Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:33, курсовая работа
целью курсовой работы является целостное рассмотрение методов нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности и особенностей их применения.
Поставленная цель определила следующие задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности.
2. Исследовать принцип действия нетарифных методов регулирования ВЭД.
3. Проанализировать использование методов нетарифного регулирования в РФ.
4. Сделать выводы по проведенному исследованию.
Введение....................................................................................................... 3
1. Цели и задачи введения нетарифных мер........................................... 5
1.1 Классификация мер нетарифного регулирования.............................. 6
2. Принцип действия нетарифных методов регулирования ВЭД....................13
2.1 Особенности применения нетарифных методов............................... 13
2.2 Нетарифное регулирование на межгосударственном уровне.......... 17
3. Использование методов нетарифного регулирования в РФ......................... 22
3.1 Демпинг как финансовый метод......................................................... 22
3.2 Примеры демпинга.............................................................................. 25
3.3 Антидемпинговые меры...................................................................... 27
Заключение................................................................................................. 31
Список используемой литературы……………………………………… 33
Приложения 1............................................................................................. 35
Приложение 2............................................................................................. 36
Как видно, необходимыми условиями
для осуществления демпинга являются:
· различия
в эластичности спроса на товар в различных
странах — спрос внутри страны должен
быть менее эластичным по цене, чем спрос
за рубежом;
· ситуация
несовершенной конкуренции, которая позволяла
бы производителю устанавливать и диктовать
цены;
· сегментированность
рынка, то есть способность производителя
отгородить внутренний рынок, где он продает
товар по высоким ценам, от внешнего рынка,
где он это делает по более низким ценам.
Обычно этому способствуют высокие транспортные
расходы и установленные государством
торговые барьеры.
Демпинг запрещен как международными
правилами в рамках ВТО, так и национальными
антидемпинговыми законами многих стран,
которые позволяют применять антидемпинговые
пошлины в случае обнаружения факта демпинга.
По американскому закону, например, демпингом
считается продажа товаров на американский
рынок по ценам «ниже справедливых», наносящая
ущерб национальной промышленности. Разумеется,
большие сложности возникают при определении
справедливого уровня цены на тот или
иной товар. Для этого проводят специальное
расследование и сравнивают предполагаемые
демпинговые цены с ценами на данный или
аналогичный ему товар, преобладавшими
в течение определенного предшествующего
периода в стране, где осуществляется
демпинг, или на рынках третьих стран.
Серьезным доказательством демпинга является
продажа товаров по ценам ниже издержек
-производства. По результатам расследования,
если факт демпинга доказан, страны вправе
вводить односторонние торговые ограничения
в виде антидемпинговых пошлин.[12]
3.2 Примеры демпинга.
Понятно,
что демпинг может привести как к положительным,
так и к отрицательным результатам. Нам
уже известен пример демпинга тур операторов
в Греции. Другими жертвами своей глупости
в этой сфере стали несколько лет назад
и «Внуковские авиалинии». К концу 1997 года
эта компания была одним из лидеров на
российском рынке. Но уже летом 1998 компания
решила отвоевать позиции «Сибири» и «Красэйр»
на южных направлениях. В результате уже
через несколько месяцев авиаперевозчик
даже не располагал средствами на то, чтобы
заправлять самолеты. А еще через несколько
лет компания обанкротилась, и ее имущество
досталось всё той же «Сибири». То есть
можно говорить о том, что здесь демпинг
фактор сыграл явно не в пользу инициатора.
В 70-е
годы компания Sony вышла на американский
рынок со своими телевизорами, продавая
их на 40 процентов дешевле, чем на собственном
японском рынке. Такие демпинг методы
не понравились правительству страны,
и компания была призвана к ответу. Но
здесь производители поступили действительно
гениально: они открыли производство на
территории США и прекратили ввоз из Японии.
