 2001 и 2002 гг. наша страна занимала лишь 56-е и 58-е места против 46-го места в 1998 г [8, с. 12]. Кроме промышленно развитых стран впереди России по этому показателю находятся также Южная Ко­рея, Малайзия, Словения, Венгрия, Эстония, Чи­ли, Тунис и др.

В последние годы все большее число россий­ских ученых и специалистов весьма скептически оценивают фактический уровень нашего научно-технического потенциала и способность страны к «интеллектуальному взрыву» в ближайшей или даже среднесрочной перспективе. И это вполне объяснимо. В абсолютном выражении (в пересчете по паритету покупательной способности валют)

Столь же не­благополучно и в обрабатывающей промышленности, где износ основных фондов продол­жается высокими темпами. Кроме того, более 50% российских магистральных нефтепроводов эксплуатируются уже 25 лет при нормативе 30 лет, 13% - свыше 30 лет (20% - в пределах 20-30 лет) и только около 35% - 10-20 лет. Техногенные катастрофы стали реальностью повседнев­ной жизни ТЭК, примером чего может служить недавняя авария в электрических сетях Мосэнерго.

В специализации на добыче топлива зачастую видят свидетельство технико-экономической от­сталости. Для России это, скорее всего, так. Но мировой опыт показывает, что сырьевая специа­лизация не только не мешает, но даже помогает отдельным странам добиваться весомых эконо­мических успехов.

Для этого, указывают специалисты, потребу­ется увеличить пропускные способности транс­портной инфраструктуры, прежде всего путем строительства новых трубопроводов на балтий­ском, северном и азиатском направлениях. Они также отмечают, что увеличение экспортных по­ставок энергоресурсов приведет к росту совокуп­ного предложения на внешних рынках и сниже­нию мировых цен. Немаловажно также и то, что разведанные запасы минерального сырья в по­следние годы постоянно сокращаются, поскольку добыча существенно опережает их прирост. Ми­неральные ресурсы при всем их богатстве все-та­ки небезграничны. Поэтому было бы рациональным по возможности сохранять их для будущих поколений.

Для сравнения укажем, что в советский период машины и оборудование гражданского назначе­ния составляли до 1/5 всего экспорта. Такая доля техники в объеме экспорта обеспечивалась за счет ее поставок в страны СЭВ. Важную роль в индустриализации экспорта играли также техни­ческое содействие и экономическая помощь со­циалистическим и развивающимся странам в строительстве крупных объектов.

Нынешнее состояние машиностроения не дает оснований рассчитывать на ускоренное увеличение экспорта машин, оборудования и транспорт­ных средств в ближайшие годы. Незначительные и прежде возможности российских машинострои­телей выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям мировых рынков, за последние годы еще более сузились. ническую сферу, не была технологическим лиде­ром ни в одной из обрабатывающих отраслей гражданского назначения и располагала конку­рентными преимуществами только в оборонной промышленности. Поэтому в развитии экспорта заметную роль играло военно-техническое со­трудничество с зарубежными странами.

По мнению экспертов, поставки российских вооружений смогут оставаться относительно стабильными в условиях, пока интерес к ним про­являют наиболее крупные покупатели - Китай и Индия, на которых в последние годы приходится 60-80% российского экспорта оружия. российском импорте непомерно высока для страны, в которой 11% самодеятель­ного населения занято в сельском хозяйстве, до­ля продовольствия и сельскохозяйственного сы­рья.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РФ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

 

2.1. Вступление РФ в ВТО и необходимость модернизации внешнеторговой политики РФ

 

Важнейшая задача для России на сегодняшний день – стать частью глобальной экономической системы на равных. При глобализации экономических процессов западный мир выступает за прозрачность, транспарентность, а по существу – за отслеживание всех финансовых потоков. Если в РФ не будет налажена такого рода система мониторинга, то рано или поздно вход в западное сообщество для нее будет закрыт.

Россия строит открытую экономику, и ее участие в международных экономических организациях, одной из которых является Всемирная торговая организация (ВТО), закономерно. Вместе с тем российский рынок находится в стадии становления, многие его параметры существенно уступают аналогичным показателям западных рынков, что требует взвешенного подхода при принятии решения о вступлении в ВТО, согласованного с осуществляемыми государством реформами. изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО [9, с. 24].

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне.

1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены почти со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО: ЕС, Китай, Корея, Новая Зеландия, Венесуэла, Мексика, Норвегия, Аргентина, Бразилия, Япония, Индия, Канада и др.

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. рынок услуг практически со всеми членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой, Норвегией, Турцией, Эквадором, Грузией, Киргизией, Молдавией, Болгарией, Египтом, Канадой. С Японией, Индией Парагваем, Болгарией переговоры завершены.

