Международная Экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:54, доклад

Описание работы

МЭИ — высшая ступень международного разделения труда, возникшая в результат углубления международной специализации и объединения национальных хозяйств ряда стран.
Под международной экономической интеграцией понимается высокая степень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчи­вых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйс­твами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур.

Файлы: 1 файл

МЭИ.docx

— 22.06 Кб (Скачать файл)

МЭИ — высшая ступень международного разделения труда, возникшая в результат  углубления международной специализации  и объединения национальных хозяйств ряда стран.

Под международной экономической  интеграцией понимается высокая  степень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчи­вых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйс­твами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур.

процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики

В ходе развертывания процесса интернационализации  экономической жизни в целом  проявляется общемировая тенденция  усиления взаимозависимости и взаимосвязанности  экономического развития всех стран  мира.

Результатом этого процесса является экономическое сближение государств и постепенное переплетение структур их экономик, что выражается в формировании сначала торговых, а затем и  экономических группировок и  союзов. Процесс такого рода интенсивного экономического сближения получил  название международной экономической  интеграции.

Предпосылки такого более интенсивного экономического взаимодействия:

- территориальная близость государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации. При этом географическую, территориальную близость необходимо рассматривать с учетом развитости инфраструктуры транспорта и того экономического или торгового союза, который создается;

- процессы экономической сближения идут значительно быстрее, если между странами нет существенных различий в национальных культурах, традициях и обычаях;

демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости  и т. д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого макроэкономических предпосылок;

 

«эффект домино». После того, как  большинство стран того или иного  региона стали членами интеграционного  объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают некоторые  трудности, связанные с переориентацией  экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это  нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оставшихся за пределами  интеграции. В результате они также  вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, после вступления Мексики в НАФТА, многие латиноамериканские страны поспешили заключить с  ней соглашения о торговле.

• создание «зоны без внутренних границ» со свободным движением всех факторов производства;

 

• проведение общей отраслевой и  научно-технической политики в приоритетных сферах хозяйственной деятельности;

 

• проведение единой региональной политики с целью выравнивания социально-экономического развития как стран-участниц, так и отдельных административных регионов;

 

• выработка общей внешней политики, политического сотрудничества.

Зона свободной торговли (ЗСТ) —  отмена тарифных и нетарифных ограничений  для перемещения товаров внутри зоны при сохранении каждой страной-участницей собственной внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. На этой стадии интеграции находятся  ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН.

Таможенный союз (ТС) — наряду с  функциями ЗСТ проводится единая внешнеторговая политика по отношению  к третьим странам, формируется  единая внешняя граница (например, МЕРКОСУР).

Общий рынок (ОР) — наряду с функциями  ТС беспрепятственно осуществляется трансграничное перемещение всех факторов производства (капитал и рабочая сила). Формируются  наднациональные законодательные, исполнительные и судебные структуры. Осуществляется унификация национальных законодательств.

Экономический и валютный союз (ЭВС) — наряду с функциями ОР происходит согласование социально-экономической  и валютной политики. Осуществляется экономическая конвергенция (сближение) стран союза, вводится единая валюта.

Политический союз — наряду с  функциями ЭВС осуществляется переход  к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство.

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для  взаимодействующих сторон:

1) интеграционное сотрудничество  дает хозяйствующим субъектам  (товаропроизводителям) более широкий  доступ к разного рода ресурсам (финансовым, материальным, трудовым), к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки;

2) экономическое сближение стран  в региональных рамках создает  привилегированные условия для  фирм стран – участниц экономической  интеграции, защищая их в определенной  степени от конкуренции со  стороны фирм третьих стран;

3) интеграционное взаимодействие  позволяет его участникам совместно  решать наиболее острые социальные  проблемы:выравнивание условий развития отсталых районов ,смягчение положения на рынке труда,  предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

 

 

Локальный Фазы производственного процесса в рамках одной микроэкономической единицы

Микроуровень  Фазы производственного процесса в рамках совокупности хозяйствующих единиц

Региональный (областной) Комплекс взаимодействующих хозсубъектов в определенном регионе внутри государства

Национальный Взаимодействующие секторы нескольких региональных комплексов в рамках государства

Мезорегиональный Взаимодействующие секторы региональных комплексов в рамках нескольких приграничных государств

Макроуровень Взаимодействие национальных комплексов в определенном регионе планеты

Мегауровень Интеграция в масштабах глобального экономического пространства

На практике пройти четыре первых этапа процесса международной экономической  интеграции и перейти к решению  задач завершающего этапа удалось  лишь Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС), ныне -Европейский союз (ЕС). Формирование этого союза осложняется вступлением в его состав бедных регионов, на развитие которых выделяются весьма значительные суммы из общего бюджета ЕС.

Исходя из вышерассмотренной статьи, западноевропейская интеграция в своем  развитии прошла следующие этапы:

1958—1969 гг. – этап создания зоны  свободной торговли;

1968—1976 гг. – этап создания таможенного  союза;

1987—1992 гг. – этап создания общего  рынка;

с 1993 года – этап создания экономического и валютного союза (ЭВС).