В штатах же выпускались совершенно новые
модели, что не давало возможностей американским
властям сравнивать цены. Таким образом,
в результате этого демпинга компания
инициатор выиграла, ведь она упрочила
свои позиции на американском рынке и
удерживает их по сей день.
Известно
разбирательство с демпингом на авто рынке
несколько лет назад. Тогда компания Nissan
активно размещало свои производства
на территориях европейских стран. Это
привело к тому, что цены на их продукцию
стали значительно ниже и компания получила
возможность продавать автомобили по
более низким ценам в сравнении с импортерами
из других стран. Такой демпинг Нисана
вызвал волну агрессии и ряд судебных
разбирательств. Но в результате с них
были сняты все обвинения.
Что касается
примеров демпинга в России, то несколько
лет назад в одном из регионов сложилась
следующая ситуация. У достаточно крупного
производителя канцелярских товаров было
два клиента, которые стабильными партиями
закупали продукцию с целью ее реализации.
Появившийся новый клиент был готов закупить
в два раза большие объемы продукции, но
со значительными скидками. Производитель,
просчитав возможную прибыль от расширения
производства, согласился. Результатом
этого стал явный демпинг в магазинах,
так как новый клиент получил возможность
значительно снизить цены и вытеснить
таким образом старых продавцов. Те в свою
очередь разорились, прекратили закупки
товара, и пострадал еще и завод-производитель.
Рынок рухнул на несколько лет.
В 1990 году было подписано торговое соглашение
между Михаилом Горбачёвым и Джорджем Бушем-старшим о
поставке в Россию замороженных куриных
окорочков. Так как в те времена советские
прилавки практически пустовали, «ножки
Буша» пользовались большой популярностью. Поставки
американской курятины используются обеими
сторонами как рычаг политического давления,
так как на Россию приходится до 40% экспорта
окорочков из США. Когда в 2002 году в американской
курятине были найдены бактерии сальмонеллы,
ввоз «ножек Буша» на территорию России
был запрещён. В ответ на прекращение импорта
курятины американская сторона пригрозила
повысить пошлины на импорт стали и не
отменять дискриминационную поправку
Джексона-Вэника. Через месяц запрет на
импорт был снят.[14]
3.3 Антидемпинговые меры.
Правилами Всемирной торговой организации демпинг
запрещен. Демпинг нарушает правила справедливой
конкуренции и влечет убытки местных производителей. В мировой экономической
практике, в ряде стран принято противостоять
демпингу путем применения антидемпинговых
законов, установления специальных противодемпинговых
пошлин. Государство имеет законное право
облагать антидемпинговыми пошлинами
товары, которые продаются по ценам ниже
справедливых и наносят материальный
ущерб отрасли государства-импортера.
Впервые законодательное воздействие
на демпинг осуществила Канада в 1904 г.
При этом демпингом признавался любой
импорт по ценам ниже тех, которые установились
на канадском рынке.
Основным международным нормативно-правовым
актом, регулирующим осуществление антидемпинговых
мер, является Приложение 1А.7. "Соглашение
о применении статьи VI Генерального соглашения
по тарифам и торговле 1994" (Agreement on Implementation
of Aыыrticle VI of the General Agreement of Tariffs and Trade 1994)
к Маракешскому Соглашению о создании
ВТО, называемое также Антидемпинговым
кодексом ВТО. Этот кодекс был разработан
на основании нескольких предыдущих Соглашений
о применении статьи VI ГАТТ, поскольку
формулировка статьи позволяла использовать
ее как средство противоправной борьбы
с иностранными конкурентами.