Переговоры по услугам продолжаются в настоящее время с США и Австралией.

Наиболее сложно переговоры продвигаются по «таким чувствительным» секторам как финансовые и «энергетические» услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО. несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. вопросам, двусторонние и многосторонние консультации по сельскому хозяйству, применению санитарных и фитосанитарных мер в торговле. В ходе многостороннего обсуждения отдельных разделов проекта Доклада РГ обсуждались вопросы таможенного регулирования, применения антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер. Были согласованы три раздела проекта Доклада РГ: «Защитные меры в торговле»; «Тарифные изъятия»; «Налогообложение импорта». Были завершены двусторонние переговоры с делегацией Панамы по доступу на рынок услуг. В ходе формального заседания РГ ряд членов РГ, в том числе Китай, высказался за скорейшее присоединение России к ВТО.так и при координации процесса присоединения к ВТО заинтересованными сторонами «четверки».

Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций. сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

Теоретически необходимость модернизировать внешнеторговую политику РФ очень велика, Россия благодаря этому может получить:

во-первых, это выход в унифицированное международное правовое прос­транство, базирующееся на нескольких десятках соглашений и других документов ВТО. Они со­держат основополагающие принципы торговли (наибольшего благоприятствования, нацио­нального режима, гласности ее регулирования и др.), которые направлены на обеспечение стабильных и предсказуемых условий деятельности всем экспорте­рам и импортерам. Тем самым Россия получит защиту от торговой дискриминации.

Например, США ввели серьезные ограничения на ввоз российской стали, и отечественные ме­таллурги теряют сотни миллионов долларов. Если бы Россия была членом ВТО, она могла бы защитить интересы национальных компаний, поскольку США не имели бы права вводить меры по ограничению российского экспорта в том виде, в котором они действуют сегодня. [10, с. 25]

во-вторых, став членом ВТО, одной из крупнейших и влия­тельнейших международных экономических организаций, Россия получит.

Присоединение России к ВТО неизбежно приведет и к некоторым потерям. Первое — защита многих российских отраслей, находящихся сегодня в кризисном состоянии, будет затруднена в случае значительного облегчения доступа на российский рынок иностранных товаров и услуг, чего добиваются партнеры России по переговорам о ее присоединении к ВТО.

Прежде всего, по оценкам аналитиков, пострадают от наплыва западных конкурентов российский агропромышленный комплекс, текстильная промышленность и авиастрое­ние. Но вступле­ние в ВТО не отменяет российского закона «О защите государственных интересов в торговле внешнеторговыми товарами».

И, наконец, третьих вступление в ВТО может осложнить продвижение по пути интеграции России со странами СНГ, особенно в рамках Таможенного союза. степени будет зависеть от того, насколько эффективно станет проводиться торгово-экономическая политика России как члена ВТО, использоваться новый арсенал ин­струментов в торговых отношениях и перегово­рах, направленных на отстаивание собственных экономических интересов. [11, с. 26]

В целом присоединение к ВТО стратегически выгодно России. Это признается многими как внутри страны, так и за ее пределами. Другое дело — тактика отношений с этой организацией, сроки и условия присоединения. Здесь точки зрения не совпадают. Определенная часть спе­циалистов и представителей российского бизне­са считает, что РФ сейчас не готова к открытию своих рынков в соответствии с нормативами ВТО, поэтому необходимо:

• обеспечение «прозрачности» естественных монополий, их тарифной политики и финансовых потоков;

• повышение эффективности контроля за экспортом энергоносителей и металлов, в том числе, возможно, и через обязательное осуществление внешних расчетов по этим товарам через банки с государственным участием;

• создание механизма противодействия занижению экспортных цен российскими экспор­терами, в том числе - через восстановление государственного мониторинга внешнеторговых цен, их сопоставление с издержками и ценами конкурентов (это может облегчить переговоры с ВТО по антидемпинговым процедурам для российского экспорта). [12, с. 14]

 


2.2. Совершенствование международной специализации РФ в условиях вступления в ВТО

 

Ключевой особенностью развития российской экономики в перспективе является необходимость одновременного повышения уровня жизни и развертывания модернизации национального хозяйства в условиях вступления России в ВТО. Это будет происходить в условиях значительного масштабного отвлечения ресурсов на обслуживание внешнего долга. производственных мощностей. Прогрессирующее недоинвестирование электроэнергетики через два-три года может вывести экономику страны на ресурсные ограничения, что существенно затормозит экономическую динамику. На отраслевых рынках действие структурных ограничений проявится в снижении эластичности предложения по отношению к спросу, повышении цен и частичном замещении отечественных изделий импортными. [13, с.193]

В Приложении 15 представлены в динамике данные промышленного производства.