Продвижение к ЭВС было запланировано  в виде трех последовательных фаз:

а) 1990—1993 гг. – последовательная, связанная с либерализацией движения капиталов внутри ЕС, завершением формирования единого внутреннего рынка, разработкой мер по сближению ряда макроэкономических показателей стран-членов;

б) 1994—1998 гг. – учреждение Европейского валютного института, разработка юридической  базы и процедур будущей Европейской  системы центральных банков во главе  с Европейским центральным банком, подготовка к введению евро;

в) 1999—2002 гг. – осуществление участниками  валютного союза единой валютной политики, введение евро сначала в  безналичный, а потом в наличный оборот и изъятие из обращения  национальных денежных знаков

Важнейшим элементом механизма  западноевропейской интеграции выступает  совместное проведение отраслевой и  региональной политики.

Наибольшие успехи достигнуты в  проведении совместной аграрной политики, которая преследует следующие цели: максимально возможное снабжение  населения продуктами питания собственного производства, защита внутреннего продовольственного рынка, обеспечение конкурентоспособного участия национальных товаропроизводителей в международном разделении труда  и т.д. В результате осуществления согласованной аграрной политики все страны ЕС получили возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые в отдельных случаях на 30% и более. Единая политика обеспечивает приоритетность внутренних закупок у фермеров, поддержку мелких хозяйств, сдерживает перепроизводство сельскохозяйственной продукции. Подавляющая часть импорта продовольствия попадает под действие компенсационных сборов, экспорт на мировой рынок субсидируется. Порядок предоставления субсидий регламентируется Комиссией ЕС. Аграрная политика внутри ЕС основывается на механизме минимальных гарантированных и ориентировочных цен, а также на государственной интервенции.

Начиная с 80-х годов в ЕС проводится активная региональная политика. Ее главными особенностями являются:

а) выделение всех средств из бюджета  ЕС;

б) постепенный отказ от автоматизма  и компенсирующего подхода в  субсидировании, критериальность, адресность и гласность в выделении и использовании средств;

в) конкурсный характер выделения  ассигнований;

г) комбинирование субсидий и коммерческого  банковского финансирования.

Содействие региональному развитию в ЕС сконцентрировано по 6 основным направлениям:

1. Регионы, где душевой ВНП  составляет менее 75% среднего  по ЕС.

2. Регионы, испытывающие структурный  кризис, с общей и промышленной  безработицей выше средней по  ЕС.

3. Регионы с застойной безработицей.

4. Регионы с технологической  безработицей.

5. Сельские районы, страдающие от  недостатка структурных средств,  с высокой безработицей, низким  доходом и оттоком населения.

6. Регионы с плотностью населения  менее 8 человек на 1 кв. км. Непосредственными  менеджерами выделяемых средств  являются 5 структурных фондов ЕС. Содействие со стороны ЕС не  может превышать 85% стоимости  каждого из проектов. Предпочтение  отдается проектам, где кроме  ЕС и регионов участвуют также  центральные власти стран-членов, муниципалитеты, банки и частные  инвесторы. Исследователи проблем  региональной политики отмечают, что по сравнению с национальной  помощь со стороны ЕС является  более систематизированной, аполитичной,  целевой и гласной.

Кроме рассмотренных основных форм сотрудничества в рамках ЕС осуществляется единая транспортная, промышленная, торговая политика, политика в области окружающей среды и социальная политика.

Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной  торговли (“North American Free Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3

триллиона долларов

Создание зоны свободно торговли в  североамериканском регионе было обусловлено  рядом факторов: во-первых, географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик; во-вторых, тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США и, наконец, усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

Основной целью НАФТА явилось  снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята  сразу же, остальные снимались  постепенно в течение 14 лет. Такое  соглашение стало расширенным вариантом  торгового соглашения 1989 г. между  Канадой и США.

В отличие от Европейского Союза, НАФТА  не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила  и создание законов, которые бы управляли  такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением  в рамках международного права. На сегодняшний  день цели НАФТА включают:

снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между  странами-участниками соглашения;

создание и поддержание условия  для справедливой конкуренции в  зоне свободной торговли;

привлечение инвестиций в страны-члены  соглашения;

обеспечение должной и эффективной  защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;

создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и  управления;

установление базы для будущей  трехсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.

Основной целью НАФТА явилось  снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята  сразу же, остальные снимались  постепенно в течение 14 лет. Такое  соглашение стало расширенным вариантом  торгового соглашения 1989 г. между  Канадой и США.

В отличие от Европейского Союза, НАФТА  не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила  и создание законов, которые бы управляли  такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением  в рамках международного права. На сегодняшний  день цели НАФТА включают:

снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между  странами-участниками соглашения;

создание и поддержание условия  для справедливой конкуренции в  зоне свободной торговли;

привлечение инвестиций в страны-члены  соглашения;

обеспечение должной и эффективной  защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;

создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и  управления;

установление базы для будущей  трехсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.


Информация о работе Международная Экономическая интеграция