Обвинения друг друга в демпинге являются
традиционным приемом торговой политики
развитых стран. Например, с начала 80-х
гг. каждые 5 лет только против американских
корпораций выдвигается более 100 обвинений
в демпинге, тогда как сами США выдвигают
более 350. Страны Европейского союза выдвигают
порядка 280 обвинений в демпинге своим
торговым партнерам, но в то же время около
200 исков предъявляется им. Широко известен
случай с обвинением ФРГ американскими
производителями стали в демпинге стали
на американский рынок в начале 80-х гг.:
внутренняя цена западногерманских гальванизированных
стальных листов составляла 617 долл. за т, тогда
как в США они продавались по 437 долл. за
т. Сумма демпинга составляла 180 долл. за
т, большую часть которой западногерманские
производители получали в качестве дотации
от правительства. Департамент торговли
США пригрозил ввести антидемпинговые
пошлины на импорт стали из ФРГ, в результате
чего германское правительство решило
«добровольно» ограничить экспорт стали
немецкими предприятиями в США.
В практике стран с переходной экономикой
обвинения в демпинге были связаны
в основном с сильными различиями
в системе ценообразования и
постепенностью процесса перехода на
свободное ценообразование на внутреннем
рынке. Например, Россия неоднократно
в начале 90-х гг. обвинялась в демпинге
алюминия на мировой рынок, что было связано
даже не столько с государственным субсидированием
алюминиевой промышленности, которое
тоже имело место, сколько со значительным
разрывом в уровне внутренних и мировых
цен, который остался от централизованно
планируемой системы. Под угрозой применения
антидемпинговых процедур Европейским
союзом Россия была вынуждена ввести квоты
на экспорт алюминия.[15]
Для борьбы с демпингов в РФ разработаны
специальные антидемпинговыми меры. Это меры, принимаемые
государством в целях защиты внутреннего
рынка от демпинга, установления игроками
рынка цен на товары сопоставимых, или
ниже их себестоимости при производстве
в рамках существующего баланса цен и
услуг. Как правило, антидемпинговые меры
заключаются в повышении импортных пошлин
на те товары страны-экспортера, которые
ввозятся по демпинговым ценам. Введение
дополнительной пошлины в отношении страны-экспортера
используется для того, чтобы увеличить
цену экспортируемого товара до «нормального»
в стране-импортере уровня цен и предотвратить
ущерб национальным компаниям страны-импортера.[16]
Так как поставка товара по демпинговым
ценам может нанести ущерб, создать угрозу
нанесения ущерба определенной отрасли
промышленности импортирующей страны
или оказать негативное воздействие на
становление такой отрасли, власти импортирующей
страны, после проведения антидемпингового
расследования, вправе обложить такие
товары антидемпинговой пошлиной с целью
нейтрализации или минимизации отрицательного
воздействия демпинговой внешнеторговой
операции на отрасль отечественной промышленности.
В соответствии с ФЗ “ О специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мерах при импорте товара” антидемпинговая
пошлина - пошлина, которая применяется
при введении антидемпинговой меры и взимается
таможенными органами независимо от взимания
ввозной таможенной пошлины.[17]
А если быть точнее антидемпинговая пошлина (untidumping duty) — это временный сбор в размере
разницы между ценами продажи товара на
внутреннем и внешнем рынках, вводимый
импортирующей страной в целях нейтрализации
негативных последствий нечестной ценовой
конкуренции на основе демпинга.
В некоторых случаях страны применяют
так называемые компенсационные
пошлины - когда установлено, что
экспортер товара получил государственную
субсидию на его производство. В
некоторых случаях применяется
регулирование
Антидемпинговые пошлины вводятся государством
в качестве средства, противодействующего
мероприятиям по форсированию экспорта
при помощи внешнеторговых поставок по
заниженным ценам. В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О
таможенном тарифе»антидемпинговые пошлины
применяются в случаях ввоза на таможенную
территорию Российской Федерации товаров
по цене более низкой, чем их нормальная
стоимость в стране вывоза в момент этого
ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает
нанести ущерб отечественным производителям
подобных товаров либо препятствует организации
или расширению производства данных товаров
в Российской Федерации.