В рамках нынешней утяжеленной структуры экономики, слабости рыночных институтов, устаревшей материально-технической базы требуемая динамика и качество развития в принципе недостижимы, следовательно, инерционное развитие экономики оказывается тупиковым. Дальнейшая экспортно-сырьевая ориентация развития будет означать крайне неэффективное использование имеющегося потенциала. отсталость страны). На первоначальном этапе это наполнение будет происходить в значительной мере за счет импорта. [14, с. 16]

Правительство предполагает принять меры, направленные на стимулирование интенсивного обновления производственно-технологического аппарата, в целях обеспечения производства товаров и услуг с более высокой долей добавленной стоимости, способных повысить конкурентоспособность российской экономики в мировом хозяйстве.

Переход к динамичному экономическому росту вызовет расширение внутреннего спроса на энергосырьевые ресурсы, что будет сопровождаться постепенным приближением внутренних цен на сырье к мировым и может привести к усилению инфляции издержек и снижению доходов предприятий.

Важным фактором, влияющим на экономическую ситуацию в стране, остается обменный курс рубля. Возможны два принципиально разных варианта экономической политики, которые условно можно охарактеризовать как политики слабого или сильного рубля.

Сохранение слабого рубля повышает конкурентоспособность отечественных товаров, как на внутренних, так и на внешних рынках, обеспечивая, таким образом, более высокие краткосрочные темпы экономического роста. Однако, такая политика имеет и ряд негативных последствий.

Прежде всего, защищая производство от внешней конкуренции, она ослабляет стимулы для проведения модернизации экономики, консервирует существующую неэффективную структуру экономики. необходимого при данном сценарии наращивания инвестиций служат сокращение оттока российского капитала и, в меньшей степени, прямые иностранные инвестиции. Реализация данного варианта политики требует кардинального улучшения инвестиционного климата за счет проведения широких структурных реформ и укрепления базовых институтов государства.

Укрепление рубля стимулирует импорт машин и оборудования из стран дальнего зарубежья, что является важным фактором модернизации производства. Более равномерное распределение доходов обеспечит при этом более равномерное развитие отраслей, не сконцентрированное в сырьевом секторе. Важно также иметь в виду, что более сильный рубль, при прочих равных условиях, означает также более высокий уровень реальных доходов населения.

Ключевой тактической проблемой реализации политики сильного рубля будет переключение на импорт инвестиционно-технологических ресурсов из развитых стран при сохранении экономически эффективной кооперации с государствами СНГ, особенно в области инвестиционного машиностроения.

Привлечение инвестиций частного сектора, прямых иностранных инвестиций, которые должны стать основным источником модернизации экономики России .

Важным источником инвестиций в развитие экономики России должны стать внутренние инвестиционные ресурсы - сбережения населения, накопления предприятий.

Для их эффективного использования необходимо развитие финансовой инфраструктуры - банковской системы, фондового рынка, рынка страховых услуг, а также разработка и совершенствование индивидуальных инвестиционных схем.

Перспективным источником финансирования инвестиционных потребностей экономики России являются прямые иностранные инвестиции. обеспечения гарантии прав собственности и равных условий конкуренции, либерализации валютного регулирования. [15, с. 243]

В условиях ограниченности объемов прямого государственного инвестирования за счет федерального бюджета в отдельные отрасли, производства и секторы экономики необходимо определить приоритеты и сроки предоставления государственной поддержки, обеспечить ее эффективность и прозрачность, а также тщательную оценку объектов поддержки . числе соглашений о разделе продукции (СРП), а также договоров концессии, заключаемых государством с частными инвесторами.

Для осуществления эффективного экономического и организационно – правового регулирования деятельности в области СРП политика Правительства Российской Федерации в период до 2007 года должна реализовываться в следующих направлениях: [16, с. 18]

 

уточнение и детализация стратегии применения режима СРП в Российской Федерации (уточнение программы освоения запасов минерально-сырьевых ресурсов на условиях СРП до 2020 года);

— упрощение процедур заключения СРП, жесткая регламентация процедур и сроков принятия решений для российских органов исполнительной власти, вовлеченных в процессы подготовки и реализации проектов СРП.


ГЛАВА 3. Предложения по развитию ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

 

Выбор России в пользу внешнеэко­номической открытости закономерно вытекает из необходимости включения в об­щемировые процессы глобализации хо­зяйственной жизни, определяющие с се­редины XX века развитие международных экономических отношений. Либерализа­ция внешнеэкономических отношений как важная составляющая этих процессов позволила многим странам мира значительно интенсифицировать обмен товарами и услугами, способство­вала на основе широкого использования механизмов свободной конкуренции сни­жению издержек производства и повыше­нию потребительских свойств продукции. Как показывает опыт КНР, эта тенденция не зависит от общественного строя стра­ны. Вместе с тем, что касается России, то здесь в начале 9О-х гг. политическая воля явно опережала реальную готовность ос­новных слоев общества к таким ускорен­ным преобразованиям.

