Международная экономическая интеграция. Евросоюз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены сущность, предпосылки, цели и эффекты интеграции, формы интеграционного процесса, а так же Европейский союз – как крупнейшая интеграционная группировка мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ…….4
1.1. Сущность, предпосылки, цели и эффекты интеграции………….4
1.2. Формы международной экономической интеграции…………….9
2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ…………………………………………….12
2.1. Предпосылки и цели создания ЕС. Этапы интеграции………….12
2.2. ЕС сегодня: состав стран, структура управления.
Особенности современного этапа ЕС…………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………23

Файлы: 1 файл

контрольная мо.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Если деятельность в  рамках ЗСТ не обуславливает создание постоянно действующих органов, то для ТС уже возникает необходимость в определенных регулирующих институтах.

Недостаток таможенного  союза - ослабление уровня торговли со странами, не входящими в союз.

Общий (единый) рынок (ЕР) - форма дальнейшей интеграции стран с подписание договора, знаменующего "4 свободы" пересечения границ: 
для товаров; услуг; капиталов; рабочей силы. А также координация межгосударственной экономической политики. Для этого этапа характерно полное устранение тарифных и нетарифных барьеров для перемещения факторов производства между странами-участницами. Обязательным является проведение единой торговой политики в отношении третьих стран, которое обычно осуществляется наднациональным органом. 
На едином внутреннем пространстве поощряется здоровая конкуренция, которая препятствует образованию барьеров для поступления товаров на рынок.

При этом происходит формирование общих фондов содействия социальному  и региональному развитию, позволяющих  реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Тем самым возникает  необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля.

Экономический и валютный союз - высшая форма организации мировой экономической интеграции.  При этом договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняется соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, правового, военного и информационного пространства, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением. 
В настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран полностью отвечает указанным признакам - это Европейский Союз [7] .

 

2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

 

2.1. Предпосылки и цели создания ЕС. Этапы интеграции

 

Хозяйственные механизмы  стран Западной Европы оказались  в большей мере и раньше, чем  у других стран, подготовленными к тесному взаимодействию друг с другом. Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков и международных условий воспроизводства, сходство их экономических структур, их территориальная близость – все это способствовало развитию интеграционных тенденций.

После Второй Мировой  Войны произошло коренное изменение  социально-экономической структуры  Европы. Создание Совета Экономического Взаимопомощи и отказ стран Восточной  Европы от рыночной экономики стали  препятствием развитию экономических связей между Восточной и Западной Европой. Компенсацией потерь восточноевропейского рынка могла служить только интенсификация взаимного сотрудничества друг с другом. Далее, одним из интегрирующих факторов было стремление западноевропейских стран укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом – Соединенными Штатами Америки. Наконец, страны Западной Европы пытались компенсировать исчезновение колониальной системы и потерю утраченных колониальных торговых и иных связей усилением взаимозависимости [2].

Можно выделить несколько факторов, которые стали основной движущей силой образования ЕС:

    • цивилизационные - наличие общих духовных ценностей, совместимость социальных и политических идеалов;
    • экономические - возможность взаимодополняющего экономического и научно-технического развития;
    • исторические – традиционное взаимодействие, стремление к единству;
    • военно-политические – общность интересов в вопросах международного устройства, сотрудничество в военных и военно-политических союзах, урегулирование территориальных споров;
    • геополитические – возможность развития экономически рентабельной сети транспортных коммуникаций; недостаточное количество или отсутствии в тех или иных европейских странах или на Европейском континенте в целом жизненно необходимых природных ресурсов (нефти, газа, угля и пр.), требующих совместных усилий для их освоения или импорта из третьих стран и использования; наличие на континенте и на отдельных его частях природной окружающей среды, требующей для своего сохранения и защиты совместных усилий национальных государств и надгосударственных образований и др.

 

Необходимо отметить, что не отдельные предпосылки и факторы играют определяющую роль в процессе образования Евросоюза, а целый их комплекс.

Выделяют следующие этапы интеграции [4,8]:

  1. Отраслевой союз 1951-1957

За время своего существования европейская интеграция претерпела ряд качественных метаморфоз. В 1951 г. первоначальной «клеточкой» будущего Союза стало отраслевое объединение угля и стали (ЕОУС) — Парижский договор, когда произошло картелирование двух базовых отраслей экономик шести стран. В Объединение ЕЭС-6 вступили: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Впервые национальные правительства этих стран добровольно делегировали часть своего суверенитета, хотя и в четко определенной области, наднациональной организации.

  1. Зона свободной торговли 1958-1968

В 1957 г. между теми же странами состоялось подписание исторических Римских договоров о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии. Римские договоры в совокупности с Парижским договором создали институциональные основы Европейского сообщества. Днем основания ЕЭС считается 1 января 1958 г., когда договоры вступили в силу. Все договоры имели единую цель — экономический рост и более высокий жизненный уровень, опирающийся на политический союз народов Европы. Все три Сообщества (ЕЭС, ЕОУС, Евратом) имели общие Парламентскую ассамблею и Суд. В 1958 г. председателем Ассамблеи был избран Р. Шуман — активный организатор европейского единства.

