Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:54, доклад
МЭИ — высшая ступень международного разделения труда, возникшая в результат углубления международной специализации и объединения национальных хозяйств ряда стран.
Под международной экономической интеграцией понимается высокая степень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур.
МЭИ — высшая ступень международного разделения труда, возникшая в результат углубления международной специализации и объединения национальных хозяйств ряда стран.
Под международной экономической
интеграцией понимается высокая
степень интернационализации
процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики
В ходе развертывания процесса интернационализации
экономической жизни в целом
проявляется общемировая
Результатом этого процесса является
экономическое сближение
Предпосылки такого более интенсивного экономического взаимодействия:
- территориальная близость государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации. При этом географическую, территориальную близость необходимо рассматривать с учетом развитости инфраструктуры транспорта и того экономического или торгового союза, который создается;
- процессы экономической сближения идут значительно быстрее, если между странами нет существенных различий в национальных культурах, традициях и обычаях;
демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т. д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого макроэкономических предпосылок;
«эффект домино». После того, как
большинство стран того или иного
региона стали членами
• создание «зоны без внутренних границ» со свободным движением всех факторов производства;
• проведение общей отраслевой и научно-технической политики в приоритетных сферах хозяйственной деятельности;
• проведение единой региональной политики с целью выравнивания социально-экономического развития как стран-участниц, так и отдельных административных регионов;
• выработка общей внешней
Зона свободной торговли (ЗСТ) — отмена тарифных и нетарифных ограничений для перемещения товаров внутри зоны при сохранении каждой страной-участницей собственной внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. На этой стадии интеграции находятся ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН.
Таможенный союз (ТС) — наряду с функциями ЗСТ проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам, формируется единая внешняя граница (например, МЕРКОСУР).
Общий рынок (ОР) — наряду с функциями
ТС беспрепятственно осуществляется трансграничное
перемещение всех факторов производства
(капитал и рабочая сила). Формируются
наднациональные
Экономический и валютный союз (ЭВС) — наряду с функциями ОР происходит согласование социально-экономической и валютной политики. Осуществляется экономическая конвергенция (сближение) стран союза, вводится единая валюта.
Политический союз — наряду с функциями ЭВС осуществляется переход к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство.
Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон:
1) интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам (финансовым, материальным, трудовым), к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки;
2) экономическое сближение стран
в региональных рамках создает
привилегированные условия для
фирм стран – участниц
3) интеграционное взаимодействие
позволяет его участникам
Локальный Фазы производственного процесса в рамках одной микроэкономической единицы
Микроуровень Фазы производственного процесса в рамках совокупности хозяйствующих единиц
Региональный (областной) Комплекс взаимодействующих хозсубъектов в определенном регионе внутри государства
Национальный Взаимодействующие секторы нескольких региональных комплексов в рамках государства
Мезорегиональный
Макроуровень Взаимодействие национальных комплексов в определенном регионе планеты
Мегауровень Интеграция в масштабах глобального экономического пространства
На практике пройти четыре первых этапа процесса международной экономической интеграции и перейти к решению задач завершающего этапа удалось лишь Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС), ныне -Европейский союз (ЕС). Формирование этого союза осложняется вступлением в его состав бедных регионов, на развитие которых выделяются весьма значительные суммы из общего бюджета ЕС.
Исходя из вышерассмотренной статьи, западноевропейская интеграция в своем развитии прошла следующие этапы:
1958—1969 гг. – этап создания зоны свободной торговли;
1968—1976 гг. – этап создания таможенного союза;
1987—1992 гг. – этап создания общего рынка;
с 1993 года – этап создания экономического и валютного союза (ЭВС).
Продвижение к ЭВС было запланировано в виде трех последовательных фаз:
а) 1990—1993 гг. – последовательная, связанная с либерализацией движения капиталов внутри ЕС, завершением формирования единого внутреннего рынка, разработкой мер по сближению ряда макроэкономических показателей стран-членов;
б) 1994—1998 гг. – учреждение Европейского
валютного института, разработка юридической
базы и процедур будущей Европейской
системы центральных банков во главе
с Европейским центральным
в) 1999—2002 гг. – осуществление участниками валютного союза единой валютной политики, введение евро сначала в безналичный, а потом в наличный оборот и изъятие из обращения национальных денежных знаков
Важнейшим элементом механизма западноевропейской интеграции выступает совместное проведение отраслевой и региональной политики.
Наибольшие успехи достигнуты в
проведении совместной аграрной политики,
которая преследует следующие цели:
максимально возможное
Начиная с 80-х годов в ЕС проводится активная региональная политика. Ее главными особенностями являются:
а) выделение всех средств из бюджета ЕС;
б) постепенный отказ от автоматизма и компенсирующего подхода в субсидировании, критериальность, адресность и гласность в выделении и использовании средств;
в) конкурсный характер выделения ассигнований;
г) комбинирование субсидий и коммерческого банковского финансирования.
Содействие региональному
1. Регионы, где душевой ВНП составляет менее 75% среднего по ЕС.
2. Регионы, испытывающие
3. Регионы с застойной
4. Регионы с технологической безработицей.
5. Сельские районы, страдающие от
недостатка структурных
6. Регионы с плотностью
Кроме рассмотренных основных форм сотрудничества в рамках ЕС осуществляется единая транспортная, промышленная, торговая политика, политика в области окружающей среды и социальная политика.
Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли (“North American Free Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3
триллиона долларов
Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов: во-первых, географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик; во-вторых, тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США и, наконец, усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.
Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет. Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.
В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила и создание законов, которые бы управляли такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права. На сегодняшний день цели НАФТА включают:
снятие барьеров и стимулирование
движения товаров и услуг между
странами-участниками
создание и поддержание
привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;
создание действенных
установление базы для будущей трехсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.
Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет. Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.
В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила и создание законов, которые бы управляли такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права. На сегодняшний день цели НАФТА включают:
снятие барьеров и стимулирование
движения товаров и услуг между
странами-участниками
создание и поддержание
привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;
создание действенных
установление базы для будущей трехсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.