По мнению многих российских уче­ных и специалистов, переход к внешне-экономической открытости в условиях России представляет собой сложный мно­гоплановый процесс, который имеет свою этапность и структурные особенности и может успешно осуществляться лишь в тесной увязке с общим ходом преобразо­вания национальной экономики, включая ее глубокую структурную трансформацию. Не только международный опыт, но преж­де всего, особенности отечественной эко­номики ( в т.ч. высокая степень ее мили­таризации и монополизации, неразви­тость рыночных структур, техническая от­сталость гражданского сектора и низкая его конкурентоспособность, неразвитость экспортной номенклатуры) диктовали не­обходимость поэтапного и селективного осуществления либерализации ВЭД, и что особенно важно, использования государ­ством широкого арсенала средств ее ре­гулирования. Только опираясь на активную роль государства, можно было придать этому процессу целенаправленный управ­ляемый характер, соединить общенацио­нальный, региональные и предпринима­тельские интересы. На это обращали вни­мание и зарубежные исследователи, как западноевропейские, так и американс­кие. Они, в частности, рекомендовали в переходный период активно сочетать свободное предпринимательство с государ­ственным вмешательством, применять за­щиту национального рынка в тех случаях, когда быстрая и безоговорочная либера­лизация угрожает столь же быстрым раз­рушением производственного потенциа­ла и появлением препятствий на пути ро­ста, связанных с ухудшением платежного баланса. [17, с. 7]

На практике, однако, в России был избран иной способ проведения внешнеэкономической реформы в стремлении быстрее осуществить разгосударствление ВЭД, форсируя открытие национальной экономики и ее интегрирование в миро­вое хозяйство. При этом в расчете на ре­гулирующую роль самих рыночных меха­низмов проводилась линия на минимиза­цию вмешательства государства во внеш­неэкономическую сферу. В результате ли­берализация внешней торговли в России стала осуществляться широким фронтом и ускоренными темпами при отсутствии це­лостной научно обоснованной концепции и продуманной с участием товаропроиз­водителей структурной политики, при иг­норировании принципов этапности и се­лективности. Заметно опережая внутрен­ние реформы и становление внутреннего рынка, внешние экономические преобра­зования стали все больше отрываться от реального хозяйственного положения в стране.

Набор методов государственного регулирования, как это видно из вышеиз­ложенного, становится все более тонким, сложным и системным. Конечно, в целом сложившаяся система нормативных актов, так или иначе касающихся регулирования ВТД и внешнеэкономических связей, достаточно разрознена, в ней пока есть пробелы. Но ясно также, что задан вектор ее совершенствования.

Условием успешного продвижения России по пути экономического прогрес­са при ограниченных возможностях ис­пользования внешнего фактора развития выступает прежде всего концентрация ее собственных усилий и ресурсов на форми­ровании эффективного, технологически развитого и конкурентоспособного ры­ночного хозяйства. В ближайшей перс­пективе акценты экономической полити­ки объективно смещаются в сторону раз­вития отечественного производства и обеспечения при опоре на него потребно­стей внутреннего рынка.

Вместе с тем, страна не может от­казываться от использования преиму­ществ открытого развития. Внешнеэконо­мические связи, в том числе и внешняя тор­говля, способны активизировать соб­ственный потенциал, не подменяя его, привнося в отечественную экономику до­полнительную конкуренцию, новые техно­логии, опыт рыночного хозяйствования, обеспечивая прирост национального бо­гатства за счет товарообмена по выгодным ценам и привлечения зарубежного капитала. [17, с. 9]

Даже в нынешнем противоречивом со­стоянии отечественная экономика обла­дает определенными конкурентными пре­имуществами, использование которых по­зволяло бы ей постепенно менять специ­ализацию в международном разделении труда, уходя от исполнения роли преиму­щественно "кладовой сырьевых ресурсов", и тем самым повышать эффективность осуществляемого страной международно­го обмена.