В настоящее время антидемпинговые меры регулируются ФЗ “ О специальных
защитных, антидемпинговых и компенсационных
мерах при импорте товара”, целью которого является
защита экономических интересов российских
производителей товаров в связи с возросшим
импортом, демпинговым импортом или субсидируемым
импортом на таможенную территорию Российской
Федерации. В соответствии с ч 1, ст 12, гл 3 этого ФЗ
товар является предметом демпингового
импорта, если экспортная цена данного
товара ниже сопоставимой цены аналогичного
товара, складывающейся при обычном ходе
торговли таким аналогичным товаром на
рынке иностранного государства, из которого
экспортируется данный товар.[18]
Применение антидемпинговых пошлин связано
с наличием одновременно трех обстоятельств:
1) факта ввоза товаров на таможенную территорию
страны импорта по цене более низкой, чем
их нормальная цена, сложившаяся на момент
ввоза товаров в стране экспорта;
2) наличия материального ущерба или угрозы
его нанесения;
3) причинно-следственной связи между ввозом
таких товаров, с одной стороны, и нанесением
(угрозой нанесения) материального ущерба
отечественным производителям подобных
товаров либо препятствием организации
или расширению производства подобных
товаров в стране импорта, с другой стороны.
Ставку антидемпинговой
· Как
разницу в цене, по которой товар реально
продается на рынке экспортирующей страны
и на рынке импортирующей. Если товар производится
только на экспорт и не продается на рынке
страны экспортера, то цена на него на
внутреннем рынке страны импортера сравнивается
с его ценой на внутреннем рынке любой
третьей страны.
· Как
разницу в цене, по которой товар должен
был бы продаваться на рынке экспортирующей
страны, и цены, по которой он реально продается
на рынке импортирующей страны. Потенциальная
цена продажи товара на рынке экспортера
устанавливается на базе суммы издержек
производства, общих издержек, прибыли
на продажу на внутреннем рынке и стоимости
упаковки и транспортировки товара в импортирующую
страну.[19]
В настоящее время в России антидемпинговые
меры применяются более узко и направленно,
чем таможенно-тарифные.
Процедура расследования антидемпингового
дела довольно длительна, однако избыточного
количества аргументов и показателей
всё-таки не содержит. Тем не менее эффективность
применения антидемпинговых мер в России
явно недостаточна.
Сегодня в России расследуется 7 подобных
дел, действует 5 защитных мер и 2 расследования
завершены. В эти же дни в Беларуси завершено
2 расследования и применяются 2 меры, а
в Казахстане 4 расследования завершено
и проводится одно. То есть и в странах
Таможенного союза активность применения
антидемпинговых мер не столь велика.
С 1 июля 2010-го года вступило в действие
соглашение Таможенного союза (ТС) по защитным
мерам. Оно рассматривает импорт на территорию
ТС и возможный ущерб от импорта на эту
территорию. Согласно нормам ВТО, снижен
порог для предоставления доказательств
демпинга – с 50 до 25% национальных производителей
аналогичного продукта.
Функция ввода защитных пошлин сегодня
отдана Минпромторгу. По решению заседания
комиссии Таможенного союза, прошедшего
17 августа 2010-го года, специальные защитные
меры будут применяться странами союза
автономно. То есть, в Беларуси – МИДом
республики, в Казахстане – Министерством
экономического развития республики,
в России – Минпромторгом РФ.
Минпромторгом РФ сегодня ведется работа
по трем направлениям совершенствования
антидемпингового законодательства: в
области новых расследований, действующих
защитных мер и проводимых расследований.
Заключение.
В соответствии с ФЗ “ Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности”
нетарифное регулирование – это метод
государственного регулирования внешней
торговли товарами, осуществляемый путем
введения количественных ограничений
и иных запретов и ограничений экономического
характера.
Как известно, в мире действуют официальные
классификационные схемы нетарифных мер
регулирования внешнеторговой деятельности,
разработанные ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным
валютным фондом, Мировым банком, МБРР,
Международной торговой палатой (МТП)
и рядом других авторитетных организаций.