  1. Таможенный союз 1968-1986

В соответствии со статьей 9 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества, основой Сообщества является таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых, равнозначных по последствиям сборов в торговых отношениях государств-членов, а также установление единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами. Таким образом, создание таможенного союза имело два аспекта — внутренний и внешний.

Внутренний аспект — формирование зоны свободной торговли внутри Сообщества при сохранении свободы экономических действий по отношению к третьим странам. С 1958 по 1968 г. идет процесс постепенного снижения и отмены таможенных пошлин и количественных ограничений между странами Европейского экономического сообщества, формируется единое торговое пространство.

Внешний аспект — осуществление единой внешнеторговой политики на базе замены национальных тарифов единым таможенным тарифом (ЕТТ), ограждающим территорию Сообщества в торговле с третьими странами. Пошлины единого таможенного тарифа устанавливаются, как правило, на уровне среднеарифметических пошлин, применяющихся на 1 января 1957 г. Введение единого тарифа проводилось постепенно путем сближения национальных импортных пошлин с пошлинами ЕТТ. Это означало понижение пошлин для Франции и Италии — стран с высокими таможенными обложениями — и их повышение для ФРГ и стран Бенилюкса, применявших более низкие тарифы. В полном объеме единый тариф применяется с 1 июля 1968 г., с момента упразднения пошлин внутри Сообщества, и имеет ярко выраженную понижательную тенденцию. За 20 лет средний уровень таможенных тарифов снизился с 40 до 4,5%.

  1. Общий рынок 1986-1992

С 1987 г., в соответствии с решениями Единого европейского акта, страны европейского союза переходят в стадию Общего рынка. Внутри Сообщества реально перемещаются не только товары, но и все другие факторы производства: услуги, капиталы и др. Иными словами, формируется общее рыночное пространство. Полноценное функционирование последнего невозможно без создания единого валютно-финансового пространства.

Первые попытки взаимодействия в этой сфере возникли еще в 1950 г., когда был создан Европейский платежный союз (ЕПС). Он возник в условиях послевоенной разрухи, неконвертируемости европейских валют, малых золотовалютных резервов. Способом расширения платежного потенциала отдельных стран стала координация использования излишков, возникавших в торговле с одними странами, для покрытия дефицитов в торговле с другими странами. Европейский платежный союз просуществовал 8 лет и выполнил свою задачу.

В 1969-1972 гг. в соответствии с планом П. Вернера шесть стран европейского союза попытались создать механизм совместного плавания своих валют, названный «валютной змеей».

По инициативе Гельмута Шмидта и Валери Жискар д’Эстена с 1979 г. начинает действовать Европейская валютная система(ЕВС), основанная на новой коллективной расчетной единице ЭКЮ, которая представляла «корзину» валют всех стран-участниц.

  1. Экономический и валютный союз 1993 — настоящее время

Маастрихтский договор (1993 г.) или Договор о Европейском союзе придает Европейскому экономическому союзу и Европейской валютной системе новые очертания. Наднациональные институты (первая опора) дополняются сотрудничеством в области внешней политики и безопасности (вторая опора) и в области юстиции и внутренних дел (третья опора). Создаются предпосылки для создания Экономического и валютного союза (ЭВС). В соответствии с планом Делора участниками Валютного союза становятся лишь те страны, которые отвечают установленным критериям конвергенции. Осуществляется постепенная замена национальных денег на единую европейскую валюту — евро (EUR). Создан Европейский ЦБ, проводящий единую для стран-участниц денежно-кредитную политику. Из 15 стран ЕС в состав ЕВС не вошли: Греция — по причине несоответствия критериям (позднее была включена), Великобритания, Дания и Швеция — по результатам национальных референдумов.

Валютный союз является логическим завершением строительства единого внутреннего рынка и, по замыслу лидеров ЕС, может стать хорошей предпосылкой для перехода на новый уровень политической интеграции.

 

 

 

2.2. ЕС сегодня: состав стран, структура управления. Особенности современного этапа ЕС

 

В Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдалисьдемократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

В настоящий момент 6 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Хорватия и Черногория, при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, т. к. независимость страны от Сербии признана не всеми членами союз [10].

Сложившаяся наднациональная структура управления европейского союза включает в себя:

    • Европейский совет – высший политический орган ЕС, определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции.
    • Европейский парламент (представительный и консультативный орган)  главное направление деятельности законодательная деятельность. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом её роспуска. Является собранием из 754 депутатов, напрямую избираемых гражданами государств-членов ЕС. 
    • Совет министров ЕС (законодательный орган) наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Cоюза. В Совет входят 27 министров правительств стран-членов в составе. зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, несмотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.
    • Европейскую комиссию - высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии. Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд.
    • Европейский суд - является судебным органом ЕС высшей инстанции. Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов.
    • Палату аудиторов Европейского союза (контролирующий орган) - созданный с целью проведения аудиторской проверки бюджета ЕС и его институтов.
    • Европейский центральный банк.

Информация о работе Международная экономическая интеграция. Евросоюз