В стране имеются уникальные пе­редовые технологии в ряде секторов про­мышленности, которые опираются на достижения отечественной фундамен­тальной и прикладной науки. Сосредоточены они прежде всего в отрас­лях ВПК - авиакосмической и атомной промышленности, судостроении, произ­водстве лазерной техники и средств ин­форматики, разработке программного обеспечения. Освоение экспортного по­тенциала этих и других наукоэффективных отраслей предполагает адаптацию вопло­щенных в их продукции технологий к тре­бованиям, предъявляемым мировым рын­ком к эффективности производства. Но данные конкурентные преимущества мо­гут быть реализованы на тех рынках, где особенно сильно противодействие опира­ющихся на всю мощь государственной поддержки западных конкурентов. Выход на эти рынки, входящие в сферу геополитических интересов ведущих западных стран, невозможны без заключения меж­государственных соглашений с развиты­ми странами, регламентирующими рос­сийское присутствие на них.

Другая важная группа конкурентных преимуществ России - сравнительная деше­визна некоторых факторов производства. В стране имеются значительные по масштабам производственные фонды в промышленности, представленные преж­де всего универсальным обрабатываю­щим оборудованием. Отечественное промышленное производство весьма диверсифицировано по отраслям и носит комплексный характер. Поэтому можно предложить, используя на­копленные фонды, с мень­шими капитальными затратами осуществ­лять необходимую модернизацию пред­приятий и переход к применению запад­ных технологий среднего уровня. Это, в свою очередь, облегчило бы последующее включение российских производителей в международную кооперацию производ­ства. Она могла бы осуществляться путем изготовления узлов, деталей и компонен­тов по заказам зарубежных производите­лей готовой продукции, организации сбо­рочных производств с иностранным учас­тием, сотрудничества в освоении новых видов продукции. [18 с. 128]

Реализация преимуществ, связан­ных со сравнительной дешевизной факто­ров производства, могла бы принести эф­фект уже на стартовом этапе экономичес­кого подъема.

Нельзя сбрасывать со счета и кон­курентные преимущества, связанные с обеспеченностью страны основными ви­дами минерально-сырьевых ресурсов. Их объем достаточен для того, чтобы в пол­ной мере удовлетворять потребности внутреннего производства и социальной инфраструктуры, а также осуществлять экспортные поставки.

Очевидно, что в перспективе Россия, располагая таким весомым преимуществом, даже в условиях снижения удельного веса сырья в мировом торговом обмене, неизбежно сохранит за собой роль поставщика минеральных ресурсов. Она не может пойти в фарватере развитых стран. Сырье и полуфабрикаты и в обозримом будущем останутся важной статьей отечественного экспорта. Для того, чтобы страна в дальнейшем могла получать эффект от экспорта топливно-сырьевых товаров, требуется, как минимум, обеспечивать сохранение их ценовой конкурентоспособности: на мировом рынке сырья конкуренция носит в основном ценовой характер. Для того, чтобы добиться этого, можно регулировать цены на продукцию и услуги естественных монополий и целенаправленного воздействовать на валютный курс рубля. Проводившуюся до августа 1998 г. курсовую политику вряд ли можно считать оптимальной: ее результатом стало неуклонное снижение эффек­тивности экспорта. В ближайшие годы было бы нежелательным повторять про­шлые ошибки и допускать, чтобы движе­ние валютного курса уменьшало стимулы к поставкам на внешний рынок. Интере­сам развития экспорта отвечала бы в наи­большей мере такая динамика валютного курса, которая не опережала бы темпов инфляции и не отставала от них. Это оз­начало бы, что затраты на изготовление и поставку экспортной продукции в рублях возрастают с той же скоростью, что и руб­левый эквивалент экспортной выручки т.е. экспортер не несет потерь из-за от­носительного удорожания рубля.

Вместе с тем использование Росси­ей преимуществ в обеспеченности при­родными ресурсами в расширяющихся масштабах вряд ли возможно. Во-первых, запасы самих ресурсов небезграничны. По некоторым оценкам, промышленных запа­сов, нефти и газа, например, в России ос­тается на одно - полтора поколения. При фактически свернутых геологоразведоч­ных работах их скорое пополнение представляется проблематичным. Во-вторых, при все большем распространении в мире ресурсосберегающих технологий не приходится ожидать заметного роста ми­рового спроса на сырье. В-третьих, существующая транспортная инфраструктура (порты, терминалы, трубопроводы и т.д.) не в со­стоянии будет справиться с ростом грузо­потоков. Важно также иметь в виду, что конкурентные преимущества, основанные на обильных природных ресурсах, как по­казывает зарубежная практика, не быва­ют стабильными и не обеспечивают со­хранения прочных позиций в конкурентной борьбе в динамике.