Классификацию нетарифных ограничений
можно представить в унифицированной
форме:
1. Меры
финансового воздействия (сборы, налоги,
пошлины).
2. Административные
меры (количественные, скрытые, финансовые
меры)
Особенность применения нетарифных мер
заключается в том, что они, как правило,
не связаны какими-либо международными
обязательствами; более удобны в достижении
искомого результата во внешнеэкономической
политике; позволяют учесть конкретную
ситуацию, складывающуюся в мировой экономике;
не являются дополнительным налоговым
бременем для населения.
Демпинг (dumping) — метод финансовой нетарифной
торговой политики, заключающийся в продвижении
товара на внешний рынок за счет снижения
экспортных цен ниже нормального уровня
цен, существующего в этих странах. В основе
демпинга обычно лежит рыночная ситуация,
при которой эластичность спроса по цене
на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем.
Это позволяет фирмам, имеющим относительно
монопольное положение на внутреннем
рынке, продавать свои товары по более
высоким ценам, чем на внешнем рынке, где
спрос более эластичен по цене и где конкуренция
выше.
Правилами Всемирной торговой организации демпинг
запрещен. Демпинг нарушает правила справедливой
конкуренции и влечет убытки местных производителей.
Для борьбы с демпингов в Российской Федерации
разработаны специальные антидемпинговыми
меры, которые
регулируются ФЗ “ О специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мерах при импорте товара”
и законом РФ «О таможенном тарифе». Целью этих законов является защита
экономических интересов российских производителей
товаров в связи с возросшим импортом,
демпинговым импортом или субсидируемым
импортом на таможенную территорию Российской
Федерации.
Главным средством борьбы с демпингом является антидемпинговая пошлина (untidumping duty). Это временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
Список используемой литературы:
1. Федеральный
Закон от 08.12.2003 №164 - ФЗ «Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности»
(ред. от 22.08.2006).
2. ФЗ N
165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мерах при импорте товаров"
3. Постатейный
комментарий к Федеральному Закону «Об
основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности» / под ред.
А.Н. Козырина. // ЗАО Юстицинформ. - 2007.
4. Аконова
Е.С. Международная экономика. - Ростов
н/Д: Феникс. – 2008
5. Дюмулен
И.И. Нетарифные
ограничения в международной торговле.
М., ВАВТ, 2007
6. Киреев
А.П. Международная
экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для
вузов. - М.: Международные отношения. -
2008.
7. Миклашевская
Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. Учебное пособие
для вузов. - М.: «Дело и Сервис». - 2007.
8. Шумилов
В.М../ Международное публичное экономическое
право /Тарифные и нетарифные меры регулирования
МТ
9. http://regfortrade.ru
Центр по изучению вопросов таможенно-тарифного
и нетарифного регулирования
10. http://www.lawmix.ru Акту
11. http://exsolver.narod.ru/
12. http://www.ard-checchi.kg/
Международная экономика
13. http://kireev1.ru/
Международная экономика
14. http://www.marketing.spb.
15. http://users.kpi.kharkov.
16. http://www.tks.ru/
Все о таможне
17. http://cmiki.ru/ ИА "Альянс Медиа”
18.Аконова Е.С. Международная экономика. - Ростов н/Д: Феникс. – 2008
19.Дюмулен И.И. Нетарифные
20.Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная
экономика. Учебное пособие для вузов.
- М.: «Дело и Сервис». - 2007.
21.В.М. Шумилов./ Международное публичное
экономическое право /Тарифные и нетарифные
меры регулирования МТ
21.Дюмулен И.И. Нетарифные ограничения в международной торговле. Зарубежная практика. М., ВАВТ, 2007
22.Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. - М.: Международные отношения. - 2008.
23.Постатейный комментарий к Федеральному Закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» / под ред. А.Н. Козырина. // ЗАО Юстицинформ. - 2007.
24.Федеральный Закон от 08.12.2003 №164 - ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 22.08.2006).