Характер конкурентных преиму­ществ диктует стране ее стратегию на перспективу: оптимизировать экспорт сырья и одновременно расширять вывоз продуктов его углубленной переработки и готовых изделий - трудоемкой и технико­емкой продукции. Само собой, использо­вание существующих и потенциальных конкурентных преимуществ сопряжено с необходимостью преодоления очевидных слабостей отечественного народного хозяйства. Для преодоления данных слабостей необходимо:

- разработать меры по снижению энер­гоемкости и материалоемкости произ­водства, которая является результатом доро­говизны большинства видов отечественной гото­вой продукции в сравнении с зарубежны­ми аналогами;

- используя результаты научно-технического прогресса, повысить производительность труда, так как технологическая отсталость не по­зволяет выпускать продукцию с высо­кими качественными характеристиками;

- сконцентрировать внимание на развитии транспортной инфраструктуры, сферы коммуникаций, банковской системы;

Таким образом, в обозримом буду­щем императивом для России становится использование конкурентных преиму­ществ в сфере высоких технологий и пре­имуществ, связанных со сравнительной дешевизной факторов производства, ус­коренное развитие и повышение эффек­тивности обрабатывающих производств, имеющих перспективы на внешних рын­ках. Это возможно позволит изменить ны­нешнюю незавидную роль страны в систе­ме международного разделения труда и ту внешнеэкономическую специализацию, которая неумолимо выталкивает ее на обочину мирового развития.

Выход российских предприятий на рынке инвестиционного машиностроения и другой готовой продукции среднетехнологического уровня неизбежно будет стал­киваться с сильной конкуренцией, преж­де всего со стороны наших партнеров по СНГ, стран бывшего соцлагеря, а также многих развивающихся государств. Без эффективной и разносторонней государ­ственной поддержки экспорта, особенно на старте выхода на рынок, вряд ли мож­но добиться ощутимых результатов.

В целом в России формируется практически новая система регулирования и организации внешней торговли, которая по своим базовым параметрам в основном соответствует международным критериям открытой рыночной экономики. Конечно, в целом сложившаяся система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, достаточно разрознена, в ней пока есть пробелы.

На основе выделенных ранее проблем и пробелов в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности можно предложить ряд мер по их решению:

Во-первых, для поддержания и стимулирования перспективных экспортоориентированных и импортозамещающих производств использовать государством механизмов финансовой поддержки, таких как государственные гарантии и кредитование, страхование внешнеторговых операций, налоговые льготы.

Во-вторых, разработать внешнеэкономическую стратегию или концепцию, которая определяла бы с учетом интересов и возможностей страны перспективные направления развития внешней торговли, включая меры по повышению конкурентоспособности национальной экономики, инвестирования экспортоориентированных и импортозамещающих производств.

На данный момент в мировой практике существует еще ряд мер государственного регулирования, такие как: мера по информационно-консультативному содействию, промоционные меры по продвижению российских товаров и услуг на международные рынки, организационные меры. Но, используя анализ зарубежного опыта по поддержке экспорта путем государственного регулирования, можно сказать, что в современных условиях, учитывая масштабы и глубину проблем, стоящих перед Россией в экспор­тной сфере, целесообразно повысить ад­министративный и организационный статус функции содействия экспорту до уровня самостоятельного федерального агент­ства, который и возьмет на себя часть обязанностей. Такой государственный институт, и именно в статусе федерального агентства, необходим по следующим причинам:

- сегодня в России большинство видов экспортных услуг развиты недоста­точно или вообще отсутствуют;

- практически не оказывается помощь наиболее многочисленному слою заинтересованных клиентов - начинаю­щим экспортерам, субъектам малого пред­принимательства (рядовому российскому предпринимателю просто некуда обра­титься за получением элементарных экс­портных услуг, широкодоступных для его зарубежных конкурентов);

- не полно отвечают требованиям уже действу­ющие инициативы в области поддержки экспорта, в том числе финансового харак­тера, из-за отсутствия профессионально­го и хорошо организованного аппарата, способного оперативно реализовывать принятые решения;

- практически полностью отсут­ствуют координация деятельности раз­личных государственных структур (феде­ральных министерств и ведомств, регио­нальных администраций), общественных организаций и союзов деловых кругов в области развития экспорта;

- негосударственные структуры содействия предпринимательству ни в коем случае не могут за­менить государство в деле поддержки экспорта, поскольку их услуги не носят универсального характера (с точки зре­ния ассортимента услуг и состава клиен­тов); как правило, не оказываются в зна­чительных масштабах на безвозмездной или льготной основе; не ставят задачу реализации приоритетных направлений внешнеэкономической политики страны и, наконец, не позволяют в полной мере использовать инструментарий офици­альной дипломатии для содействия за­рубежной экспансии национального биз­неса. [20, с. 31]

В предварительном порядке основ­ные функции Федерального агентства развития внешней торговли (поддержки экспорта) могли бы выглядеть следующим образом:

- организация информационной, аналитической и прогнозной работы в сфере экспортной деятельности;

- организация банков данных внешнеторговой информации и ее распространение среди участников ВЭД;

- создание и ведение Интернет-портала внешнеторговой информации;

- оказание информационно-кон­сультационных услуг экспортерам;

- содействие потенциальным эк­спортерам в поиске деловых партнеров;

- содействие в организации вы­ставок и ярмарок, торговых делегаций, коммерческих презентаций и иных про-моционных мероприятий за рубежом;

- содействие в организации рек­ламных и маркетинговых кампаний за ру­бежом;

- помощь в ведении деловых пе­реговоров и заключении контрактов;

- сертификация экспортных про­ектов для получения государственной фи­нансовой поддержки;

- помощь в преодолении админи­стративных и иных торговых барьеров, со­действие в разрешении торговых конф­ликтов на внешних рынках;

- помощь в подготовке тендер­ной документации и лоббирование инте­ресов российских участников в ходе про­ведения официальных тендеров за рубе­жом;

- методическое обеспечение и координация работы других органов феде­ральной исполнительной власти в облас­ти поддержки экспорта;

- методическое обеспечение и координация работы органов власти субъектов РФ в области поддержки экс­порта;

- организация обмена опытом экспортной деятельности;

- содействие работе отраслевых объединений производителей и экспортеров, планирование и осуществление со­вместных мероприятий с организациями деловых кругов;

- подготовка и вынесение на рассмотрение Правительства РФ предло­жений по развитию экспортной деятель­ности;

- организация пропагандистских и просветительских кампаний в поддерж­ку экспортной деятельности;

- организация поощрения лучших экспортеров;

- публикация специализирован­ных рекламно-информационных изданий по вопросам экспортной деятельности;

- участие в работе межправи­тельственных комиссий по торгово-эко­номическому сотрудничеству с зарубеж­ными странами.

Важной задачей Агентства могла бы стать ежегодная разработка Нацио­нальной экспортной стратегии (как, например, в США) для ее обсуждения и ут­верждения российским Правительством. Напомним, что в законе 1995 г. о госу­дарственном регулировании внешнетор­говой деятельности в РФ содержалось по­ложение о ежегодной разработке Про­граммы развития внешнеторговой дея­тельности, включавшей специальный раз­дел "Меры стимулирования промышлен­ного экспорта". Такие программы разра­батывались до 1998 г., но потом о них про­сто забыли.

Федеральное агентство развития внешней торговли (поддержки экспорта) с учетом исключительной важности решае­мых им задач целесообразно позициони­ровать как независимое и подчиненное непосредственно Председателю Прави­тельства РФ. Высокий статус Агентства позволит лучше координировать усилия госструктур в этой области и более успеш­но противостоять лоббированию узко­групповых интересов.

При создании Агентства следует исходить из того, что бюджетное финан­сирование его деятельности должно по­степенно снижаться за счет увеличения числа клиентов и роста потребления ими возмездных экспортных услуг. Необходи­мо предусмотреть льготные условия ока­зания услуг субъектам малого предприни­мательства.

Для успешного функционирования Агентства требуется наличие развитой ре­гиональной и зарубежной сети представи­тельств (корреспондентов) - собственных или сотрудничающих на контрактной осно­ве. В частности, на первых порах Агентство может заключить соглашения о сотрудни­честве с аппаратом уполномоченных МЭРТ в федеральных округах и российскими тор­гпредствами за рубежом.

Эффективной работе Агентства бу­дет способствовать широкое привлечение к его деятельности возвращающихся из-за рубежа сотрудников торгпредств, а также кадровых внешторговцев пенсион­ного возраста на контрактной основе.

С учетом современных возросших требований к качеству работы госструктур несомненным плюсом предлагаемого Агентства служит то, что результаты его функционирования могут быть легко оце­нены, исходя из следующих критериев:

- общее число клиентов;

- число клиентов, которые при содействии Агентства начали или увели­чили экспорт;

- общие объемы экспорта клиен­тов;

- общая выручка за услуги Аген­тства;

- процент самофинансирования (отношение выручки за услуги к госдотациям):

- процент положительных отзы­вов после посещения сайта;

- уровень возврата предлагае­мых вопросников о работе Агентства;

- уровень повторных продаж ус­луг Агентства;

- другие критерии, принятые для оценки деятельности аналогичных струк­тур за рубежом (включая сертификацию предоставляемых услуг на основе стан­дарта ИСО 9001: 2000 - система управ­ления качеством госуслуг).

Можно предположить, что в зави­симости от хода административной ре­формы, тенденций внутриэкономического и внешнеэкономического развития стра­ны организационное оформление и усиле­ние функции господдержки экспорта пой­дет иным путем, и будет создано не Аген­тство, а иная струк­тура, или восстановлен соответствующий департамент (департаменты) министерского уровня. Однако в любом случае оче­видно, что в условиях дальнейшего углуб­ления интеграции России в систему миро­вого хозяйства, сопровождающихся повышением внешней открытости наци­ональной экономики, задачи ускорения и улучшения качества хозяйственного ро­ста могут быть решены только путем про­ведения активной государственной поли­тики в сфере поддержки экспорта. [19, c.32]

В отсутствие такой политики, можно предположить, что Россия не смо­жет в полной мере воспользоваться пре­имуществами интеграции в мировое хо­зяйство и, наоборот, будет нести ощутимые потери как на внутреннем, так и на внешнем рынках.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенные исследования в курсовой работе показали актуальность проблемы интеграции российской экономики в глобальную мировую торговлю.

Проведенный анализ тенденций развития мировой торговли и структуры внешней торговли России показал:

мировая экономика становится все более цельной, единой, связной, взаимозависимой;

наблюдается рост торговли услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитными;

мировая торговля стала одним из факторов экономического развития;

наблюдается выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся на нескольких десятках соглашений и других документах ВТО;

создается возможность для России в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей в соответствии со своими национальными интересами. Для этого необходимо сблизить отечественное внешнеторговое законодательство с мировой торговой практикой и положениями документов ВТО.

Безусловно, существует и ряд недостатков, при присоединении России к ВТО:

пострадают от наплыва западных конкурентов российский агропромышленный комплекс, текстильная промышленность и авиастрое­ние;

снижение импортных пошлин, неизбежное в случае присоединения .

Для успешного развития внешней торговли РФ необходимо:

- разработать меры по снижению энер­гоемкости и материалоемкости произ­водства, которая является результатом доро­говизны большинства видов отечественной гото­вой продукции в сравнении с зарубежны­ми аналогами;

- повысить производительность труда, используя результаты научно-технического прогресса, так как технологическая отсталость не по­зволяет выпускать продукцию с высо­кими качественными характеристиками;

- сконцентрировать внимание на развитии транспортной инфраструктуры, сферы коммуникаций, банковской системы.

Работа имеет реальную практическую значимость и дает возможность для широкого использования полученных результатов исследования не только для профессионалов, но и для любого экономиста-финансиста.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.        Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики. // Вопросы экономики. 2005. № 4. С. 83.

2.        Батанин В.В. Проблемы интеграции стран с переходной экономикой в Международную торговую систему // НЭГ. 2005. №16. С.5-8.

3.        Быков П. Кризис на экспорт // Эксперт. 2003. № 1. С. 12.

4.        Брич А. Путь России к процветанию в постиндустри­альном мире // Вопросы экономики. 2003. № 5. С.22-27.

5.        Волосатов В.В., Жабко Л.С. Проблемы вхождения России в ВТО // Экономист. 2004. №2. С.5-9.

6.        Гавриленков Е. России приписывают больше болезней, чем у нее есть// Независимая газета. 28.12.2004.

7.        Герчикова И.Н. Международные экономические организации // Вопросы экономики. 2004. №3. С.12-15.

8.        Годин Ю. Вступление России в ВТО: «за», «против», «надо тщательно подготовиться» // Экономические стратегии. 2004. №3. С.11-14.

9.        Горбань М., Туриев С., Юдаева К. Россия и ВТО: мифы и реальность // Вопросы экономики. 2005. №2. С.22-26.

10.   Данильцев А.В. Международная торговля. М.: Палеонтип, 2004, 320 с.

11.   Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 1998, 351с.

12.   Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: Наука, 2003, 209 с.

13.   Дэвид Г. Тара Торговая политика и значение в ВТО для развития России и стран СНГ. М.: Весь Мир, 2006, 409 с.

14.   Забелина О. Российская специфика "голландской бо­лезни" // Вопросы экономики. 2004. №11. С.15-18.

15.   Коммерсантъ. 02.02.2005; Ведомости. 28.01.2004.

16.   Куцобин А.П., Глазьев С.Ю. Последствия присоединения России к ВТО для отечественной промышленности: обоснование методики оценки // Российский экономический журнал. 2005. №1. С.17-21.

17.   Оболенский В.Б. Императивы открытой экономики// Внешнеэкономический бюллетень. – 2004. - №7. - С.6-9.

18.   Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб.-практич. пособие. - М.: ИВЦ «Маркетинг», – 1998.C.298 .

19.   Спартак А.Н. России необходимо Федеральное агентство развития внешней торговли (поддержки экспорта) // Внешнеэкономический бюллетень. – 2005. - №3. - С. 28-37.

20.   Ясин В.Г. Модернизация экономики и выращивание институтов. М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 347с.

 

37

 

Информация о работе Место России в международной торговле